Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:58, дипломная работа
Для многих государств современного мира внешняя задолженность является предметом постоянной обеспокоенности и финансовых забот, она прямо влияет на состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат, жизненный уровень народа
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1.
1.1.
1.2.
1.3.
Глава 2.
2.1.
2.2.
2.3.
Глава 3.
3.1.
3.2. Сущность внешнего государственного долга…………………….
Понятие внешнего государственного долга, его состав и структура…………………………………………………………………
Нормативно-правовые основы регулирования внешнего государственного долга России…………………………………….
Основные направления сокращения внешней долговой зависимости…………………………………………………………….
Анализ состава, структуры и динамики внешнего государственного долга России в период с 2008 по 2011гг. …..
Состав и структура внешнего государственного долга России в 2008 - 2011гг. …………………………………………………………
Анализ факторов влияния на внешний долг России ………….
Оценка современной внешней долговой нагрузки России на основании индикаторов государственного долга …………….....
Проблемы и перспективы внешних заимствований в России..
Проблематика внешнего российского долга……………………...
Пути решения долговых проблем России………………………… 6
6
10
13
22
22
24
34
39
39
41
Заключение………………………………………………………………………… 47
Список использованной литературы…………………………………………. 49
Приложения
Здесь следует учесть экономические прогнозы аналитиков на 2010г.5 Так, предполагается, что в 2010г. российскую экономику ожидает умеренный рост: средняя цена на нефть вырастет до 65-70 долл. США (по данным Минфина, средняя цена на Urals в ноябре 2009г. составила 76,11 долл.США за баррель, за январь-ноябрь этого года - 59,92 долл.США). Благодаря этому ВВП незначительно, но подрастет - на 5%. По мнению аналитиков, рост стоимости энергоресурсов поможет национальной валюте удержать текущие позиции в 28-29 руб. за доллар. Инфляция в 2010 г., по мнению аналитиков, снизится до 5,3-8%. К тому же со следующего года Минфин планирует выходить на рынки внешних займов, их предельный объем может составить 17,8 миллиарда долл.США.
Таким образом, очевидно, что в ближайшее время сокращения внешнего долга не предвидится, а значит из трех рассчитанных прогнозов наиболее вероятными окажется показатель, находящийся в границах от 480,1 млрд.долл.США до 487,4 млрд.долл.США.
2.3. Оценка современной внешней долговой нагрузки России на основании индикаторов государственного долга
Для измерения государственного долга и международного сравнения долговой зависимости отдельных стран в мировой практике применяется ряд показателей и индикаторов государственного долга, которые помогают оценить внешнюю долговую нагрузку страны.
Наиболее распространенным является показатель отношения внешнего долга к ВВП. Он определяет возможность обслуживания внешнего долга, погашения платежей за счет произведенного продукта данного года.
Если при анализе данного индикатора использовать ВВП, рассчитанный в долларах на базе обменного курса рубля, то в этом случае пороговое значение по разным оценкам колеблется от 60 до 80%. Превышение страной этой величины – показатель ее сомнительной платежеспособности, свидетельствующей о непосильной долговой нагрузке.
Рассчитаем данный показатель на 1.10.2009г.
*По курсу долл. США к рублю на 1.10.2009г., 1 долл.США=30,0087руб. А значит объем внешнего долга, выраженный в рублях, составит 14626,24 млрд.руб. (487,4млрд. 30,0087руб.)
Разница между настоящим отношением внешнего долга к ВВП (53,9%) до порогового (60%) всего 6% - это говорит о резком ухудшении внешней платежеспособности РФ, что во многом объясняется возросшим объемом внешних заимствований страны.
Для более точной оценки тяжести внешнего долга его следует сравнивать не столько с ВВП, сколько с денежной массой. И действительно, обремененность государства внешним долгом определяется способностью его обслуживать, что в свою очередь зависит в большей степени от величины денежной массы, чем от размеров ВВП.
На 1.10.2009г. имеем следующий показатель:
Если принять в качестве базового пороговое значение в 60-80%, то значение отношения общей суммы внешнего долга РФ к денежной массе находится далеко до предела допустимой границы.
Для оценки долговой нагрузки важным является также показатель отношение внешнего долга к экспорту. Этот показатель характеризует, насколько объем экспорта сопоставим с объемом государственного внешнего долга. Он позволяет судить, насколько страна в состоянии покрывать валютными доходами от национального экспорта свою внешнюю задолженность.
Для национальной экономики, приемлемой является такая ситуация, когда такое отношение не превышает 200%. При таком или ниже значении этого показателя выручки от экспорта будет достаточно для покрытия внешних заимствований, а рост долговой зависимости не будет представлять серьезную угрозу для национальной экономики.
По состоянию на 1.10.2009г.:
Данный показатель превышает приемлемый на 34,1%, однако, нужно учитывать, что до конца года остался еще 1 квартал, и ситуация может измениться. Но тем не менее есть еще ряд обстоятельств, которые опровергают мнение о «нормальном» значении указанного показателя долговой зависимости страны.
Прежде всего, негативную оценку в плане поиска источников погашения внешней задолженности вызывает структура российского экспорта, в которой доминируют два товара - газ и нефть, цены на которые подвержены резким колебаниям. Кроме того, экспортный потенциал страны уже невозможно наращивать за счет энергоресурсов. Отсутствует возможность масштабного расширения экспорта энергоносителей за счет их отвлечения из внутреннего потребления без дальнейшего сокращения отечественного производства.
Россия также постепенно теряет свои конкурентные преимущества в топливно-сырьевых отраслях в связи с неуклонным повышением затрат на разведку, добычу и обогащение первичного сырья. В нашей стране добыча и доставка топлива и сырья продолжают дорожать как по причине ухудшения условий добычи при продвижении ее в труднодоступные регионы, так и в связи с износом промышленного оборудования и трубопроводов, требующих замены.
Важное значение имеет также показатель величины внешнего долга на душу населения. Данный показатель более точно отражает степень внешнеэкономической зависимости страны, чем абсолютное значение внешней задолженности.
Взрывоопасной может быть ситуация, когда страной накоплен большой краткосрочный долг. В связи с этим рассчитывается отношение краткосрочного долга к внешнему долгу.
По состоянию на 1.07.2009г. в России доли краткосрочного внешнего долга и долга долгосрочного распределяются следующим образом:
13,5% против 86,5% весьма
приемлемое соотношение, ведь
если краткосрочный долг высок,
Немаловажен еще один показатель – отношение официальных международных резервов к внешнему долгу, который характеризует, может ли страна использовать свои резервы (и какую их часть) для погашения внешнего долга.
На 1.10.2009г. величина внешнего долга в 1,2 раза превышает международные резервы страны:
Россия не является лидирующим должником. Она относится к числу стран со средним уровнем внешнего долга, уступая США, Великобритании, Германии и некоторым другим странам - и занимает 21 строчку в рейтинге стран-должников Central Intelligence Agency (по состоянию на 31 декабря 2008г.)6.
Формально по некоторым показателям уровень внешней задолженности России не превышает критических значений. Однако, в ближайшие годы возможна ситуация, когда объемы государственного внешнего долга будут в пределах соответствующих пороговых значений. В итоге становится очевидным критическое состояние внешней задолженности в России. Но долгового кризиса нет, и страна способна обслуживать внешний долг экономическими методами.
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНИХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В РОССИИ
3.1. Проблематика внешнего российского долга
В последние годы Россия всеми силами стремилась сократить долги, накопленные еще со времен СССР и предыдущего кризиса десятилетней давности, но экономические потрясения 2008г. снова отбросили государство в борьбе со своим долгом на несколько позиций назад.
Несмотря на то, что размер внешнего государственного долга является предельно допустимым в контексте сохранения финансовой и экономической безопасности государства, структура внешних заимствований вызывает беспокойства.
Дело в том, что сегодня отчетливо наблюдается трансформация частного корпоративного долга в долг государственный. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был признан самым низким из всех стран мира, задолженность банков и российских предприятий продолжает наращиваться быстрыми темпами.
Почему привлекаемый
из-за границы капитал столь
Для предприятий реального сектора укрепление рубля и ожидания продолжения этого процесса делает зарубежные займы существенно более дешевыми по сравнению с денежными ресурсами, предлагаемыми отечественными банками. Ставки по кредитам, привлекаемым в иностранной валюте, все еще отрицательны для российского заемщика, конвертирующего их в рубли. Кроме того, после неоднократного повышения цен на нефть емкость отечественного кредитного рынка заметно отстала от финансовых потребностей производственного сектора.
Рост внешних корпоративных займов заставляет задуматься о то, насколько опасна эта тенденция. Мировой опыт подсказывает, что наиболее крупные банковские кризисы 90-х годов происходили по причине именно перекредитованности предприятия реального сектора.
Ежегодно растут расходы на обслуживание государственного внешнего долга, платежи по нему, а это чревато негативными последствиями для экономического развития.
Для нашей страны сложность проблемы внешнего долга определяется состоянием бюджета, за счет которого погашается государственный долг. Доля расходов бюджета по обслуживанию внешнего долга составляет порядка 50-60%. Бюджет постоянно испытывает напряжение. Отсюда необходимость повышать собираемость налогов.
Обслуживание
внешнего долга в России затруднено
тем, что не осуществлены структурные
преобразования экономики и экспорта,
валютная выручка РФ формируется
в основном за счет экспорта сырья;
инвесторы относятся с недовери
Долг выражен в основном в долларах США, что осложняет управление валютным риском.
Немаловажным является то, что размер источников погашения долгов у нас ограничен. Это создает дополнительные трудности для финансирования непроцентных (социальных) расходов, что может привести к политической и социальной нестабильности российского общества.
Анализ зарубежного
опыта показывает, что в странах,
достигших наибольшего
В России нет концепции внешнего долга. А между тем без этого нельзя понять суть вопроса. Важно определить связь управления внешним долгом с денежно-кредитной и валютной политикой, финансами, платежным балансом, развитием экономики, так как эти факторы взаимодействуют. Особенно важно учитывать связь с финансами, внутренним государственным долгом.
Кредит как экономическая категория – достижение цивилизации. Но погашение внешнего долга за счет новых заимствований – опасная практика.
В истории российского внешнего долга встречается немало всевозможных мер, предпринимаемых правительством с целью преодоления долговой зависимости, однако, не всегда результат их оправдывал ожидания. Возможно, это следует относить к недостатку времени и неблагоприятному внешнеэкономическому фону. Из-за низкой степени доверия к политике властей крайне ответственными становятся решения, принимаемые в первоначальный момент. Заблаговременная организация работы по управлению госдолгом вполне может если не предотвратить, то значительно смягчить последствия долговой нагрузки.
3.2. Пути решения долговых проблем России
Ученые и практики высказывают разные конструктивные предложения о путях решения долговых проблем России.
В выработке
общей стратегии решения
В п.1.3. курсовой работы подробно описаны основные направления снижения долговой зависимости, используемые в мировом опыте, в частности это списание долга, реструктуризация долга и конверсия долга.
На мой взгляд, однозначного способа решения проблемы внешнего долга не существует. Любая программа реструктуризации нуждается в проведении соответствующих расчетов применительно к каждому конкретному случаю. При этом анализ возможных вариантов должен учитывать не только экономические, но и, в частности, политические последствия тех или иных действий в отношении долга.
Что же касается конкретных механизмов разрешения долгового нагрузки в России, то рыночные схемы реструктуризации, такие, как секьюритизация и различного рода свопы, предпочтительнее (и реальнее) списания долга. Прощение долговых обязательств крайне негативно отразится в первую очередь на репутации России как заемщика. Кроме того, при использовании рыночных механизмов всегда остается возможность управления государственным долгом и оптимизации структуры долговых выплат.
В последние годы в России наблюдаются признаки «голландской болезни»7 («голландская болезнь» обусловлена большими объемами поступления в страну валюты от сырьевого экспорта). Разработка экспортного природного ресурса может привести к росту стоимости национальной валюты, повышение валютного курса ведет к снижению конкурентоспособности страны. Однако существуют возможности и поддержания экономического роста. В этом случае экономическая политика должна способствовать ограничению притока валюты в страну. Одним из наиболее эффективных приемов является обслуживание и погашение внешнего долга.
Информация о работе Анализ состава, структуры и динамики внешнего государственного долга