Государственное регулирование агробизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть и проанализировать направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса России.
Цель работы обусловила решение следующих задач:
• рассмотреть состав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития;
• рассмотреть направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса;
• рассмотреть и проанализировать современное состояние аграрно-промышленного комплекса и стратегию его развития.

Содержание

Введение 3
1. Сущность понятия «агробизнес» 6
1.1 Проблема развития и регулирования агробизнеса на современном этапе 6
1.2 Понятие и структура агробизнеса 18
2. Государственное регулирование агробизнеса в Российской Федерации 22
2.1 Оценка развития агробизнеса в Российской Федерации 22
2.2 Перспективы развития акционерных предприятий в сфере агробизнеса в Российской Федерации 31
Заключение 36
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Государственное регулирование агробизнеса. Надя.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Сочетание оптимальных издержек производства с высоким качеством продукции  и ценовой политикой фирмы  обеспечивает высокую результативность бизнеса.

Важнейшими направлениями повышения  уровня рентабельности предпринимательской деятельности являются: научно-технический прогресс, снижение издержек производства, рациональное использование основных производственных фондов, совершенствование рыночной структуры фирмы, оптимальная инвестиционная, инновационная и ценовая политика, качество продукции, научное обеспечение бизнеса, усиление государственной поддержки.

Государственная поддержка должна быть направлена на:

  • введение упрощенной системы налогообложения;
  • создание условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недогруженных основных фондов;
  • концентрацию ресурсов на формирование в малом бизнесе высокотехнологического товаропроизводящего и инновационного секторов экономики;
  • развитие кооперации малого предпринимательства с крупным производством;
  • создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение для этих целей иностранных кредиторов.

Неотъемлемой частью современной рыночной системы хозяйствования следует считать малое предпринимательство (МП).

Серьезными препятствиями  в становлении и развитии предпринимательской  деятельности являются сложность доступа  к финансово-кредитным ресурсам, отсутствие государственной системы  гарантирования кредитов для малых  предприятий. Все это существенно снижает предпринимательскую активность населения, не стимулирует развитие малых производств.

Устранению или хотя бы существенному  ограничению влияния всех негативных факторов будут способствовать:

  • во-первых, эффективная государственная политика и оказание поддержки малому предпринимательству;
  • во-вторых, разработка региональной программы поддержки и развития малого бизнеса;
  • в-третьих, содействие организации и проведению региональных и муниципальных выставок и ярмарок продукции, работ и услуг субъектов малого предпринимательства;
  • в-четвертых, создание эффективной системы научного обеспечения процесса развития предпринимательства.

Мировой опыт свидетельствует, что государственное регулирование  экономических процессов в аграрном секторе - обязательный компонент современной политики, причем вмешательство государства имеет решающее значение, определяющее развитие экономики сельского хозяйства и смежных отраслей. Например, в середине 1990-х годов уровень государственного регулирования в США составлял 38%, в Японии 35, в ФРГ, Великобритании, Италии и Норвегии свыше 65%. Необходимость государственного регулирования экономики отмечалась многими видными отечественными экономистами (Л.И.Абалкин, А.Г.Аганбегян, С.С Шаталин и др.).[5, с.20]

В условиях рынка сельское хозяйство не может на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Его особое положение связано с природными факторами, пространственной рассредоточенностью, производством жизненно важных видов продукции, сырья и продовольствия, что предопределяет специфику использования всех рычагов рыночного механизма. Здесь нужны меры государственного экономического регулирования и поддержки вплоть до прямых вне ценовых субсидий и дотаций. Принцип протекционизма в аграрной сфере необходим и в кредитно-финансовой политике, исключающей поддержку хозяйств – банкротов. На данном этапе аграрной реформы подходы могут быть селективными, причем не только в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств. Поддержка нужна и новым формам крупных коллективных хозяйств – агрофирмам, акционерным обществам, кооперативам, предприятиям холдингового типа.

В ценовой политике, в целом ориентированной  на свободное ценообразование, регулирующее функции государства состоит  в создании условий для обеспечения  доходности производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, эквивалентности в межотраслевых экономических отношениях, формировании равных условий конкуренции с зарубежными производителями.

В условиях рыночной экономики цена на продукцию – это наиболее концентрированное отражение рыночной конъюнктуры, процесс ее формирования весьма сложен и определяется рядом факторов, включая производственные затраты, выбранный сегмент рынка, жизненный цикл и характер товара, потенциальные объемы предложения и спроса, кредитно-денежную и социальную политику, степень монополизации рынка, условия организации товародвижения, изменения конъюнктуры мировых рынков.

При общей ориентации на свободное  ценообразование, ликвидацию ножниц цен  можно пойти по пути установления предельных уровней цен для монопольных товаропроизводителей, особенно 1 и 3 сфер АПК. Поскольку монопольные амбиции могут развиваться и у сельскохозяйственных производителей, регулируемые цены можно распространить на всю монопольную систему предприятий и организаций АПК с постепенным отпуском цен по мере установления рыночного равновесия. Дотирование отдельных видов продукции сельского хозяйства целесообразно заменить возмещением затрат, достижением необходимой средней рентабельности непосредственно через цены. Неценовые субсидии поддержки могут применяться как исключение, прежде всего под специальные программы. Практически все развитые страны осуществляют регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие. Они изначально ориентировались на обеспечение определенного уровня доходов и накоплений в сельском хозяйстве, а изменение соотношения цен на отдельные виды продукции стимулировало структурные преобразования в сельскохозяйственном производстве в зависимости от конъюнктуры рынка или национальных интересов.

В области кредитно-финансового  регулирования целесообразно льготное кредитование с относительно высоким  уровнем государственной поддержки, обеспечивающее доступ к льготным кредитным  ресурсам и учитывающее специфику  сельского хозяйства. Поскольку  существующая система льгот создает дополнительную напряженность государственного бюджета, нужны существенные коррективы в отношении субъектов льготного кредитования, выравнивание условий предоставления кредита при общем курсе на сокращение и ликвидацию льгот. А это возможно лишь с одновременным упорядочением систем ценового и налогового регулирования.

Не менее важная часть формирования национальной кредитно-финансовой системы  обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей – сельская кредитная кооперация. Фермеры США, например, через кредитную кооперацию получают до 40% долгосрочных и до 20% краткосрочных ссуд, в ФРГ - соответственно 45 и 24%, а в Финляндии только краткосрочные ссуды составляют более 50%. В зарубежных кооперативных банках процентные ставки по кредитам в 2-3 раза ниже, чем в коммерческих, то есть не выше 4-6% годовых.[5, с.22]

Актуальная, но во многом дискуссионная  проблема – бюджетное финансирование аграрного сектора. Об актуальности ее свидетельствуют постоянные дебаты в парламенте, органах исполнительной власти в связи с формированием и использованием расходной части государственного бюджета.

Принцип аграрного протекционизма имеет два аспекта. Внутриэкономический  аспект касается взаимоотношений сельского  хозяйства с другими отраслями. Низкий уровень концентрации производства в нем, относительная независимость 3 сферы АПК и отсутствие возможности выбора партнеров диктуют необходимость «защиты» сельского хозяйства. Степень этой защиты при либерализации цен должна быть выше, чем в других отраслях. Внешнеэкономический аспект относится к экспорту и импорту сельскохозяйственных товаров. Закупка за рубежом продукции сельского хозяйства, даже более высокого качества, в условиях кризиса сбыта оказывает негативное влияние на финансовое состояние сельскохозяйственных производителей.

Обязательным закупкам для создания государственного продовольственного фонда можно придать характер жесткого налогового изъятия. Однако объемы обязательных налоговых изъятий  не должны превышать разумного максимума, который по ориентировочным подсчетам составляет не более 10-15% объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции.[5, c.23]

Еще один важнейший принцип государственного регулирования, приобретающий особое значение в условиях кризисной переходной экономики, - сочетание экономических и социальных целей. Регулирование, ориентирующееся на решение только экономических задач, как показывает практика, обостряет социальную ситуацию. Успех возможен, если меры государственного регулирования учитывают сложившиеся ценностные ориентации населения, модели поведения различных его групп, социально-психологические и национальные особенности. В этой связи важная форма активного воздействия государства на развитие аграрного сектора – программное регулирование.

Программы макроэкономического характера регулируют и прогнозируют важнейшие пропорции отрасли и экономики в целом. Они воздействуют на экономические условия внутри отрасли и затрагивают непосредственных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

При реализации принципа программного регулирования необходимо учитывать ряд требований, в том числе взаимодополняемость механизмов регулирования. Важное значение имеет гибкое сочетание добровольности и обязательности участия в программах. В условиях переходной экономики принцип обязательности может и должен использоваться более широко, что особенно относится к предприятиям государственного сектора, к производителям, обладающим монопольным положением на рынке АПК. Важны региональные программы и программы восстановления почвенного плодородия, охраны окружающей среды.

Особое значение в переходный период имеет государственное регулирование  социальной сферы. Развитие социальной сферы села может осуществляться в рамках социальных программ на базе прямой государственной поддержки, включая льготы по кредитованию. Особенно важны такие программы для обезлюдивших деревень и сел. Отслеживая реакции населения на предлагаемые меры по проведению реформы, пониманию степени заинтересованности различных социальных групп в ней поможет социологический мониторинг.

Принципиально важна способность  государственной системы регулирования  адаптироваться к изменениям общеэкономической  ситуации. Вместе с тем нужна определенная стабильность экономических регуляторов  на заранее установленный период.

Учитывая, что в переходных условиях управление сельским хозяйством, другими отраслями агропромышленной системы осуществляется преимущественно экономическими, а не административными методами, с упором на децентрализацию, целесообразно создание рыночных управленческих структур. В зарубежной практике это следующие структуры.

  1. Специализированные государственные органы: Министерство сельского хозяйства и его территориальные управления, консультативные советы, комитеты и комиссии в рамках министерства, в том числе по регулированию сельскохозяйственных структур, и др.
  2. Смешанные, «полугосударственные» органы (типа межхозяйственных закупочных объединений).
  3. Сельскохозяйственные организации профессионального характера.
  4. Представительные органы кооперативного самоуправления.

Коренное преобразование системы органов государственного управления предполагает полное освобождение их от хозяйственных функций. Министерство сельского хозяйства из регулирующего административными методами органа превращается в орган прогнозирования, разработки программы, информирования, консультирования, контроля, страхования, кредитования, сервисного обслуживания, подготовки специалистов. В задачи этого органа входит установление правил по стандартизации различных видов продукции, контролю за качеством продовольствия, обеспечению государственными кредитами, установлению государственных надбавок к ценам на различные виды продукции, правил торговли, ведению земельного кадастра, рациональному природопользованию.

Смешанные органы могут быть как  отраслевого, так и межотраслевого характера, в из состав наряду с государственными служащими могут входить представители сельскохозяйственных предприятий, перерабатывающей промышленности, торговли, кооперативов, профессиональных организаций.

1.2 Понятие и структура агробизнеса

 

Отечественная экономическая наука  до настоящего времени не выработала однозначного определения агропромышленного  комплекса, его границ и структуры. Агробизнес, будучи новой экономической  категорией, пришедшей к нам из западной рыночной экономики, тем более нуждается в уточнении.

Западные экономисты считают, что  комплексный характер производства и использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия служит основой формирования агробизнеса  как предпринимательской деятельности во всех сферах агропромышленного комплекса, которая ведется на принципах экономической выгоды. Цель агробизнеса – максимизация дохода в условиях наиболее полного обеспечения спроса на сельскохозяйственную продукцию.

Как экономическая категория агробизнес представляет собой деятельность в аграрной сфере экономики аграрного хозяйства, ориентированную на рынок (потребителя) через рыночную цену. Рыночная цена, аккумулируя спрос на производимую в этой сфере продукции, должна иметь норму прибыли, обеспечивающую предпринимателю успешный процесс воспроизводства затраченных на товар ресурсов.

На западе термин «агробизнес» устойчиво  вошел в научную и публицистическую литературу с конца 50-х гг. XX в. Впервые это понятие было введено Дж.Дэвисом и Р. Гольдбергом. Последний разработал таблицу межотраслевых связей, широко используя при этом теорию межотраслевых связей В. Леонтьева. В разработку концепции агробизнеса значительный вклад внесли Ф. Кьюсней, В. Леонтьев и В. Чаянов. Ф. Кьюсней установил принципы простой репродукции, содержащей условия финансового равновесия между основными производственными отраслями, дал основные методы анализа межотраслевых связей. Механизм купли – продажи был представлен как комплексно взаимосвязанная система. В. Леонтьев 167 лет спустя, в 1925 г., разработал основные концепции анализа межотраслевых потоков. В. Чаянов в 1927 г. проанализировал сущность и формы рыночных связей на основе рыночной интеграции.

В западной экономической литературе агробизнес определяют как совокупность рыночных операций, направленных на производство и распределение услуг в области снабжения сельского хозяйства, обеспечения производственных процессов непосредственно в сельскохозяйственном производстве, проведение операций по хранению, переработке и реализации сельскохозяйственного сырья и предметов потребления, созданных на его основе.

Информация о работе Государственное регулирование агробизнеса