Здравоохранение в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность решения данных задач и проблем особенно возрастает в условиях необходимости осуществления государственных прямых и опосредованных нормативно-правовых и экономических управляющих воздействий на деятельность организационно-правовых структур (объектов) сферы услуг здравоохранения, которые должны быть направлены не на жесткую регламентацию и детализацию форм и видов функционирования взаимодействующих объектов сферы здравоохранения, нередко приобретающих изощренные формы в попытках установить доминирующую роль государства в контроле и регулировании, например, налогообложение учреждений здравоохранения, а на подведение фундаментальной правовой базы для рационализации взаимодействия объектов сферы здравоохранения.

Содержание

Введение
3
1 Политика здравоохранения: сущность, цели, направления
5
2 Особенности политики здравоохранения в странах с рыночной экономикой (сравнительный анализ)

19
3 Роль государства в обеспечении реализации целей политики здравоохранения в Республике Беларусь

35
Заключение
47
Список использованных источников
49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

Ответственность за здоровье нации несет Министерство здравоохранения и социальных служб США, во главе которого секретарь (министр), который подчиняется непосредственно президенту. В министерство входят 10 официальных представителей в регионах («директоров»). Нужно отметить, что в Соединенных Штатах Министерство здравоохранения играет весьма скромную роль в связи с незначительной долей государственного участия в отрасли. Среди основных задач — контроль за медицинской системой и реализацией социальных программ, контроль за медицинской наукой, мониторинг и донесение до сведения властей ситуации в области здоровья, благосостояния и социального обеспечения населения. Непосредственно решением проблем медицины занимаются следующие подразделения в составе Министерства — Служба общественного здравоохранения и Управление финансирования медицинской помощи. Кроме Министерства здравоохранения, часть функций в области здравоохранения несут специальные подразделения Министерства труда, Агентства по охране окружающей среды и других государственных ведомств.

Медицина США функционирует на следующих уровнях [10, с.43]:

  • семейная медицина — врачи проводят общий осмотр пациентов, направляя при необходимости их к более узкому специалисту.
  • госпитальная помощь — занимает центральное место в медицинской системе, хотя в последнее время её значение снижается и вытесняется деятельностью поликлиник, скорой помощи и домов престарелых. Госпитали делятся на коммерческие и некоммерческие и по структуре аналогичны российским больницам.
  • общественное здравоохранение.

Система здравоохранения состоит из многочисленных служб, различающихся по типу финансирования и выполняемым функциям, среди которых:

  • Службы общественного здоровья и профилактической медицины — занимаются профилактикой заболеваний, надзором за экологическим состоянием, контролем качества пищи, воды, воздуха и т. д.
  • Службы неэкстренной амбулаторной помощи.
  • Простое стационарное обслуживание — специализируется на кратковременной госпитализации.
  • Сложное стационарное обслуживание — предоставление длительного, высококвалифицированного и технически сложного лечения в стационаре.

Система здравоохранения США имеет плюралистический характер, что выражается в отсутствии единого централизованного управления и многочисленных типах медицинских учреждений. Но абсолютно все учреждения предоставляют медицинские услуги исключительно платно. Для ряда категорий граждан, что лечатся бесплатно, расходы компенсируются государством или специальными фондами.

Больницы в Америке делятся на три типа:

  • государственные — финансирование ведётся федеральным и штатным правительством. Предоставляют услуги для ветеранов, инвалидов, госслужащих, больных туберкулезом и психическими заболеваниями.
  • частные прибыльные (коммерческие) (до 30 % всех больниц) — представляют собой типичное бизнес-предприятие, формирующее свой капитал на индивидуальной, групповой и акционерной основе.
  • частные «бесприбыльные» — создаются по инициативе религиозных или этнических групп или местных жителей, на них приходится до 70 % от общего конечного фонда. Главное отличие от предыдущего типа заключается в том, что полученные доходы идут не держателям акций в виде дивидендов, а вкладываются в больницу, что повышает качество обслуживания, технического оснащения и т. д. Государство поддерживает такую деятельность в виде льготного налогообложения. Несмотря на «бесприбыльный» статус учреждения, лечение, как и в коммерческом госпитале, остаётся платным. Популярность подобного статуса больниц можно объяснить стремлением избежать уплаты налогов.

Для нуждающихся граждан страны правительство США предоставляет две специальные программы — Medicaid и Medicare [10, с.44].

Программа Medicaid, рассчитанная на помощь людям с низким уровнем доходов, финансируется как федеральным правительством, так и на уровне штатов. Поскольку каждый отдельный штат имеет свою собственную программу Medicaid, это создает значительные сложности в государственном управлении. Чтобы воспользоваться услугами Medicaid, необходимо доказать, что материальное положение у данного человека ниже определенного уровня. По этой программе предоставляется 5 услуг: стационарное и амбулаторное лечение, консультации различных специалистов, пребывание в домах престарелых, лабораторная диагностика и рентгенологические методы исследования. «Медикэйд» играет огромную роль с точки зрения выстраивания стартовых возможностей для разных категорий населения и перераспределения доходов в стране.

Medicare нацелена на помощь лицам старше 65 лет, а также гражданам предпенсионного возраста, имеющим проблемы со здоровьем. В качестве источников финансирования выступают: налог на фонд заработной платы, прогрессивный подоходный налог и налог на прибыль корпораций. Медикэр стабильно обеспечивает от 35 % до 50 % дохода больниц. Среди услуг, охватываемых программой, — стационарное лечение, некоторые профилактические услуги, домашнее обслуживание, диагностические процедуры и короткое проживание в домах престарелых. Однако не предоставляются длительная госпитализация, бесплатное получение слуховых аппаратов и рецептурных препаратов. Программа охватывает 40,3 млн пациентов.

Реформа здравоохранения в США была инициирована вступившим в должность в 2009 году Президентом США. За последние 30 лет в Америке непропорционально выросли расходы на здравоохранение, хотя объективных предпосылок в виде улучшения качества услуг не было. За последнюю декаду стоимость страхования одного работника взлетела более чем в два раза. Значительная часть населения остаётся незастрахованной, и доля таких людей растёт. Рынок страхования, предоставляемый работодателями, чрезвычайно монополизирован, что препятствует мобильности трудовых ресурсов и создаёт условия для дискриминации пациентов как до, так и после заключения страхового договора, в том числе в виде отказа в выплатах. Постоянно растущая стоимость Medicare и Medicaid служит одной из причин запредельногодефицита бюджета США.

Нынешняя медицинская система отличается нерешённостью взаимодействия государственного и частного секторов экономики. Несмотря на то, что государство выделяет колоссальные суммы в отрасль, оно не имеет действенных рычагов контроля за ценами и издержками услуг и препаратов.

В результате практически полностью отданная в частные руки медицина хотя и отвечает американским идеалам, на деле оказывается непомерно дорогой.

21 марта 2010 г. Конгресс США одобрил реформу здравоохранения; часть её положений была в 2012 году сочтена Верховным судом противоречащей конституции.

Целью реформы авторы имели создание универсальной системы медицинского обеспечения, что призвана охватить 50 млн ныне незастрахованных граждан. Реформа призвана улучшить условия медицинского страхования уже имеющих полис граждан. Будут созданы биржи для страховщиков, благодаря которым появится возможность получить полис для тех, кто не смог получить страховку у работодателя. Для страховых взносов в этом случае будет установлен «потолок» в 3-9,5 % от доходов клиента. Частные страховые компании будут лишены права отказывать в приобретении страховки уже больным людям. Граждане смогут приобретать страховку без содействия работодателей в специально созданных для этого центрах. Появится административная ответственность в отношении лиц, отказывающихся приобретать и компаний, отказывающихся продавать полис. Начиная с 2014 года подобные штрафы для граждан составят $95 или 1 % от дохода и постепенно возрастёт до $695 или 2 % от дохода. Система снабжения престарелых граждан нужными медикаментами будет усовершенствована. В результате страховое покрытие охватит 95 % населения страны (против 84 % в 2012 году).

Ожидается также, что реформа создаст новые 400 тыс. рабочих мест. Удастся снизить расходы на отдельного пациента и инвестировать в медицину больше средств. Появятся также новые налоги для богатых граждан и фармацевтических компаний — в объёме $409,2 млрд к 2019 г. Благодаря реформе планируется в течение ближайших 10 лет сократить дефицит бюджета на $138 млрд.и еще на $1,2 трлн. — в последующее десятилетие. По мнению авторов законопроекта, эффективность системы в целом повысится. Только в результате сокращения административных расходов в страховых компаниях удастся высвободить 286 млрд долларов. Программа рассчитана на 10 лет и будет стоить американскому бюджету 940 миллиардов долларов.

Система здравоохранения Германии по праву считается одной из лучших в мире. В этой европейской стране отмечается один из наиболее высоких в мире уровней расходов на систему здравоохранения, которые составляют около 11% от ВВП в 2012 году.

Современные немецкие клиники, оснащенные новейшим оборудованием, высококвалифицированные врачи, использование последних научных достижений в диагностике, лечении, реабилитации – отличительные особенности медицины Германии [3, с.49]. 

Многие немецкие медицинские учреждения являются известными мировыми лечебно-диагностическими и научно-исследовательскими центрами. Широкую известность получили такие учреждения, как Гамбургский институт Бернгарда Нохта, специализирующийся на изучении и лечении тропических заболеваний, Немецкий кардиологический центр в Берлине, Кардиологический центр земли Северный Рейн-Вестфалия. Высококвалифицированная медицинская помощь оказывается диагностической клиникой в Висбадене, дерматологической клиникой при Мюнхенском университете, нейрохирургической клиникой Кельнского университета.

Крупнейшими, прекрасно оснащёнными медицинскими центрами Европы, являются клиники скорой помощи Берлин – Марцан и Гамбург –Боберг, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь пациентам Германии и других стран. 

Хорошо продуманная и потому эффективная социальная политика была и остается преимущественной прерогативой государства. Главным принципом медицинского страхования провозглашен принцип солидарности. В основу системы здравоохранения Германии заложена структурированная система медицинского страхования, включающая государственное обязательное медицинское страхование и медицинское страхование частных страховых фондов. Около 90% населения охвачено государственным медицинским страхованием, 8% – частным и 2% населения составляют представители профессий, подлежащих особому виду страхованию.  
Правительство берет на себя обязательства покрывать стоимость медицинского страхования безработных, пожилых граждан, детей, государственных служащих, неработающих супругов.

В настоящее время в Германии действуют 4 вида социального страхования: пенсионное, медицинское, от безработицы, от несчастных случаев на производстве. Взносы на социальное страхование устанавливаются в процентах от фонда оплаты труда и составляют, в среднем, для пенсионного страхования – 18%, медицинского – 13%, от безработицы – 6 %. Объемы страхования от несчастных случаев на производстве определяются работодателем в зависимости от возможной степени риска.  
Страховые случаи включают: профилактику, диагностику и лечение заболеваний в амбулаторных и стационарных условиях, снабжение пациентов лекарственными средствами при амбулаторном и стационарном лечении, выплату социальных пособий в связи с заболеванием, беременностью и другие случаи страхования.

Социальным кодексом Германии определен набор медицинских услуг государственного медицинского страхования, включающий [3, с.50]:

  • профилактику заболеваний, охрану здоровья на рабочем месте;
  • медицинские обследования с целью выявления заболеваний;
  • лечение (амбулаторная, стационарная, стоматологическая помощь, лекарственные средства, услуги специалистов, смежных с медициной профессий, медицинские приспособления, сестринский уход на дому, некоторые виды восстановительного лечения, социальная терапия);
  • неотложную помощь, перевозку больных при определенных состояниях;
  • некоторые другие услуги, например, информирование пациентов.

Взносы по социальному страхованию оплачиваются работодателем и работающим в равных долях. Взнос работающего обеспечивает страхование самого работающего и неработающих членов его семьи. При этом неработающие члены семьи должны застраховаться в той же больничной кассе, что и сам работающий. Взнос в этой системе не зависит от числа детей в семье. 

В структуре застрахованных по обязательному медицинскому страхованию 52% составляют работающие граждане, 27% – члены их семей, 21% – пенсионеры. Как правило, государственное обязательное медицинское страхование осуществляют некоммерческие страховые независимые организации – больничные кассы, управление которыми осуществляет собрание представителей. Кассы, действующие на федеральном уровне («эрзац-кассы»), устанавливают единый размер взноса по всей Германии за счет общих страховых взносов. Размер взноса в эрзац-кассе ниже, чем в местных больничных кассах. Работающим предоставлено право выбора застраховать себя и неработающих членов семьи на наиболее выгодных условиях. Само название «эрзац-касса» подразумевает возможность замещения членства в одной кассе на членство в другой.

Самая крупная больничная касса Германии – эрзац-касса Бармер, имеет 12,7% всего страхового оборота, более 9 млн. застрахованных граждан, более 2400 предприятий. В штате больничной кассы около 19 тыс. сотрудников. 
В структуре страхования примерно 40% приходится на долю эрзац- касс, 40% – на долю территориальных касс, 20% – на долю производственных касс.  
52 коммерческие страховые компании занимаются частным медицинским страхованием. В этой системе застрахованы более 7 млн. граждан. Частное страхование построено на индивидуальном подходе, предусматривающем оценку степени возможного риска для каждого застрахованного, связанного с суммой страхового взноса.

Гражданин, застрахованный в системе частного медицинского страхования, приобретает право выбора времени плановой госпитализации, выбора врача в стационаре, получения дополнительных сервисных услуг при лечении в условиях стационарного медицинского учреждения. Частная страховая компания может отказаться от предоставления услуг или изменить условия их предоставления для лиц с определенными демографическими данными. Как правило, пациенты, перешедшие в систему частного медицинского страхования, до конца жизни не могут вернуться в ГМС. В отдельных случаях есть исключения, касающихся граждан в случае потери работы или снижения уровня доходов, не позволяющего оплачивать медицинское страхование в негосударственных организациях. Обладатели частных страховых полисов должны делать взносы за супругов и детей. Оплата медицинских услуг осуществляется пациентом, и только после этого он может получить компенсацию от страхового агента.

Информация о работе Здравоохранение в Республике Беларусь