- различности в эластичности спроса на товар в различных странах;
- ситуация несовершенной конкуренции, которая позволяла бы производителю устанавливать и диктовать цены;
- сегментированность рынка, то есть способность производителя отгородить внутренний рынок, где он продаёт товар по высоким ценам, от внешнего рынка, где он продаёт товар по низким ценам. Этому способствуют высокие транспортные расходы и установленные государством торговые барьеры.
Демпинг
запрещён как международными правилами
в рамках ВТО, так и национальными
антидемпинговыми законодательствами
многих стран, которые позволяют
применять антидемпинговые пошлины
в случае обнаружения факта демпинга.
- Антидемпинговая процедура: этапы, цели и функции
Демпинг представляет собой распространенную
разновидность недобросовестной конкуренции,
так как может наносить серьезный
ущерб для производства соответствующих
товаров в стране импорта, а также
для добросовестных экспортеров
аналогичных товаров из других стран.
Способом противодействия демпингу
является применение импортирующим
государством обычно по жалобам терпящих
убытки предпринимателей так называемых
антидемпинговых мер, прежде всего,
в виде антидемпинговых пошлин. Антидемпинговая пошлина (unti-dumping duty)
– это временный сбор в размере разницы
между ценами продажи товара/услуги на
внутреннем и внешнем рынках, вводимый
импортирующей страной в целях нейтрализации
негативных последствий нечестной ценовой
конкуренции на основе демпинга. Эти пошлины
устанавливаются в дополнение к обычным
таможенным пошлинам. Антидемпинговые
пошлины устанавливаются по результатам
специального правительственного расследования,
целью которого является, прежде всего,
выявление самого факта демпинга и причиненного
им ущерба, а уже затем установление пошлины.
Антидемпинговые расследования весьма
распространенная процедура. В США и Евросоюзе
они одновременно проводятся в десятках
и сотнях случаев. Десятки расследований
имеют место в отношении российских товаров
в Евросоюзе, в США, в Китае и т.д. [5., с. 219]
Ставка антидемпинговой пошлины
обычно определяется одним из следующих
способов:
- разница в цене, по которой товар/услуга реально продаётся на рынке экспортирующей страны и на рынке импортирующей. Если товар производится только на экспорт и не продаётся на рынке страны-экспортёра, то цена на него на внутреннем рынке страны-импортёра сравнивается с его ценой на рынке любой третьей страны;
- разница в цене, по которой товар/услуга должен был бы продаваться на рынке экспортирующей страны, и цены, по которой он реально продаётся на рынке импортирующей страны. Потенциальная цена продажи товара/услуги на рынке экспортёра устанавливается на базе суммы издержек производства, общих издержек, прибыли на продажу на внутреннем рынке и стоимости упаковки и транспортировки в импортирующую страну.
Кроме формально вводимых антидемпинговых
пошлин, в качестве антидемпинговых
мер могут выступать и неформальные
методы:
- объявление о намерении начать антидемпинговое расследование (которое может в результате и не выявить оснований для введения антидемпинговых пошлин);
- публикации в прессе, иногда в виде организованной компании против фирмы, страны, подозреваемой в демпинге.
Все это
оказывает воздействие на экспортера
данного товара, который, естественно,
не заинтересован в доведении
дела до применения антидемпинговых пошлин,
которые, как правило, практически перекрывают
импорт соответствующего товара, квалифицированного
в качестве демпингового. Поэтому открываются
переговоры, в том числе и на правительственном
уровне, об урегулировании конфликта по
взаимной договоренности. Такая договоренность
может означать: повышение цен на товар
и/или установление квот для его поставок.
Иногда договоренность на межправительственном
уровне приводит к соглашению о "добровольном" ограничении
экспорта (voluntary export restraint). Это количественное
ограничение экспорта, основанное на обязательстве
одного из партнёров по торговле ограничить,
или, по крайней мере, не расширять объём
экспорта, принятом в рамках официального
межправительственного или неофициального
соглашения об установлении квот на экспорт.
Поскольку антидемпинговые меры весьма
эффективны для ограничения импорта в
страну, нередки случаи злоупотребления
использованием антидемпинговых расследований
и антидемпинговых мер без достаточных
к тому оснований, когда демпинга фактически
нет. Таким образом, из средства борьбы
с недобросовестной конкуренцией антидемпинговые
меры, используемые как средство протекционизма,
превращаются в орудие протекционизма
и недобросовестной конкуренции. Такая
практика давно вызывала противодействие
на международно-правовом уровне посредством
выработки четких критериев определения
демпинга и допустимых пределов пресечения
его.
В ГАТТ 1947 г. ст. VI определяла демпинг
как торговую операцию, состоящую
в том, что "товары одной страны
поступают в другую по цене ниже
нормальной стоимости товаров". Обусловлена
была при этом возможность использования
антидемпинговых пошлин, но условия
их применения не были достаточно четки,
что и создавало почву для
злоупотреблений. Поэтому последовательно
в 1969 г. (Кеннеди раунд), в 1974 г. (Токио
раунд) и в 1994 г. (Уругвайский раунд)
принимались и пересматривались
Соглашения об интерпретации ст. VI ГАТТ,
получившие название "Антидемпинговый
кодекс". Последняя его редакция
1994 г. предусматривает правила, направленные
на недопустимость необоснованных антидемпинговых
мер. Таковые могут вводиться только в
результате антидемпингового расследования,
инициированного, что важно, как правило,
по заявлению заинтересованных предпринимателей,
которые жалуются, что несут убытки от
демпинга. В заявлении должны быть представлены
национальные производители, доля которых
в производстве данного товара более 50%
всего национального производства в этой
сфере и которые поддерживают заявление.
Но если доля производителей, поддерживающих
заявление, менее 25% национального производства,
то расследование не начинается.
Правительственные органы могут инициировать
расследование лишь как исключение
(при "особых обстоятельствах") и
если они располагают доказательствами
демпинга, ущерба от него и взаимосвязи
ущерба с демпингом. При этом расследование
должно быть открытым для всех заинтересованных
сторон и гласным. Антидемпинговый
кодекс обусловливает методику и
критерии определения материального
ущерба (или его угрозы) для производства
аналогичного товара в стране импорта,
методику расчета антидемпинговых
пошлин и четкие процедурные правила.
Процедуру проведения расследования
можно разделить на следующие
этапы:
- отечественные производители, на которых оказывает негативное влияние демпинговый импорт, готовят заявление (петицию) с просьбой о начале антидемпингового расследования, включая в него доказательства наличия условий для введения антидемпинговой меры, и подают его в орган расследования;
- орган расследования рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования;
- после начала расследования орган расследования собирает информацию по всем основным элементам расследования у заинтересованных лиц, среди которых, отечественные и иностранные производители товара, экспортеры, импортеры и потребители. Ключевым элементом сбора информации является направление вопросников – документа с вопросами по производству, продажам, прибыльности, ценам и другой информацией, обработка ответов на которые дает подробное понимание ситуации на рынке товара;
- в течение 60 дней с даты начала расследования орган расследования может прийти к решению о введении предварительной антидемпинговой меры. Такая пошлина взимается с учетом того, что в случае неведения окончательной пошлины, уплаченная пошлина будет возвращена импортерам;
- после принятия предварительного решения и введения предварительной антидемпинговой меры орган расследования предоставляет (с учетом необходимости сохранять конфиденциальность информации) заинтересованным лицам возможность ознакомиться с предварительными выводами и предоставить комментарии;
- в течение пяти - шести месяцев с начала расследования орган расследования проводит публичные слушания, которые представляют собой квази-судебное заседание с участие всех заинтересованных сторон. Стороны имеют право предоставлять свое мнение по всем основным вопросам, связанным с расследованием, и комментировать мнение другой стороны;
- после сбора всей необходимой информации и получения доказательств, достаточных для принятия решения о введении окончательной антидемпинговой меры, орган расследования предоставляет возможность всем заинтересованным лицам ознакомиться с окончательными результатами расследования.
Конфиденциальная информация не раскрывается
без разрешения предоставившей ее стороны.
Информация рассматривается в качестве
конфиденциальной при данных о том,
что раскрытие такой информации
предоставит преимущество в условиях
конкуренции третьему лицу либо повлечет
за собой неблагоприятные последствия
для лица, предоставившего такую
информацию, или лица, у которого
данное лицо получило такую информацию.
Как общее правило, стороны, предоставившие
конфиденциальную информацию, предоставляют
также ее неконфиденциальную версию,
которая позволяет понять суть самой информации,
не нарушая ее конфиденциальности. В случае
если сторона не предоставляет неконфиденциальную
версию, либо запрашивает конфиденциальный
статус для информации, которая не является
конфиденциальной, орган расследования
может не принять во внимание такую информацию.
Расследование должно установить, что:
- имеет место минимальная разница (2%) между ценой предположительно демпингового товара и нормальной ценой (внутреннего рынка страны экспорта). При этом такое сопоставление цен, как правило, производится по ценам франко-завод по сделкам примерно на одно и то же время; либо в сопоставлении средневзвешенных цен, по которым товар продается в стране, со средневзвешенными всех сопоставимых экспортных сделок, либо цен внутреннего рынка и экспортных цен по конкретным сделкам;
- объем импорта "демпингового" товара превышает минимум (3%) от всего импорта в страну аналогичного товара;
- имеется доказанная причинно-следственная связь между имевшим место демпингом и существенными материальными убытками национального производства угрозой таких убытков.
Только после установления указанных
фактов может быть введена антидемпинговая
пошлина. Но она не должна носить штрафного
характера, а быть компенсационной,
т.е. представлять собой разницу
между демпинговой и нормальной
ценой. В принципе, антидемпинговая
пошлина служит для нейтрализации
возникшего ущерба и действует на
срок, необходимый для такой нейтрализации.
Под ущербом понимается сокращение
сбыта, прибыли, производства, доли на
рынке, производительности, доходов
от инвестиций, недоиспользование производственных
мощностей, воздействие на внутренние
цены, товарные запасы, занятость, темпы
роста производства, заработная плата,
возможности привлечения инвестиций
и другие объективные факторы. Проводимое
расследование не должно приостанавливать
процесса таможенной очистки предположительно
демпингового товара.
Антидемпинговые пошлины пересматриваются
каждые 5 лет после введения или
последнего пересмотра и продлеваются,
если в ходе пересмотра устанавливается,
что демпинг и наносимый им
ущерб продолжаются или возобновляются.
Досрочный пересмотр антидемпинговой
процедуры может быть начат, если
будет направлена заявка, содержащая
доказательства того, что в сохранении
процедуры более нет необходимости
и/или в случае ее отмены ущерб
от демпинга не возобновится, или если
применяемая процедура более
не компенсирует ущерб. В ходе пересмотра
может быть проверено, насколько
серьезно изменились обстоятельства демпинга
и нанесения экономике ущерба,
приведшие к началу данной процедуры.
Заявители могут представить
в документы, доказывающие, что начатая
антидемпинговая процедура не устранила
полностью (или значительно) ущерб,
наносимый экономике её экспортом
по демпинговым ценам. Если после
проведения консультаций эти данные
окажутся убедительными, то расследование
для выяснения влияния используемой
процедуры на цены экспортера может
быть начато повторно. Кроме того, используемая
антидемпинговая пошлина может
быть распространена на импорт такого
же товара и комплектующих деталей
для его производства из третьих
стран, если будет решено, что имеет
место попытка обойти действие начатой
антидемпинговой процедуры.
Как и во многих других случаях, в
рамках ГАТТ/ВТО в Антидемпинговом
кодексе содержатся особые льготные
положения для развивающихся
стран с учетом особенностей их экономики
и формирования цен. Таким образом,
занижение экспортной цены товара из
развивающейся страны по сравнению
с внутренней ценой в такой
стране не является само по себе поводом
для обвинения в демпинге.
Итак, наиболее распространённым финансовым
методом торговой политики является
демпинг, который является крайним
случаем субсидирования. Для защиты
от преднамеренного демпинга страны используют
антидемпинговые пошлины.
РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ АНТИДЕМПИНГОВЫХ
ПРОЦЕДУР В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
2.1. Анализ антидемпинговых
процедур в Украине
Об эффективности антидемпинговых
и других расследований можно
судить как по количеству рассматриваемых
дел, так и количеству и номенклатуре
товаров, в отношении которых
проводятся данные расследования и
принимаются положительные решения.
На настоящий момент существует целый
ряд решений Межведомственной комиссии
по международной торговле, которые
направлены на применение антидемпинговых
и других санкций и, как следствие,
защиту отечественного товаропроизводителя.