Антимонопольная политика государства РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в раскрытие сущности антимонопольной политики в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь.
Основная цель работы определяет задачи исследования:
1) Раскрыть необходимость антимонопольной политики;
2) Исследовать антимонопольную политику в Республике Беларусь;
3)Проанализировать деятельность монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1СУЩНОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятия и принципы антимонопольной политики
1.2 Основные направления антимонопольной политики
1.3 Доминирующее положение и методика его оценки
1.4 Нормативно-правовые основы антимонопольной политики Республики Беларусь
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Содержание антимонопольной политики Республики Беларусь на период 2011-2015 гг.
2.2 Характеристика монополий и их ограничения
2.3 Оценка доминирующего положения на примере РУП “Белтелеком”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Антимонопольная политика государства ПЕРЕДЕЛАННАЯ.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

      ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1СУЩНОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

    1. Понятия и принципы антимонопольной политики
    2. Основные направления антимонопольной политики
    3. Доминирующее положение и методика его оценки
    4. Нормативно-правовые основы антимонопольной политики Республики Беларусь

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Содержание антимонопольной политики Республики Беларусь на период 2011-2015 гг.

2.2 Характеристика монополий и их ограничения

2.3 Оценка доминирующего  положения на примере РУП “Белтелеком”

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы монополизации  хозяйственной жизни, конкуренция  на товарных рынках привлекают сегодня  пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование  монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

 Еще одним негативным  фактором наличия монополий является  торможение ими развития научно-технического  прогресса. Ослабляя конкуренцию,  монополия создает экономические  предпосылки для ограничения  введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к  деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

Таким образом, монополия  обуславливает застой хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка.

Поэтому все страны переходящие  к экономике рыночного типа сталкиваются с этой проблемой. Вследствие чего возникает потребность государственного вмешательства, путем проведения комплекса экономических, законодательных и административных мер направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Другими словами необходимо проведение антимонопольной политики.

В Республике Беларусь процесс создания государственного контроля по недопущению  недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере.

Цель курсовой работы состоит в раскрытие сущности антимонопольной политики в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь.

Основная цель работы определяет задачи исследования:

1) Раскрыть необходимость антимонопольной политики;

2) Исследовать антимонопольную политику в Республике Беларусь;

3)Проанализировать деятельность монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь .

Объект исследования курсовой работы Республика Беларусь

Предмет исследования – антимонопольная  политика.

В работе были использованы следующие методы анализа: структурный анализ, правовой, аналитический, системный анализ, динамический.

В  ходе  исследования были использованы: научная, методическая и учебная литература; справочники  и статистические материалы; Интернет-ресурсы; законодательные и нормативные  акты Республики Беларусь; статистическая отчетность и внутренняя документация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Сущность и принципы антимонопольной политики

Антимонопольная политика – это  основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных  мер, включающий соответствующее законодательство, систему налогообложения, денационализацию собственности, поощрение малого предпринимательства  и пр. В целом данная политика направлена против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольная политика государства  опирается на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Антимонопольное регулирование –  комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

В рамках антимонопольной политики государством осуществляется демонополизация  экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию.

Демонополизация – политика государства, направленная на сдерживание монополизма  и развитие конкуренции. Демонополизация  осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих:

- равные условия для  различных форм собственности,

- увеличение количества  производителей

- устранение привилегий  и препятствий для конкуренции.

Демонополизация предполагает:

- предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке;

- запрещение соглашений  о разделе рынков;

- запрещение переплетающихся  директоратов;

- приобретение акций  конкурирующей фирмой.

Стратегия вмешательства – пути вмешательства государства в процесс монополистического ценообразования с целью снижения потерь от монополии. Выделяют несколько основных стратегий:

- налоговое регулирование,  позволяющее снизить негативные  последствия от монополии за  счет перераспределения ее прибылей;

- ценовой контроль, позволяющий, в частности, снижать цены в монополизированных отраслях;

- управление государственной  собственностью;

- государственное регулирование,  предполагающее наличие специальных  управлений, наблюдающих за ценами, объемами производства, входом фирм в отрасли и выходом из них;

- антитрестовская политика, устанавливающая правила и ограничения,  препятствующие развитию анти  конкурентных явлений.

Стержнем антимонопольной политики является антимонопольное законодательство, которое представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Это законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.

Основные задачи антимонопольного законодательства:

- обеспечение благоприятных  условий и стимулов для развития  конкуренции и предпринимательства  в национальной экономике;

- снятие всех преград  на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющей исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

- определение правового  режима регулирования ответственности  за монопольные действия и  нарушения правил честной конкуренции;

- защита интересов  малого и среднего предпринимательства  от произвола крупного бизнеса;

- создание условий  для развития национального хозяйства.

Антимонопольное законодательство тесно  связано с общей системой мер, с помощью которых государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приемы монополистической деятельности, оказывает определенное воздействие на конкурентную борьбу, но никогда не задевает важнейших интересов крупных корпораций. Конкретная программа антимонопольных действий разрабатывается и проводится находящимся у власти правительством. Следовательно, эта программа входит составной частью в общую экономическую программу правительства, которое может отражать интересы отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность применения антимонопольного законодательства и действенность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны.

В хозяйственной практике развитых стран проблема реализации антимонопольной  политики в течение XX в. в основном успешно решается. Прежде всего – путем правовых барьеров. Именно поэтому антимонопольное регулирование выступает, по сути, одним из составных элементов задачи обеспечения правового порядка в стране.

В мировой экономической теории и практике вопрос о соотношении потенциалов участвующих в рыночном процессе фирм рассматривается не столько в конкретно-прикладном, сколько в общеэкономическом смысле.  Сдерживающий контроль государства над естественным стремлением динамично развивающихся фирм к чрезмерной экспансии, к монополизму, понимается обществом как необходимость сохранения и поддержания в национальной экономике максимальной конкуренции, ценового равновесия на рынке.

Современное процветание разного  рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистам.

Используя законодательные рычаги, государство контролирует динамику потребительских цен в каждой развитой стране. При возникновении опасных тенденций, излишне динамичного роста цен государственные ведомства срочно проводят расследования, выявляя конкретных виновников, которыми обычно являются фирмы, сумевшие захватить чрезмерно активные позиции на одном из рынков.

Антимонопольная политика государства  со временем приобретала новые тенденции  своего развития. С нарастанием волны  международной конкуренции во второй половине XX в. позиция государства натолкнулась на определенные сложности. Противостояние зарубежной экспансии на внутреннем рынке, попытки расширить свои позиции в других странах потребовали от государства поддержки своего крупного бизнеса. Однако общие правовые условия этого делать не позволяют. В итоге дело решается компромиссом: в особо напряженных случаях государство допускает "исключения из правил" некоторым крупным компания, которые представляют, как правило, гордость национальной экономики, дается разрешение на объединение.

Другая особенность современной  антимонопольной практики заключается  в том, что государство в большей  степени ориентируется сегодня  на то, чтобы косвенными мерами обеспечить наличие в своей стране наиболее оптимального соотношения фирм разного масштаба. Практика доказала, что на мировой арене выигрывает больше та страна, которая сумела обеспечить наиболее разумную институционально-производственную структуру.

Информация о работе Антимонопольная политика государства РБ