Анализ эффективности использования персонала предприятия и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – оценка и разработка мероприятий по повышению эффективности использования персонала на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть состав и структуру персонала на предприятии;
определить необходимый количественный и качественный состав персонала на предприятии;
оценить показатели движения персонала на предприятии, их динамику и причины;
определить производительность труда как один из показателей эффективности использования персонала;
охарактеризовать значение организации труда на предприятии и провести анализ эффективности управления на предприятии;
разработать мероприятия, способствующие более эффективному использованию персонала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. ТЕРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА …………………………………………….5
1.1. Экономическая сущность состава и структуры персонала…………………………………………………………………………..5
1.2. Планирование численности персонала на предприятии…………………12
1.3. Показатели движения персонала предприятия, их динамика и причины…………………………………………………………………………..18
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ………………………………………………………………...23
2.1. Производительность труда как один из показателей характеризующих эффективность использования персонала…………….…………………….….23
2.2. Эффективность управления персоналом предприятия как фактор эффективности его использования ……………………...……………………..29
3. ПУТИ И РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Васерук.docx

— 148.90 Кб (Скачать файл)

Режим труда и отдыха - установленный на предприятии распорядок, регламентирующий рациональное чередование времени работы и отдыха в течение рабочей смены, недели, месяца и года в целях обеспечения наиболее полного использования средств производства, высокой работоспособности персонала и полного восстановления его работоспособности во время отдыха. Под режимом труда и отдыха понимают чередование периодов работы и перерывов на отдых или другой вид деятельности, отличной от постоянной работы.

Время работы на предприятии определяется правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными администрацией по согласованию с выборным профсоюзным органом (с учетом специфики работы, мнения трудового коллектива) и нормами действующего законодательства.

Сокращенная продолжительность рабочего времени установлена для рабочих и служащих в возрасте от 16 до 18 лет, работников, занятых на работах с вредными условиями труда и т.д.

Работодатель может установить отдельным работникам режим работы на условиях неполного рабочего времени, вводить суммированный учет рабочего времени, в напряженные периоды увеличивать продолжительность рабочей смены до 10 часов.

При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Администрация предприятия обязана устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю отдельным категориям работников.

Время отдыха включает такие составляющие, как перерывы в течение рабочего дня, выходные и праздничные дни, отпуска [6,с. 377-380].

Управление персоналом является составной и наиболее сложной частью управления предприятием в целом.

 

 

 

 

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Проблема эффективности использования ресурсов является одной из ключевых проблем на любом предприятии.

Эффективность использования персонала способствует достижению больших результатов при меньших затратах труда, времени, средств.

Для повышения эффективности и совершенствования численности персонала на предприятии можно внедрить ряд мероприятий:

  1. Совершенствование системы оплаты труда.

Действующие системы оплаты по труду обладают рядом недостатков. Главный недостаток состоит в том, что заработная плата плохо, а зачастую вообще не связана с конечными результатами труда. Результаты труда коллективно, а оплата - индивидуальна. Чтобы преодолеть его, надо сделать одно из двух: либо индивидуализировать результаты, либо коллективизировать систему оплаты.

Первый путь исключен, так как в принципе невозможно отделить результаты от их коллективной природы. Как, например, предприятия, которые старались раздробить коллективный интерес на множество частных, потеряли устойчивость и сейчас налаживают те или иные формы объединения. Среди хозяйственников укрепляется понимание, что перспектива связана с коллективными системами поощрения труда.

Применительно к системе оплаты труда можно выделить такие недостатки: рост оплаты труда не связан с ростом эффективности; действующая система не ориентирована на сотрудничество; система оплаты не является достаточно гибкой.

Говоря о том, что действующие системы не ориентируют на коллективное сотрудничество, подразумевается известная разобщенность работников и прежде всего - управляемых и управленцев.

Для современной экономики в большей степени подходят системы оплаты труда, базирующиеся на участии в прибылях и распределении доходов. Сущность гибкой системы оплаты труда "Участие в прибылях" в том, что за счет заранее установленной доли прибыли формируются премиальный фонд, из которого работники получают регулярные выплаты. Размер выплат зависит от уровня прибыли, общих результатов производственной и коммерческой деятельности предприятий. Во многих случаях система предусматривает выплату всей или части в виде акций. В системе "Участие в прибылях" премии выплачиваются за достижение конкретных результатов производственной деятельности предприятия. Начисляются премии пропорционально заработной плате каждого с учетом личных и трудовых характеристик исполнителя: производственный стаж, отсутствие опозданий и прогулов, рационализаторская деятельность, верность фирме и т. п.

При использовании этой системы необходимо помнить, что увеличение прибыли может зависеть от рыночных факторов и иметь краткосрочный характер. Поэтому показатель прибыльности не всегда является наилучшей основой для увеличения зарплаты. Система подразумевает также участие в риске потерпеть убытки, т.к. на фирму действует множество внешних, не поддающихся контролю, факторов.

Система распределения доходов предусматривает, что премиальные выплаты зависят от таких показателей, как производительность, качество, экономия материалов, надежность работы. В результате работник может чувствовать тесную взаимосвязь между результатами своей работы и величиной прибыли.

Первая система оказывает позитивное влияние на привлечение работников и сокращение текучести кадров, а вторая в большей степени воздействует на стимулирование повышения производительности, качества, сокращение издержек. Налицо преимущество системы участия в доходах.

Итак, можно заключить: недостатки действующей системы оплаты обусловлены индивидуальными ее характеристиками. Их преодоление означает не что иное, как коренное изменение самой системы.

Учитывая все недостатки организации оплаты труда необходимо определить пути выхода из кризиса заработной платы. Необходимо восстановление заработной платы как реальной эффективно действующей экономической категории рыночной экономики, восстановление ее основных функций: воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей[22, с. 140].

  1. Совершенствование работы с персоналом.

Здесь прежде всего важное значение имеет: обеспечение условий для личной инициативы работника, учет их профессиональных навыков и профессиональных особенностей, содействие созданию здоровой рабочей обстановки в коллективе, организация корпоративных праздников, обеспечение благоприятные условий труда, эффективная система управления персонала, четкое разграничение полномочий, прав и обязанностей,  поощрение со стороны руководства за достигнутые успехи, понимание каждым работником своего личного вклада в развитие предприятия, повышение мотивации работников.

Основным объектом воздействия менеджера является работник предприятия, который должен выполнять свои функции. Оно будет успешным в случае правильного мотивирования работников. Мотивация объясняет последовательность поведенческих актов, направленных на цель, которая может меняться в зависимости от изменения ситуаций. Достичь положительной мотивации у каждого работника к своему труду означает содействовать потребности каждого в активной заинтересованности в своем деле, переживанию удовлетворенности от выполняемого процесса и его результатов.

В настоящее время на предприятиях применяется множество различных методов и способов мотивации.

Мотивация работника может снижаться, если результаты его работы не вознаграждаются должным образом, то есть когда результаты работы или усилия работника не воспринимаются им как возможность получения вознаграждения (предоставление дополнительного отпуска, применение различных надбавок,  доплат). Сюда можно отнести переводы, повышения по службе, получение благодарностей и т.п.[23, с.68].

  1. Повышение квалификации, обучение в соответствии с введением нового технологического оборудования, аттестация персонала на предприятии.

Важнейшим фактором эффективной работы предприятия является своевременная и высококачественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала, что способствует обширному диапазону их теоретических знаний, практических умений и навыков. При этом необходимо использовать кадры в соответствии с их профессией и квалификацией, управлять профориентацией и создавать благоприятный социально-психологический климат в коллективе, отражающий характер и уровень взаимоотношений между работниками.

Эффективность труда повышается, если на освоение новых видов работ в условиях внедрения новой техники и технологии у работников с более высоким образовательным уровнем уходит в 2-2,5 раза меньше времени. Главное, конечно, заключается не просто в более быстром приспособлении этих работников к новой технике, а в том, что они за счет своей высокой образовательной и профессиональной подготовки  получают возможность технологически «видеть» значительно больше своих непосредственных обязанностей в процессе производства. Именно это во многом предопределяет их более высокую степень удовлетворенности своим трудом.

Изучая удовлетворенность рабочих и возможные пути повышения стабилизации трудового  коллектива, выявляют преимущественные направления этой работы.

На первом месте стоит содержание труда и уровень его оплаты. Существенное значение имеют социальный климат в коллективе. Влияние различных видов и форм подготовки и повышения квалификации рабочих на результаты хозяйственной деятельности предприятие определяется рядом показателей, которые можно объединить в две группы: экономические и социальные.

В число экономических показателей входят: рост производительности труда, качество продукции, экономия материальных ресурсов и т.д. Социальные показатели отражают уровень удовлетворенности трудом, его содержанием и условиями, формами и системами оплат.

Подготовка кадров ведется на основе расчетов потребности в кадрах определенной профессии и квалификации. Подготовка персонала представляет процесс приобретения теоретических знаний, практических умений и навыков в объеме требований квалификационной характеристики начального уровня квалификации.

Переподготовка персонала означает обучение квалифицированных работников с целью изменения их профессионального профиля для достижения соответствия квалификации кадров требованиям производства.

Проблема переподготовки кадров и повышение их квалификации выдвигается на первый план ввиду постоянного устаревания общего объема знаний и обесценивания прежних специальных знаний, что вызвано НТП, равно как естественной потерей знаний. Исходя из этого, повышение квалификации кадров можно определить как процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоение передовой техники, технологии, организации труда, производства и управления.

Повышение квалификации состоит в углублении профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе подготовки.

Система управления повышением квалификации базируется на следующих принципах:

  1. планомерности, систематичности и непрерывности расширения знаний;

  1. периодичности и обязательности обучения;

  1. дифференциации учебных планов и программ по категориям работников;

  1. обеспечением учебного процесса.

Основные требования, обеспечивающие эффективность освоения программ обучения, сводится к следующему:

  • для обучения нужна мотивация. Люди должны понимать цели обучения;

  • для работающих руководителей предприятия должны создать условия, благоприятные для обучения;

  • если навыки, приобретаемые в процессе обучения, сложны, то этот процесс нужно разбить на последовательные этапы [24,с. 36-38].

 Осуществление мероприятий по социальной защите персонала на предприятии (декретные отпуска, путевки в оздоровительные медицинские учреждения, выплата материальных поощрений за стаж работы и т.д.) имеют огромное значение для удовлетворения личных потребностей работников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования следует отметить, что персонал предприятия является главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли.

Основными характеристиками персонала любого предприятия является численность персонала (явочная, среднесписочная, среднемесячная и т.д.) и структура организации (совокупность отдельных групп работников, объединенных по ряду признаков и категорий). Структура предприятия играет важную роль в обеспечении эффективности производства.

Рыночная экономика характеризуется динамизмом и неопределенностью внешней среды для предприятий. В таких условиях хозяйственные риски значительно возрастают. Одним из факторов их снижения является усиление роли планирования на микроуровне. Для определения потребности в кадрах фирмы существует несколько методик расчета данных параметров, каждая из которых имеет свои недостатки и преимущества.

Численность работников отдельных предприятий и организаций постоянно изменяется во времени. Эти изменения происходят вследствие приема на работу и увольнения с работы. Процесс изменения численности работников, приводящий к перераспределению рабочей силы между отдельными предприятиями, отраслями и регионами, называется движением рабочей силы. Для характеристики движения работников используются абсолютные и относительные показатели.

Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия характеризует производительность труда, которая определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами рабочего времени на производство единицы продукции либо выполненной работы. Производительность труда в широком понимании это способность конкретного работника производить продукцию и оказывать услуги. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил предприятия и главным источником роста дохода.

Информация о работе Анализ эффективности использования персонала предприятия и пути ее повышения