Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:31, курсовая работа
Цель дипломной работы – провести анализ деятельности и роли Центрального Банка РФ в денежно-кредитной политике на всем пути становления банковской системы страны. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть сущность и цели денежно-кредитной политики;
- рассмотреть историю развития денежно-кредитной политики;
- обозначить роль Центрального банка в денежно-кредитной политике;
- определить объекты и субъекты денежно-кредитной политики;
- рассмотреть этапы разработки денежно-кредитной политики;
- определить инструменты и методы денежно-кредитной политики;
- провести анализ денежно- кредитной политики Банка России;
- рассмотреть проблемы денежно- кредитной политики и пути их решения.
Введение………………………………………………………………………. 4
Гл. 1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики……………… 6
Сущность и цели денежно-кредитной политики………………………. 6
История развития денежно-кредитной политики……………………... 9
1. 3 Роль Центрального банка в денежно-кредитной политике …………. 21
Гл. 2 Денежно-кредитная политика Банка России………………………… 27
2.1 Объекты и субъекты денежно-кредитной политики…………………. 27
2.2 Разработка денежно-кредитной политики…………………………….. 33
2.3 Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России. 36
Гл. 3 Анализ денежно- кредитной политики Банка России……………….. 57
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики в 2013 г. и на период 2014 - 2015 гг……………………………………………………….. 57
3.2 Проблемы денежно- кредитной политики и пути их решения……….. 68
Заключение……………………………………………………………………. 78
Список литературы………………………………………………………….. 81
До 1860 года в России отсутствовали частные банки. Период с 1733 по 1860 г. характеризовался монополией государства в банковской сфере. За исключением нескольких городских общественных банков, а также двух десятков частных банкирских домов и конторы придворных банкиров, обслуживавших государственные внешнеторговые операции.
Государственный банк России был утвержден в 1860 году по указу императора Александра II. Банк был подчинен Министерству финансов и действовал на основании устава, согласно которому являлся банком краткосрочного коммерческого кредита. Банк должен был содействовать «упрочению денежной кредитной системе». Вначале он не имел эмиссионного права, обладая лишь разрешением о «временных выпусках» в небольших объемах кредитных билетов, учитывал векселя и срочные обязательства, выдавал ссуды и открывал кредиты, покупал и продавал ценные бумаги, иностранную валюту.
Изменения в деятельности Государственного банка были связаны с министром финансов С.Ю. Витте, сторонником идеи «национальной экономики», предусматривавшей широкое кредитование отечественных производителей. В 1984 г. был принят новый устав, закрепивший право выдавать «промышленные» ссуды, значительную часть которых представляли кредиты промышленности и торговле, крестьянам и ремесленникам. Возросли объемы кредитования отдельных предприятий, преимущественно тяжелой промышленности. А в результате денежной реформы 1895-1897 гг. банк получил эмиссионное право.
Целью денежно-кредитной политики Государственного банка Российской империи было поддержание стабильности курса национальной валюты и поступательное развитие отечественной экономики. В начале ХХ в. в Российской империи окончательно сложилась двухуровневая банковская система.
В период Первой мировой войны кредитные институты превратились в спекулятивные учреждения, конкурирующие за благорасположение правительственной власти, ставшей безоговорочным финансовым и денежным монополистом в рамках сужающегося кредитного рынка. Был уничтожен денежный порядок, к установлению которого Госбанк готовился около четырех десятилетий с момента его образования. Был отменен размен кредитных билетов на золото, вексельное обращение было расстроено, на Госбанк была возложена ответственность по реализации правительственных займов и благотворительных лотерей.
Революция 1917 г. внесла изменения в политическое и экономическое устройство России. Основными принципами развития экономики социалистического государства стали: монополия государственной собственности, централизованное плановое управление, которые также относились к сфере денег и кредита. После событий 1917 г., согласно декрету «О национализации банков», Государственный банк был преобразован в кредитное учреждение новой власти. В стране была введена государственная монополия на банковское дело. Все банки были слиты с Государственным банком, который стал называться Народным банком. В его функции входило:
- кредитование и финансирование государственных, кооперативных и частных предприятий;
- организация расчетов в народном хозяйстве, денежного оборота;
- операции по кассовому исполнению бюджета.
Новая экономическая политика внесла некоторые изменения в экономическое устройство России. Так, восстанавливались и развивались товарно-денежные отношения, получила развитие частная и кооперативная формы собственности, создавались банки различных форм собственности и сферы обслуживания. Это отразилось и на денежно-кредитной политике страны. В октябре 1921 г. был учрежден Государственный банк РСФСР, реорганизованный в 1923 г. в Госбанк СССР. Он принял активное участие в возрождении финансовой системы страны и был проводником денежной реформы 1922-1924 гг. В его функции входило:
- кредитование государственных предприятий;
- кредитование кооперативных и частных промышленных предприятий;
- регулирование внутренней торговли и денежного оборота;
- исполнение бюджета.
Однако дальнейшему развитию экономики СССР денежно-кредитная система НЭПа перестала соответствовать.
В начале 30-х годов при переходе к принципам централизованного планирования в экономике была проведена реформа кредитной системы, в результате которой деятельность Государственного банка утратила рыночный характер. Госбанк стал выполнять функции единого расчетного и кассового центра государства, являлся органом планового кредитования экономики и был полностью зависим от государственных органов управления, подчинялся правительству.
Денежно – кредитное регулирование осуществляли:
а) центральные партийные и государственные органы, В обязанности которых входило издание нормативных актов, утверждение сводного кредитного плана, процентных ставок по активным и пассивным операциям, проведение реорганизации кредитной и денежной систем;
б) Госбанк СССР, который
осуществлял оперативное
Денежно-кредитное регулирование составляло часть общего регулирования и имело вспомогательное значение по отношению к планированию материальных процессов. Это была система мероприятий по централизованному управлению кредитным процессом, начиная от создания и определения структуры кредитных учреждений до формирования элементов кредитного механизма и процентной политики.
Цели денежно-кредитного регулирования заключались в обеспечении народного хозяйства средствами для выполнения плановых заданий, обеспечении единства в деятельности кредитных учреждений. Денежно-кредитное регулирование в этот период осуществлялось в виде составления и выполнения кредитных планов, инструктивных материалов и рекомендаций Государственного банка СССР.
Эффективность денежно-кредитного регулирования заключалась в единой системе управления кредитным процессом, четкой организации контроля, высоком уровне исполнительной дисциплины в системе банков.
Существование в тот
период одноуровневой
Финансовые потоки
были разделены между
В 1987 году при проведении банковской реформы была установлена двухуровневая банковская система. Необходимость создания двухуровневой банковской системы была обусловлена противоречивым характером рыночных отношений. С одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня – коммерческими банками и кредитными учреждениями. С другой стороны, этим отношениям необходимо регулирование, то есть контроль и целенаправленное воздействие, и это обстоятельство требует создания особого института в виде Центрального банка.
Во всех прочих отношениях функции Госбанка остались неизменными до 1992 г. В механизме распределения кредитов не было привнесено рыночных элементов. Процентные ставки были низкими и нередко еще больше снижались при выдаче льготных кредитов. Госбанк был официально ликвидирован 25 декабря 1991 г. и его функции перешли к Центральному банку России (ЦБР). Однако вначале ЦБР играл пассивную роль и его основной задачей было финансирование бюджетного дефицита.
С началом реформ в 1990-х годах на базе Российской республиканской конторы Госбанка СССР был учрежден Госбанк РСФСР, который после упразднения Государственного банка СССР стал выполнять его функции и получил его имущество на территории РСФСР. С принятием в декабре 1990 г. закона о Центральном банке РСФСР банк стал выполнять функции выпуска и изъятия денег из обращения.
Важнейшей функцией Центрального банка России стала разработка и осуществление совместно с Правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Для денежно-кредитной политики в первый период рыночных преобразований были характерны отсутствие постоянных целевых ориентиров, несогласованность действий правительства РФ и Банка России. Если задача правительства состояла в управлении денежными конструкциями и в предотвращении инфляционных процессов, то перед Банком России стояла задача удовлетворения возросших потребностей экономики в платежных средствах и одновременно контроля над темпом роста денежной массы в целях ограничения монетарных факторов инфляции.
Денежно-кредитную политику, начиная с 1990 года, можно разделить на 3 этапа:
1 - 1992-1996 гг. – период гиперинфляции и очень высокой инфляции;
2 - 1996-1998 гг. - снижающаяся, но высокая инфляция (до дефолта);
3 - период после дефолта (после 1998 г.).
В период гиперинфляции 1992-1996 годов какая-либо последовательная денежно-кредитная политика практически отсутствовала. Это был начальный этап трансформации банковской системы. И все его проблемы и неудачи отразились на финансовой и денежной системах страны. Совместные проблемы привели к очень высокой инфляции и общей неустойчивости финансовой системы страны. Основными инструментами Банка России, которые он использовал в денежно-кредитной политике в этот период, были ставка рефинансирования (очень высокая - до 200-210% в 1993-1995 гг.), норма обязательных банковских резервов, регулирование валютного курса (включая административные меры), государственные ценные бумаги ГКО и международные государственные заимствования.
В 1996-1998 гг. (до дефолта) Центральный банк и правительство проводили направленную политику по снижению уровня инфляции. Для этого использовались следующие основные инструменты:
- внешние заимствования,
включая выпуски государственны
и кредиты МВФ;
- внутренние заимствования с помощью государственных ценных бумаг ГКО и ОФЗ
- ставку рефинансирования;
- валютный коридор для курса рубля.
Начиная с 1995 года Центральный банк установил пределы колебаний обменного курса рубля и определил границы его изменений.
С 1 января 1998 г. на трехлетний период (1998-2000 гг.) устанавливается центральный обменный курс на уровне 6,2 рубля за один
доллар США (после деноминации), при котором возможные отклонения
не могут превышать 15%.
С августа 1998 года Банк России перешел к проведению политики плавающего курса рубля в рамках новых границ валютного коридора, который установлен на уровне 6-9,5 руб./доллар. А в сентябре Банк России объявил об отмене верхней границы изменения официального курса рубля 9,5 руб./долл.
Сравнительно стабильный курс рубля и сравнительно невысокий относительно прежних лет уровень инфляции (1997 год - 11%) обеспечивался за счет роста внешних долгов и непрерывных выпусков государственных краткосрочных ценных бумаг (ГКО). Низкий спрос на ГКО и ОФЗ предопределил высокие процентные ставки по ним и их быстрый рост в условиях слабой экономики. Низкая инфляция и повышение уровня жизни населения оказались виртуальными. Этот процесс шел за счет роста долгов, а не развития производств. Реальный сектор экономики оказался без денежных средств и без экономических стимулов к развитию. Норма доходности на рынке ГКО-ОФЗ и на депозитах в коммерческих банках была выше. Финансовая пирамида ГКО-ОФЗ в итоге рухнула, привела к дефолту, к высокой инфляции и снижению реальной средней зарплаты.
Кризис 1997 – 1998 гг. являлся валютным кризисом, в основе которого лежала возраставшая несбалансированность валютных активов и
обязательств российских денежных властей. Причиной российского кризиса была экспансионистская денежно-кредитная и безответственная валютная политика, проводимая Центральным банком России в период действия так называемого валютного «коридора».2
Таким образом, сочетание сверхвысоких процентных ставок по ГКО-ОФЗ и необоснованного роста их выпусков с политикой валютного коридора привели в стремительному «набегу» международных валютных спекулянтов на российский рынок ГКО - ОФЗ и огромному оттоку капитала. Искусственно поддерживаемый относительно стабильный курс рубля
приводил к сверхдоходам на рынке ГКО-ОФЗ в иностранной валюте.
После дефолта и падения курса рубля более чем в 4 раза Банк России проводил политику:
- стабилизации денежно-кредитной системы;
- реструктуризации и повышения эффективности банковской системы;
- роста золотовалютных резервов;
- соответствующего роста
денежной массы за счет
- сдержанной политики государственных заимствований;
- политики сокращения государственного долга;
- дорогих кредитов;
- уменьшения оттока частного капитала;
- повышения инвестиционной привлекательности страны;
Информация о работе Анализ денежно- кредитной политики Банка России