Белорусско - российское научно- техническое сотрудничество как фактор экономического роста инновационного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

В рамках методологии исследуемого вопроса инновационного развития обозначен уровень универсальности отнесения результатов исследования - «экономический объект». Предлагается логика «экономического объекта» как предметно выражающего универсальность форм объединения бизнес единиц, совокупность которых может быть выражена по социально-экономической логике синергетического рассмотрения и эндогенной, структуре, проявляемой» в инновационном развитии.
Научным и практическим результатом синтеза методологии: представляется модель инновационного развития экономического объекта, позволяющая прогнозировать фазовые изменения функции экономического объекта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Понятие инноваций, теория инновационного развития……………………………………………………………….…5

2. Влияние инноваций на экономические работы: опыт зарубежных стран.. ……………………………………………..................................29

3.Состояние проблемы и перспектива инновационного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации. …….......................45

Заключение……………….………….…………………………………...70

Список использованных источников….………….……….…………...72

Вложенные файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРОЭК-КЕ.docx

— 233.81 Кб (Скачать файл)

Следовательно, несмотря на значительные различия в определении критериев и сущности инновации, ее трактовка в контексте реализации государственной инновационной политики должна строиться исходя из инновационной стратегии государства на конкретном этапе инновационного развития. Так, высокоразвитые страны концентрируют внимание на узком перечне прорывных инноваций, тогда как для экономики развивающихся государств, а также стран постсоветского пространства, имеющих значительный нереализованный инновационный потенциал, актуальной становится концентрация непосредственно на инновационном процессе, создании благоприятной инновационной среды, поддержке модернизирующих инноваций, достаточно хорошо зарекомендовавших себя в мире. Фактически инновации в Беларуси должны в большей степени отождествляться не с прорывными решениями, а с тем. что позволит приблизиться по уровню конкурентоспособности к развитым странам в традиционных для республики отраслях промышленности, и прежде всего машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической, фармацевтической, легкой и пищевой промышленности. При этом базисом современного этапа инновационного развития должны стать эффективные механизмы стимулирования технической модернизации всех отраслей промышленности и сферы услуг, способствующие поэтапной реструктуризации и системной модернизации.

 Стоит отметить, что белорусский рынок капитала недостаточно развит и по этой причине зачастую не может предоставить необходимый объем ресурсов при осуществлении ряда инвестиционных проектов. На современном этапе развития белорусской экономики показатели внешней кредитоспособности правительства и других секторов экономики резко ухудшились, что ограничивает возможности резидентов Беларуси по привлечению нового внешнего финансирования. Более того, доступ к конвертируемым валютам, необходимым для приобретения инвестиционных товаров, особенно в настоящее время значительно затруднен. Прямые иностранные инвестиции решают все эти проблемы. Зарубежные инвесторы имеют доступ к источникам капитала и потому не испытывают ограничений, обусловленных недостаточно развитым внутренним рынком или невозможностью государства генерировать приток иностранной валюты от экспорта местной продукции или от внешних заимствований. Таким образом, проведенное исследование показывает, что прямые иностранные инвестиции вносят значительный негативный вклад в состояние платежного баланса Республики Беларусь, способствуя оттоку иностранных активов и иностранной валюты из экономики. В связи с этим политика привлечения и размещения за границей НИИ подлежит серьезной корректировке. Для обеспечения экономической безопасности Беларуси, приоритетным направлением в политике привлечения в страну иностранных инвестиций, должно стать привлечение прямых инвестиций в экспортно-ориентированные предприятия с тем, чтобы эти организации смогли впоследствии покрывать зарабатываемой ими валютной выручкой как расходы на импортные сырье, материалы, комплектующие и т. л., так и выплату доходов прямому иностранному инвестору. В этом случае поступление прямых инвестиций будет способствовать поддержанию платежного баланса страны сбалансированным.

Влияние итогов внешней торговли предприятий с иностранными инвестициями на состояние платежного баланса. Общепризнан тот факт, что НИИ могут сыграть немаловажную положительную роль в развитии экспорта принимающего государства. Как отмечают в этом контексте М. Зломстрем и А. Коко. НИИ могут способствовать развитию следующих направлений: обработка местных сырьевых материалов и их последующего экспорта, создание импортозамещающих отраслей и их конверсии на экспорт, экспорт новых товаров.

   Если этот эффект  значителен при недостаточном  росте экспорта и ориентации  на внутренний рынок, то приток прямых инвестиций может привести к созданию и (или) увеличению отрицательного сальдо торгового баланса. Второй эффект проявляется в долгосрочной перспективе, когда НИИ способствуют развитию импортозамещающих производств, что, несомненно, приведет к уменьшению импорта страны по соответствующим статьям. Таким образом, три координации ценовой политики и интеграционном образовании сто участники получают положительный экономический эффект от инноваций в условиях инвестирования в них меньшего объема капитала  или при меньшей эффективности - сказанных инвестиций, чем это требуется для обеспечения динамической эффективности отрасли.

          Успешное решение задач ускорения  экономического и социального  развития Республики Беларусь, перевода  экономики на инновационный путь  напрямую зависит от эффективности  процессов трансформации научных  знаний в инновации и их  коммерциализации, от степени инновационной  восприимчивости основных отраслей  комплекса страны.

         На семинаре руководящих работников  республиканских и местных государственных  органов по проблемам инновационного  развития страны Президент Республики  Беларусь А.Г. Лукашенко основной  задачей реализации инновационной  политики определил «…создание  национального инновационного механизма  как системы организационно-экономических  и правовых мер и реализация  конкретных инновационных проектов. Они должны обеспечивать процесс  производства новых знаний, оперативное  внедрение результатов исследований  в реальном секторе экономики».

    Такая система  не стимулирует активизацию и  повышение эффективности инновационной  деятельности, экономики, вложение  средств в исследования, разработки, развитие инновационного предпринимательства, не препятствует оттоку квалифицированных  кадров, в первую очередь, из сферы  отраслевой науку.

      Подводя  итоги сотрудничества Республики  Беларусь и Российской Федерации  в рамках Единого экономического  пространства, то в целом можно  охарактеризовать ситуацию, как  изменяющуюся в положительную  сторону. Наибольших результатов  в продвижении к созданию Таможенного  союза, формированию рынка свободной  торговли без изъятий и ограничений, достигли в своих двусторонних  отношениях Россия и Беларусь.

       Постоянно  наращиваются объёмы торгово-экономических  связей. Различные межправительственные  проекты приводятся в жизнь, что  способствует в дальнейшем более  тесному сотрудничеству с выгодами  для обеих стран.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Применение  нововведений не только дает дополнительные экономические ресурсы для фундаментальных и прикладных исследований с долгим сроком разработки и значительными затратами капитала, но, что следует отметить особо, позволяет создавать новые эффективные средства для исследований и дает дополнительную информацию об изменениях в природных процессах, происходящих под влиянием изменений в производстве.

Проведенное  исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1.   Комплексный анализ эффективности деятельности диверсифицированных организаций АПК требует выделения нескольких ее основных форм эффективности экономической структуры диверсификации деятельности организации, эффективности функционирования диверсифицированных организаций, АПК, в рамках интеграционных структур, народнохозяйственной эффективности диверсифицированных организаций АПК в рамках интеграционных структур.
  2.    Разработана методика определения экономической структуры диверсификации организации АПК, позволяющая названным организациям сформулировать стратегию диверсификации, соответствующую сложившимся рыночным условиям и направленную на повышение эффективности функционирования и устойчивости ее показателей.

     Разработана методика  оценки эффективности функционирования  диверсифицированных организаций АПК, позволяющая дать количественную оценку показателей экономической и социальной эффективности данных организаций.

       Разработана методика  оценки эффективности координации  действий организаций АПК в области ценообразования, позволяющая участникам названных структур определять - экономическую необходимость согласования цен на товарную продукцию и прогнозировать устойчивость данного согласования во времени, учитывая структуру отрасти и экзогенные макроэкономические условия.

Наряду с формированием новых институциональных объектов инновационной сферы, необходимо существенно повысить инновационную восприимчивость и активность действующих предприятий, путем создания с их участием корпоративных структур, отраслевых научно-технических центров. Применение нововведений не только дает дополнительные экономические ресурсы для фундаментальных и прикладных исследований с долгим сроком разработки и значительными затратами капитала, но, что следует отметить особо, позволяет создавать новые эффективные средства для исследований и дает дополнительную информацию об изменениях в природных процессах происходящих под влиянием изменений в производстве. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Анчишкин А.И. Наука-тсхника-экономика. М.:Экономика, 1986.
  2. Бабаев, Ф.А. Инновационный фактор оценивания результативности управления в промышленности / Ф.А. Бабаев, Борисов В.Н. // Проблемы прогнозирования. - 2005. - № 4. - С.136-142.
  3. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов / И. Т. Балабанов. – СПб.: Питер, 2001. -303 с.
  4. Бармута, К.А. Основные стадии процесса создания инноваций / К. А. Бармута // Новая экономика. - 2008. - № 11. - С.12-14.
  5. Бездудный, Ф. Сущность понятия инновации и его классификация / Ф. Бездудный, Г. Смирнова, О. Нечаева // Инновации. - 2008. - № 2. - С.98.

6 БарютинЛ.С. Управление техническими нововведениями и промышленности. М.: Изд-во МГУ,1986.

3. Батура Михаил Инновации- на первый план/ Михаил Датура, Елена Живицкая Экономика Беларуси.- 2011.-№3

4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т. 3. Время мира. М.: Прогресс,1992.

5. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития / Междунар. фонд экономических реформ - М.: ВлаДар, 1993. – 310 с.

6. Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. – М.: ИЭПП, 2004. – 152c.

7. Забродская Наталья Георгиевна Проблема инновационного развития и формирования экономики знаний  в Республики Беларусь.

8. Ерошкин Алексей Михайлович Роль инноваций в стимулировании роста и повышении конкурентоспособности национальных экономик/А.М. Ерошкин, Д.Е.Плисецкий Экономический анализ: теория и практика.-2012.-№ 27.

  9.  Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. - М.: Иифра-М, 2002. – 315 с.

9. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Под. ред. Ю.В. Яковца. М.: РАГС,2000.

10.  Иванов, В.Ф. Направления  развития национальной инновационной  системы Беларуси/ В.Ф.Иванов, Н.В. Кудревич// Экономический бюллеьень НИЭИ М-ва экономики Р.Б-2011.-№3. С.27-33.

11. Кондратьев H.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002.

12.  Корнеевец Игорь Сергеевич Инновации в экономической политике РБ/И.С. Корнеевец Весник Белоруска торгово-экономического университета.- Весник Белоруского государственного экономического университета.-2012.-№3.-С.30-36.

13. Кузнец С. Современный экономический рост: результаты исследований и размышлений. Нобелевская лекция//Нобелевские лауреаты по экономике: 
взгляд из России; Под ред. Ю.В. Яковца. СП'": Гуманистика, 2003.

14. Международное взаимодействие  ученых: правила игры/ (Владимир Кабанов  и др.); подготовила Наталья Гусакова и Наука и инновации.-2012.-№1.-С.12-16.

15.  Михайлова-Станюта И.А. Инновации и качество экономического роста/И.А. Михайлова-Станюта Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.-2011.- №4.-С.

16. Поболь Анна Игоревна Инструмент стимулирования иностранных инвестиций в исследования и разработки / А.И. Поболь. Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономичнского института Министерства экономики Республики Беларусь.-2011.- №9.- С.4-15.

17.Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности  предприятия: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / Г.В. Савицкая - М.: ИНФРА-М, 2005. - 425 с.

17. Снопков Н.Г. Новое качество экономического роста/ Н.Г. Снопков  Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.- 2011.- №5.- С.9-18.

18. Сорокин П. А.Социальная и культурная динамика. СПб., СП6ХГУ, 2000.

19. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.

20.Титович Анатолий Антонович кандидат экономических наук Национальная инновационная система РБ и управление инновационной деятельностью/ А.А. Титович, Ан.А. Титович Потребительская кооперация.-2012.-№1- С. 31-38.

21. Туган-БараповскийМ.И. Избранное. Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов. М.: Наука-РОССПЭН, 1997.

22. Шумпетпер Й.А. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика,: 1995.

23. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход//Классики кейнсианства. Т.2.М.: Экономика, 1997.

24. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века / Ю.В.Яковец; Междунар.ин-т П.Сорокина – Н.Кондратьева. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 444с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Белорусско - российское научно- техническое сотрудничество как фактор экономического роста инновационного типа