Темпы развития
инновационных процессов в Российской
Федерации показывают, что до
настоящего времени инновационная
деятельность так и не стала
основным фактором, обеспечивающим
рост экономики страны. Современная
экономическая стратегия российского
государства не менялась с 90-х
годов прошлого века. Она до
сих пор, хотя и в меньшей
степени, ориентируется на уход
государства из экономики, ее
развитие идет по ресурсному
типу, т.е. сохраняются зависимость
экономики страны от «углеводородной
иглы» и технологическое отставание
от развитых стран. Тем не менее,
высшее руководство страны приняло
решения, которые если и не
задали необходимый импульс в
направлении перехода к инновационной
экономике, то, по крайней мере, определили
необходимость такого перехода.
Изучение государственной
инновационной политики РФ являются:
- определение государственной
инновационной политики;
- выявление основных проблем,
связанных с реализацией государственной
инновационной политики;
- рассмотрение инвестиционной
составляющей инновационных процессов;
- анализ проблемы венчурного
финансирования инновационных процессов;
- определение основных
направлений развития инновационной
политики.
В настоящее время при выработке
экономической политики России
все большую роль начинает
играть стратегическая установка,
согласно которой лишь активизация
и эффективное использование
инновационного потенциала страны
способны обеспечить ее устойчивое
экономическое развитие, в том
числе и с участием иностранных
инвесторов. Речь идет об их привлечении
не столько богатыми природными ресурсами
страны и ее относительно дешевой рабочей
силой (последнее означало бы втягивание
России в бесконечную малопродуктивную
конкуренцию за иностранных инвесторов
со многими странами «третьего мира»),
сколько возможностью эффективной коммерческой
реализации инновационных проектов, и,
прежде всего в тех сферах, где приоритет
российских научно-технических разработок
не подвергается сомнению. Главное здесь
- восстановить инновационный потенциал
страны, с тем, чтобы можно было не только
создавать отдельные образцы наукоемких,
технически сложных изделий, но разрабатывать
современные инвестиционные проекты,
а потом с выгодой для себя и инвесторов
производить и реализовывать инновационную
продукцию на внутреннем и мировых рынках.
Вложения
в инновационные разработки, в
том числе в форме венчурного
финансирования, считаются одним
из наиболее прибыльных видов
размещения капитала. Не случайно
объемы венчурного финансирования
и число его специализированных
институтов в мире постоянно
возрастают. Однако в России указанная
тенденция практически не действует.
Одно из распространенных объяснений
этого - сложное положение, в котором оказался
отечественный инновационный комплекс
в период рыночных реформ 1990-х годов. Нередко
высказывается мнение, что научный и инновационный
потенциал страны якобы процветал и продуктивно
функционировал в советскую эпоху, но
был «на корню» загублен в ходе экономических
реформ. Вряд ли можно с этим полностью
согласиться.
Уже к концу 1980-х
годов, наряду с существенными
достижениями в некоторых сферах,
советская экономика характеризовалась
заметной деградацией и техническим
вырождением. Это во многом было
обусловлено многолетней гонкой
вооружений, которая способствовала
формированию застойных тенденций
в гражданском секторе экономики,
испытывавшем постоянный дефицит
инвестиционных и инновационных
ресурсов.
В результате милитаризации
экономики высокие технологии, наиболее
квалифицированные кадры рабочих
и инженеров, объемы финансирования
НИОКР оказались сосредоточены
в военном и смежных производствах.
Такая концентрация ограниченных
ресурсов инновационного развития
в течение всего советского
периода усиливала технологическую
дифференциацию экономики, предопределяя
неизбежную техническую деградацию
гражданского сектора, который развивался
на основе низких и средних,
а также ресурсоемких технологий.
Кроме того, он характеризовался
невысокой квалификацией работников,
неудовлетворительной технологической
дисциплиной и крайне низким
качеством продукции. Общий технологический
разрыв между двумя секторами
постоянно углублялся; гражданский
сектор экономики терял восприимчивость
к обновлению даже при наличии
инвестиций. Собственно, именно в
состоянии такого инновационного
«ступора» российская экономика
и вошла в полосу радикальных
рыночных реформ.
Разумеется, на
своем начальном этапе эти
реформы не привнесли сюда
элементы стабильности: значительное
сокращение объемов государственного
финансирования, необходимость резко
переориентировать направления
НИОКР, а также самостоятельно
продвигать свою продукцию на
рынки и искать связи с потенциальными
потребителями и пр. поставили
многие научные и конструкторские
коллективы в очень сложное
положение. Казалось, что страна
вообще может лишиться своего
научно-инновационного потенциала,
который она накапливала на
протяжении десятилетий, а ее
экономика окончательно превратится
в инновационно зависимую. Это, в частности,
было связано с мощными стагнационными
процессами, на длительное время охватившими
российский инновационный комплекс (неудовлетворительное
финансирование науки и сферы НИОКР в
целом, утрата значительной части кадров,
отсутствие опыта проектного финансирования
и управления инновационными ресурсами
в рыночных условиях и т. д.)
Инновационное
развитие требует высокоразвитой
технологической, информационно-коммуникационной
и социокультурной среды, формировать
которую во многих российских
регионах в настоящее время
приходится «с нуля». В данной
связи переход на инновационный
путь развития может занять
достаточно длительное время, а
именно вплоть до относительного
выравнивания уровней хозяйственного
и социального развития регионов.
До этих пор инновационный
тип экономики может локализоваться
в нескольких крупных регионах,
где будут апробированы механизмы
его распространения в масштабах
страны.
Инновация - это внедренное новшество,
обеспечивающее качественный рост
эффективности процессов или
продукции, востребованное рынком.
Является конечным результатом
интеллектуальной деятельности
человека, его фантазии, творческого
процесса, открытий, изобретений и
рационализации. Примером инновации
является выведение на рынок
продукции (товаров и услуг) с
новыми потребительскими свойствами
или качественным повышением
эффективности производственных
систем.
В последние
15 лет в Беларуси достаточно четко определена
стратегия национальной политики в отношении
науки и инноваций как важнейших факторов
социально-экономического развития. В
условиях государственной самостоятельности,
при ограниченных сырьевых и топливно-энергетических
ресурсах рост эффективности национальной
экономики прогнозируется на основе развития
обрабатывающих отраслей промышленности
и сферы услуг, для поддержания которых
в конкурентоспособном состоянии необходим
адекватный уровень развития научно-технического
потенциала. Задача последнего состоит
как в производстве новых знаний, так и
в использовании достижений отечественной
и мировой науки и технологий. Политика
белорусского государства, таким образом,
ориентирована на развитие интеллектуальных
ресурсов.
Имеющиеся
в настоящее время в стране
научно-технические ресурсы –
накопленные знания, научные кадры,
материально-техническая база и
система финансового обеспечения
науки – оцениваются как достаточные
стартовые условия для дальнейшего
развития, которые существенно зависят
от инновационной активности
производственной сферы – основного
потребителя результатов исследований
и разработок. Наука Беларуси
остается важным фактором становления
экономики страны в условиях
переходного периода. С ее непосредственным
участием достигается развитие
наукоемких отраслей промышленности,
наращивание экспортных возможностей
отдельных отраслей и производств,
рост качества продукции, научное
обеспечение сельского хозяйства,
здравоохранения, экологии.
Подчеркивая особую роль науки
в развитии государства, Президент
Республики Беларусь А.Г. Лукашенко
в своем докладе на Третьем
Всебелорусском народном собрании
отметил: «Наука должна стать
питающей средой инноваций, а
инновации – основой развития
экономики. Именно эта цепочка: умный,
толковый, трудолюбивый и образованный
человек – инновации и благосостояние
– призвана обеспечить намеченный
социально-экономический рост нашей
страны».
В новых экономических условиях
научно-техническая сфера не застыла
на старых позициях, она существенно
изменилась как по ориентации
ученых и специалистов на рыночные
механизмы, так и по организации
самой научно-технической деятельности.
Участие исследовательских коллективов
и отдельных ученых в различных
конкурсах на выполнение научных
и научно-технических программ
и проектов дало новые возможности
для проявления инициативы, качественного
обновления тематики, поисков потенциальных
пользователей научной продукции
в стране и за рубежом, формирования
новых программ и проектов, что
свидетельствует о новом качестве
в организации исследований.
Республика
Беларусь избрала инновационный
путь развития, в основе которого
– опора на широкое освоение
результатов исследований и разработок
в производстве. Активизация инновационной
деятельности определена одним
из приоритетов государства. Президент
Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в
ежегодном послании Национальному собранию
Республики Беларусь и белорусскому народу,
стратегической целью является создание
в Беларуси уникальной, благоприятной
среды для развития высоких технологий
– своеобразного аналога Силиконовой
долины, в которой совокупность экономических,
социальных и правовых условий деятельности
будет превосходить уровень, достигнутый
на сегодняшний день в мире. Практическим
воплощением этих подходов и масштабных
целей стало создание в 2005 г. республиканского
Парка высоких технологий. В марте 2007 г.
Президентом Республики Беларусь утверждена
и реализуется Государственная программа
инновационного развития Республики Беларусь
на 2007-2010 годы. В октябре 2009 г. Правительством
утверждена Государственная программа
«Инновационные биотехнологии» на 2010–2012
годы и на период до 2015 года. В ее рамках
планируется создать биотехнологический
сектор экономики, включающий ряд новых
и модернизированных предприятий. Ожидаемый
общий объем реализации продукции и услуг
в результате выполнения программы в 2015
году составит 500 млрд. рублей, импорт замещение
– 150 млн. долл. США, экспорт – 60 млн. долл.
США. Постановлением Правительства Республики
Беларусь от 2 декабря 2009 г. № 1566 утверждена
Государственная программа по развитию
импортозамещающих производств фармацевтических
субстанций, готовых лекарственных и диагностических
средств в Республике Беларусь на 2010–2014
годы и на период до 2020 года. Ее реализация
обеспечит концентрацию усилий на создании
по отечественным технологиям производств
дорогостоящих фармсубстанций (около
1000 долл. США за единицу продукции) и уникальных
лекарственных препаратов, производство
которых в Республике Беларусь, странах
СНГ и ближнего зарубежья в настоящее
время отсутствует. Кроме того, НАН Беларуси
совместно с Министерством энергетики
и Министерством по чрезвычайным ситуациям
разработана и постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 28 августа
2009 г. № 1116 утверждена Государственная
программа «Научное сопровождение развития
атомной энергетики в Республике Беларусь
на 2009–2010 годы и на период до 2020 года».
Целенаправленная государственная политика
по поддержке инновационной деятельности
обеспечила преобладание в структуре
экономики Беларуси высокотехнологичных
и экспорт ориентированных производств.
Инновационно - активные промышленные
организации кооперировали свои усилия
по выполнению исследований и разработок
в основном с субъектами в пределах Республики
Беларусь (84,9% от общего количества совместных
проектов), стран-членов ЕС и других стран
Европы (7,9%), Российской Федерации (7,2%).
Одной из важнейших социально-экономических
задач, стоящих перед научно-производственной
сферой страны в настоящее
время, является обеспечение дальнейшего
роста эффективности использования
научных разработок с целью
расширения объемов создания
на их основе продукции и
производств, отвечающих мировому
уровню.
Дальнейшее
устойчивое развитие может быть
обеспечено лишь при условии
укрепления научно-технического
потенциала, объединения усилий
науки и производства. В настоящих
условиях и в будущем критериями
оценки эффективности научно-технической
продукции следует считать то,
насколько она способна привести
к коммерческому результату, создать
рынки сбыта, оказать влияние
на рост конкурентоспособности
соответствующих отраслей экономики.
Поэтому развитие научно-технического
и образовательного потенциалов
рассматривается как главное
направление государственной инновационной
политики. Для этого в текущей пятилетке,
главная идея которой – повышение уровня
конкурентоспособности на основе модернизации
экономики, а ее девиз: «человек – инновации
– благосостояние», в основу научной,
научно-технической и инновационной деятельности
будут положены приоритетные направления
научно-технической деятельности в Республике
Беларусь на 2006–2010 гг., утвержденные Указом
Президента Республики Беларусь от 6 июля
2005 г. № 315, и приоритетные направления
фундаментальных и прикладных научных
исследований Республики Беларусь на
2006–2010 гг., утвержденные постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
от 17 мая 2005 г. № 512. Реализация указанных
приоритетов через государственные программы
научных исследований обеспечит дальнейшее
углубление знаний о природе, человеке
и обществе, качество которых должно соответствовать
мировому уровню развития науки и потребностям
развития экономики и социальной сферы
Республики Беларусь, и на их основе позволит
создать новейшие технологии производства
машиностроительной и сельскохозяйственной
продукции, электронной, вычислительной
и оптоволоконной техники, строительных
материалов, а также медицинские, биологические,
тонкие химические и информационные технологии.
В отраслях экономики приоритетные направления
будут реализовываться через государственные
научно-технические программы, направленные
на разработку передовых технологий и
новых видов наукоемкой экспорт ориентированной
и импортозамещающей продукции на основе
собственной сырьевой и материально-технической
базы, организацию ее серийного выпуска.
Для активизации инновационной деятельности
будет обеспечено развитие новых форм
инновационной инфраструктуры, таких
как научно-внедренческие и научно-технические
центры, технопарки и технополисы, других
форм развития научного потенциала крупных
предприятий и объединений с целью превращения
их в саморазвивающиеся и конкурентоспособные.
Большое внимание будет уделено развитию
Парка высоких технологий, основным направлением
деятельности которого станет разработка
технологий, обеспечивающих повышение
конкурентоспособности национальной
экономики. Согласно Программе социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006–2010
гг. основными принципами инновационной
политики Республики Беларусь должны
стать: государственное регулирование
инновационных процессов преимущественно
экономическими методами, стимулирование
деловой активности в сфере научной, научно-технической
и инновационной деятельности через совершенствование
политики заработной платы, системы налоговых,
кредитных и других экономических льгот;
ориентация инновационной деятельности
на социально-экономические и научно-технические
приоритеты в целях насыщения внутреннего
рынка отечественными конкурентоспособными
товарами и выхода наукоемкой продукции
на мировые рынки и др. В прогнозируемом
периоде важнейшими задачами политики
сохранения и развития кадрового потенциала
научно-технического комплекса страны
будут: повышение уровня оплаты научного
труда, экономической и социальной защищенности
ученых и престижа научной деятельности;
создание условий для привлечения и закрепления
талантливой молодежи в сфере науки и
технологий.