Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 18:08, курсовая работа
Таким образом, тема курсовой работы “Анализ качества и конкурентоспособности экспортной продукции” актуальна на данном этапе экономического развития Республики Беларусь.
Объектом исследования является СП ОАО «Спартак».
Предметом исследования выступает качество и конкурентоспособность продукции.
Методы исследования: синтез, экономический анализ, статистический анализ, сравнение, логический метод.
Основной целью написания курсовой работы является изучение и выбор направлений совершенствования качества и конкурентоспособности продукции на СП ОАО «Спартак».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ……….…...5
1.1 Понятие экспортной продукции и государственное регулирование экспорта в Республике Беларусь………………………………………..………..5
1.2 Задачи и информационная база анализа качества и конкурентоспособности экспортной продукции……………………………....14
1.3 Методика анализа качества и конкурентоспособности экспортной продукции ………………………………………………………………..............16
2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ НА СП ОАО “СПАРТАК”……………………………………..26
2.1 Технико-экономическая характеристика организации……………………26
2.2 Анализ показателей качества………………………………………….........32
2.3 Оценка конкурентоспособности экспортируемых товаров………...…….39
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ НА СП ОАО “СПАРТАК”…….……............51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….….…
Таблица 1.1.1 – Товарная структура экспорта Республики Беларусь
2000 |
2005 |
2006 | ||||
млн. долл. США |
в % к итогу |
млн. долл. США |
в % к итогу |
млн. долл. США |
в % к итогу | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Всего |
7326,4 |
100 |
15979,3 |
100 |
19733,7 |
100 |
в том числе: |
||||||
машины, оборудование и транспортные средства |
1847,9 |
25,2 |
3240,3 |
20,3 |
3937,3 |
19,9 |
Минеральные продукты |
1482,1 |
20,2 |
5652,3 |
35,4 |
7661,2 |
38,8 |
черные, цветные металлы и изделия из них |
530,3 |
7,2 |
1195 |
7,5 |
1496,9 |
7,6 |
продукция химической промышленности |
1454,1 |
19,8 |
2392,2 |
15,0 |
2837,4 |
14,4 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
313,9 |
4,3 |
558,7 |
3,5 |
548,2 |
2,8 |
Окончание таблицы 1.1.1
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
текстиль и текстильные изделия |
468,9 |
6,4 |
614,0 |
3,8 |
654,3 |
3,4 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
47,8 |
0,7 |
81 |
0,5 |
89,3 |
0,45 |
продукция пищевой промышленности и сырье для ее производства |
503,3 |
6,9 |
1328,6 |
8,3 |
1483,5 |
7,5 |
Прочие |
678,1 |
9,3 |
917,2 |
5,7 |
1025,6 |
5,2 |
Анализ таблицы 1.1.1 позволяет сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в товарной структуре экспорта Республики Беларусь имеет группа «минеральные продукты». На их долю в 2006 году приходилось 38,8% белорусского экспорта. В структуре экспортных поставок в 2000 году преобладали машины и оборудование, на долю которых приходилось 25,2 % от общего объема экспорта. Однако их удельный вес на протяжении рассматриваемого периода снижался и в 2006 году составил 19,9 процента. Значительный удельный вес в товарной структуре белорусского экспорта имеет продукция химической промышленности [8].
Основным звеном внешнеэкономической деятельности является предприятие. Расширение экспорта на уровне предприятия означает дополнительные возможности использования преимуществ международной производственной кооперации и увеличения степени свободы в выборе наиболее эффективных путей решения производственных задач.
В Республике Беларусь структурообразующую основу экономики составляют крупные предприятия. Являясь, по сути, монополистами в национальной экономике, большинство из них в финансовом, экономическом и организационном отношении пока слабы на мировых рынках. Основная доля экспортных товаров производится небольшим количеством крупных предприятий. Более 55% экспорта дают всего два десятка крупных предприятий. Или такая цифра: 70% объема экспорта Министерства промышленности обеспечивают пять предприятий (РУП «Белорусский металлургический завод», ПО «БелавтоМАЗ», РУП «МТЗ» РУП «БелАЗ», ЗАО «Атлант»). В структуре экспорта концерна «Белнефтехим» 50,4% занимают нефтепродукты, производимые на ОАО «Мозырский НПЗ» и ОАО «Нафтан», 18,4% – калийные удобрения ПО «Беларуськалий». А на все другие виды продукции приходится менее 30 процентов.
Следует учитывать тот факт, что многие ресурсы, которые активно использовались и дали высокий результат за предыдущие пять лет в настоящее время значительно исчерпали потенциал дальнейшего увеличения темпов роста экспорта. Высок и уровень износа активной части основных производственных фондов предприятий [9, c. 49].
Экспорт, являясь мощным стимулирующим фактором экономического роста, играет роль локомотива в развитии промышленного производства, технологий, рынка создаваемых товаров и услуг, повышении в ВВП доли продукции высокой степени переработки, отвечающей международному уровню и спросу, а также позволяет преодолеть кризисные явления в деятельности предприятий, способствует поддержанию уровня производства и занятости [10].
Экспортная деятельность на предприятии является инструментом расширения рынка и способом получения доступа к современным технологиям из других стран. Экспортирование продукции означает участие в жесткой конкурентной борьбе, которая не только открывает возможность повышения эффективности, но и создает опасность вытеснения с рынка более конкурентоспособными соперниками.
Стимулирование экспорта, подразумевающее проведение наступательной торговой политики на мировых рынках, является важной частью внешнеэкономической политики многих стран, особенно развивающихся и с переходной экономикой. Его система (инструменты, институциональные исполнители, характер их взаимодействия) в каждой стране оригинальна, зависит от социально-экономического строя и степени государственного вмешательства в рыночные экономические процессы [6, c. 17].
Опыт зарубежных стран указывает на широкие возможности государства в области стимулирования экспорта. Оно может оказывать предприятиям содействие в выходе на зарубежные рынки, в продвижении новых товаров, например посредством поддержки, их участия в выставках, снабжения необходимой рыночной информацией, а также совершенствования законодательства, решения вопросов гарантий и страхования, правовой защиты на рынках, стимулирования производства наукоемкой и потенциально конкурентоспособной продукции.
Рост экспорта является одной из основных стратегических задач развития Беларуси. Так, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы записано, что одной из основных целей внешнеэкономической деятельности страны является создание благоприятных условий для участия белорусских товаров в международном торгово-экономическом обороте и обеспечение условий роста экспорта.
В стране принята Национальная программа развития экспорта на 2006-2010 годы, представляющая собой концептуально целостный, системный документ, определяющий экспортную стратегию Беларуси в среднесрочном периоде. В ней четко идентифицируются важнейшие проблемы развития экспорта белорусских предприятий, содержится квалифицированный анализ имеющихся ограничений и угроз развитию экспортного потенциала страны, предложены конкретные направления совершенствования механизма поддержки экспорта, позволяющие реализовывать скрытые возможности и устранить выявленные ограничения развития.
Целью национальной программы на 2006-2010 годы является максимально полная реализация экспортного потенциала страны, обеспечение повышения конкурентоспособности товаров и услуг, его эффективности и рост объема экспорта по важнейшим показателям [9, с. 50].
Особенностью программы является то, что в ней сделан акцент на активную роль государства в стимулировании и финансировании маркетинговых исследований и продвижении товаров. Это относится практически ко всем отраслям. Можно лишь выделить несколько примеров: использование возможностей Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен в изучении зарубежных рынков в области лесного хозяйства; расширение дилерской сети предприятий и создание торговых домов концерна «Беллегпром» на территории Российской Федерации; обеспечение информационной поддержки развития экспорта белорусских предприятий. Также предусмотрено учреждение специализированного национального экспортно-импортного банка.
Программой предусмотрена унификация законодательства в области стандартизации. В частности внедрение европейских стандартов и норм в области промышленных товаров: использование стандартов ИСО 9000 и 14000 в лесном и сельском хозяйстве, текстильной промышленности, электроэнергетике; стандартизация и сертификация нефтепродуктов, минеральных удобрений, продукции химической и нефтехимической промышленности в соответствии с международными требованиями.
Особый акцент в программе делается на поддержание экспорта наукоемкой продукции, при этом особое значение придается бюджетному субсидированию наукоемких производств [9, с. 52 – 53].
Программой развития экспорта предусмотрено повышение эффективности внешней торговли и доходов от экспорта, в первую очередь, за счет получения доходов от доставки товаров.
Наращивать экспортные поставки намечается за счет освоения выпуска новых более конкурентоспособных товаров с высокой долей добавленной стоимости, наукоемкой продукции. Кроме того, планируется развивать товаропроводящую сеть. Предусмотрено развивать в Беларуси электронную торговлю как одну из форм внешней торговли.
Программой предусматривается два сценария развития экспорта – базовый и оптимистический, рассчитанный на более благоприятную конъюнктуру зарубежных рынков. В рамках базового варианта предполагается рост белорусского экспорта в 1,55 раза к уровню 2005 года, оптимистического — в 1,8 раза. При этом в двух случаях намечен опережающий рост экспорта услуг по сравнению с увеличением поставок товаров. Оба варианта предусматривают выход на устойчивое положительное сальдо внешней торговли [11].
Реализация Национальной программы развития экспорта осуществляется в контексте вступления Беларуси в ВТО. Сегодня по ряду товарных позиций белорусский экспорт сталкивается с защитными ограничениями зарубежных государств в виде антидемпинговых и специальных пошлин, а также количественных ограничений. Поэтому присоединение республики к ВТО является важным фактором для пересмотра и отмены всех дискриминационных мер стран-членов ВТО в отношении белорусского экспорта.
Вступление Беларуси в ВТО сделает ее экономику более открытой и понятной для торговых партнеров, обеспечит доступ товаров отечественных производителей к рынкам около 150 государств мира, уменьшит вероятность частых изменений в торговой политике государства, даст возможность использовать правила ВТО для продвижения своих торгово-экономических интересов путем эффективного участия в многосторонних торговых переговорах. Гармонизация белорусского законодательства с системой многосторонних соглашений ВТО, предусмотренная в программе, уменьшит риски осуществления внешнеэкономической деятельности в силу того, что применение защитных мер против экспортеров страны-члена ВТО – четко регламентированная и единая для всех процедура.
Экспортная деятельность субъектов хозяйствования Республики Беларусь осуществляется в соответствии с национальным и международным законодательствами.
Первым комплексным актом Республики Беларусь, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, стал закон Республики Беларусь «Об основах внешнеэкономической деятельности», принятый 25 октября 1990 года. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 февраля 1992 года N 50 «О квотировании и лицензировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь» и иными нормативными актами введен общий порядок экспорта и импорта товаров (продукции) участников внешнеэкономических связей вне зависимости от форм собственности. С 15 июня 2005 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Данный закон определяет правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения национальной безопасности, стимулирования развития национальной экономики, обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности [12, 13].
Серьезный шаг на пути совершенствования внешнеторговой деятельности был сделан с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций». Указ утвердил Положение о порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций. Указ также установил, что к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь применяются экономические санкции за ряд правонарушений в области внешней торговли и установил достаточно строгие рамки в отношении расчетов по внешнеторговым договорам.
Меры по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами определены также и в Законе Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами».
25 августа 2006 г. Президентом Республики Беларус
Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности экспортной продукции