Госрегулирование ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

Участие предприятия во внешнеэкономической деятельности предполагает не только проведение экспортно-импортных операций по приобретению и (или) реализации товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, но также и определённую технику установления взаимоотношений с зарубежными партнёрами, принципы поведения на международных рынках, мероприятия по продвижению товаров (работ, услуг) на внешние рынки путём организации встреч с зарубежными партнёрами, коллегами по бизнесу, участия в выставочно-ярмарочной деятельности как на территории нашего государства, так и за рубежом.

Вложенные файлы: 1 файл

Госрегулирование ВЭД.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Нетарифные ограничения можно определить как любые распоряжения центральных (местных) органов государственного управления, включающие методы реализации соответствующих законов, постановлений и иных нормативных актов (кроме мер таможенно-тарифного характера). Нетарифные ограничения воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для перемещения через таможенную границу товаров иностранного происхождения по сравнению с условиями для товаров национального производства или -  различный режим для товаров разных стран.

Вопросы классификации, сопоставления, количественной оценки нетарифных мер занимали одно из центральных мест в деятельности ГАТТ в ходе многосторонних торговых переговоров в 1973-1995 годах, а теперь органически вошли в круг ведения вновь сформированной международной организации – приемника ГАТТ – Всемирной Торговой Организации (ВТО).

Наиболее распространенные в настоящее время нетарифные ограничения включают следующие меры:

  • Ограничительная практика на уровне органов государственного управления;
  • Количественные ограничения и сходные административные меры: импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения и другие меры валютного и финансового контроля, запреты, внутренние требования об обязательном использовании национальных товаров при производстве готовой продукции;
  • Субсидии и другие дотации экспортерам, предпочтительная система государственных заказов, а также дискриминационная налоговая, финансовая, валютная политика и политика регулирования платежных балансов и валютных курсов, создающая преимущества для отдельных потоков торговли или тормозящая их.
  • Таможенные процедуры и формальности в том случае, когда они превышают нормальные и обще принятые нормы, что превращает их в дополнительный барьер в торговле, в частности, усложненная процедура таможенной оценки, нечеткая система таможенной классификации, в тех случаях, когда они задерживают таможенное оформление или дают возможность толковать и применять их произвольно.

Меры нетарифного регулирования экономического характера установлены исходя из необходимости:

  • выполнения международных обязательств;
  • защиты отечественных производителей;
  • предотвращение вывоза остродефицитных сырьевых товаров;
  • сокращения дефицита платежного баланса;
  • обеспечения экологической безопасности.

Указанные меры реализуются, как правило, посредством принятия Правительством соответствующих постановлений, а в отдельных случаях - декретов и указов Президента Республики Беларусь.

Существующая в настоящее время нормативно-правовая база, которая определяет систему и порядок применения мер нетарифного регулирования экспорта-импорта товаров в Республике Беларусь, состоит из следующих актов законодательства:

-    Таможенный Кодекс  Республики Беларусь (принят 06.01.1998 г., вступил в силу с 01.07.1998 г.);

  • Декрет Президента Республики Беларусь от 04.09.1998 г. № 15 «О неотложных мерах по защите потребительского рынка» (в редакции, установленной Декретом Президента Республики Беларусь от 15.04.1999 г. № 18);
  • Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции» (принят 24.06.1998 г., вступил в силу 30.06.1998 г.);
  • Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (подписан 29.12.1998г., вступил в силу с 01.02.1999 г.);
  • Закон Республики Беларусь «Об экспортном контроле» (принят 06.01.1998 г.);
  • Закон Республики Беларусь «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» (вступил в силу 09.06.2000 г.);
  • Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.1995г. № 179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 17.05.1995г. № 191 «Об упорядочении распоряжением государственным имуществом» (с последующими изменениями и дополнениями);
  • Указ Президента Республики Беларусь от 24.02.1999г. № 112 «О некоторых вопросах регулирования рынка нефтепродуктов»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.1997г. № 117 «О введении временного государственного регулирования импорта алкогольных изделий и спирта этилового из пищевого сырья»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 1997 года № 218 «Об установлении запретов и ограничений на перемещение вещей через таможенную границу Республики Беларусь»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.01.1998 г. № 27 «О совершенствовании государственного контроля за перемещением через таможенную границу Республики Беларусь специфических товаров (работ, услуг)»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.1998 г. № 1091 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта отдельных видов товаров, производимых в Республике Беларусь»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.11.1998 г. № 1781 «О товарах, не подлежащих поставкам по товарообменным (бартерным) операциям»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.12.1998 г. № 1846 «О дополнительных мерах по упорядочению экспорта лесоматериалов»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8.04.2002 г. № 440 «О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.06.2000 г. № 800 «Об утверждении положения о порядке проведения расследования, предшествующего введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер».

Законодательство Республики Беларусь о таможенном деле состоит из Таможенного кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе» и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Республики Беларусь, является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

Товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом Республики Беларусь «О Таможенном тарифе». Ставки таможенных пошлин на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь товары утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 1997 года № 72 «О Таможенном тарифе Республики Беларусь» с соответствующими изменениями и дополнениями.

Основу системы нетарифного регулирования экспорта и импорта товаров составляют Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8.04.2002 г. № 440 «О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров».

В соответствии с действующим в республике законодательством в настоящее время на практике применяются следующие меры нетарифного регулирования внешней торговли:

  • Лицензирование экспорта и/или импорта товаров в объеме установленных квот либо без количественных ограничений:
  • в объеме ежегодно устанавливаемых квот по лицензиям, выдаваемым Министерством торговли осуществляется экспорт минеральных удобрений, лома и отходов черных и цветных металлов (меди, алюминия, никеля), а также импорт алкогольных изделий и спирта этилового из пищевого сырья;
  • экспорт текстильных изделий в государства ЕС осуществляется по лицензиям в соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и ЕС о торговле текстильными изделиями;
  • без количественных ограничений, по лицензиям в настоящее время осуществляется экспорт драгоценных металлов и камней в любом виде и состоянии, а также импорт химических средств защиты растений, шлаков и промышленных отходов;
  • на экспорт ограниченного перечня сырьевых товаров, дефицитных на внутреннем рынке республики, а также отдельных валютоёмких сырьевых товаров, необеспеченность которыми отечественных предприятий - товаропроизводителей приводит к их неритмичной работе и отрицательно сказывается на объёмах выпуска продукции, и в целом может привести к снижению экспортного потенциала республики, кожевенное сырьё и кожа, зерно, льноволокно);
  • на импорт товаров, не являющихся предметами первой необходимости и не относящихся к группе товаров «критического импорта» (шины, ковры, пиво);
  • Регистрацию внешнеторговых контрактов - на экспорт нефтепродуктов;
  • Лицензирование и разрешительное регулирование ввоза и/или вывоза специфических товаров.

Необходимо отметить, что действующая в республике нормативно-правовая база соответствует основным принципам, заложенным в соответствующих рекомендациях ГАТТ/ВТО. Кроме того, при создании нормативно-правовой базы ставилась задача обеспечения в первую очередь защиты отечественных производителей и внутреннего рынка от негативных внешних факторов, а также - экономической безопасности Республики Беларусь.

  1. Органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь на современном этапе

 

Высшими органами управления внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь являются Президент, Парламент и Совет Министров.

Парламент как высший законодательный орган издает законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, разрабатывает основы внешнеэкономической политики государства, ратифицирует торговые договоры с зарубежными странами. К его компетенции относится определение общих принципов валютной политики, утверждение по представлению Совета Министров плана формирования и использования государственного валютного фонда республики, лимита внешнего государственного долга.

По решению Парламента республики могут применяться ответные меры в отношении стран, создающих дискриминационные условия для внешнеэкономической деятельности страны.

Совет Министров – высший исполнительный и распорядительный орган власти в республике.

Совет Министров издает постановления и распоряжения во исполнение законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство в области отношений республики с иностранными государствами и международными организациями.

Совет Министров может ввести ограничения, установить определенные требования по осуществлению операций международного обмена товарами и услугами в целях обеспечения экономических интересов, а также, для выполнения международных обязательств республики.

Основным министерством, регулирующим внешнеэкономическую деятельность в республике, является Министерство иностранных дел (МИД РБ). В своей деятельности оно подчиняется непосредственно Совету Министров.

Структура МИД РБ трехзвенная: министр – управления – отделы.

На Министерство иностранных дел возложены задачи разработки концепции и программы развития внешнеэкономических связей республики, совершенствование форм сотрудничества с зарубежными странами, координация деятельности предприятий и государственных органов в области торгово-экономических отношений с иностранными партнерами, принятие мер по развитию и улучшению структуры экспорта и импорта.

Министерство иностранных дел выполняет следующие функции:

• принимает участие в определении приоритетов внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности;

•    готовит предложения о заключении международных договоров по вопросам торгово-экономического сотрудничества;

• участвует в подготовке прогнозов внешнеторгового и платежного балансов республики;

•   устанавливает связи и развивает сотрудничество с зарубежными и международными организациями;

• обеспечивает проведение в системе дипломатической службы единой кадровой политики;

•   осуществляет нетарифное регулирование внешнеэкономических операций;

•  принимает участие в работе по привлечению в экономику республики иностранных производственных и финансовых инвестиций и анализирует их эффективность;

•   выдает иностранным организациям и фирмам разрешения на открытие в республике представительств;

• осуществляет в установленном порядке регистрацию на территории республики совместных и иностранных предприятий, международных объединений;

•  обеспечивает соблюдение единого государственного протокола Республики Беларусь.

В центральном аппарате государственного управления работают различные комиссии – валютно-кредитаая, таможенно-тарифная и др. Комиссии создаются для решения фундаментальных проблем.

Валютно-кредитная комиссия была образована с целью координации деятельности министерств, предприятий и организаций республики по привлечению и использованию иностранных кредитов. На заседаниях валютно-кредитной комиссии рассматриваются инвестиционные проекты, финансируемые частично или полностью за счет иностранных кредитов, возможности выдачи платежных гарантий правительства иностранным кредиторам, вопросы предоставления льгот предприятиям Беларуси в области валютного регулирования и налогообложения, выделения валюты из Государственного валютного фонда министерствам, ведомствам и предприятиям республики.

Валютно-кредитная комиссия имеет статус совещательного органа при Совете Министров республики. Все решения, принимаемые на заседаниях комиссии, носят рекомендательный характер и в дальнейшем должны быть утверждены Советом Министров.

Основная задача таможенно-тарифной комиссии – разработка предложений по развитию таможенно-тарифной системы республики и выработке механизма по их реализации. По решению комиссии могут быть изменены ставки таможенных пошлин или приостановлено их действие, предоставлены таможенно-тарифные льготы и преференции. Таможенно-тарифная комиссия вправе выступать с инициативами по изменению существующего законодательства, готовить проекты постановлений и распоряжений по конкретным направлениям таможенно-тарифного регулирования.

Информация о работе Госрегулирование ВЭД