Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 11:34, курсовая работа
В рамках методологии исследуемого вопроса инновационного развития обозначен уровень универсальности отнесения результатов исследования - «экономический объект». Предлагается логика «экономического объекта» как предметно выражающего универсальность форм объединения бизнес единиц, совокупность которых может быть выражена по социально-экономической логике синергетического рассмотрения и эндогенной, структуре, проявляемой» в инновационном развитии.
Научным и практическим результатом синтеза методологии: представляется модель инновационного развития экономического объекта, позволяющая прогнозировать фазовые изменения функции экономического объекта.
Введение……………………………………………………………………3
1.Понятие инноваций, теория инновационного развития……………………………………………………………….…5
2. Влияние инноваций на экономические работы: опыт зарубежных стран.. ……………………………………………..................................29
3.Состояние проблемы и перспектива инновационного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации. …….......................45
Заключение……………….………….…………………………………...70
Список использованных источников….………….……….…………...72
Уровень адаптации технологического процесса характеризуется максимально реальной возможностью функционирования технологии с соблюдением заданного режима во взаимосвязи с уже существующим производством и окружающей средой.
Таблица 1. Обобщенные критерии технологического уровня производства
Критерий |
Вид реализации |
Уровень технологического воздействия |
Степень механизации, автоматизации, химизации, биологизации, электронизации; вид физического, химического, механического, электронного, ионного или иного воздействия. Степень использования ЭВМ. АСУ. |
Уровень технологической интенсивности |
Скорость обработки, выход продукции; расходные нормы сырья, материалов, энергии; длительность технологического цикла; количество отходов производства; повышение качества продукции; степень использования оборудования, производственных площадей. |
Уровень технологической управляемости |
Гибкость процесса и возможности регулирования параметров под воздействием внешних требований с целью максимальной эффективности; возможность автоматического регулирования процесса; сохранение стабильности и надежности; безопасность процесса |
Уровень технологической организации |
Комбинация технологических методов; непрерывность процессов; число технологических стадий обработки; направление движения и перемещения материальных потоков; безотходность процессов |
Уровень адаптации технологического процесса |
Надежность, безаварийность, безопасность; обеспечение высокого стабильного качества продукции; соответствие орудий труда и технологии требованиям охраны труда, технической эстетики, эргономики, биосферосовместимость и экологическая безопасность процесса |
Формирование основ
теории инноваций происходило
в рамках становления общей
теории циклов и кризисов прежде всего
в экономической и технологической
сферах. Предпосылки для понимания роли
инноваций в выходе из экономических кризисов
вытекают из понимания М.И. Туган-Барановским
решающей роли колебаний инвестиций в
смене фаз промышленного цикла.
В монографии
раскрывается связь между научными, техническими
и социальными нововведениями на всех
этапах истории развития общества. Дж.
Бернал отмечает, что «периоды расцвета
науки обычно совпадают с периодами усиления
экономической активности и технического
прогресса». И хотя на первых этапах наука
скорее использовала инновации, чем инициировала
их, в современном обществе именно научные
инновации служат отправным пунктом инноваций
в технике и технологии и в других сферах
общества. И если первые эпохальные нововведения
— использования огня, применение гончарного
круга, ткачества, колеса и корабля — появились
без помощи науки, то «в наш век новое знание
и опыт в деле управления материальным
миром значительно опережают развитие
соответствующих форм культурной, политической
и экономической жизни».
Однако прогресс
науки, осуществляемые по ее инициативе
инновации имеют не только созидательный,
но разрушительный характер. «И ныне, в
этот век науки, как ужасно мало новые
знания, мастерство и изобретательность
используются для какого-либо улучшения
условий жизни человека и как много —
для совершенствования орудий разрушения!».
С. Кузнец
ввел понятие эпохальных нововведений,
лежащих в основе перехода от одной исторической
эпохи к другой, о чем речь шла выше.
Революционное
ускорение темпов экономического роста
в индустриальную эпоху вызвано, по мнению
С. Кузнеца, эпохальным нововведением
— новым источником роста стало ускоренное
развитие науки. «Массовое применение
технологических нововведений, составляющее
в значительной степени суть современного
экономического роста, тесно связано с
дальнейшим прогрессом науки, который,
в свою очередь, образует основу дальнейшего
технического прогресса.
Экономическая
функция государства — стимулировать
рост и структурные изменения, анализировать,
отбирать или отбрасывать правовые и институциональные
нововведения, предлагаемые как способы
и направления использования нового потенциала
производства. Без нововведений наука
хиреет и чахнет; инновационная волна
служит питательной почвой для расцвета
научных исследований.
Технологические
нововведения взаимосвязаны с нововведениями
в других сферах общества: «Постоянное
появление технологических нововведений,
что характерно для современного экономического
роста, и сопутствующие им социальные
нововведения, облегчающие необходимую
адаптацию, являются главными факторам
воздействия па структуру экономики и
общества», ведут к «нововведениям в области
права, в институциональных структурах
и даже в идеологии». В первую очередь
это относится к развивающимся странам:
«Заметный прогресс в экономическом развитии
развивающихся стран может потребовать
изменений в существующих производственных
технологиях и, вероятно, еще более существенных
нововведений в политических и социальных
структурах».
Б. Твисс подчеркивает
суть нововведения как процесса, в котором
изобретение или научная идея приобретают
экономическое содержание, творческий
характер инновационной деятельности,
выявляет факторы, определяющие успех
нововведений: рыночная ориентация, соответствие
целям корпорации, методы оценки, эффективное
управление проектом, творчество, инновационная
обстановка и наличие «защитника проекта»,
характеризует особенности инноваций
на разных стадиях жизненного цикла отрасли,
методы оценки эффективности инновационных
проектов.
Опыт технологических
инноваций обобщался национальными и
международными экономическими организациями,
что способствовало повышению эффективности
инновационной деятельности, но в основном
на эволюционной стадии распространения
улучшающих инноваций.
Каковы главные достижения
1. В центре
внимания исследователей были длинноволновые
колебания в экономике и обществе и связанные
с ними волны базисных инноваций. Воспринята,
статистически подтверждена и развита
теория циклов и инноваций Николая Кондратьева
и Йозефа Шумпетера. Герхард Менш обосновал
положения о базисных, улучшающих и псевдоинновациях,
взаимосвязи долгосрочных циклов в области
изобретений, инноваций и экономики. Это
позволило не только уточнить хронологические
рамки исследованных Н.Д. Кондратьевым
циклов, но и отодвинуть время их начала
на многие столетия назад.
2. Наряду
с длинноволновыми колебаниями
изобретений, инноваций, экономической
активности были выдвинуты и исследованы
сверхдлинные вековые и тысячелетние
волны эпохальных инноваций, преобразующие
не только технику и экономику, но и всю
структуру общества. Арнольд Тойнби исследовал
циклы в динамике локальных цивилизаций,
периодическую смену их поколений. «Рост
цивилизаций является поступательным
движением. Цивилизации развиваются благодаря
порыву, который ведет их от вызова через
ответ к дальнейшему вызову: от дифференциации
к интеграции и снова к интеграции... Прогресс,
который мы называем ростом, представляет
собой кумулятивное поступательное движение».
В основе преобразовательной силы ответа
на вызов лежит кластер эпохальных и базисных
инноваций. Если цивилизация оказывается
неспособной на него, она сходит с исторической
сцены. С конца XX в. начинается третья волна.
Она несет с собой подлинно новый образ
жизни, основанный на дифференцированных,
возобновляемых источниках жизни, на «электронных
коттеджах», на локально преобразованных
школах и корпорациях. «Начало новой цивилизации
— единственный и обладающий наибольшей
взрывчатой силой факт времени, котором
мы живем... Человечество ждут глубокие
перемены. Оно стоит перед глубочайшим
социальным переворотом и теоретической
реорганизацией всего времени. Не различая
еще отчетливо этой потрясающей новой
цивилизации, мы с самого начала участвуем
в ее строительстве».
3. Продолжая
традицию Н.Д. Кондратьева, О. Шпенглера,
Й. Шумпетера, Питирима Сорокина, исследователи
инноваций распространили их не только
на технологию и экономику, но и на другие
сферы жизни общества, включая науку, политическую
и социальную жизнь, культуру, этику,религию.
Из сказанного следует,
что выдвигаемое некоторыми учеными положение,
что западные цивилизации являются инновационно
ориентированными, а восточные - традиционными,
консервативными, не соответствует реальным
тенденциям. Исследование влияния
глобализации на судьбу цивилизаций показывает
возросшую территориальную дифференциацию
инновационного процесса.
Рис.1.5 Линейная модель инновационного процесса первого поколения.
Данная модель считалась классической, поскольку длительное время ее развивали в своих роботах М.И. Туган -Барановский, Й. Шумпетер, Н.Розенберг, А.Филипс. По их мнению, идеи создания новых продуктов возникают в процессе научных исследований, то есть только наука и технологии является источниками инноваций, а рынок играет пассивную роль. Недостатком модели «технологического толчка» является допущение, что все новые идеи обязательно привлекают потребителя, а новое знание всегда превращается в инновацию. Однако, как свидетельствует опыт, только 5% результатов фундаментальных исследований непосредственно внедряются в производство.
Второе поколение моделей
Рис.1.6 Линейная модель инновационного процесса второго поколения.
Исследование таких авторов как Р. Росвелл, К.Фримен, и Н.Розенберг подтвердили важность как рыночных, так и научно-технических факторов в инновационном процессе, что способствовало появлению у 1970-х - середине 1980-х гг. нелинейных моделей инновационного процесса третьего поколения, таких как совмещенная и цепная модель. Рис.1.7 Нелинейные модели инновационного процесса третьего поколения.
Рис.1.8 Модель инновационного процесса IV поколения – «интегрированная» модель.
Модели нелинейного
- во-первых, соответственно
нелинейному инновационному
- во-вторых, модель нелинейного
инновационного процесса
- в-третьих, соответственно
нелинейному подходу самую
- в-четвертых, существенным становится механизм регулирования инновационных процессов, так как их эффективность все больше зависит от взаимосвязей между субъектами, вовлеченными в инновационный процесс, а также от институциональных условий, в которых осуществляется научно-техническая и инновационная деятельность. Поэтому если регулирование линейных инновационных процессов требовало, в первую очередь, поддержки отдельных субъектов инновационной деятельности, то регулирование инновационных процессов в условиях их нелинейности должно быть основано на увеличении внимания к системообразующим взаимосвязям между субъектами.
Понимание
нелинейности инновационных
Большое
внимание было уделено
Глава 2. Влияние инноваций на экономические работы:
опыт зарубежных стран».
Вследствие распространившегося по всему миру" финансово-экономического кризиса международные организации и правительственные структуры многих стран были вынуждены не только принять различные средства противодействия ему, но и обратиться к долгосрочным экономическим стратегиям, направленным на предупреждение таких кризисов.
Один из самых серьезных уроков кризиса состоит в том, что его глубокие истоки связаны с оторванностью финансовой системы материального производства и товарных обменов как в национальном, так и в глобальном. Торговля деньгами оказалась более прибыльной, чем производство и реализация. По мнению экспертов МВФ и других международных организаций: международным обменом товарами связано в мире около 30% глобальных денежных потоков. Поэтому программы антикризисных мер, прогнозы социально-экономического развития, разрабатываемые разными странами, в том числе Беларусью, должны опираться на развитие реального сектора экономики. Начавшийся рост белорусской экономики носит инновационный характер. В связи с этим актуальным является рассмотрение вопроса о качестве экономического тоста и его составляющих. В самом общем виде экономический рост - это долговременное количественное и качественное увеличение результатов производства пол влиянием изменяющейся производительности факторов.
Группа развитых стран с высоким уровнем среднедушевого дохода (15% населения мира) концентрирует у себя основную массу инноваций и высокотехнологичных производств. Бедные страны с низким уровнем среднедушевого дохода находятся, как правило, в состоянии технологического застоя, не имеют достаточного количества финансовых ресурсов и квалифицированных кадров для осуществления базисных инноваций. В результате технологический и экономический разрыв между странами и цивилизациями нарастает.
Опыт экономически
развитых стран, как и стран
с переходной экономикой, свидетельствует
о том, что эффективное
а) создание благоприятной экономической и правовой среды для участников инновационной деятельности, включая защиту прав интеллектуальной собственности;
б) формирование инфраструктуры НИС для поддержки развития различных форм инновационно -технологического предпринимательства, в том числе малых инновационных предприятий;
в) совершенствование системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, подготовки производства и выхода на рынок инновационной продукции (услуг), включая подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности.
Среди фундаментальных работ следует отметить крупную монографию выдающего английского ученого Джона Бернала «Наука в истории общества», изданную в Лондоне в 1954 г. и в СССР в 1956 г. Хотя в центре внимания исследователя находится прогресс научного познания за все исторические эпохи, он раскрывает неразрывную взаимосвязь этого прогресса с развитием техники, начиная с палеолита. Дж. Бернал отмечает смену периодов подъемов и упадков в развитии науки и ее технологическом применении: «Прогресс науки является чем угодно, только не единообразием в пространстве и времени. Периоды быстрых темпов ее развития чередуются с более продолжительными периодами застоя и даже упадка. С течением времени центры научной деятельности перемещались и обычно скорее следовали за перемещением центров торговли и промышленной деятельности, нежели направляли его. Вавилон, Египет и Индия были центрами древней науки. Греция становится их общей наследницей, и там, как нам известно, впервые был выработай рациональный базис для пауки... В Риме науке уделялось мало внимания, и она совершенно отсутствовала в западноевропейских королевствах варваров. Наследие Греции вновь вернулось на Восток, откуда оно и пришло. В Сирии, Персии и Индии и даже в далеком Китае ощущались новые веяния в науке, слившиеся затем в великолепном синтезе в странах ислама. И только отсюда наука и техника пришли в средневековую Европу» и привели к «великой вспышке созидательной активности». Наука смогла эффективно содействовать переменам в области промышленности и транспорта с помощью электричества, машин и химических препаратов.
Общим моментом для всех оказанных стратегий являемся активизация инновационной деятельности и достижение лучших экономических показателей приоритет той или иной стратегии определяется, прежде всего, финансовыми и материально-логическими возможностями организации, поддержкой государства и соотношением достигаемых результатов. С учетом сложившейся ситуации в экономике Республики Беларусь на сегодняшний день не представляется возможным широко задействовать стратегию приобретения передовых технологий» из-за ограниченных ресурсов, невысокого технического состояния.