Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 15:00, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. В этом свете термин регулируемая рыночная экономика обладает выраженной избыточностью, так как подобная экономика не может быть нерегулируемой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Государство в экономической системе общества………………………….4
1. 1. Государство как экономический субъект………………………………...4
1.2. Экономические функции государства………………………………………6
2. Государственное регулирование экономики………………………………..12
2.1. Сущность государственного регулирования экономики…………………12
2.2. Объекты, субъекты и цели государственного регулирования…………...15
2.3. Формы и методы государственного регулирования экономики…………17
2.4.Государственное регулирование внешних эффектов и общественных благ………………………………………………………………………………..22
Заключение………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Госрегуллирование.docx

— 48.06 Кб (Скачать файл)

— множественность центров выработки  политических решений, каждый из которых  руководствуется своими представлениями  об общественных интересах;

— корысть государственных чиновников, их коррумпированность;

— отсутствие четких критериев эффективной  деятельности государства;

— высокая вероятность достижения результатов, отличных от поставленных.

Осмысление данных процессов привело  к пониманию того, что рынок  и государство являются различными степенями и типами несовершенства. Однако речь не должна идти об альтернативном выборе между рынком и государством. В странах со смешанной экономикой государство встроено в рыночный механизм, является его неотъемлемой частью и способствует его нормальному  функционированию. В этом своем качестве государство выступает как оптимизирующий фактор. Государственный Неотъемлемый компонент хозяйственной сектор экономики функции государства  в рыночной экономике — управление "своей" собственностью на всех этапах ее формирования, функционирования, развития и отчуждения. Применяя разнообразные  формы и методы, оно способствует повышению экономической и социальной эффективности хозяйственного использования  этой собственности, развитию государственного сектора.

Для понимания роли государственной  собственности в современной  рыночной экономике необходимо, прежде всего, обозначить основные сферы ее хозяйственного использования. Таковыми являются отрасли:

— определяющие общие условия воспроизводства (транспорт, энергетика, связь), т.е. отрасли  производственной инфраструктуры;

— требующие большого начального капитала (добывающая промышленность, черная металлургия и др.);

— с пролонгированным, т.е. сдвинутым  во времени получения, эффектом (фундаментальная  наука, аэрокосмическая техника  и технология);

— обеспечивающие воспроизводство  рабочей силы (образование, культура, здравоохранение), т.е. отрасли социальной инфраструктуры.

Следует отметить, что речь идет не о монопольном положении государства  в названных отраслях, поскольку  и частный капитал может быть представлен предприятиями транспорта, связи, учреждениями образования, культуры и др.

Процесс формирования и расширения государственной собственности  осуществляется тремя путями:

1) национализация частных предприятий;

2) государственное строительство,  т.е. создание новых объектов  за счет госбюджета;

3) осуществление финансовых инвестиций (покупка государством акций частных  корпоративных структур).

В большинстве стран в сферу  государственной собственности  в той или иной мере входят: земельные  угодья, ресурсы недр, денежные средства, золотовалютные резервы, предприятия  электроэнергетики, газовой, угольной, сталелитейной промышленности, военные  объекты, воздушный транспорт, почта, железные дороги, телекоммуникации и  т.д. Составной частью государственного сектора являются учреждения и организации социальной сферы.

Величина государственного сектора  в каждой из стран различна и определяется рядом взаимосвязанных факторов, в том числе: исторически сложившимися условиями и культурными традициями страны, качественным состоянием экономики  на данном временном этапе ее функционирования, местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью национальной экономики.

Значение государственного сектора  в экономике, как правило, оценивается  по его доле в: численности занятых  в экономике, валовых капиталовложениях  в основные фонды, капитале отдельных  отраслей. Влияние государственного сектора на развитие экономики определяется его вкладом в создание ВНП, размерами  перераспределения и потребления  ВНП.

Наибольшее распространение государственная  собственность получила в Западной Европе, где в середине 80-х гг. XX в. государственный сектор обеспечивал  до 1/2 валовых капиталовложений, потреблял  около 1/4 конечного общественного  продукта, финансировал примерно 1/2 общенациональных расходов на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки.

Следует обратить внимание на существенные различия между государственным  и частным секторами экономики. В первом случае экономическая деятельность носит обязательный характер, во втором — добровольный.

Кроме того, для государственных  предприятий в ряде случаев характерны низкая экономическая эффективность, слабость внутренних импульсов к  инновациям, бюрократизация управленческой деятельности.

Данное обстоятельство объясняет  появление новых тенденций в  развитии государственной собственности  на рубеже XX–XXI вв.

Одна из тенденций — снижение доли государственной собственности, которое осуществляется в процессе приватизации по определенным программам, разрабатываемым и реализуемым  органами государственной власти и  управления.

Другой тенденцией развития государственной  собственности является относительное  увеличение доли государственной собственности, функционирующей на коммерческих началах. Главной причиной, обусловившей появление  и развитие названной тенденции, стало усложнение экономики, потребовавшее  повышения разнообразия способов и  методов ее государственного регулирования. Коммерциализация существенной части  государственных предприятий обусловила качественные изменения в механизме  управления ими. Действуя в рыночной среде, в условиях конкуренции, они  нуждаются в управлении, сориентированном на рыночные критерии эффективности (максимизация прибыли и стоимости активов, выживаемость и др.).

Третья тенденция развития государственной  собственности отражает процесс  проникновения государственного капитала в частный сектор, и наоборот, частного капитала в государственный  сектор. Она свидетельствует о  появлении принципиально новой  характеристики современной смешанной  экономики, которую отличает не традиционно  параллельное, преимущественно обособленное функционирование государственной  и частной собственности, а их тесное взаимодействие.

Взаимодействие государственной  собственности с частной осуществляется в формах:

— интеграции капиталов в рамках отдельной фирмы

(предприятия). Таким образом, создаются  предприятия со

смешанной формой собственности;

— рыночного предложения и использования  государственного капитала посредством  долевого участия государства в  финансировании перспективных для  национальной экономики инвестиционных проектов, предоставления им долгосрочных кредитов, путем передачи государственного имущества в коммерческое использование  частным физическим и юридическим  лицам и др.

Появление и развитие феномена государственного предпринимательства позволило  уточнить и представление о роли государства в современной экономике. Она не может быть сведена только к компенсации "провалов" рынка. Важным оказывается и содействие развитию рыночного механизма, его  дополнение, когда он слаб или недостаточно развит, повышение эффективности  использования экономических ресурсов общества.

2. Государственное регулирование  экономики

2.1. Сущность государственного  регулирования экономики

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе  экономика в той или иной степени  регулируется государством в лице государственных  органов.

В странах с централизованной экономикой вмешательство государства, его  участие в управлении экономикой проявляются гораздо значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме в виде директивных планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, финансовыми, природными и трудовыми  ресурсами, централизованного распределения  основной массы денежных средств  через государственный бюджет и  финансовые органы.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства  и его органов в экономическую  деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно  косвенный характер.

Государственное регулирование экономики  — это совокупность форм, методов  и инструментов, посредством которых  государство и созданные при  его участии органы осуществляют управленческое воздействие на экономическую  жизнь общества. Обратим внимание на особенности такого воздействия  в рыночной экономике.

Во-первых, оно является избирательным, т.е. направленным на определенные параметры  хозяйственной жизни. Это обусловлено  тем, что ключевые экономические  вопросы (что, как и для кого производить) решает рынок.

Во-вторых, характер такого воздействия  варьируется от дополняющего и усиливающего рыночный механизм до компенсирующего  его ограниченные (временно или постоянно) возможности.

В-третьих, его объектами выступают  как экономика в целом, так  и условия деятельности, экономическое  поведение отдельных хозяйствующих  субъектов.

В-четвертых, оно имеет сложную  природу, проявляющуюся в многообразии способов и средств воздействия  на экономику.

В-пятых, ожидаемый результат задается не жесткими количественными показателями, а фиксирует направление деятельности экономических субъектов, траекторию их развития, соответствующую целям  экономической политики.

Государственное регулирование экономики  призвано организовывать, согласовывать  и контролировать хозяйственную  деятельность экономических субъектов, сориентировать макроэкономическое развитие в направлении достижения намеченных результатов. Решение указанных  задач невозможно без глубокого  теоретического обоснования роли государства  в экономике, форм и методов его  воздействия.

Начиная с А. Смита, экономисты классического  направления ратовали за минимальную  роль государства, ограничивая ее осуществлением жизненно необходимых общественных работ, поддержанием законности и правопорядка, обороной страны. С их точки зрения правительство должно гарантировать  права собственности и незыблемость контрактов, защищать экономические  и политические свободы граждан. Такое сдержанное отношение было частично реакцией на широкое вмешательство  государства в функционирование рынка, характерное для Европы XVIII в. Экономисты-классики считали, что  это вмешательство наносит ущерб  хозяйственной деятельности и препятствует экономическому росту. Возможно, из-за такого подхода и прежнего опыта  в XIX столетии экономическая роль правительств была ограниченной. В большинстве  промышленных стран государственные  расходы составляли около 10 % ВВП, а в области теории господствовал принцип "невидимой руки".

В XX в. началось постепенное, но существенное повышение роли государства в  экономике, что лучше всего видно  по доле государственных расходов в  ВВП. В индустриальных странах она  выросла в среднем с 12 % в 1913 г. до 45 % в 1998 г. Такому росту способствовали как экономические, так и политические факторы. Не менее важную роль сыграли  развитие экономической теории, появление  новых представлений о том, что  должно делать государство.

В 30-е гг. XX в. Дж. Кейнс впервые системно поставил вопрос о государственном регулировании рыночной экономики. По Кейнсу, если государство придерживается классической теории, на практике возникает ряд недостатков: экономика развивается циклически, причем выход из кризиса на основе рыночного саморегулирования затруднен; безработица превышает экономически допустимые пределы; в обществе существует неоправданная дифференциация. Данные негативные явления могут быть устранены с помощью обоснованного государственного регулирования.

Представители монетаристской школы (М. Фридмен) полагают, что в самой сущности рыночной экономики заложены механизмы, приводящие хозяйство в равновесие, а нарушения в экономических процессах связаны с нерыночными действиями государства. Наиболее эффективным способом регулирования экономики монетаристы считают воздействие центрального банка на величину денежной массы.

Неолиберальные направления в экономической теории (А. Пигу, Дж. Тобин, Ф. Хайек, В. Ойкен, Л. Эрхард) пропагандируют формирование рыночной системы с мягким государственным вмешательством, обеспечивающим социальный компромисс в обществе и экономическую стабильность. По их мнению, политико-экономическая деятельность государства должна быть направлена на:

— установление экономического порядка  и правил поведения для участников хозяйственного процесса;

— борьбу с монополизмом и содействие мелкому и среднему предпринимательству; обеспечение занятости;

— преодоление региональных различий в уровнях доходов;

— совершенствование форм участия  рабочих в управлении производством.

Выяснение сущности государственного регулирования экономики дополняется  анализом целей, которые государство  ставит перед собой, изучением объектов и субъектов управленческого  воздействия.

2.2. Объекты, субъекты  и цели государственного регулирования

В качестве субъектов государственного регулирования, т.е. тех, кто вырабатывает его стратегию и тактику, осуществляет необходимые практические действия, выступают прежде всего органы трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк.

Информация о работе Государственное регулирование экономики