Внешнеторговая политика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов торговой политики государства, а также рассмотрение инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности КНР и Республики Беларусь и принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, раскрытие их методов и особенностей. Очень важно выявить положительные и отрицательные стороны внешнеэкономической деятельности для экономики страны, преимущества и недостатки влияния.
В соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи:
1. Изучение теоретических аспектов торговой политики государства;
2. Исследование инструментов торговой политики;
3. Анализ практики реализации торговой политики КНР;
4. Оценка торгово-экономического сотрудничества КНР и Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1. Сущность торговой политики государства и теории международной торговли 7
1.2. Разновидности внешнеторговой политики и их направления реализации 11
1.3. Основные инструменты государственного регулирования внешней торговли 15
2. ИНСТРУМЕНТЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ: ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ 20
2.1. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли и его особенности 20
2.2. Использование нетарифных методов регулирования внешней торговли 25
3. ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕЁ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 33
3.1. Торговая политика Новых индустриальных стран Азиатско-тихоокеанского региона: этапы реформирования и направления развития 33
3.2. Перспективы развития внешней торговли Китая 37
3.3. Торгово-экономическое сотрудничество Беларуси и Китая 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56

Вложенные файлы: 1 файл

Лю Чжэньдун.doc

— 364.93 Кб (Скачать файл)

Внутренняя  субсидия наиболее замаскированный  и финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих  с импортными.

Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование импорта, которое было характерно для России и некоторых других стран c переходной экономикой в начале 90 – х годов. Необходимость субсидирования Импорта была вызвана, прежде всего, от директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. В результате завышенные валютные курсы резко упали, сделав импорт многих товаров, которые необходимы для поддержания экономического развития страны, невозможным, поскольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. В результате правительства были вынуждены финансировать часть импорта за счет государственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам.

Импортные субсидии, ставным образом на разнице официального и рыночного валютных курсов, существовали в 1992 – 1993 годов Беларуси. На них тратилось около 3% ВНП. В Казахстане в 1992 году они осуществлялись, кроме того, через централизованный валютный фонд. В Литве, в 1992 – 1993 годы субсидировался импорт энергоносителей. На Украине в те же годы субсидировался импорт горючего и угля для продажи населению. Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

Экспортная  субсидия – финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт. [10, с. 67]

Нередко субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

Экспортное  кредитование (export credit) – метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Экспортное  кредитование может иметь форму:

  • субсидированных кредитов национальным экспортерам – кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;
  • государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);
  • страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

Субсидирование  экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние  формы, направленные на подавление конкурентов  и вытеснение их с рынка.

Демпинг – метод  финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении  товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального  уровня цен, существующего в этих странах. [10, с. 80]

Демпинг может  осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из нижеприведенных форм.

Спорадический демпинг – эпизодическая продажа  излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма – либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.

Преднамеренный  демпинг – временное умышленное снижение экспортных цен с целью  вытеснения конкурентов с рынка  и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

Постоянный  демпинг – постоянный экспорт  товаров по цене ниже справедливой.

Обратный демпинг  – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.

Взаимный демпинг  – встречная торговля двух стран  одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

Демпинг запрещен как международными правилами в  рамках ВТО, так и национальными  антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга. По американскому закону, например, демпингом считается продажа товаров на американский рынок по ценам «ниже справедливых», наносящая ущерб национальной промышленности. Разумеется, большие сложности возникают при определении справедливого уровня цены на тот или иной товар. Для этого проводят специальное расследование и сравнивают предполагаемые демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар, преобладавшими в течение определенного предшествующего периода в стране, где осуществляется демпинг, или на рынках третьих стран. Серьезным доказательством демпинга является продажа товаров по ценам ниже издержек производства. По результатам расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить односторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин.

Антидемпинговая пошлина – временный сбор в  размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем  рынках, вводимый импортирующей страной  в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

B числе нетарифных средств регулирования международной торговли находятся правовые инструменты, которые в подробностях изучаются международным правом, но тесно связаны с международной экономикой.

На двусторонней основе торговые отношения между  государствами регулируются с помощью  торговых договоров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполнителя и подлежат ратификации законодательной властью (парламентами). Они заключаются обычно на 5 – 10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами.

 

3. ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА  КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ  И ЕЁ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

3.1. Торговая  политика Новых индустриальных  стран Азиатско-тихоокеанского региона: этапы реформирования и направления развития

 

Солидные темпы  роста экономики продемонстрировали Новые индустриальные страны Азиатско-тихоокеанского региона (НИС АТР). При этом Южная  Корея и Тайвань в своих  моделях отошли от первичного сектора экономики, а Сингапур и Гонконг - от преобладания торгово-посреднической деятельности.

По сути дела для Тайваня и Южной Кореи  модель быстрых структурных сдвигов  типична японской. В Гонконге же и Сингапуре глобальные реорганизации  прошли в текстильной, швейной промышленности и в ряде отраслей обрабатывающего сектора. Если на рубеже 1965 года эти отрасли занимали примерно 13% совокупного экспорта, то в 90-е годы доля их уже превысила 60%. В настоящее время к этим моделям быстрых структурных сдвигов примкнули Таиланд, Малайзия и Индонезия, где произошел существенный рост промышленного экспорта на базе высоких накоплений в стране и инвестиций [19, стр. 54].

Успехи, достигнутые  в торговой политике КНР, были обусловлены  ходом реформ, начатых с конца 1978 года, в которых можно выделить два крупнейших этапа: первый (1978 - 1991гг.) был этапом "соединения плана с рынком", второй (с 1992г.) - функционирования официально провозглашенного курса создания рыночной экономики [19, стр. 55].

На первом этапе  в экономике Китайской республики были сделаны первые шаги по осуществлению политики внешнеэкономической открытости. Направлениями ее реализации послужило расширение прав ведения внешнеэкономической деятельности провинциям, предприятиям, привлечение иностранных кредитов и прямых иностранных инвестиций, а также создание полигонов для адаптации рыночных механизмов на специально созданных экономических зонах. Этот период дал практике формирования внешнеэкономической политики в мире такое понятие, как "двухкоридорная", или "двухколейная" система, которая демонстрирует высокую степень вмешательства государства в тактические шаги проведения реформы. Высокая степень политического вмешательства в реформируемый процесс обеспечила мирную эволюцию перевоплощения состояния экономики в новое качество.

Второй этап реформирования, начавшийся в 1992 году, обогатил мировую практику хозяйствования таким понятием, как "китайский  путь" вхождения в рынок. Провозглашенная  на XIV съезде КПК политика необходимости  ускорения процесса реформ базировалась на расширении внешних связей и модернизации. В развитии системы рынка особо выдвигалась необходимость формирования "единого открытого конкурентного и упорядоченного большого рынка". Особой мобильности наряду с товарами и услугами подвергалось развитие рынков капитала, недвижимости, рабочей силы, информационного потока. За это время директивным планированием до 14 видов была сокращена номенклатура товарных ценностей, куда входят продукты продовольственного комплекса, ряд нефтепродуктов, химические удобрения. Существенное сокращение получила доля материальных ресурсов (до10%), распределяемых непосредственно государством. Наряду с широко-масштабностью реформы, включающей валютную, финансовую, социальную и другую политику, радикальных сдвигов достиг внешнеэкономический комплекс, в котором совокупный объем внешней торговли $1 трлн. долл., что превышало уровень 1990 года более чем в 2 раза. Это обеспечило Китаю в мировом экспорте долю около 3% и позволило войти в десятку крупнейших экспортеров мира [19, стр. 55].

Тем не менее, национальные особенности страны не позволяют  выбранной модели обеспечить высокий  уровень экономического развития, в  том числе полной реализации экспортной способности. Импортная политика Китая  исходит из принципов необходимости  защиты экономической независимости, в том числе национальной промышленности и ее экспортной составляющей. Последствия экспортной политики обусловливают наполнение импортной "корзины" страны.

В структуре  импорта предпочтение отдается передовой  технике, ключевому оборудованию, дефицитным материалам для строительства. Выбранная торговая политика страны в иерархии потребностей в импорте на самую низшую ступень ставит предметы первой необходимости. Однако проведенный анализ импортной политики Китая показывает, что благодаря стратегии и тактике урегулирования меняется структура импортных товаров. Так, например, если в 60-е годы доля товаров, обеспечивающих существование населения, составляла свыше 28% в импорте, то в 70-е годы их доля уже не достигала 20%, а доля средств производства в них превысила 80%. До 1960 года львиная доля комплектного оборудования поставлялась из СССР и стран Восточной Европы, а с 60-х годов - из западных стран. Так, была ввезена техника и технология для текстильной, нефтяной, химической, металлургической, горношахтной и электронной промышленности. Только на рубеже 1972-1979гг. на территории Китая начали функционировать импортируемые 367 объектов.

При сохранении более 80% средств производства в  объеме импорта, качественные изменения  произошли по статьям ввозимых наименований. От политики импорта всего технологического оборудования для функционирования объектов Китаем был сделан шаг на совместное предпринимательство и реконструкцию отечественных предприятии. Тем самым Китай все более наступательно продвигался к формам международного разделения труда. К настоящему периоду в импорте нефтяной продукции преобладает доля готовой промышленной продукции. Кроме того, зерно, растительное масло, сырая нефть поставлялись близлежащими партнерами по ценам, ниже мировых [27, стр. 45].

Последствиями отмеченного выше явилась активизация  развития науки и техники. Стабильность импорта необходимых материальных ресурсов, транспорта и техники способствовала Расширению масштабов воспроизводства. Несомненно, строго регулируемый импорт потребительских товаров обеспечил потребность внутреннего рынка, тем самым повысив уровень благосостояния. С точки зрения модернизации Китая, политика импорта 8-ой пятилетки обусловила [27, стр. 14]:

    * стимулирование  развития промышленности сельского хозяйства;

    * ускорение  процесса технической реконструкции,  что создало новую структуру  отраслей промышленности;

    * насыщение  рынка потребительских товаров,  а также его рациональное обновление.

Тем не менее, ограничителями для политики импорта служат введение единых валютных курсов женьминьби, их девальвирование и высокий уровень таможенной пошлины. К тому же недостаточное исследование возможностей интеграции внутренней и внешней торговли не позволяет занять китайским товаропроизводителям вь-годные позиции. За это время Китай принял положение о таможенной пошлине, функционирующее на территории большинства государств мира; по 225 видам товаров сокращена импортная пошлина; на 7,8% снижен уровень таможенной пошлины; аннулированы импортные квоты и лицензии на фотоаппараты, телефонные аппараты и т.д. При этом были уменьшены таможенные тарифы на импорт легковых машин, а также изменены 2993 наименования сборов; урегулирована беспошлинная политика в отношении многих видов товаров, с целью приближения таможенной пошлины к мировому стандарту. Совершенствование применяемых в торговой политике нетаможенных мероприятий, наряду с вышеотмеченными дало новый импульс реформе системы импортной торговли. Сопоставление архитектоники рынка китайского импорта показывает, что интенсивно отвоевывается место Азии, доля которой составляет более 60% от совокупного импорта. Несмотря на абсолютный рост объемов импорта из Европы и США, их доля в общем объеме неуклонно снижается [18, стр. 210].

Информация о работе Внешнеторговая политика Китая