Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 23:17, курсовая работа
Актуальность решения данных задач и проблем особенно возрастает в условиях необходимости осуществления государственных прямых и опосредованных нормативно-правовых и экономических управляющих воздействий на деятельность организационно-правовых структур (объектов) сферы услуг здравоохранения, которые должны быть направлены не на жесткую регламентацию и детализацию форм и видов функционирования взаимодействующих объектов сферы здравоохранения, нередко приобретающих изощренные формы в попытках установить доминирующую роль государства в контроле и регулировании, например, налогообложение учреждений здравоохранения, а на подведение фундаментальной правовой базы для рационализации взаимодействия объектов сферы здравоохранения.
Введение
3
1 Политика здравоохранения: сущность, цели, направления
5
2 Особенности политики здравоохранения в странах с рыночной экономикой (сравнительный анализ)
19
3 Роль государства в обеспечении реализации целей политики здравоохранения в Республике Беларусь
35
Заключение
47
Список использованных источников
49
Наряду с системой полного частного страхования,
предполагающего невозможность обязательного
медицинского страхования, в Германии
существует так же система неполного частного
страхования, когда застрахованный имеет
право на государственное обязательное
медицинское страхование и дополнительные
услуги (примерно 20% населения).
В Германии создана электронная интегрированная
система оплаты, регистрации и контроля
медицинских осмотров, манипуляций и приема
препаратов, требующая минимальных усилий
пациента и врача.
Важно отметить ряд заслуживающих нашего
особого внимания характеристик немецкой
модели социального страхования, связанных,
в частности с:
В Германии хорошо отработан механизм оптимального взаимодействия сторон в медицинском страховании. Государство ответственно перед обществом за предоставление гражданам социальных гарантий, но реализация этих гарантий передана им независимым организациям, управляемым выборными представителями. Это позволяет работникам, работодателям, врачам реально влиять на функционирование системы социального страхования. При этом государство контролирует соблюдение законодательно установленных рамок и норм.
Система здравоохранения Германии построена на принципах солидарности, доступности медицинской помощи и самоуправления. Правительство не принимает непосредственного участия в организации медицинской помощи, но контролирует выполнение действующего законодательства [3, с.51].
Одним из главных принципов государственной системы здравоохранения Германии является разделение управленческих полномочий между федеральным правительством, землями и узаконенными организациями гражданского общества.
На Федеральном уровне ключевыми структурами являются Федеральное собрание, Федеральный совет и Федеральное Министерство здравоохранения и социального обеспечения. С 2002 г. за Министерством закреплены восемь основных функций:
В большинстве земель вопросы здравоохранения
курируют специальные департаменты, входящие
в структуру министерств. Одновременно
с решением проблем здравоохранения министерства
курируют вопросы труда и социальной политики,
семьи и молодежи, охраны окружающей среды.
В большинстве случаев департаменты здравоохранения
министерств решают следующие задачи:
На протяжении последних десятилетий отмечаются выраженные тенденции улучшения здоровья населения Германии: сокращается материнская смертность, смертность детей до года, сократилась смертность от ряда заболеваний.
Не смотря на высокий уровень экономического
развития, в Германии отмечается значительный
уровень безработицы, что негативно отражается
на страховых фондах и бюджете работающего
населения.
Начиная с 2000 г. на федеральном уровне предпринимается ряд
мер, направленных на усиление объема
профилактических мероприятий. В перечень
страховых услуг ГМС введены обязательные
групповые стоматологические осмотры
для детей до 12 лет и индивидуальные осмотры
для детей и молодежи от 12 до 20 лет. С 1989
г. введены регулярные профилактические
обследования застрахованных граждан
в возрасте старше 35 лет для выявления
сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний
почек и диабета. С 2003 г. программа ГМС
по выявлению онкологических заболеваний
дополнена рядом обязательных онкологических
обследований в возрастных группах от
50 до 69 лет.
В 2002 г. в Германии основан Форум по профилактике и охране здоровья. В его состав входят более 40 организаций, деятельность которых направлена на активное укрепление здоровья, первичную профилактику, пропаганду здорового образа жизни, внедрение широкого спектра оздоровительных программ, гигиеническое воспитание, включая детское население и людей пожилого возраста.
Амбулаторная помощь в основном является
частной и коммерческой. Пациенты имеют
право выбора врача и других медицинских
работников. С 2004 г. больничные кассы обязаны
предлагать каждому вступающему возможность
выбора «модель обслуживания семейным
врачом» со скидками за обращение к специалисту
не самостоятельно, а через врача первичной
помощи.
Большую часть неотложной медицинской
помощи в рабочие и нерабочие часы оказывают
амбулаторные врачи в своих приемных.
Подавляющая часть семейных врачей посещают
больных на дому. Круглосуточную помощь
все чаще оказывают также амбулаторные
отделения больниц, поскольку это рентабельно
и укрепляет отношения больницы и местного
населения, повышает удовлетворенность
населения доступностью медицинской помощи.
В настоящее время в Германии насчитывается
2240 медицинских учреждений, в которых
за год проходят стационарной лечение
около 17 млн.пациентов. Оказание лечебно-профилактической
помощи осуществляется по принципу полного
или частичного стационара, а также в виде
догоспитального или постгоспитального
лечения.
В больничном секторе трудятся более 92,5 тыс.
врачей. Больничные штатные нормативы:
17 пациентов на врача и 2,7 – на медицинскую
сестру.
Объемы коечного фонда регулируются потребностями
населения исходя из показателей здоровья.
Отмечается сокращение коечного фонда
в больницах всех типов на фоне увеличения
более чем в два раза количества мест в
домах для престарелых и инвалидов. Снижение
числа коек в больницах компенсируется
местами во вновь открываемых профилактических
и реабилитационных центрах. В настоящее
время средняя продолжительность госпитализации
(9,3 дня), и средняя занятость койки (80,1
%), по-прежнему, выше, чем в большинстве
стран ЕС (средние показатели 7,0 дня и 77
% соответственно).
В Социальном кодексе Германии изложены основные требования к качеству оказания медицинской помощи, которым должна соответствовать деятельность больниц для того чтобы попасть в больничный план и получить право на возмещение затрат. Требования к безопасности и качеству медицинской помощи ежегодно возрастают. Социальный кодекс провозгласил, что покупатели и поставщики медицинских услуг должны заключать контракты, касающиеся обязательного качества обслуживания. Поставщики медицинских услуг обязаны вести документацию, касающуюся системы контроля качества, проводить сравнительный анализ стандартных показателей качества.
С 2000 г. все больницы обязаны иметь внутренние программы управления качеством и заключать с больничными кассами контракты, гарантирующие определенный уровень качества медицинской помощи. С 2004 г. минимальные объемы услуг оплачиваются больничными кассами только при условии обеспечения качества медицинской помощи в предыдущем году. В Германии на регулярной основе практикуются социологические исследования, направленные на изучение общественного мнения в отношении доступности и качества медицинской помощи.
Хотя система здравоохранения Германии
и считается одной из лучших в мире, она
не лишена недостатков, связанных в первую
очередь с ростом стоимости медицинских
услуг и фармацевтических препаратов.
За последние 20 лет система здравоохранения Германии
претерпела 14 реформ.
Основополагающими принципами реформ
является контроль за расходами и более
эффективное использование ресурсов за
счет конкуренции. Одна из основных задач
– сохранение справедливости и улучшение
качества медицинской помощи. В результате
принятых экономических мер в Германии
был отмечено снижение роста расходов
на душу населения в этой сфере.
В 2004 г. в Германии принят Акт о реформировании
здравоохранения. Документ предписывает
проведение ряда мероприятий, включая
создание Института качества и экономической
эффективности здравоохранения, в функции
которого входит не определение цены и
качества лекарственных препаратов, а
анализ их терапевтического воздействия
и разработка клинических рекомендаций
по лечению конкретных заболеваний.
С 1 января 2005 года введена электронная
карта пациента нового типа. Она содержит
фотографию и медицинские данные пациента,
что помогает избежать повторных обследований
и повысить экономическую эффективность
деятельности больниц. Запланировано
введение электронной формы рецептов,
учитываемых на карте пациента.
Новые технологии позволили объединить 350 тыс. врачей, 22 тыс. провизоров, 2 тыс. больниц, 300 больничных касс и 700 млн. рецептов в единую интегральную структуру.
С начала 2009 года реформа здравоохранения вступила в новую фазу. Создан государственный фонд здравоохранения, в который поступают средства из медицинских страховых взносов. Эти взносы распределяются по медицинским страховым компаниям согласно предлагаемому ими объему услуг.
Система оказания медицинской помощи в Германии продолжает развиваться. Жесткая система законодательства защищает в равной степени интересы граждан страны и иностранцев. Развитая высокая ответственность немецких врачей, массивные инвестиции в здравоохранение и науку, выдающиеся достижения немецкой медицины, большая армия высококвалифицированных врачей, отлаженная система их подготовки, хорошо оснащенные университетские клиники являются предпосылками для сохранения места среди лидеров мирового здравоохранения политики здравоохранения, принято в Германии.
Система шведского здравоохранения финансируется из общественных средств и характеризуется высокой степенью децентрализации. Ответственными за финансирование и предоставление медицинского обслуживания являются ландстинги и, в некоторых районах, муниципалитеты. По сравнению с другими странами того же уровня развития, шведская система здравоохранения весьма эффективна - она дает хорошие результаты при умеренных капиталовложениях и контролируемых расходах [15, с.51].
Ландстинг - политический орган, куда граждане Швеции каждые четыре года на всеобщих выборах избирают своих представителей. В некоторых районах ландстинги ведают и другими областями, например, культурой и инфраструктурой, но 90 процентов их деятельности занимает здравоохранение.
Шведское здравоохранение строится на децентрализации ответственности за предоставление медицинских услуг населению. Это означает, что ландстинги обязаны обеспечить населению доступ к здравоохранению.
Швеция поделена на 20 ландстингов. Кроме того, на острове Готланд задачи ландстинга выполняет муниципалитет. Количество жителей на этих географических территориях колеблется от 60 000 до 1,9 миллиона. Ландстинги обладают большой свободой в планировании и осуществлении работы в области здравоохранения, что объясняет значительные региональные различия.
290 муниципалитетов также
Роль государства в системе здравоохранения - формулировать принципы, основополагающие установки и направления политики здравоохранения. Это осуществляется в виде законопроектов или соглашений с Ассоциацией муниципалитетов и ландстингов Швеции, представляющей муниципалитеты и ландстинги.
На национальном уровне имеется ряд государственных ведомств, работающих в области здравоохранения и социального обеспечения. Управление здравоохранения и социального обеспечения занимает центральное место как экспертный и контролирующий орган.
Большинство ландстингов в своей работе применяет систему «заказчик -поставщик»: ландстинг заключает договор с медицинским учреждением о компенсации расходов, например, компенсации, основанной на результатах работы и рассчитанной по специальной системе в соответствии с диагностическими группами (DRG), т.е. больничные пациенты классифицируются в группы (их около 500) по диагнозам, требующим аналогичных больничных ресурсов. Таким образом больницы становятся менее зависимыми от политических органов, и некоторые больницы стали акционерными обществами, которыми владеют ландстинги. Кроме того, в настоящее время ландстинги все чаще покупают медицинские услуги на конкурсной основе: 10 процентов медицинских услуг финансируется ландстингами, но осуществляется частным медперсоналом [15, с.52].