Здравоохранение в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность решения данных задач и проблем особенно возрастает в условиях необходимости осуществления государственных прямых и опосредованных нормативно-правовых и экономических управляющих воздействий на деятельность организационно-правовых структур (объектов) сферы услуг здравоохранения, которые должны быть направлены не на жесткую регламентацию и детализацию форм и видов функционирования взаимодействующих объектов сферы здравоохранения, нередко приобретающих изощренные формы в попытках установить доминирующую роль государства в контроле и регулировании, например, налогообложение учреждений здравоохранения, а на подведение фундаментальной правовой базы для рационализации взаимодействия объектов сферы здравоохранения.

Содержание

Введение
3
1 Политика здравоохранения: сущность, цели, направления
5
2 Особенности политики здравоохранения в странах с рыночной экономикой (сравнительный анализ)

19
3 Роль государства в обеспечении реализации целей политики здравоохранения в Республике Беларусь

35
Заключение
47
Список использованных источников
49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

Интегративные функции составляют:

  • комплексная оценка социального статуса клиента;
  • содействие выполнению профилактических мероприятий социально – зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и территориальном уровнях;
  • формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни;
  • планирование семьи;
  • участие в проведении медико–социальной экспертизы;
  • участие в осуществлении медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;
  • проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины;
  • содействие предупреждению распространения ВИЧ–инфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей; социально – правовое консультирование;
  • организация терапевтических сообществ само – и взаимопомощи реабилитационного, психолого-педагогического, социально – правового характера;
  • участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях;
  • обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов и др.

Квалифицированное содействие клиентам в решении их жизненных проблем, связанных со здоровьем, определяют профессиональные особенности социальной работы и уровень подготовки специалиста по соответствующей медицинской специализации. Необходимо отметить координирующую роль специалиста социальной работы, участвующего в оказании медико-социальной помощи в решении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в сложной жизненной ситуации и требующего соучастия специалистов смежных профессий – врачей, психологов, педагогов, юристов и др.

При планировании и реализации технологий социальной работы в здравоохранении можно исходить из условного разделения медико-социальной работы на две функциональные направленности – профилактическую и патогенетическую.

Медико-социальная работа профилактической направленности включает выполнение мероприятий по предупреждению социально – зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях, социальное администрирование, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Медико-социальная работа патогенетической направленности включает мероприятия по организации медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента, создание реабилитационной социально – бытовой инфраструктуры, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

Для создания наиболее эффективных технологий социальной работы в здравоохранении специалисты используют предложенную ранее базовую модель медико-социальной работы, которая позволяет обеспечить единые методические подходы в данном виде деятельности и учесть специфику той или иной конкретной области медицины и здравоохранения.

Среди приоритетных направлений в области социальной зашиты населения должен быть переход от социальной поддержки наиболее уязвимых слоев и групп населения к повышению жизненного уровня всего населения в целом при сохранении государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию конституционных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального и жилищно-коммунального обслуживания.

В зависимости от направлений, субъектов и объектов, уровня и видов различают общегосударственную социальную политику, региональную и отраслевую, политику в области рынка труда и занятости населения, доходов и заработной платы, социальной защиты и социального обслуживания населения, я также политику в области образования, культуры и искусства, жилищную, пенсионную, семейную, молодежную, женскую, политику в области материнства и детства [12, с. 375].

Развитие здравоохранения ориентировано на обеспечение надлежащего состояния окружающей среды, в которой живет человек; создание благоприятных условий труда, быта и отдыха для его активного долголетия; своевременное оказание полноценной медицинской помощи больным, предупреждение возникновения и распространения болезней среди населения.

Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии своим трудом создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности.

Потребность граждан в государственной социальной защите может быть обусловлена следующими обстоятельствами:

  • полной, частичной, временной или постоянной потерей трудоспособности из-за болезни или по возрасту;
  • потерей кормильца, наличием многодетной или неполной семьи, уходом за детьми-инвалидами и прочими факторами личного характера;
  • изменениями в социально-политической, экономической, международной обстановке (спад производства, рост инфляции, банкротств, безработицы и т.п.);
  • неблагоприятными климатическими, природными и стихийными явлениями катастрофического и продолжительного характера.

Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.

Целью развития здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения путем повышения доступности широким слоям населения медицинской помощи и улучшения качества оказываемых медицинских услуг, а также снижение за счет сокращения заболеваемости и смертности прямых и косвенных потерь общества.

В связи с этим важнейшими задачами, требующими решения являются: обеспечение условий для соблюдения конституционных гарантий по оказанию качественной медицинской помощи населению и контроль за санитарно-эпидемиологической ситуацией; формирование многоукладности, но с сохранением приоритетности государственной системы здравоохранения; повышение эффективности использования его финансовых, материальных и кадровых ресурсов; усиление профилактической и диагностической направленности работы.

Состояние здоровья населения является показателем социально-экономического развития общества, наличия в стране действенной системы социальных гарантий, характеризующих степень ответственности государства перед своими гражданами.

В связи с социальной направленностью политики государства забота о здоровье народа в любом государстве занимает одно из центральных мест в обществе. В системе государственного регулирования особо следует выделить правовые методы, совокупность которых лежит в основе правового регулирования. Правовое регулирование обеспечивает целенаправленное воздействие на поведение, деятельность людей, а через них - на общественные отношения. Основными элементами правовых методов являются юридические нормы, государственные предписания и акты применения права, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей.

Рассматривая все системы здравоохранения, можно выделить три основные формы их организации: преимущественно частную, страховую, государственную. Есть также и смешанные варианты.

В чистом виде частное здравоохранение сейчас не существует, да к тому же во многих развитых странах стараются не допустить или существенно ограничивают непосредственную оплату медицинской помощи пациентами.

Сложилось две системы медицинского страхования — обязательное (по оплате взноса) для всех с модификациями (платит работник или работодатель, или же они платят совместно в определенных пропорциях), когда страховой полис является гарантом получения любой помощи, кроме особых случаев, и добровольное или частное, когда сам человек непосредственно страхует себя на случай получения той или иной медицинской помощи.

Первая система основана на четко выраженной общественной солидарности, а вторая является сугубо индивидуальной и, хотя страхует индивидуальные риски, она также содержит элементы солидарности, ибо застрахованный, заплатив небольшие взносы, в случае необходимости получает помощь в соответствии со своей страховкой в полном объеме за счет средств, внесенных другими застрахованными.

Система страхования определяет целенаправленность страхового взноса, который может быть использован только в чисто медицинских целях, а также ограниченность роли правительства, которое при обязательном медицинском страховании определяет перечень основных видов помощи, оказываемых в рамках системы, определяет группы застрахованных и величину страхового взноса, устанавливает правила взаимодействия всех участвующих сторон, разрешает конфликтные ситуации, готовит правовые основы функционирования такой системы, контролирует финансовые потоки.

Характерным для государственной модели является финансирование за счет общего налогообложения с последующим государственным распределением собранных средств. Национальная система здравоохранения предполагает равные права в получении медицинской помощи всех граждан, а также контроль за функционированием системы со стороны парламента, прозрачность финансовых потоков, подотчетность здравоохранения развитой общественности и т.п., что составляет основы парламентаризма, законности, демократии и гражданского общества в стране. При этом должно иметь место высокое чувство ответственности за здоровье, поскольку для налоговой системы характерна безадресность, и исполнительная власть вполне может расходовать бюджетные средства в соответствии с предложенным ею же их распределением по законодательно утвержденным статьям.

Таким образом, развитие здравоохранения должно исходить из принципов ответственности государства, предпринимателей за состояние здоровья граждан, равных возможностей для деятельности всех учреждений здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. При этом государство является гарантом удовлетворения общественно необходимых потребностей граждан в медицинском обслуживании вне зависимости от доходов. Основными направлениями развития здравоохранения должны стать профилактика заболеваний и создание страховой медицины, а источниками финансирования - государственный бюджет и негосударственные инвестиции при постепенном увеличении последних. 
 
 

 

 

 

 

 

2 Особенности  политики здравоохранения в странах  с рыночной экономикой (сравнительный  анализ)

 

 

В настоящее время традиционно выделяют три вида моделей политики здравоохранения: государственную, страховую и частную. Однако в реальной практике в рамках одной и той же системы каждое государство имеет такие существенные отличия в системе здравоохранения (по характеру финансирования, управленческим технологиям и т.д.), что с полной уверенностью можно говорить об уникальности модели управления здравоохранением каждой страны. Кроме этого, следует учитывать, что модель управления здравоохранением практически каждой страны включает элементы обязательного медицинского страхования (ОМС), добровольного медицинского страхования, частной практики и бюджетного финансирования, которые присутствуют в различных странах в различных пропорциях. Если учесть также экономико-политические различия стран, наличие определенных традиций, различия в экологии, климате, благосостоянии населения, то можно с уверенностью говорить об уникальности моделей управления здравоохранением каждой страны.

Рассмотрим опыт организации различных экономических моделей политики здравоохранением на примере США, Германии и Швеции.

Система здравоохранения в США занимает ведущее место в мире по масштабам сосредоточенных в ней ресурсов. Число занятых в отрасли людей — свыше 10 млн человек.  По расходам на медицину США занимают первое место в мире — как в абсолютных цифрах (2,26 триллиона долларов, или 7439 долларов на одного человека в 2012 г.), так и в процентах к ВВП (16 %). Причем, согласно прогнозам, к 2015 г. расходы вырастут до 4 триллионов долларов, или 12 000 долларов на каждого жителя.

Соединенные Штаты занимают ведущее место в мире по уровню и результативности научных исследований. Здравоохранение в США обеспечено самым совершенным медицинским оборудованием, лекарствами и расходными материалами. В американской медицине работает налаженная система контроля качества услуг, права пациента и его отношения с врачом регламентирует серьёзная законодательная база. В случае врачебных ошибок пациенту предоставляются услуги специальных адвокатов, которые помогут добиться крупных материальных компенсаций [10, с.42].

Согласно исследованиям ВОЗ на 2010 г., США обладают самой стабильной медицинской системой, способной к быстрому реагированию в изменяющихся условиях. Также Америка занимает лидирующие позиции по конфиденциальности и уважительному отношению к больным, по своевременности оказания помощи и удовлетворение нужд пациентов.

Хотя при этом США заняли лишь 37-е место по уровню оказания медицинской помощи и 72-е по общему уровню здоровья.

США — единственная промышленно развитая нация, которая не гарантирует своим гражданам универсальной и всеохватной системы медицинского страхования.

Информация о работе Здравоохранение в Республике Беларусь