Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:38, дипломная работа
В основе современных требований к взаимодействию детского сада и семьи лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные учреждения, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Времена, когда родители приходили в детский сад на праздники и утренники, родительские собрания, для оказания помощи, но не все и не всегда, когда беседа с родителями является монологом воспитателя, прошли. В настоящее время требуются новые подходы к работе с родителями, установление иных отношений. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………….…….……4
ГЛАВА 1. Теоретический обзор проблем общественного и семейного воспитания и обучения детей…………………………………………....….…....9
Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка…………………………………….9
Основы семейного воспитания…………………………………………………13
Особенности общественного воспитания……………………………...………32
ГЛАВА 2 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании и обучении детей.......................................................................................................42
2.1.Формы сотрудничества ДОУ и семьи.……………………………………42
2.2.Воспитание здорового ребенка………………………………..………….54
ГЛАВА 3. Из опыта работы по установлению взаимодействия с родителями………………………………………………………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………..72
ЛИТЕРАТУРА……………………………………
Ответственность за воспитание детей лежит в равной мере на дошкольных учреждениях и на семье. Эффективность воспитания в большой степени зависит от согласованности усилий и единства требований к детям семьи, школы, общественных и трудовых коллективов.
В связи
с этим педагогическое
В настоящее
время существует целая
Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.
Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, конкретизируются в календарном плане заведующей и старшего педагога.
Положительные результаты
в воспитании детей
В настоящее время
актуальными задачами
Таким образом, формы связи детского учреждения с семьей и пропаганды педагогических знаний очень разнообразны. По мере возможности их следует широко использовать, не допуская в то же время дублирования содержания. Необходимо помнить слова А.С. Макаренко о том, что никакое средство не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний.
Во взаимоотношениях
с родителями необходимо
По своей должности педагог обязан тесно сотрудничать с семьей и давать профессиональные советы родителям. Чем больше знаний о детях, их жизни он накопил, тем разумнее будут его советы, тем большим авторитетом он будет пользоваться в семьях.
Среди педагогических советов семьям, особенно молодым, авторитетный педагог обратит внимание на разумную организацию семьи и семейных отношений. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для развития внутренних взаимосвязей родителей и детей.
В жизни семьи нужные педагогические обстоятельства не всегда совпадают с жизненными. Их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам. К примеру, семья может освободить девочку-подростка от хозяйственных забот, их может выполнять бабушка. Тогда обязанности бабушки и внучки должны быть распределены, чтобы девочка чувствовала необходимость своей помощи и считала ее для себя совершенно обязательной.
Дети ожидают от родителей интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Родителям требуется постепенно менять воспитательные влияния на различных ступенях становления личности.
Вдумчивый воспитатель обратит внимание и на педагогический такт, требующий от родителей учета жизненного опыта, эмоционального состояния, тонкого неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру растущего человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнаженность прямого воспитательного воздействия.
Общие увлечения родителей и детей педагог назовет тем благодатным путем, который приведет их к взаимопониманию. Общесемейные увлечения, интересы, традиции, почти забытые ныне вечера семейного чтения, семейные турниры, семейные коллективы художественной самодеятельности, семейные культпоходы, путешествия, походы выходного дня. В каждой семье может сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям.
Советы педагога будут тем обоснованнее, чем лучше он сумеет продиагностировать конкретную семейную ситуацию. Методы педагогической диагностики уже подробно рассматривались выше.
Как сказала одна мудрая многодетная мама, воспитание — дело бесстрашных, трусам нельзя иметь детей. К этому еще следует добавить, что воспитание — дело оптимистов. Нельзя стать хорошим родителем, не поверив в самого себя, что ты сможешь сделать счастливым свою семью, детей, сможешь вырастить хорошего человека, если не поверишь в своего ребенка. Оптимизм, жизнерадостное мировосприятие, чувство уверенности — это светлый огонек, который озаряет путь ребенку. Угаснет этот огонек, и ребенок окажется во мраке, одиночестве, им овладеет безысходная тоска и безнадежность.
Быть отцом или матерью — не профессия и даже не обязанность в привычном понимании слова. Это естественная потребность, это счастье, и в то же время, великая ответственность. Не так уж трудно порой стать родителями, выполняя извечные биологический закон продолжения рода человеческого. Но как сложно быть настоящими отцом или матерью, чтобы в полной мере понять и оценить все своеобразие «тягчайшего бремени нашего»!
Быть настоящими
родителями очень трудно, потому
что жизнь человека, взявшегося
за исполнение этих
В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что мы, взрослые, вкладываем в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, Переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности.
Каковы же они, главные законы детства? Что необходимо ребенку для полноценного развития?
Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.
Детство - самый важный период в жизни ребенка, оно может быть периодом быстрого, поступательного движения вперед, полным неожиданных открытий и радостных контактов с окружающим миром. Этим замечательным прогрессом ребенок, прежде всего, обязан своим родителям, своей семье.
Для того чтобы воспитание ребенка состоялось, семье нужно совсем мало — семейное благополучие и счастье. Но одновременно это и слишком много, чтобы в каждой семье их было поровну. В какой-то семье не хватает эмоционального тепла, где-то родители слишком заняты собственными проблемами, кто-то не умеет быть терпимым, кому-то трудно принять ребенка таким, какой он есть, и многое, многое другое.
Есть семьи, которым очень не повезло. В них как бы сконцентрировались все недруги семейного благополучия. Особенно тяжело в таких семьях приходится детям. Они живут фактически не в родном гнезде, а в какой-то безрадостной, безразличной, а порой и жестокой стране Трудного детства. В этом их беда, а не вина, так как дети не выбирают своих родителей.
<span class="dash041e_0431_044b_
Информация о работе Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей