Белорусско - российское научно- техническое сотрудничество как фактор экономического роста инновационного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

В рамках методологии исследуемого вопроса инновационного развития обозначен уровень универсальности отнесения результатов исследования - «экономический объект». Предлагается логика «экономического объекта» как предметно выражающего универсальность форм объединения бизнес единиц, совокупность которых может быть выражена по социально-экономической логике синергетического рассмотрения и эндогенной, структуре, проявляемой» в инновационном развитии.
Научным и практическим результатом синтеза методологии: представляется модель инновационного развития экономического объекта, позволяющая прогнозировать фазовые изменения функции экономического объекта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Понятие инноваций, теория инновационного развития……………………………………………………………….…5

2. Влияние инноваций на экономические работы: опыт зарубежных стран.. ……………………………………………..................................29

3.Состояние проблемы и перспектива инновационного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации. …….......................45

Заключение……………….………….…………………………………...70

Список использованных источников….………….……….…………...72

Вложенные файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРОЭК-КЕ.docx

— 233.81 Кб (Скачать файл)

      Темпы развития  инновационных процессов в Российской  Федерации показывают, что до  настоящего времени инновационная  деятельность так и не стала  основным фактором, обеспечивающим  рост экономики страны. Современная  экономическая стратегия российского  государства не менялась с 90-х  годов прошлого века. Она до  сих пор, хотя и в меньшей  степени, ориентируется на уход  государства из экономики, ее  развитие идет по ресурсному  типу, т.е. сохраняются зависимость  экономики страны от «углеводородной  иглы» и технологическое отставание  от развитых стран. Тем не менее, высшее руководство страны приняло  решения, которые если и не  задали необходимый импульс в  направлении перехода к инновационной  экономике, то, по крайней мере, определили  необходимость такого перехода.

     Изучение  государственной  инновационной политики РФ являются:

- определение государственной  инновационной политики;

- выявление основных проблем, связанных с реализацией государственной  инновационной политики;

- рассмотрение инвестиционной  составляющей инновационных процессов;

- анализ проблемы венчурного  финансирования инновационных процессов;

- определение основных  направлений развития инновационной  политики.

           В настоящее время при выработке  экономической политики России  все большую роль начинает  играть стратегическая установка, согласно которой лишь активизация  и эффективное использование  инновационного потенциала страны  способны обеспечить ее устойчивое  экономическое развитие, в том  числе и с участием иностранных  инвесторов. Речь идет об их привлечении не столько богатыми природными ресурсами страны и ее относительно дешевой рабочей силой (последнее означало бы втягивание России в бесконечную малопродуктивную конкуренцию за иностранных инвесторов со многими странами «третьего мира»), сколько возможностью эффективной коммерческой реализации инновационных проектов, и, прежде всего в тех сферах, где приоритет российских научно-технических разработок не подвергается сомнению. Главное здесь - восстановить инновационный потенциал страны, с тем, чтобы можно было не только создавать отдельные образцы наукоемких, технически сложных изделий, но разрабатывать современные инвестиционные проекты, а потом с выгодой для себя и инвесторов производить и реализовывать инновационную продукцию на внутреннем и мировых рынках.

       Вложения  в инновационные разработки, в  том числе в форме венчурного  финансирования, считаются одним  из наиболее прибыльных видов  размещения капитала. Не случайно  объемы венчурного финансирования  и число его специализированных  институтов в мире постоянно  возрастают. Однако в России указанная  тенденция практически не действует. Одно из распространенных объяснений этого - сложное положение, в котором оказался отечественный инновационный комплекс в период рыночных реформ 1990-х годов. Нередко высказывается мнение, что научный и инновационный потенциал страны якобы процветал и продуктивно функционировал в советскую эпоху, но был «на корню» загублен в ходе экономических реформ. Вряд ли можно с этим полностью согласиться.

 Уже к концу 1980-х  годов, наряду с существенными  достижениями в некоторых сферах, советская экономика характеризовалась  заметной деградацией и техническим  вырождением. Это во многом было  обусловлено многолетней гонкой  вооружений, которая способствовала  формированию застойных тенденций  в гражданском секторе экономики, испытывавшем постоянный дефицит  инвестиционных и инновационных  ресурсов.

 В результате милитаризации  экономики высокие технологии, наиболее  квалифицированные кадры рабочих  и инженеров, объемы финансирования  НИОКР оказались сосредоточены  в военном и смежных производствах. Такая концентрация ограниченных  ресурсов инновационного развития  в течение всего советского  периода усиливала технологическую  дифференциацию экономики, предопределяя  неизбежную техническую деградацию  гражданского сектора, который развивался  на основе низких и средних, а также ресурсоемких технологий. Кроме того, он характеризовался  невысокой квалификацией работников, неудовлетворительной технологической  дисциплиной и крайне низким  качеством продукции. Общий технологический  разрыв между двумя секторами  постоянно углублялся; гражданский  сектор экономики терял восприимчивость  к обновлению даже при наличии  инвестиций. Собственно, именно в  состоянии такого инновационного  «ступора» российская экономика  и вошла в полосу радикальных  рыночных реформ.

     Разумеется, на  своем начальном этапе эти  реформы не привнесли сюда  элементы стабильности: значительное  сокращение объемов государственного  финансирования, необходимость резко  переориентировать направления  НИОКР, а также самостоятельно  продвигать свою продукцию на  рынки и искать связи с потенциальными  потребителями и пр. поставили  многие научные и конструкторские  коллективы в очень сложное  положение. Казалось, что страна  вообще может лишиться своего  научно-инновационного потенциала, который она накапливала на  протяжении десятилетий, а ее  экономика окончательно превратится  в инновационно зависимую. Это, в частности, было связано с мощными стагнационными процессами, на длительное время охватившими российский инновационный комплекс (неудовлетворительное финансирование науки и сферы НИОКР в целом, утрата значительной части кадров, отсутствие опыта проектного финансирования и управления инновационными ресурсами в рыночных условиях и т. д.)

      Инновационное  развитие требует высокоразвитой  технологической, информационно-коммуникационной  и социокультурной среды, формировать  которую во многих российских  регионах в настоящее время  приходится «с нуля». В данной  связи переход на инновационный  путь развития может занять  достаточно длительное время, а  именно вплоть до относительного  выравнивания уровней хозяйственного  и социального развития регионов. До этих пор инновационный  тип экономики может локализоваться  в нескольких крупных регионах, где будут апробированы механизмы  его распространения в масштабах  страны.

           Инновация - это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост  эффективности процессов или  продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом  интеллектуальной деятельности  человека, его фантазии, творческого  процесса, открытий, изобретений и  рационализации. Примером инновации  является выведение на рынок  продукции (товаров и услуг) с  новыми потребительскими свойствами  или качественным повышением  эффективности производственных  систем.

        В последние 15 лет в Беларуси достаточно четко определена стратегия национальной политики в отношении науки и инноваций как важнейших факторов социально-экономического развития. В условиях государственной самостоятельности, при ограниченных сырьевых и топливно-энергетических ресурсах рост эффективности национальной экономики прогнозируется на основе развития обрабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг, для поддержания которых в конкурентоспособном состоянии необходим адекватный уровень развития научно-технического потенциала. Задача последнего состоит как в производстве новых знаний, так и в использовании достижений отечественной и мировой науки и технологий. Политика белорусского государства, таким образом, ориентирована на развитие интеллектуальных ресурсов.

        Имеющиеся  в настоящее время в стране  научно-технические ресурсы –  накопленные знания, научные кадры, материально-техническая база и  система финансового обеспечения  науки – оцениваются как достаточные  стартовые условия для дальнейшего  развития, которые существенно зависят  от инновационной активности  производственной сферы – основного  потребителя результатов исследований  и разработок. Наука Беларуси  остается важным фактором становления  экономики страны в условиях  переходного периода. С ее непосредственным  участием достигается развитие  наукоемких отраслей промышленности, наращивание экспортных возможностей  отдельных отраслей и производств, рост качества продукции, научное  обеспечение сельского хозяйства, здравоохранения, экологии.               Подчеркивая особую роль науки  в развитии государства, Президент  Республики Беларусь А.Г. Лукашенко  в своем докладе на Третьем  Всебелорусском народном собрании  отметил: «Наука должна стать  питающей средой инноваций, а  инновации – основой развития  экономики. Именно эта цепочка: умный, толковый, трудолюбивый и образованный  человек – инновации и благосостояние  – призвана обеспечить намеченный  социально-экономический рост нашей  страны».

         В новых экономических условиях  научно-техническая сфера не застыла  на старых позициях, она существенно  изменилась как по ориентации  ученых и специалистов на рыночные  механизмы, так и по организации  самой научно-технической деятельности. Участие исследовательских коллективов  и отдельных ученых в различных  конкурсах на выполнение научных  и научно-технических программ  и проектов дало новые возможности  для проявления инициативы, качественного  обновления тематики, поисков потенциальных  пользователей научной продукции  в стране и за рубежом, формирования  новых программ и проектов, что  свидетельствует о новом качестве  в организации исследований.

       Республика  Беларусь избрала инновационный  путь развития, в основе которого  – опора на широкое освоение  результатов исследований и разработок  в производстве. Активизация инновационной  деятельности определена одним  из приоритетов государства. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в ежегодном послании Национальному собранию Республики Беларусь и белорусскому народу, стратегической целью является создание в Беларуси уникальной, благоприятной среды для развития высоких технологий – своеобразного аналога Силиконовой долины, в которой совокупность экономических, социальных и правовых условий деятельности будет превосходить уровень, достигнутый на сегодняшний день в мире.  Практическим воплощением этих подходов и масштабных целей стало создание в 2005 г. республиканского Парка высоких технологий. В марте 2007 г. Президентом Республики Беларусь утверждена и реализуется Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы. В октябре 2009 г. Правительством утверждена Государственная программа «Инновационные биотехнологии» на 2010–2012 годы и на период до 2015 года. В ее рамках планируется создать биотехнологический сектор экономики, включающий ряд новых и модернизированных предприятий. Ожидаемый общий объем реализации продукции и услуг в результате выполнения программы в 2015 году составит 500 млрд. рублей, импорт замещение – 150 млн. долл. США, экспорт – 60 млн. долл. США. Постановлением Правительства Республики Беларусь от 2 декабря 2009 г. № 1566 утверждена Государственная программа по развитию импортозамещающих производств фармацевтических субстанций, готовых лекарственных и диагностических средств в Республике Беларусь на 2010–2014 годы и на период до 2020 года. Ее реализация обеспечит концентрацию усилий на создании по отечественным технологиям производств дорогостоящих фармсубстанций (около 1000 долл. США за единицу продукции) и уникальных лекарственных препаратов, производство которых в Республике Беларусь, странах СНГ и ближнего зарубежья в настоящее время отсутствует. Кроме того, НАН Беларуси совместно с Министерством энергетики и Министерством по чрезвычайным ситуациям разработана и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2009 г. № 1116 утверждена Государственная программа «Научное сопровождение развития атомной энергетики в Республике Беларусь на 2009–2010 годы и на период до 2020 года».  Целенаправленная государственная политика по поддержке инновационной деятельности обеспечила преобладание в структуре экономики Беларуси высокотехнологичных и экспорт ориентированных производств. Инновационно - активные промышленные организации кооперировали свои усилия по выполнению исследований и разработок в основном с субъектами в пределах Республики Беларусь (84,9% от общего количества совместных проектов), стран-членов ЕС и других стран Европы (7,9%), Российской Федерации (7,2%).

           Одной из важнейших социально-экономических  задач, стоящих перед научно-производственной  сферой страны в настоящее  время, является обеспечение дальнейшего  роста эффективности использования  научных разработок с целью  расширения объемов создания  на их основе продукции и  производств, отвечающих мировому  уровню.

        Дальнейшее  устойчивое развитие может быть  обеспечено лишь при условии  укрепления научно-технического  потенциала, объединения усилий  науки и производства. В настоящих  условиях и в будущем критериями  оценки эффективности научно-технической  продукции следует считать то, насколько она способна привести  к коммерческому результату, создать  рынки сбыта, оказать влияние  на рост конкурентоспособности  соответствующих отраслей экономики. Поэтому развитие научно-технического  и образовательного потенциалов  рассматривается как главное  направление государственной инновационной  политики.  Для этого в текущей пятилетке, главная идея которой – повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, а ее девиз: «человек – инновации – благосостояние», в основу научной, научно-технической и инновационной деятельности будут положены приоритетные направления научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 гг., утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 315, и приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006–2010 гг., утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2005 г. № 512.  Реализация указанных приоритетов через государственные программы научных исследований обеспечит дальнейшее углубление знаний о природе, человеке и обществе, качество которых должно соответствовать мировому уровню развития науки и потребностям развития экономики и социальной сферы Республики Беларусь, и на их основе позволит создать новейшие технологии производства машиностроительной и сельскохозяйственной продукции, электронной, вычислительной и оптоволоконной техники, строительных материалов, а также медицинские, биологические, тонкие химические и информационные технологии. В отраслях экономики приоритетные направления будут реализовываться через государственные научно-технические программы, направленные на разработку передовых технологий и новых видов наукоемкой экспорт ориентированной и импортозамещающей продукции на основе собственной сырьевой и материально-технической базы, организацию ее серийного выпуска.  Для активизации инновационной деятельности будет обеспечено развитие новых форм инновационной инфраструктуры, таких как научно-внедренческие и научно-технические центры, технопарки и технополисы, других форм развития научного потенциала крупных предприятий и объединений с целью превращения их в саморазвивающиеся и конкурентоспособные. Большое внимание будет уделено развитию Парка высоких технологий, основным направлением деятельности которого станет разработка технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности национальной экономики.  Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. основными принципами инновационной политики Республики Беларусь должны стать: государственное регулирование инновационных процессов преимущественно экономическими методами, стимулирование деловой активности в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности через совершенствование политики заработной платы, системы налоговых, кредитных и других экономических льгот; ориентация инновационной деятельности на социально-экономические и научно-технические приоритеты в целях насыщения внутреннего рынка отечественными конкурентоспособными товарами и выхода наукоемкой продукции на мировые рынки и др. В прогнозируемом периоде важнейшими задачами политики сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса страны будут:  повышение уровня оплаты научного труда, экономической и социальной защищенности ученых и престижа научной деятельности; создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий.

Информация о работе Белорусско - российское научно- техническое сотрудничество как фактор экономического роста инновационного типа