Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:03, курсовая работа
Целью исследования является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма. Для достижения указанной цели я рассматриваю следующие задачи:
-изучить сущность бюджета и бюджетного устройства;
- рассмотреть основные функции бюджета;
-исследовать бюджетное финансирование на современном этапе;
- дать анализ достижениям и проблемам бюджетной политики России.
Введение………………………………………………………………………………….3
Сущность бюджета, основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы…………………………………………………………………………………...4
1.1 Экономическая сущность и содержание бюджета. Общественные функции бюджета……………………………………………………………………………….4
1.2 Основы бюджетного устройства и построение бюджетной системы России……7
1.3 История развития бюджета и бюджетной системы России……………………....12
Основы организации бюджетного процесса…………………………………………..16
2.1 Бюджетный процесс: понятие и структура………………………………………...16
2.2 Этапы бюджетного процесса……………………………………………………..…18
2.3 Бюджеты Российской Федерации…………………………………………………..21
Бюджетная и налоговая реформа в Российской Федерации ………………………....28
3.1 Проблемы бюджетной политики. Реорганизация бюджетной системы………….30
Заключение ……………………………………………………………………………....34
Список использованной литературы………………………………………….………..36
Таблица 1
Основные параметры
Показатель |
2008 год |
2009 год |
|
ВВП, трлн. руб. |
41, 54 |
40, 42 |
|
Доходы федерального бюджета |
9, 27 |
6, 71 |
|
Нефтегазовые доходы |
4, 15 |
2, 57 |
|
Прочие доходы |
5, 12 |
4, 14 |
|
Расходы федерального бюджета, трлн. руб. |
7, 57 |
9, 69 |
|
Дефицит или профицит федерального бюджета |
1,7 |
-2, 98 |
|
Доходы федерального бюджета, % ВВП |
22, 3% |
16, 6% |
|
Расходы федерального бюджета, % ВВП |
18, 2% |
24, 0% |
|
Дефицит или профицит федерального бюджета, % ВВП |
4, 1% |
-7, 4% |
|
Из табл. 1. очевидно, что 2009 год был дефицитным, наблюдалось снижение доходов федерального бюджета и увеличение его расходов, снизился объем ВВП при условиях мирового финансово - экономического кризиса. К началу 2010 года ситуация стабилизировалась.
Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.
Второй уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.
Местный бюджет (или бюджет
муниципального образования) представляет
собой форму образования и
расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и
К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.
На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.
Рис. 1. Доходы территориальных бюджетов
Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию.
В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.
Рис. 2. Структура консолидированного бюджета РФ
На рис. 2 представлено устройство
консолидированного бюджета России.
Консолидированные бюджеты
Итак, бюджетная система
России состоит из трех звеньев: федеральный
бюджет, бюджеты субъектов федерации
и бюджеты муниципальных
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 28) такая система основана на следующих принципах:
· единства бюджетной системы Российской Федерации;
· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
· самостоятельности бюджетов;
· равенства бюджетных прав субъектов федерации, муниципальных образований;
· полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
· сбалансированности бюджета;
· эффективности и экономности
использования бюджетных
· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
· достоверности бюджета;
· адресности и целевого характера бюджетных средств;
· гласности.
Рассмотрим вышеназванные принципы подробнее.
Принцип единства бюджетной
системы означает единство бюджетного
законодательства, принципов организации
и функционирования бюджетной системы,
форм бюджетной документации и отчетности,
бюджетной классификации, санкций
за нарушение бюджетного законодательства,
единый порядок установления и исполнения
расходных обязательств, формирования
доходов и осуществления
Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление доходов и расходов за соответствующими бюджетами, а также определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. На практике достаточно сложно оптимально реализовать этот принцип. С 1 января 2005 г. его воплощение более чётко определено в Бюджетном кодексе РФ.
Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с налоговым законодательством устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов; недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Самостоятельность бюджетного процесса «низовых» бюджетов несколько условна, ибо органы власти муниципальных образований не могут, как правило, сформировать бюджет, не имея данных о выделенной финансовой помощи на бюджетный год.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Действие этого принципа предполагает совершенствование методов прогнозирования, планирования бюджетных доходов и расходов.
Принцип сбалансированности бюджета - каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип эффективности и
экономности использования
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Соблюдение этих принципов
позволит реально оценивать
В России межбюджетные отношения трактуются как распределение дотаций между регионами. Механизм совершенствования межбюджетных отношений и взаимосвязей развивался в направлении реформирования правил выделения финансовой помощи регионам.
1.3 История развития бюджета и бюджетной системы России
Исторически восточные племена славян, как и другие народы, вели набеги друг на друга. В начале набеги преследовали цель защиты места обитания и охоты. С усилением племен борьба велась за захват территорий соседних племен, за покорение, обложение данью и образование племенных союзов, первоначальные государственные образования восточных славян в виде союзов племен или княжеств образовались в IV-VII вв., т. е. задолго до образования первого устойчивого государства под названием «Киевская Русь». С образованием княжеств одним из источников княжеской казны становится военная добыча, выкуп или дань, собираемые с покоренных народов. Вначале они носили натуральную форму и собирались в виде продовольствия, птицы, скота, мехов, меда, воска и других предметов. К XX в. дань приобрела форму контрибуции. На территории восточных славян первое устойчивое государственное образование из состава русских племен исторически сложилось к 882 г. вокруг древнейшего города Киева.
Государство было раннефеодальной
монархией. Во главе его стоял
великий князь, а во главе земель,
входящих в Киевскую Русь, стояли князья,
которые платили в казну
* доходов, поступающих из казны князей-феодалов
* доходов, поступающих от подданных своего княжества.
Казна же князя-феодала формировалась за счет одного источника дохода, поступающего от подданных княжества. Великий князь и князья средства казны расходовали по своему усмотрению на собственные нужды княжества.
Начиная с середины XII в. наблюдается
значительное ослабление власти великого
князя Киевского, начинается процесс
образования системы
С образованием Московского
княжества как
В налоговой системе мирские повинности были переоформлены в земские повинности и земские сборы, подушная подать с мещан заменена налогом на недвижимое имущество, подушная подать с крестьян заменена на поземельный налог, для кочевых народов введена кибиточная подать, вместо винных откупов введен акциз на производство спиртных напитков
и введен промысловый налог (сбор за выдачу и оформление документов на право заниматься торговлей и промыслами).