Демпинг и антидемпинговые меры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире одним из основных двигательных сил экономического развития выступает международная торговля, которая является сферой международных экономических отношений и представляет собой совокупность внешней торговли товарами, услугами, продукцией интеллектуальной собственности всех стран мира. Сегодня ей принадлежит 80% всех международных отношений.

Содержание

РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы демпинга и антидемпинговой
процедуры в мировой торговле. 3
Понятие международной торговли и её формы. 3
Понятие демпинг, его виды и формы. 6
Антидемпинговая процедура: этапы, цели и функции 10
РАЗДЕЛ 2. Анализ антидемпинговых процедур в международной
торговле. 18
2.1. Анализ антидемпинговых процедур в Украине. 18
2.2. Оценка антидемпинговых расследований в России 24
2.3. Анализ антидемпинговых процедур в Китае 32
РАЗДЕЛ 3. Проблемы и перспективы применения методов защиты
отечественного товаропроизводителя 36
3.1. Проблема антидемпинговых процедур против
украинских производителей и их последствия. 36
Пути защиты украинского производителя от
антидемпинговых процедур. 40
3.3. Антидемпинговая законодательная база Украины 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая демпинг.docx

— 133.85 Кб (Скачать файл)

Соглашения, заключенные с США во избежание антидемпинговых пошлин, стали уже классическим примером неумелых действий российских властей по защите интересов отечественной промышленности. Принятые Россией «добровольные ограничения» привели, по оценкам, к сокращению российских поставок металлопродукции в США в пять раз, что повлекло за собой потери российских производителей в размере более 1 млрд. долларов. 

Как известно, впоследствии американские власти признали открытое против России антидемпинговое расследование  незаконным, однако заключенные соглашения не позволили вернуться к прежнему режиму бесквотных поставок. А результатом подписания соглашений стало то, что Россия закрепила за собой статус страны с нерыночной экономикой. Стоит напомнить, что соглашения были подписаны при резко отрицательном отношении к ним со стороны ряда ведущих российских металлургических предприятий.

Помимо антидемпинговых мер  западные страны практикуют в отношении России и другие ограничительные меры. Так, в 2000 году ЕС в одностороннем порядке сократил на 12% установленные квоты на ввоз российской металлопродукции, выразив, таким образом, свое недовольство введением временных пошлин в России на экспорт лома и отходов черных металлов.

Ограничительные меры стали применять  и страны Восточной Европы. Например, Венгрия в течение нескольких лет безосновательно ограничивала импорт из России нитрата аммония.

К сожалению, в роли нападающего Россия выглядит на мировом торговом поле очень слабо. До последнего времени создавалось впечатление, что Россия готова «добровольно самоограничиваться» при любой угрозе антидемпинговых мер, даже когда они были явно необоснованными.

Несмотря на существующую уже в течение ряда лет необходимую законодательную базу (Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» определил основные условия и принципы применения указанных мер защиты), в России пока не было применено ни одной антидемпинговой меры в отношении иностранных товаров. Вместе с тем, по экспертным оценкам, предметом антидемпинговых расследований в России вполне могли бы стать импортируемые алкоголь, табак, косметика, товары народного потребления, экспортные цены на которые часто декларируются на таможне ниже оптовых цен рынков происхождения.

В июне 2001 года впервые было начато расследование с целью введения компенсационных мер — в отношении субсидируемого импорта прутков из железа и стали из Украины [7;с.35].

Не получила пока развития в России и практика применения защитных мер, предусмотренных российским законодательством, в ответ на дискриминационные действия иностранных государств. Это тем более удивительно, что в российских официальных комментариях вводимые иностранными государствами против России ограничительные меры часто именуются «дискриминационными», то есть подчеркивается их несправедливый, надуманный характер. Единственным пока примером ответных мер является введение Россией в июле 2001 года специальных пошлин на импорт мороженых овощей, соков, супов и растительного масла из Венгрии, в течение двух лет безосновательно ограничивавшей импорт из России нитрата аммония. Кстати, с подобным предложением Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) обращалось в правительство еще весной 2000 года, выступая против рассматривавшихся в то время планов урегулировать торговый спор с Венгрией «полюбовно» — путем принятия российской стороной ценовых и количественных обязательств по экспорту. МАП России предлагал также ввести меры против ЕС — в ответ на сокращение квот ввоза российской металлопродукции. Следует отметить, что ответные защитные меры (реторсия) с точки зрения международного права представляют собой вполне правомерные действия государства в ответ на дискриминационные действия других государств. Не стоит бояться их применять [25].

В отличие от мировой практики в России основной мерой защиты внутреннего рынка от импорта выступают специальные защитные меры в форме повышенных импортных тарифов. 

В мае 2000 года подписанием соглашения между Россией и Украиной о регулировании поставок труб из черных металлов закончилось расследование, проведенное российской стороной с целью введения специальных защитных мер. На экспорт украинских труб из черных металлов в Россию была установлена годовая квота в размере 620 тыс. тонн [23].

В прошлом году введением временной специальной пошлины на ввоз крахмальной патоки завершилось расследование, инициированное Ассоциацией российских производителей крахмало-паточной продукции. Одним из последних примеров таких мер является постановление правительства РФ N284 «О временных мерах по защите российских производителей карамели» от 11 апреля 2001 года. Правительство ввело временную специальную пошлину сроком на 180 дней в размере 21% от стоимости, но не менее 0,18 евро за килограмм.

В 2004 году Россия провела антидемпинговое  расследование по факту импорта  металла из стран ЕС. Это первый случай в российской экономической  истории. Зато отечественные компании постоянно находятся под антидемпинговыми разбирательствами за рубежом. Лидерство  в этом отношении принадлежит  США и тому же Евросоюзу.

Расследование министерства должно было установить наличие демпингового импорта  из ЕС никельсодержащего плоского проката. Заявку, направленную Челябинским металлургическим комбинатом, поддержал московский завод "Серп и молот", управление которым  принадлежит "Мечелу".

На долю этих предприятий за период с 2001-го по 2003 год приходилось в  среднем чуть меньше 80% от общего объема производства этого вида стальной продукции  в РФ. Приведенные Челябинским меткомбинатом в заявлении данные действительно свидетельствуют о наличии демпингового импорта, происходящего из стран ЕС. В частности, нормальная стоимость этого вида стали, происходящего из стран ЕС, на рынке Евросоюза составляет в среднем $1657 за тонну, а экспортная цена ввозимого на территорию России продукта – $708 за тонну. Таким образом, демпинговая маржа по поставкам никельсодержащего плоского проката из ЕС составляет 134%. Продажи отечественного никельсодержащего плоского проката на внутреннем рынке снизились за 2003 год на 16,1%. Доля отечественных производителей этой продукции снизилась с 54,2 до 52,9%. Уровень рентабельности продаж сократился на 30,4%, валовая прибыль от продаж на внутреннем рынке также снизилась, достигнув в 2003 году отрицательного значения, а численность промышленно-производственного персонала на Челябинском металлургическом комбинате уменьшилась на 5,8%.

Из-за антидемпинговых пошлин Россия теряет в Европе около $250 млн. в год.

Новолипецкий металлургический комбинат в 2002 году экспортировал на американский рынок порядка 14%, а в 2003 году –  всего 3%. В июне 2004 года антидемпинговое  расследование в отношении российских НЛМК и "ВИЗ-Сталь" начал Евросоюз. Тогда доля российской стали в  Европе возросла с 2000 года на 20%, что  превышает 50 000 тонн [27].

В связи с возможным присоединением России к ВТО Минэкономразвития РФ совместно с рядом заинтересованных ведомств разработало проект нового федерального закона — «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Законопроект устанавливает подробные правила и принципы применения антидемпинговых мер в соответствии с принципами ВТО [25].

В октябре 2007 года Россия начала антидемпинговое расследование против импорта полиамидных нитей из Украины. Министерство начало расследование по инициативе Щекинского "Химволокна", которое поддержали "Химволокно Амтел-Кузбасс", "Химволокно" (Курск), "Куйбышевазот". Эти предприятия в 2003-2006 производили 74,5% от общего объема производства полиамидных технических нитей в России. Объект расследования - синтетические нейлоновые нити (капрон, полиамид-6) линейной плотности от 29 до 250 текс, крученые и некрученые, блестящие и матированные, содержащие светостабилизаторы, термостабилизаторы или другие добавки, 

окрашенные или неокрашенные, за исключением текстурированных тканей. По данным предприятий-заявителей, демпинговая маржа при продажах полиамидных технических нитей из Украины в Россию составила в 2006 19,9%. Объем импорта этой продукции из Украины вырос в 2003-2006 в 4 раза с 840 тонн до 3370 тонн. Это привело к снижению объемов производства и реализации российских полиамидных технических нитей на внутреннем рынке на 2,6% и 17,2% соответственно. Кроме того, производители сообщают о снижении доли реализации российских полиамидных технических нитей на внутреннем рынке с 83% до 80%. Тем временем доля украинской продукции в общем объеме потребления выросла с 3,8% в 2003 до 17,7% в 2006, а цены на российские нити превышали цены на украинские в 2004 на 7,5%, в 2005 - на 4,9%, в 2006г. - на 5,3%. Как сообщалоcь, правительства Украины и России договорились удержаться от применения финансовых санкций по результатам антидемпинговых расследований [23].

В январе 2008 года Американская ядерная корпорация USEC согласилась приостановить антидемпинговое расследование против поставок российского урана, которое ведется в США с начала 1990-х годов.

Соответственно, в 2011 году антидемпинговая  заградительная пошлина в 112%, введенная  министерством торговли США из-за расследования, перестанет действовать, а компания "Техснабэкспорт", которая  занимается поставками в США ядерного топлива, извлеченного из советских  ядерных боеголовок, сможет напрямую поставлять уран в США.

Сейчас на российском топливе работают почти половина американских АЭС, но поставлять им уран напрямую Россия не может. Все поставки в США шли через посредника - компанию USEC. При этом действие антидемпинговой пошлины лишало российских атомщиков возможности остаться на американском рынке после окончания договора в 2013 году.

В настоящее время 17 стран мира применяют в отношении России антидемпинговые меры (46 антидемпинговых пошлин, 4 ценовых ограничения и 4 квотных ограничения) и 8 видов защитных мер (6 пошлин, 2 квотных ограничения). Такие данные содержатся в мониторинге Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ, посвященном социально-экономическому развитию России в 2006г. Антидемпинговые меры применяют Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Мексика, Перу, США, Таиланд, Турция, Украина, а также страны-члены ЕС-25 как единый таможенный союз. Антидемпинговые расследования проводятся также на Филиппинах и в Индонезии.

Чаще всего проводятся антидемпинговые расследования в отношении таких традиционных товаров российского экспорта, как металлургическая продукция (57% от общего количества введенных мер), химикаты (17%), минеральные удобрения (11%) [25].

В течение 2003-2004 годов установлены факты демпинговых поставок украинской продукции. По мнению ряда независимых экспертов такие поставки стали возможными в результате того, что предприятия горно-металлургического комплекса Украины получили в период с 1999 по 2002 год значительную государственную поддержку за счет средств консолидированного бюджета Украины в виде списания пеней, штрафов, реструктуризации задолженности по обязательным платежам на 10-летний срок и других преференций, вылившихся по итогам в сумму, превышающую 1,2 млрд. долларов США.

Действие упомянутых льгот завершится не ранее  2009-2012 годов.

 

Рис. 2.1. Динамика отгрузок на внутренний рынок стальных труб,

по демпинговому импорту которых проводится расследование,

тыс. тонн [35]

Важно отметить, что в сегменте рынка труб, демпинговый импорт которых из Украины является предметом соответствующего расследования, по итогам 2004 года отмечено резкое снижение отгрузки российскими производителями на внутренний рынок в объеме 180 тыс.тонн на сумму более 150 млн.долларов США при возросшем объеме импорта такой продукции из Украины (рис. 2.1). При этом общие потери предприятий и комбинатов смежных отраслей составили более 100 млн.долларов США.

Кроме того из-за снижения налогооблагаемой базы потери консолидированного бюджета Российской Федерации по налогам и другим обязательным платежам составили, по оценке, более 50 млн.долларов США.

 

2.3. Анализ антидемпинговых процедур в Китае

 

По количеству примененных антидемпинговых мер Китай занимает первое место в списке стран мира. Поэтому при исследовании проблемы демпинга целесообразно изучить ситуацию в данной стране.


Министерство торговли США ввело  в среду в предварительном  порядке антидемпинговые пошлины  в размере до 210% на импортируемые  из Китая покрышки для грузовиков. Новые тарифы распространяются на покрышки для грузовых машин, которые используются в сельском хозяйстве, на стройках и  в промышленности. Импорт таких шин  из Китая возрос с 11,2 млн. штук в 2004 году до 15 млн. в 2006 году. Жесткие меры не коснутся покрышек для самолетов, внедорожников, трейлеров, электромобилей для гольфа, газонокосилок.

 С начала 2007 года Минторг  ввел также антидемпинговые пошлины  на пять других видов продукции  из Китая, в том числе на  гвозди и определенный ассортимент  стальных труб.

Российским  метизникам все чаще приходится конкурировать  на отечественном рынке с самыми ходовыми видами китайского крепежа  базовых характеристик с точки  зрения класса прочности и покрытия.

В 2006 году импорт китайского крепежа в Россию неуклонно рос по сравнению с 2005 г. и в конце года превысил уровень 3 тыс. т. в месяц. В целом объем поставок увеличился в 2006 г. на 274% - с 8,401 тыс. т. в 2005 г. до 23,007 тыс. т. в прошлом. Российские производители не должны отдавать этот сегмент рынка китайским представителям, потому что никаких фундаментальных факторов для более качественного и более дешевого производства по сравнению с российским у них нет. Ведь в Китае стоимость металла, энергетики и даже людской силы принципиально не отличается от российских. Поэтому российские метизники инициировали антидемпинговый процесс против китайских импортеров крепежных изделий [29].

КНР рассматривает  возможность досрочного пересмотра антидемпинговых пошлин на капролактам  для кемеровского ‘‘Азота'‘. Пошлины  на капролактам, произведенный в  Японии, Бельгии, Германии, Нидерландах  и России, были установлены в размере  от 5% до 28% в июне 2003 года сроком на пять лет в рамках программы поддержки  китайских производителей. Сейчас ‘‘Азот'‘  платит 9%-ю пошлину.

Согласно  инструкциям КНР по антидемпингу, компании, на которые наложены антидемпинговые  пошлины, могут просить проведения повторной проверки.

4 июля  2008 года был направлен в министерство торговли Китая запрос о досрочном пересмотре антидемпинговых пошлин на капролактам. Сейчас завод «Азот» является крупнейшим российским поставщиком капролактама в Китай.

Информация о работе Демпинг и антидемпинговые меры