Анализ эффективности использования персонала предприятия и пути ее повышения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 10:53, курсовая работа
Краткое описание
Цель данного исследования – оценка и разработка мероприятий по повышению эффективности использования персонала на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть состав и структуру персонала на предприятии; определить необходимый количественный и качественный состав персонала на предприятии; оценить показатели движения персонала на предприятии, их динамику и причины; определить производительность труда как один из показателей эффективности использования персонала; охарактеризовать значение организации труда на предприятии и провести анализ эффективности управления на предприятии; разработать мероприятия, способствующие более эффективному использованию персонала.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3 1. ТЕРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА …………………………………………….5 1.1. Экономическая сущность состава и структуры персонала…………………………………………………………………………..5 1.2. Планирование численности персонала на предприятии…………………12 1.3. Показатели движения персонала предприятия, их динамика и причины…………………………………………………………………………..18 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ………………………………………………………………...23 2.1. Производительность труда как один из показателей характеризующих эффективность использования персонала…………….…………………….….23 2.2. Эффективность управления персоналом предприятия как фактор эффективности его использования ……………………...……………………..29 3. ПУТИ И РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………...43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. Набор персонала: создание
резерва потенциальных кандидатов
по всем должностям.
3. Отбор: оценка кандидатов
на рабочие места и отбор
лучших из резерва, созданного
в ходе набора.
4. Определение заработной
платы и льгот: разработка структуры
заработной платы и льгот в
целях привлечения, найма и сохранения
служащих.
5. Профориентация и адаптация:
введение нанятых работников
в организацию и ее подразделения,
развитие у работников понимания
того, что ожидает от него организация
и какой труд в ней получает
заслуженную оценку.
6. Обучение: разработка программ
для обучения трудовым навыкам,
требующимся для эффективного
выполнения работы.
7. Оценка трудовой деятельности:
разработка методик оценки трудовой
деятельности и доведения ее
до работника.
8. Повышение, понижение, перевод,
увольнение: разработка методов
перемещения работников на должности
с большей или с меньшей
ответственностью, развития их профессионального
опыта путем перемещения на
другие должности или участки
работы, а также процедур прекращения
договора найма.
9. Подготовка руководящих
кадров, управление продвижением
по службе: разработка программ,
направленных на развитие способностей
и повышение эффективности труда
руководящих кадров [20,с. 217].
Основными целями управления
персоналом являются:
1) удовлетворение потребности
предприятия в кадрах;
2) обеспечение рациональной
расстановки, профессионально-квалификационного
и должностного продвижения кадров;
3) эффективное использование
трудового потенциала предприятия.
Основными принципами использования
персонала фирмы являются:
1. соответствие численности
работников объему выполняемых
работ;
2. соответствие квалификации
работника степени сложности его трудовых
функций;
3. обусловленность структуры
персонала предприятия объективными
факторами производства;
4. максимальная эффективность
использования рабочего времени;
5. создание условий для
постоянного повышения квалификации
и расширения производственного
профиля работников.
Работу с кадрами на предприятии
осуществляют все линейные руководители,
а также некоторые функциональные отделы,
службы и отдельные специалисты и менеджеры:
отдел кадров; отдел труда и заработной
платы; отдел технического обучения; отдел
управления персоналом; лаборатории НОТ;
управляющие (директора, менеджеры) кадрами
(персоналом) [21, с.138].
Удовлетворение потребности
предприятия в рабочей силе может осуществляться
в форме привлечения собственных ресурсов
фирмы (рост производительности труда,
сверхурочные работы, перераспределение
работ и перевод работников на другую
работу, квалификационный рост и др.) и
в форме привлечения (найма) работников
со стороны.
Наем включает систему мер по
привлечению работников на предприятие,
процесс изучения кандидатов и отбор из
списка кандидатов лиц, наиболее подходящих
для занятия вакантных мест.
Наем работников. Наем работников осуществляется
для вновь созданных предприятий и их
внутренних подразделений, отделов и служб,
а также на действующих предприятиях в
случае расширения объема выпускаемой
продукции или выполняемых работ и замены
выбывших по различным причинам и основаниям.
Наем квалифицированной рабочей силы
часто оказывается дорогостоящей задачей,
затраты на решение которой можно уменьшить,
используя наиболее рациональные процедуры
приема (найма) работников. Наем работников
из внешних и внутренних источников осуществляется
на вновь создаваемые или освобождающиеся
рабочие места - вакансии. Заполнение вакансий
производится за счет внутренних (передвижение
кадров внутри предприятия) и внешних
источников (население страны или региона
в трудоспособном возрасте). При этом привлечение
персонала извне может осуществляться
в форме набора новых работников на постоянной
и/или временной основе (лизинг персонала).
Основными преимуществами внутренних
источников найма являются: незначительные
затраты на привлечение рабочей силы,
знание претендентом специфики и особенностей
фирмы, наличие представлений у администрации,
о его навыках и способностях, возможность
более быстрого заполнения вакансии и
др.
К недостаткам внутрифирменного
привлечения рабочей силы можно отнести
менее широкие возможности для выбора
кандидатов, дополнительные затраты на
повышение квалификации, возможность
появления напряженности и обострения
соперничества внутри коллектива, отсутствие
возможности обеспечения дополнительной
потребности в рабочей силе и др.
Основные преимущества привлечения
рабочей силы со стороны связаны прежде
всего, с возможностью покрытия дополнительной
потребности в трудовых ресурсах, наличием
более широких возможностей выбора, возможностью
использования опыта других фирм и др.
Недостатки связаны с более
высокими затратами (материальными и временными)
на привлечение рабочей силы, отрицательным
воздействием на психологический микроклимат
в организации и текучесть кадров, отсутствием
знаний об особенностях производства
и его организации и др.
При организации найма отделу
по управлению персоналом целесообразно
установить контакты с биржами труда,
центрами трудоустройства, школами, колледжами,
высшими и средними специальными учебными
заведениями, агентствами по трудоустройству
и подбору персонала. Опыт показывает,
что эффективными способами найма рабочей
силы являются рассылка рекламных объявлений,
а также неформальные контакты с кадровыми
службами родственных организаций. В процессе
выбора работника из всех кандидатов используются
анкетирование, собеседование, тестирование,
проверка навыков в соответствующих центрах
и другие процедуры.
Расстановка (размещение)
персонала. Это распределение принятых
работников по подразделениям и рабочим
местам в соответствии с их способностями
и принятой на предприятии системой организации
труда. Использование работников в строгом
соответствии с их профессией и квалификацией,
обеспечение их взаимозаменяемости на
основе овладения смежными профессиями,
равномерная и полная загрузка персонала
и обеспечение точного учета количественных
и качественных результатов труда должны
обеспечить слаженную деятельность коллектива
по реализации основных целей и задач
предприятия.
Профессиональное
обучение, подготовка и переподготовка
работников. Профессиональное обучение
персонала предприятия связано с необходимостью
обеспечения максимального соответствия
способностей и возможностей работника
характеру и содержанию работы, а также
с необходимостью максимального использования
и развития всех его способностей. Занятые
на производственных предприятиях работники
постоянно находятся в процессе обучения,
поскольку появляется новое оборудование,
применяются новые технологические процессы,
осуществляется реорганизация производства
и управления и т.д.
Основными причинами, обусловливающими
необходимость профессионального обучения
и переподготовки персонала, являются:
недостаток квалифицированной
рабочей силы на национальном или региональном
уровне;
увеличивающаяся стоимость
рабочей силы как важнейшего производственного
ресурса;
конкуренция, требующая сокращения
затрат и более эффективного использования
трудовых ресурсов;
технологические изменения,
предполагающие овладение новыми знаниями
и переподготовку работников;
появление новых производственных
процессов;
укрупнение производства, требующее
новых навыков управления и координации
деятельности внутренних подразделений
предприятия;
подготовка к занятию новой,
более высокой должности;
развитие потенциала работников;
рост объема производства и
реализации продукции;
социальная ответственность
предприятия за своих работников.
Выделяют две основные формы
обучения персонала - внутрипроизводственную
(непосредственно на рабочем месте) и внепроизводственную.
Внутрипроизводственное обучение осуществляется
в процессе работы непосредственно на
рабочем месте. Эту форму подготовки отличает
тесная связь с повседневной деятельностью
предприятия и его внутренних подразделений,
оперативность и более низкие затраты.
Важнейшими методами обучения
на рабочем месте являются производственный
инструктаж, направленное приобретение
опыта, смена (ротация) рабочего места,
делегирование части функций и ответственности
и др.
Обучение вне рабочего места
(внепроизводственное обучение) связано
с дополнительными финансовыми затратами
и отвлечением работника от выполнения
служебных обязанностей, однако, зачастую
является более эффективным за счет проведения
занятий опытными специалистами, использования
современного оборудования и информации.
Как правило, методы профессиональной
подготовки вне рабочего места предназначены,
прежде всего, для приобретения теоретических
знаний, обучения решению проблем, принятию
решений и др.
В процессе обучения следует
выделять образование, подготовку и профессиональное
развитие кадров. Образование связано
с получением теоретических знаний и осуществляется
в школах, высших и средних специальных
учебных заведениях, подготовка связана
с использованием и применением знаний
к той или иной конкретной работе, а профессиональное
развитие кадров - с повышением уровня
(степени) овладения приемами и навыками
применительно к конкретной профессии.
На большинстве предприятий
руководство подготовкой и повышением
квалификации кадров возлагается на главного
инженера. В его подчинении находятся
отделы или бюро технического обучения
или отдельные работники, выполняющие
аналогичные функции, а также соответствующие
учебные подразделения (курсы, школы, учебно-производственные
комбинаты и др.). Специалисты по техническому
обучению имеются и в крупных цехах. Кроме
того, значительную работу по обучению
персонала осуществляют линейные руководители
предприятия, особенно мастера и старшие
мастера.
Обучение, подготовка и переподготовка
кадров на предприятии осуществляется
с учетом категорий и групп работающих.
Обучение рабочих на производстве является
преобладающей формой их подготовки.
Обычно выделяются три основных
вида подготовки: подготовка новых рабочих
(ранее не имевших профессий), переподготовка
и обучение рабочих вторым профессиям
(в случае их высвобождения, расширения
их профиля или потребностей производства)
и повышение квалификации (последовательное
совершенствование профессиональных
знаний и навыков по имеющейся профессии).
При этом подготовка осуществляется обычно
по курсовой, групповой и индивидуальной
системам обучения. Обучение служащих
на производстве осуществляется в форме
самостоятельной работы, для чего на предприятиях
создаются библиотеки и бюро технической
и экономической информации, а также в
вечерних высших и средних специальных
учебных заведениях и на специальных курсах
по тем или иным проблемам управленческой
деятельности.
В процессе обучения работников
предприятия применяются и такие способы
и методы обучения, как инструктаж, использование
тренажеров, ролевые игры, изучение прецедентов,
лекции, дискуссии, фильмы и телепередачи,
ротация кадров, создание кадрового резерва.
Карьера. Под карьерой обычно понимается
индивидуально осознанное продвижение
работника вверх по служебной лестнице.
Планирование карьеры представляет
собой заранее спроектированное горизонтальное
и вертикальное продвижение работника
по системе должностей и рабочих мест
с момента принятия работника на работу
и до его предполагаемого увольнения.
Управление карьерой осуществляется через
программы продвижения и высвобождения
персонала.
Программы профессионально-квалификационного
продвижения работников представляют
собой предлагаемую фирмой совокупность
форм, методов и средств планомерного
и заранее спроектированного обучения
и перемещения работников от простого
к сложному, более содержательному труду.
Основными формами профессионально-квалификационного
продвижения работников является внутрипрофессиональное
или квалификационное, межпрофессиональное,
административное и социальное продвижение
работника.
Высвобождение персонала - это процесс сокращения персонала,
излишнего с количественной, качественной,
временной или территориальной точек
зрения. Он носит объективный характер
и зависит от целого ряда внутренних и
внешних факторов, связанных с деятельностью
фирмы.
При этом выделяют частичное
высвобождение персонала, при котором
уменьшаются объемы выполняемой работы
без сокращения численности работников
(отмена сверхурочных, сокращенное рабочее
время, уход в неоплачиваемые отпуска
и др.), и абсолютное (сокращение штатов,
досрочный выход на пенсию, увольнение).
Условия труда. Это совокупность взаимосвязанных
психофизиологических, санитарно-гигиенических
и эстетических факторов производственной
среды, оказывающих влияние на здоровье
и работоспособность работников предприятия
в процессе осуществления трудовой деятельности.
Они определяются особенностями производственных
процессов, применяемого оборудования
и технологии, тяжестью и напряженностью
труда, воздействием внешней среды на
организм работников, режимом труда и
отдыха, а также психологическим климатом
в коллективе. В соответствии с действующими
санитарно-гигиеническими критериями
оценки условия труда подразделяются
на четыре класса: нормальные, допустимые,
вредные и опасные (экстремальные).
Неблагоприятные условия труда
вредно отражаются на здоровье работников
и могут привести к потерям рабочего времени
в связи с заболеваниями. Улучшение условий
труда обеспечивает сохранение здоровья
работников, снижение их заболеваемости
и исключение производственного травматизма,
повышение производительности труда и
качества работы. В целях совершенствования,
облегчения условий труда на предприятии
необходимо специально разрабатывать
и реализовывать мероприятия по уменьшению
влияния вредных воздействий на организм
работников, соблюдению санитарных норм,
обеспечению благоприятной производственной
обстановки, соблюдению рациональных
годовых, недельных и внутрисменных режимов
труда и отдыха, техники безопасности
и экологических характеристик производства.