Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:44, курсовая работа
Цель исследования: изучение текучести кадров на предприятии и нахождение путей ее снижения.
Задачи исследования:
1. Исследовать современные подходы к оценке текучести персонала.
2. Выявить факторы, вызывающие текучесть персонала.
3. Исследовать методы снижения уровня текучести кадров.
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ5
1.1 Современные подходы к оценке текучести персонала5
1.2 Факторы, вызывающие текучесть персонала14
1.3. Управление процессом текучести кадров и методы снижения ее уровня23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕКУЧЕСТИ ПЕРСОНАЛА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО ТД «ВЕСНА»35
2.1 Общая характеристика торгового предприятия ООО ТД «Весна»35
2.2 Анализ состава и структуры персонала торгового предприятия ООО ТД «Весна» 39
2.3 Анализ причин текучести персонала на ООО ТД «Весна» 46
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПО СНИЖЕНИЮ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО ТД «ВЕСНА» 56
3.1 Проект мероприятий, направленный на повышение мотивации персонала 56
3.2 Рекомендации по улучшению социально-психологического климата в коллективе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ79
Для обстоятельного анализа текучести следует использовать специальные анкеты и анкеты для анализа мотивации к труду.
При увольнении по собственному желанию в зарубежных организациях практикуется проведение заключительного интервью.
Заключительное интервью позволяет:
а) взвешенно оценить факт увольнения и все связанные с ним последствия;
б) оказать бывшему сотруднику психологическую поддержку, если он в таковой нуждается;
в) получить дополнительную информацию о состоянии дел в организации;
г) частично или полностью
снять различные претензии
д) в некоторых случаях
предотвратить увольнение, сохранив
для организации ценного
Главные цели заключительного
интервью: анализ «узких мест» в
организации; попытка, при необходимости,
повлиять на решение сотрудника об
увольнении. Информация, получаемая из
заключительного интервью, может
служить основой для
1) проведение беседы на
высоком уровне
2) перенос беседы на
более поздний срок, когда причины
увольнения и общая ситуация
в организации будут
После того как выявлены и проанализированы причины текучести кадров, необходимо разработать программу действий, направленных на приведение этого показателя к нормальному значению.
Особое внимание следует уделить снижению активной текучести кадров.
Для этого необходимо совершенствовать
условия труда и систему
Структура мотивов ухода
квалифицированных специалистов и
руководителей сотрудников
1. Слишком высокая квалификация,
отсутствие сложных заданий,
2. Недостаточная квалификация
для выполнения порученных
3. Отсутствие ощущения
достижения, видимых результатов
работы также подрывает «
4. Невозможность использовать
какие-либо навыки сотрудника, которые
он сам ценит. Наиболее
5. Игнорирование идей
и инициативы очень тяжело
переносится как узкими
6. Отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства и коллег демотивирует сотрудника.
Депривация таких потребностей, как внимание, уважение, признание, не заставит себя долго ждать. Работа исключительно ради денег быстро превращается в каторгу. Даже отрицательная обратная связь воспринимается легче и «с благодарностью», нежели отношение к сотруднику и его достижениям как к пустому месту [19, с.126].
Таким образом, причин, порождающих текучесть персонала, довольно много. Сами работники наиболее часто называют такие:
- отсутствие возможности профессионального роста;
- невостребованность работы высшим руководством;
- отсутствие у компании средств на персонал;
- снижение уровня заработной платы вследствие инфляции;
- социальная незащищенность;
- проблемы с корпоративной дисциплиной;
- отсутствие перспектив карьерного роста;
- оторванность руководства от рядовых работников;
- отсутствие прозрачной, понятной, эффективной системы мотивации;
- деление людей на «старых»
и «новых», «своих» и «
- установление зарплат не по вкладу, а по приближенности к руководству;
- отсутствие заинтересованности у руководства в сохранении персонала;
- несоответствие
- несложившиеся отношения в коллективе, с руководством;
- увольнение «за компанию» с коллегами по работе [25, с.68].
Таким образом, менеджеру
по персоналу следует
1.3. Управление процессом текучести кадров и методы снижения ее уровня
Увольнение работников с их последующей заменой может быть удивительно дорогостоящим мероприятием для организации, поэтому текучестью кадров необходимо управлять, снижая ее до приемлемого уровня.
Стоимость текучести кадров увеличивается, когда работники являются более узкоспециализированными, когда их труднее найти и они требуют более тщательной подготовки.
По мнению Р. Беннетта, стоимость текучести кадров складывается из следующих компонентов:
- более низкий уровень
производства в период
- упущенный объем производства во время замены работника;
- оплата сверхурочной работы других работников, вынужденных выполнять работу в период замены работника;
- возможное использование
на более простой работе более
квалифицированных работников
- стоимость брака и отходов в период освоения новичком работы;
- стоимость привлечения,
отбора и медицинского
- затраты на обучение;
- административные расходы,
связанные с удалением из
Текучесть кадров наносит
компании немалый ущерб. Сегодня, по
оценкам отечественных и
По исследованиям И. Григорьевой, затраты составляют:
- на замену рабочих 7-12% их годовой заработной платы,
- специалистов - 18-30%,
- управляющих - 20-100%.
Другая сторона, которая в итоге отражается на издержках, - потеря времени. На поиск подходящей замены ушедшему затрачивается до 2 месяцев и месяц на оформление нового сотрудника на работу, переподготовку и адаптацию. [11, с.98]
Таким образом, при высоком значении уровня текучести организация может понести существенные расходы, которые не всегда очевидны на первый взгляд.
Поэтому основой управления движением персонала является установление закономерностей процесса текучести кадров. Знание этих закономерностей делает возможным определение наиболее эффективных управленческих воздействий.
Зависимость интенсивности
текучести кадров от социально-демографических
характеристик настолько
Знания закономерностей влияния личностных характеристик работника на его склонность к перемещениям позволяет:
- во-первых, прогнозировать количество увольнений,
- во-вторых, находить пути
смягчения отрицательного
Известен, к примеру, опыт определения будущего уровня текучести кадров в зависимости от времени пребывания работников на предприятии.
Подробное изучение текучести кадров осуществляется с помощью специальных обследований в двух направлениях:
1) для создания общего
портрета увольняющихся (на
2) для изучения причин
ухода, в качестве которых
Поэтапно приведение уровня
текучести к приемлемому
Рассматриваемая ниже методика
предполагает упорядоченную поэтапную
деятельность, осуществление которой
следует возложить
1 ЭТАП. Определение уровня
текучести кадров. На этой стадии
необходимо ответить на
2 ЭТАП. Определение уровня
экономических потерь, вызванных
текучестью кадров. Это очень
важный этап и в то же
время один из наиболее
Дело в том, что с началом проведения в стране экономических реформ одним из первых управленческих аспектов, которым стали пренебрегать предприятия, стало нормирование труда, изначально призванное выявлять резервы производительности труда. Предприятий, на которых ведется учет затрат рабочего времени, разрабатываются, соблюдаются и регулярно пересматриваются трудовые нормы, на сегодняшний момент можно назвать единицы.
Провести экономическую
оценку текучести персонала
1. Потери, вызванные перерывами
в работе, определяются как произведение
трех показателей:
Ппер = В * Т * Чт, (12)
где: Ппер - потери, вызванные перерывами в работе;
В - среднедневная выработка на одного человека;
Т - средняя продолжительность перерыва, вызванного текучестью;
Чт - число выбывших по причине текучести.
2. Потери, обусловленные
необходимостью обучения и
По = (Зо * Дтек) / Кизм, (13)
Информация о работе Анализ состава и структуры персонала торгового предприятия ООО ТД «Весна»