Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:44, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов торговой политики государства, а также рассмотрение инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности КНР и Республики Беларусь и принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, раскрытие их методов и особенностей. Очень важно выявить положительные и отрицательные стороны внешнеэкономической деятельности для экономики страны, преимущества и недостатки влияния.
В соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи:
1. Изучение теоретических аспектов торговой политики государства;
2. Исследование инструментов торговой политики;
3. Анализ практики реализации торговой политики КНР;
4. Оценка торгово-экономического сотрудничества КНР и Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1. Сущность торговой политики государства и теории международной торговли 7
1.2. Разновидности внешнеторговой политики и их направления реализации 11
1.3. Основные инструменты государственного регулирования внешней торговли 15
2. ИНСТРУМЕНТЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ: ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ 20
2.1. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли и его особенности 20
2.2. Использование нетарифных методов регулирования внешней торговли 25
3. ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕЁ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 33
3.1. Торговая политика Новых индустриальных стран Азиатско-тихоокеанского региона: этапы реформирования и направления развития 33
3.2. Перспективы развития внешней торговли Китая 37
3.3. Торгово-экономическое сотрудничество Беларуси и Китая 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Экспорт и импорт товаров способствуют росту национального дохода и ВНП. Подобно другим составляющим совокупных расходов, они действуют с мультипликационным эффектом.
Регулирование
внешнеторговых отношений осуществляется
административными и
В числе административных мер наиболее эффективным является таможенное регулирование. В основе таможенного регулирования каждой страны лежит таможенный кодекс, который определяет задачи и принципы таможенного обложения, структуру и функции таможенных органов, порядок разработки и утверждение таможенных тарифов и др.
Таможенные тарифы содержат списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, и величину последних. Таможенные пошлины - это государственные денежные сборы (налоги), взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей, имущества, провозимого через границу страны. Таможенные пошлины выполняют регулирующую, фискальную и стимулирующую функции.
Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне. Но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами.
В конце 80-х годов уровень ставок таможенных тарифов развитых стран был относительно низок - около 6% от стоимости товара [3, стр. 38]. Тарифные ставки ниже на сырьевые товары, и растут по мере увеличения степени обработки товара с целью защиты национальной промышленности.
В числе административных
мер регулирования внешнеторгов
Важное значение
в государственном
Косвенное финансирование экспортного производства происходит путем льготного налогообложения и кредитования. Снижение налогов с экспортеров осуществляется разными методами. Широко распространено, особенно в США, прямое снижение налогов с компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Во многих странах предусмотрено право компаний производить отчисления в резервные фонды развития экспортного производства от необлагаемой налогом прибыли. Разновидностью льгот является налоговый кредит - отсрочка от уплаты налогов с экспортной выручки.
Кредитование экспорта - одна из распространенных форм стимулирования. Государственные банки предоставляют компаниям на развитие экспортного производства среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 25-30 лет) кредиты в национальной и свободно конвертируемой валюте. Кредиты предоставляются на благоприятных условиях по стабильным ставкам. В промышленно развитых странах размеры такого кредитования в конце 80-х - начале 90-х годов составляли около 8% объемов экспорта [17, стр. 214]. Частным банкам правительства выделяют специальные дотации на снижение кредитных ставок экспортерам.
Используются и такие методы косвенного финансирования, как возврат экспортных пошлин, уплаченных при импорте сырья, а также передача экспортным компаниям правительственных заказов по завышенным ценам.
Поддержка экспортеров идет по линии страхования экспорта. Оно двух видов: внутреннее и внешнее. Внутреннее страхование осуществляется правительством, которое за счет бюджетных средств покрывает определенную часть рисков при крупных капиталовложениях в развитие экспортного производства. Например, страхуются капиталовложения в “риско-фирмы”, осваивающие перспективные для экспорта разработки. При внешнем страховании государство принимает на себя часть политических и коммерческих рисков, связанных с экспортом.
Национальные системы страхования кредитных рисков созданы в настоящее время во всех промышленно развитых странах и в ряде развивающихся стран. Основную роль в них играют государственные страховые учреждения, частные выполняют вспомогательные функции.
Государственное страхование экспортных кредитов используется как один из инструментов внешнеторговой политики, позволяющей регулировать объемы и географию экспортного кредитования. Вместе с тем кризис внешней задолженности ряда государств повлек за собой значительные убытки страховщиков, вынудив их свернуть операции на наиболее рискованных рынках и продемонстрировать тем самым ограниченность данного инструмента.
В дальнейшем предполагается осуществить снижение экспортных пошлин, а затем их полную отмену по мере выравнивания внутренних и мировых цен. Будет внедрен конкурсный механизм экспортеров, осуществляющих поставки в рамках межправительственных обязательств РФ.
Важным направлением деятельности государства в сфере внешнеэкономической политики является регулирование притока и вывоза капитала. Сейчас миграция капиталов превратилась в организованный, контролируемый и стимулируемый государством процесс. Иностранные частные и государственные инвестиции стали одним из факторов развития подавляющего большинства стран.
Регулирование
притока иностранных инвестиций
носит, как правило, двойственный характер.
С одной стороны, осуществляются
меры по созданию в странах благоприятного
инвестиционного климата с
2. ИНСТРУМЕНТЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ: ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ
Государства, проводя определённую внешнеэкономическую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.
Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т. д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.
Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой – либо продукции вообще или в отношении определенной страны.
К методам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.
Таможенный
тариф – основной инструмент таможенно
– тарифного регулирования
Под пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.
Таможенный тариф включает: товарную номенклатуру, методы определения таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, виды пошлин, ставки таможенных пошлин, порядок взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара и пределы полномочий органов исполнительной власти.
Сфера действия таможенного тарифа охватывает единую таможенную территорию страны, таможенного союза в рамках их официальных государственных границ, включая акваторию – территориальные воды – морей и океанов (если есть). Однако на территории свободных экономических зон (СЭЗ) или иных территорий с особым льготным хозяйственным, в том числе и таможенным режимом, изданным на территории государства, действие таможенного тарифа может быть ограничено.
К основным функциям таможенного тарифа относятся следующие:
Среди множества
классификаций таможенного
Как отмечалось выше, таможенный тариф представляет собой свод таможенных пошлин, которые в некотором смысле можно сравнить с налогами (платежами), взимаемые государством с товаров при их ввозе на таможенную территорию страны или вывозе товаров с этой территории, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от импортной или экспортной цены товара, фиксируемой статистикой. Но несмотря на видимую простоту таможенного обложения, можно выделить его некоторые особенности:
Таблица 2.1 – Шкала таможенного тарифа
Страна |
Сырье |
Полуфабрикаты |
Готовые изделия |
США |
1,8 |
6,1 |
7,0 |
Австрия |
0,8 |
4,7 |
1,6 |
Швейцария |
0,2 |
1,2 |
3,1 |
ЕС |
1,6 |
6,2 |
7,0 |
Япония |
1,4 |
6,3 |
6,4 |