Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью данной работы является описание роли денег в развитии экономики Казахстана, так как для понимания механизмов функционирования рыночной экономики важно ясное понимание роли денег в ней. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность денег как экономической категории;
2. Произвести анализ развития денежной системы Казахстана;
Введение...................................................................................................................3
Глава І. Теоретические аспекты развития денег в рыночной экономике..........5
1.1 Сущность, виды и функции денег.................................................................5
1.2 Теории денег..................................................................................................15
1.3 Роль денег в рыночной экономике..............................................................20
Глава ІІ. Особенности развития денежной системы Республики Казахстан...22
2.1 Этапы становления денежной системы Республики Казахстан.................22
2.2 Анализ развития денежной ситсемы Республики Казахстан.......................26
Глава ІІІ. Перспективы развития денежной системы........................................35
Заключение.............................................................................................................41
Список используемой литературы.......................................................................44
Развитие финансового сектора приводит к необходимости более эффективного регулирования ликвидности. В этой связи, Национальный Банк Республики Казахстан будет внедрять новые инструменты, которые позволят усилить роль Национального Банка и достаточно гибко регулировать ликвидность на денежном рынке.
В этих условиях, основным
перспективным направлением на 2013 год
для Национального Банка
Национальным Банком
Республики Казахстан будут изменены
подходы к постоянным механизмам
по предоставлению/изъятию
В целом целью нововведений является активизация кредитного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и снижения значимости его валютного канала. Новый механизм будет способствовать снижению долларизации экономики, волатильности процентных ставок, спекулятивной составляющей на денежном рынке и, как следствие, повышению гибкости и эффективности регулирования ликвидности и проведения денежно-кредитной политики в целом.
В рамках реализации нового механизма существенное внимание будет уделяться анализу системных рисков. Если возникающие на финансовом рынке или на его отдельных сегментах риски будут носить фундаментальный характер, который выражается в единообразном поведении всех или большинства банков (например, избыточный спрос или избыточное предложение ликвидности), то Национальный Банк Республики Казахстан будет гибко корректировать применяемые инструменты в целях снижения общего уровня риска.
В случае если ресурсы, привлеченные банком (банками) от Национального Банка Республики Казахстан, будут направляться на «расшатывание» ситуации на других сегментах финансового рынка и приводить к росту волатильности процентных ставок или обменного курса, не обусловленному текущей экономической ситуацией, Национальный Банк Республики Казахстан будет вводить ограничения для такого банка (таких банков) на участие в своих операциях.
При частом обращении
банка к инструментам поддержки
ликвидности Национального
Политика процентных ставок Национального Банка Республики Казахстан будет согласована с мерами валютной политики. По мере развития трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и сужения спреда рыночных процентных ставок по всей кривой доходности, участие Национального Банка Республики Казахстан на внутреннем валютном рынке будет в перспективе сокращаться.
Принимая во внимание
введение новых инструментов, коридор
процентных ставок Национального Банка
Республики Казахстан также изменится.
Его пределы будут
Национальным Банком Республики Казахстан будет внедряться новый ориентир при проведении процентной политики – базовая ставка с пределами допустимых отклонений, которая будет рассчитываться на основе операций со сроком 7 дней. При этом политика Национального Банка Республики Казахстан по установлению и регулированию процентных ставок будет направлена на минимизацию возможностей для ценового арбитража на разных сегментах организованного и неорганизованного рынков.
В перспективе развитие системы процентных ставок Национального Банка Республики Казахстан по предоставлению и абсорбированию ликвидности в рамках механизмов операций открытого рынка и постоянного доступа, официальная ставка рефинансирования будет играть в большей степени индикативную роль. Уровень официальной ставки рефинансирования будет отражать в целом ситуацию на денежном рынке, при этом сохраняясь положительным в реальном выражении.
Внедрение новых операций и инструментов в рамках трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики позволит повысить эффективность управления и регулирования ликвидности, а также формировать адекватную кривую доходности по финансовым инструментам на денежном рынке.
В 2013 году с целью построения кривой доходности Национальный Банк Республики Казахстан намерен совместно с Министерством финансов Республики Казахстан проводить работу по укреплению рынка государственных ценных бумаг Республики Казахстан в качестве эталона (бенчмарка) на денежном рынке для сопоставимых по срокам инструментов.
В 2013 году Национальный Банк Республики Казахстан продолжит формирование собственного портфеля государственных ценных бумаг Республики Казахстан. В рамках данной работы будет производиться выкуп государственных ценных бумаг Республики Казахстан у участников рынка в долгосрочном периоде на вторичном рынке.
Расширение долгосрочного кредитования реальной экономики ограничено, среди прочего, качеством кредитного портфеля банков, поскольку высокая доля неработающих займов[1]вынуждает банки формировать значительные суммы провизий.
В целях решения проблемы низкого качества активов банков Национальным Банком Республики Казахстан реализуется комплекс мер, включающий создание дочернего АО «Фонд проблемных кредитов» (ФПК), формирование необходимой нормативной правовой базы по созданию банками дочерних организаций, приобретающих сомнительные и безнадежные активы (ОУСА), а также внедрение на период 2011-2012 годов механизма, облегчающего порядок прощения безнадежной задолженности.
Ожидается, что на 2013 год придется основной объем передачи активов в ФПК и ОУСА. Тем более что Национальным Банком Республики Казахстан инициирован ряд поправок в действующее законодательство, предусматривающих продление срока действия налоговых льгот на доходы от восстановления провизий при прощении банком безнадежной задолженности на 2013 год, а также пересмотр подходов к налогообложению при передаче активов в ОУСА.
В целях административного стимулирования с 2013 года в рамках мер раннего реагирования внедряются пороговые значения на долю неработающих займов в ссудном портфеле банков – не более 20% с 1 января 2013 года и не более 15% с 1 января 2014 года. В случае превышения банком установленных пороговых значений, банк должен будет разработать и согласовать с Национальным Банком Республики Казахстан (Комитетом по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций) план мероприятий, в котором регулятор будет оценивать достаточность действий банка по применению инструментов «очистки», включая списание, прощение безнадежной задолженности, передачу активов в ОУСА, а также продажу займов в ФПК. Риск невыполнения плана будет связан с применением к банку и (или) его акционерам мер раннего реагирования, меры воздействия и (или) санкции.
Прогнозы основных показателей денежно-кредитной политики Республики Казахстан основаны на прогнозах платежного баланса, которые являются достаточно консервативными.
Таблица 3. Прогноз показателей денежно-кредитной политики на 2013-2015 годы
Первый сценарий
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | ||
факт |
оценка |
прогноз | |||
Инфляция, % в годовом выражении |
6,0 |
7,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Денежная база, млрд. тенге |
2 890 |
2 963 |
3 433 |
3 941 |
4 580 |
Денежная масса*, млрд. тенге |
10 465 |
10 932 |
12 690 |
14 590 |
16 961 |
Депозиты резидентов*, млрд. тенге |
9 086 |
9 432 |
10 949 |
12 589 |
14 622 |
Кредиты экономике*, млрд. тенге |
9 738 |
9 851 |
11 257 |
12 855 |
14 771 |
Уровень монетизации экономики**, % |
36,5 |
34,6 |
34,7 |
34,6 |
34,6 |
Второй сценарий
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | ||
факт |
оценка |
прогноз | |||
Инфляция, % в годовом выражении |
6,0 |
7,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Денежная база, млрд. тенге |
2 890 |
2 963 |
2 931 |
3 112 |
3 335 |
Денежная масса*, млрд. тенге |
10 465 |
10 932 |
10 649 |
11 365 |
12 170 |
Депозиты резидентов*, млрд. тенге |
9 086 |
9 432 |
9 247 |
9 848 |
10 546 |
Кредиты экономике*, млрд. тенге |
9 738 |
9 851 |
9 685 |
10 127 |
10 739 |
Уровень монетизации экономики**, % |
36,5 |
34,6 |
34,1 |
34,2 |
34,2 |
Третий сценарий
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | ||
факт |
оценка |
прогноз | |||
Инфляция, % в годовом выражении |
6,0 |
7,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Денежная база, млрд. тенге |
2 890 |
2 963 |
3 671 |
4 380 |
5 300 |
Денежная масса*, млрд. тенге |
10 465 |
10 932 |
13 648 |
16 331 |
19 842 |
Депозиты резидентов*, млрд. тенге |
9 086 |
9 432 |
11 699 |
13 994 |
17 003 |
Кредиты экономике*, млрд. тенге |
9 738 |
9 851 |
11 985 |
14 197 |
17 157 |
Уровень монетизации экономики**, % |
36,5 |
34,6 |
34,7 |
34,8 |
34,9 |
* - январь-ноябрь 2012 года
** - январь-сентябрь 2012 года
В 2013-2015 годах ожидается сохранение инфляционного фона на текущем уровне. Основными рисками инфляции будут выступать такие факторы, как нестабильность на мировых рынках сырья и продовольствия, стабильный рост деловой активности, недостаточный уровень развития внутренней конкуренции и высокая степень монополизации на отдельных рынках товаров и услуг, слабая развитость торговой инфраструктуры в ряде регионов.
Первый сценарий предполагает стабильное развитие ситуации на мировых товарных и финансовых рынках. Мировая экономика будет демонстрировать медленный, но поступательный рост.
При этом минимизация влияния монетарных факторов на формирование инфляционных процессов в Республике Казахстан будет обеспечиваться путем поддержания на адекватном уровне денежного предложения со стороны Национального Банка Республики Казахстан.