3. Ускоренная материализация
денежных средств. Население и корпорации
стремятся материализовать свои быстро
обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы
разрабатывают планы по активизации использования
денежных ресурсов. Отрицательное здесь
заключается в том, что стимулируется
поспешный и чрезмерный темп накопления
материальных запасов впрок.
4. Нестабильность экономической
информации. Она мешает составлению бизнес
- планов. Цены есть главный индикатор
рыночной экономики. Ценовая информация
- главная для бизнеса. В ходе же инфляции
цены постоянно меняются. Падает уверенность
в будущих доходах, население утрачивает
экономические стимулы, снижается активность
бизнеса.
5. Падение реального процента.
Реальная денежная процентная ставка
уменьшается на величину ежегодного процента
роста инфляции.
6. Обратная пропорциональность
темпа инфляции и уровня безработицы.
Рост инфляции практически всегда сочетается
с высокой, хотя и неполной занятостью
и большим объемом национального производства.
И наоборот, снижение инфляции совпадает
по времени со спадом производства и ростом
безработицы.
Как видим, последствия инфляции
противоречивы и требуют особого внимания
к себе. С одной стороны, увеличиваются
денежные прибыли, расширяются капиталовложения,
а с другой стороны, рост цен ведет к обесценению
неиспользуемого капитала. Выигрывают
не все, а наиболее сильные фирмы, имеющие
современное оборудование, наиболее совершенную
организацию производства. В лучшем положении
оказываются социальные группы, живущие
на нефиксированные доходы, если их номинальные
доходы будут расти темпом, обгоняющим
рост цен. Кроме того, от инфляции могут
выиграть люди, взявшие деньги в кредит,
если не оговорено, что процент за кредит
должен учитывать инфляционный рост цен.
1.4. ЦЕЛИ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВА
Негативные социальные и экономические
последствия инфляции вынуждают правительства
разных стран проводить определенную
экономическую политику. Антиинфляционная
политика насчитывает богатый ассортимент
самых разных денежно-кредитных, бюджетных
мер, налоговых мероприятий, программ
стабилизации и действий по регулированию
и распределению доходов.
Целями антиинфляционной политики должны
быть в первую очередь быть:
- сокращение инфляционного
потенциала;
- предсказуемость динамики
инфляции;
- снижение темпов инфляции;
- стабилизация цен.
Стратегическая цель антиинфляционной
политики — привести темпы роста денежной
массы в соответствие с темпами роста
товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном
плане, а объем и структуру совокупного
предложения с объемом и структурой совокупного
спроса в долгосрочном плане. Для решения
этих задач должен осуществляться комплекс
мер, направленных на сдерживание и регулирование
всех трех компонентов инфляции: спроса,
издержек и ожиданий. Оценивая характер
антиинфляционной политики, можно выделить
в ней два общих подхода.
В рамках первого предусматривается
активная бюджетная политика – маневрирование
государственными расходами и налогами
в целях воздействия на платежеспособный
спрос: государство ограничивает свои
расходы и повышает налоги. В результате
сокращается спрос, снижаются темпы инфляции.
Однако, одновременно может произойти
спад инвестиций и производства, что может
привести к застою и даже к явлениям, обратным
первоначально поставленным целям, развиться
безработица. При недостаточном спросе
осуществляются программы государственных
капиталовложений и других расходов (даже
в условиях значительного бюджетного
дефицита), понижаются налоги. Считается,
что таким образом расширяется спрос на
потребительские товары и услуги. Однако
стимулирование спроса бюджетными средствами
может усиливать инфляцию.
Второй подход рекомендуется
сторонниками монетаризма. На первый план
выдвигается денежно-кредитное регулирование,
косвенно и гибко воздействующее на экономическую
ситуацию. Если мероприятия бюджетной
политики непосредственно направлены
на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной
политики объектом регулирования является
денежный рынок. Суть кредитно-денежной
политики состоит в воздействии на экономическую
конъюнктуру через изменение количества
находящихся в обращении денег (эмиссия).
Традиционными инструментами денежно-кредитной
политики, влияющими на размер и структуру
денежной массы, являются:
1) Операции на открытом
рынке ценных бумаг. Покупая ценные
бумаги, банк увеличивает денежную базу,
продавая – сокращает ее. Широко используется
в странах с развитым рынком ценных бумаг.
Учетно-процентная или дисконтная политика
заключается в регулировании учетной
ставки процента (в РФ – ставка рефинансирования).
Учетная ставка – это ставка, по которой
коммерческие банки могут заимствовать
денежные средства у центрального банка.
Если центральный банк повышает учетную
ставку, то объем заимствований уменьшается.
В результате произойдет сокращение денежной
массы в стране, так как уменьшатся операции
коммерческих банков по предоставлению
кредитов. При этом получая более дорогие
заимствования, сами коммерческие банки
будут повышать свои ставки по кредитам,
что приведет к уменьшению спроса. При
снижении учетной ставки процесс идет
в обратном направлении.
2) Норма обязательного
резервирования. Обязательные резервы
– это та часть суммы депозитов, которую
коммерческие банки обязаны хранить в
виде беспроцентных вкладов в центральном
банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов
могут предоставлять коммерческие банки,
и это ограничивает количество находящихся
в обращении денег. Снижение нормы резервов
действует в обратном направлении.
3) Валютная политика (валютное
регулирование). Целевые показатели валютного
курса предусматривают следование денежно-кредитной
политики страны валюты-якоря. Целевые
показатели обменных курсов лишают ЦБ
самостоятельности в денежно-кредитной
политике на собственном финансовом рынке;
создают возможности для внешних спекулятивных
атак. Достижение реального валютного
курса ставится в зависимость от уровня
внутренних цен. Что касается фиксированных
курсов с возможностью корректировки,
то после валютного кризиса 1991 г. большинство
стран от них отказалось именно из-за чрезмерно
высокой зависимости от внешних спекулятивных
атак.
4) Таргетирование инфляции - установление
целевых показателей. Таргетирование
инфляции предусматривает непосредственное
следование целевым показателям
инфляции. ЦБ обязан следовать
одному цифровому показателю
инфляции или его установленному
диапазону. Таргетирование способствует
укреплению доверия к данному
финансовому рынку, так как показывает,
что низкий уровень инфляции
– главная цель политики регулирования
финансового рынка в данной
стране. Однако таргетирование инфляции
не может быть эффективным
в странах, которые не обладают
устойчивостью финансового рынка.
Денежную эмиссию Центральный банк осуществляет
через приобретение каких-либо уже функционирующих
в экономике активов. В связи с этим можно
выделить три наиболее распространенные
канала эмиссии денег:
1. Валютный канал эмиссии.
Увеличение денежной массы через
пополнение валютных резервов
государства действует как инфляционный
фактор. Данный канал эмиссии
наиболее эффективен в условиях
экономического роста, обеспечивающего
автоматическое увеличение спроса
на деньги.
2. Фондовый канал эмиссии.
Этот канал активно используется
в некоторых странах, например
в Японии и Германии. Правительство
выпускает и размещает облигации
займа в целях аккумулирования
средств для финансирования бюджетов
развития, потом они превращаются
в активы ЦБ, который обменивает
их на деньги.
3. Кредитный канал эмиссии.
ЦБ РФ непосредственно кредитует
коммерческие банки или гибко
управляет их ликвидностью. Данный
канал эмиссии опасен тем, что
исключает реальную оценку финансируемых
проектов, который осуществляется
через механизм фондового рынка.
Монетарные методы воздействия
на инфляцию могут быть действенными только
в условиях сбалансированной экономики,
когда изменение денежного предложения
затрагивает по цепочке производственных
связей весь хозяйственный комплекс. В
этих случаях возникновение несоответствия
между денежной и товарной массами, расширение
спроса в результате искусственного увеличения
объема денежного предложения вызываются
просчетами в денежно-кредитной политике,
наличием бюджетного дефицита, нарушениями
платежного баланса.
Иногда в качестве альтернативы
чисто монетарным методам борьбы с инфляцией
предлагают так называемую политику цен
и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство
замораживает цены и номинальные доходы,
либо ограничивает рост денежной зарплаты
ростом средней (по стране) производительности
труда, а рост цен – ростом расходов на
оплату труда.
Сторонники такой политики
считают, что контроль за ценами и доходами
делает несбыточными все инфляционными
ожидания (и рабочих, и предпринимателей)
и таким образом уничтожает инфляционную
инерцию, подрывая при этом способность
монополий повышать цены, а профсоюзов
– зарплату. Одновременно нужно сохранять
жесткость денежной и кредитной политики,
а также не допускать роста бюджетного
дефицита. Только в комплексе эти меры
способны снизить темпы инфляции до регулируемого
уровня.
Когда в стране инфляция достигает таких
размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию,
выбор правительства имеется только в
отношении того, как сокращать темп роста
денежной массы: резко («шоковая терапия»)
или постепенно (градуировано). Эта задача
решается по-разному в зависимости от
социально-экономической обстановки в
стране. Достоинством шоковой терапии
считают то, что при ее последовательном
проведении у экономических субъектов
возникает доверие относительно намерений
правительства и их инфляционные ожидания
снижаются, следовательно, инфляция пойдет
на убыль. Издержками шоковой терапии
является резкое сокращение объема производства
и занятости.
Одним из вариантов шоковой
терапии является проведение предваряющей
либерализацию цен (или совмещение с ней)
денежной реформы конфискационного типа
с последующим проведением жесткой монетарной
политики. Реформы такого типа предполагают
проведение обмена старых денег на новые
в определенном соотношении без изменения
номинального уровня доходов и цен. При
этом на суммы подлежащих обмену старых
денег нередко накладываются определенные
ограничения, иногда дифференцированные
для различных экономических субъектов.
Реформы конфискационного типа
могут оказаться полезными при переходе
от подавленной к открытой инфляции. В
этом случае конфискационная денежная
реформа выравнивает номинальную массу
новых денег по сложившемуся уровню реальных
доходов. Такого рода денежная реформа
может оказаться эффективной в долгосрочном
аспекте при условии одновременного изменения
денежной и кредитной политики в сторону
ее ужесточения. При проведении политики
постепенного снижения темпов роста денежной
массы – градирования – инфляционные
ожидания порождают инфляционную инерцию - прошлая инфляция
рождает будущую. Одним из факторов,
порождающих инфляционную инерцию, является
индексация денежных доходов, которая
часто ассоциируется с защитой от инфляции,
хотя на деле провоцирует ускорение роста
денежной массы и самой инфляции. Попытки
следовать этим путем приводили лишь к
увеличению инфляции.
Необходимой составляющей антиинфляционной
политики, направленной на предотвращение
гиперинфляции, является снижение темпа
прироста денежной массы, приводящее к
спаду производства и сокращению занятости.
Выбор между шоковой терапией и градуирования
осуществляется в зависимости от конкретной
социально-экономической ситуации в стране.
В условиях высокой инфляции перед правительством
стоят две главные задачи: не допустить
глубокого спада производства и защитить
население от обнищания.
Эффективность государственной
антиинфляционной политики.
Серьезные исследования в области организации
денежных отношений позволили развитым
странам выработать достаточно эффективный
механизм воздействия денежно-кредитной
политики на процессы в реальной экономике.
В развитых странах уровень инфляции составляет
2–3%. В США в 2010 г. индекс потребительских
цен составил 3,4%, что выше показателя за
2009 год, когда этот индекс составил 2,7%.
Причем связано это было с повышением
цен на энергоносители, продукты же питания
подорожали лишь на 2,3%, а продукты животного
происхождения всего лишь на 1,4%. В зоне
евро уровень инфляции еще меньше. Можно
отметить характерную особенность: даже
при удорожании энергоносителей в развитых
странах их воздействие на уровень инфляции
не оказывается определяющим. В России
удорожание определенных товаров или
услуг называется в качестве основной
причины возникновения инфляционных процессов.
В развивающихся странах наблюдается
более активное участие государства в
регулировании денежных отношений. Несмотря
на признание России страной с рыночной
экономикой, по сути, она продолжает оставаться
типичным примером экономической системы
с развивающимися рынками. Характерными
особенностями таких систем являются
незавершенность структурных изменений,
неразвитость финансовых рынков, подверженность
угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя
и внешняя среда способствует к накоплению
системных дисбалансов, к которым относится
открытая инфляция. Характерной особенностью
России является устойчивый, достаточно
высокий уровень инфляции, несмотря на
усилия властей. Это свидетельствует о
наличии постоянно действующих факторов,
влияющих на характер денежных отношений,
а также об ограниченности и неэффективности
действующих методов управлениями этими
отношениями.
История регулирования российской инфляции
обнаруживает несамостоятельность денежно-кредитного
регулирования. Несмотря на освоение Центральным
банком РФ всех инструментов воздействия
на масштабы денежного обращения и стоимость
денег, инфляция не находится в полной
мере под контролем центрального эмиссионного
органа страны. И причина не только в немонетарных
причинах инфляции. Кредитно-денежная
политика жестко связана с другими видами
экономической политики, в частности валютной
и фискальной, и конкретным состоянием
экономики.