Земля как фактор производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:42, научная работа

Краткое описание

Важное место среди них занимает и география, в структуре которой в 80-е годы возникло новое направление, получившее название геоглобалистики. Его организационным началом следует, очевидно, считать совместную сессию Секции глобальных проблем Научного совета по философии и социальным проблемам науки и техники при Президиуме АН СССР, которая проходила в апреле 1984 года. Доклады на этой сессии сделали академик И. П. Герасимов, В. С. Преображенский, В. М. Котляков и другие видные ученые академического института.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 8
1.1. Проблема войны и мира 8
1.2. Проблемы экологии: 9
1.2.1. Химическое загрязнение биосферы 10
1.2.2. Аэрозольное загрязнение биосферы 11
1.2.3. Фотохимический туман (смог) 13
1.2.4. Химическое загрязнение природных вод 13
1.2.5. Неорганическое загрязнение 14
1.2.6. Органическое загрязнение 15
1.2.7. Загрязнение почвы 16
1.2.8. Пестициды как загрязняющий фактор 17
1.2.9. Кислые атмосферные выпады на сушу 17
1.3. Энергосырьевая проблема 18
1.3.1. Нефтяная промышленность России 19
1.3.2. Перспективы развития нефтяной промышленности России 20
1.4. Проблемы Мирового океана 21
1.4.1. Что такое Мировой океан 22
1.4.2. Проблема загрязнения Мирового океана 24
ГЛАВА 2.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 26
2.1. Основные функции и принципы экологической политики 26
2.2. Экономические методы охраны окружающей среды 27
2.3. Контроль за состоянием окружающей среды 28
2.4. Экономическое регулирование охраны окружающей среды 29
2.4.1. Эмиссионный налог 30
2.4.2. Налоги и платежи за ресурсы 31
2.4.3. Экологические фонды 32
2.4.4. Метод соглашения о компенсации ущерба и постоянный мониторинг 33
2.5. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе 34
2.5.1. Использование природных ресурсов и его последствия 35
2.5.2. Загрязнение окружающей природной среды 35
2.5.3. Истощение и разрушение природной среды 38
2.5.4. Причины истощения, разрушения и загрязнения природной среды 39
2.5.5. Охрана природной среды – закономерная форма взаимодействия общества и природы 42
2.6. Экологические функции государства и права 46
ГЛАВА 3 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРАБОТКИ 49
3.1.Теоретические аспекты понятий, сущность целевых экологических программ 49
3.1.1. Понятие и сущность целевых экологических программ 49
3.1.2. Порядок разработки целевых экологических программ 50
3.1.3. Организационно-технологическая схема формирования программы 54
3.2. Региональные целевые экологические программы 60
3.2.1. Обзор существующих целевых экологических программ регионов Российской Федерации 60
3.2.2. Зарубежная практика применения целевых экологических программ (на примере США) 62
3.3. Проблемы и перспективы развития процесса становления и реализации экологических программ 67
ГЛАВА 4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 70
4.1.Ухудшение экологической ситуации в мире 70
4.1.1.Влияние НТП 70
4.1.2.Воздействие человека на окружающую среду 71
4.1.3. Основные факторы экологических проблем 71
4.1.4. Международно-правовые принципы охраны окружающей среды 76
4.2. Международные экологические организации. 87
4.3.Деятельность международных организаций по решению глобальной экологической проблемы:»Человек и биосфера» 93
4.3.1. .Глобальная экологическая проблема: взаимовлияние человека и биосферы 93
4.3.2. .Международные организации и защита окружающей среды 97
4.4.Программа мав - человек и биосфера 100
4.4.1.ИСТОРИЯ КОНЦЕПЦИИ «ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА» 100
4.4.2. .Опыт реализации Программы «Человек и биосфера» 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
108

Вложенные файлы: 1 файл

научная работа)))))))))))))))))))))))).doc

— 577.50 Кб (Скачать файл)

В 1961 году возникает крупнейшая независимая  природоохранная организация - Международный Фонд Дикой Природы (ВВФ), который, как предполагалось, должен стать мостом между природоохранным движением и миром бизнеса. Однако до созыва Конференции по проблемам биосферы, организованной ЮНЕСКО в Париже в 1968 году совместно с ООН, вопрос об окружающей среде в глобальном масштабе не фигурировал в повестке дня встреч официальных представителей различных государств и сессий международных организаций.

Еще в 1968 году ни одна страна не была организована ни в политическом, ни в административном отношении для рассмотрения проблем окружающей среды, отмечает Л.Колдуэл Решения, затрагивающие область взаимоотношений между человеком и природой, принимались исходя из иных соображений, таких как здравоохранение, экономическая политика, туризм, национальная безопасность или сохранение культурного наследия.

В 1971 году создается межправительственная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ). Весной 1972 Римский клуб выпускает первый доклад «Пределы роста». В период с 1953 по 1973 годы мировое сообщество проведит более 400 международных конгрессов, симпозиумов, конференций по вопросам охраны природы. И это лишь некоторые вехи кануна и первых лет экологической революции.

С целью осуществления своего мандата, в том числе по решению экологических проблем, ЮНЕСКО выполняет в настоящее время пять основных функций:

∆ Перспективные исследования: какие  формы образования, науки, культуры и коммуникации необходимы в завтрашнем мире?

∆ Продвижение, передача и обмен  знаниями: опираясь главным образом  на научные исследования, подготовку и преподавание.

∆ Нормативная деятельность: подготовка и принятие международных актов  и обязательных к исполнению рекомендаций.

∆ Предоставление услуг экспертов: государствам-членам для определения их политики в области развития и разработки проектов в форме «технического сотрудничества».

∆ Обмен специализированной информацией.

Важнейший вектор деятельности ЮНЕСКО –экологические  науки и устойчивое развитие. В рамках этого направления ЮНЕСКО осуществляет:

1. Координацию и развитие междисциплинарного  и межучережденческого сотрудничества.

∆ Укрепление сотрудничества между  межправительственными научными программами.

∆ Укрепление межучрежденческих партнерских связей.

2. Мероприятия по развитию науки  о Земле, управления земными  системами и опасностью стихийными бедствиями.

∆ Укрепление потенциалов в области  науки о Земле.

∆ Модернизация обработки геоданных  и мониторинга.

∆ Уменьшение опасности стихийных бедствий.

3. Мероприятия по реализации  экологической программы «Человек  и биосфера» (МАБ).

∆ Борьба с опустыниванием.

∆ Осуществление Севильской стратегии.

∆ Содействие сохранению биологического разнообразия.

∆ Укрепление потенциалов в области  экологических наук, а также другие направления в сфере охраны окружающей среды.

Программа «Человек и биосфера» (Man and Biospheгe ) - международная научно-исследовательская  программа ЮНЕСКО, продолжение Международной биологической программы. Программа направлена на решение ряда биологических и экологических вопросов, сформулированных в виде отдельных подпрограмм-проектов.

Программа, принятая на 16-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, являлась продолжением Международной  биологической программы. К 1984 в программе участвовали около 90 стран, - в том числе СССР1. Основная задача МАБ - осуществление в различных районах мира комплексных многолетних исследований воздействия человека на процессы в биосфере, а также изучение влияния изменений этих процессов на самого человека. Программа включает 14 проектов, посвящённых изучению влияния многообразной деятельности человека (землепользование, инженерно-технические работы, использование энергии и др.) на основные типы биомов Земли (леса, тундры, саванны, степи, пустыни и т. п.) и на окружающую среду в целом. В рамках этих проектов разрабатываются около 1000 «полевых проектов».

4.4. Программа МАВ -Человек  и биосфера.

4.4.1.История Концепции  «Человек и биосфера» («Man and Biosphere»)

Программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» родилась не сразу и, как при рождении ребенка, прошла через длительный подготовительный период. Природоохранные теории конца 60-х годов прошлого века подчеркивали необходимость использования научных знаний для охраны мирового биоразнообразия. В частности дискуссия, которая последовала за «биосферной» конференцией, привела к идее создания мировой сети национальных парков, биосферных резерватов и других охраняемых территорий. На этой базе стали активно развиваться международный обмен и сотрудничество и, вскоре, из международной научно-исследовательской программы выкристаллизовалась программа МАБ В 1970 году делегаты Генеральной Конференции ЮНЕСКО поддержали создание долгосрочной межправительственной и междисциплинарной программы «Человек и биосфера». Одна из целей этой программы - поддерживать гармоничное сосуществование сельского населения с окружающей средой. Международный Координационный Совет (МКС) и национальные комитеты должны были стать основными инструментами управления этой программой. Первое заседание МКС в ноябре 1971 года отмечается как официальный день основания программы МАБ С этого момента понятие «человек» в программе «Человек и биосфера» широко рассматривается как агрессивный элемент системы, имеющий нежелательное влияние на окружающую среду. Поэтому не случайно сохранение ценных экосистем является доминантной темой программы. МКС инициировал специальные исследовательские проекты для оценки степени воздействия человека на основные природные системы, такие как: экваториальные и тропические леса, прибрежные и горные экосистемы, леса умеренной зоны, степи, пустыни. Более детальные исследования в рамках этих проектов нацелены на изучение проблем связанных с использованием пестицидов и удобрений, инженерными работами, индустриализацией, урбанизацией и другими последствиями человеческой деятельности. В ходе дискуссии члены МКС поняли, что необходимо иметь и специальные участки для продолжительных исследований и мониторинга, и также включили этот пункт в план для дальнейшей разработки. Если эти «полевые лаборатории» не назывались еще в то время биосферными резерватами, то сама идея их появления в программе уже была обозначена понятием о территории, которая занимается как сохранением биологического разнообразия, так долгосрочным мониторингом экологических процессов и оценкой влияния человека на них

В последующие годы, миссия биосферных резерватов начала принимать определенные очертания. Например, комиссии специалистов ООН совместно с другими организациями  впервые выдвинула концепцию  зонирования, которая стала основопологающей при создании биосферных резерватов. Каждый биосферный резерват должен был содержать три специально выделенные территории, включая одну (или более) зону ядра для сохранения биологического разнообразия, буферную зону, окружающую зону ядра, и переходную зону (или по-другому зону сотрудничества) для экономической деятельности связанной с устойчивым использованием природных ресурсов этого региона. В 1974 году американские ученые основали первый биосферный резерват, который сфокусировал свою деятельность только на проведении долгосрочных научных исследований. На заседании ЮНЕСКО в 1976 году было объявлено об официальном существовании уже 59 биосферных резерватов в 8 странах мира

В течение следующих пяти лет, к  десятой годовщине основания  программы «Человек и биосфера», было уже создано 200 биосферных резерватов в 55 странах мира. Преобладающее большинство биосферных резерватов первого поколения организовывалось на охраняемых территориях национальных парков и других ООПТ, которые уже существовали к тому времени. Только теперь ученые проводили в них экологические исследования под эгидой МАБ. Весьма ограниченное число биосферных резерватов того времени могло одновременно выполнять еще функции развития и сотрудничества с местным населением. Как результат, к тому времени лишь некоторые биосферные резерваты в действительности имели буферную и переходную зоны.

Следующий важный шаг в развитии биосферных резерватов был сделан в 1983 году на первом международном конгрессе  по биосферным резерватам, который прошел в Минске. Делегаты конгресса выработали «План действий» по развитию биосферных резерватов, который был одобрен на собрании МКС в следующем году. Этот план подтвердил многофункциональность биосферных резерватов и выработал предложения по исследованиям, мониторингу, обучению, образованию и взаимодействию с местными сообществам.

В 1985 году МАБ основал небольшую  научно-консультационную подкомиссию, чтобы провести переоценку проекта целиком и пересмотреть предложения по новым биосферным резерватам с условием обязательного выполнения ими трех дополнительных функций: сохранения, развития и материально-технического обеспечения. Эта подкомиссия впервые четко определила биосферные резерваты, как уникальные многофункциональные территории, где функции сохранения и развития внутри и на окружающей территории совмещены с функциями исследовательскими и обучающими. Это определение вписывалось в новую концепцию сохранения природы, которая называлась устойчивое развитие и нетрадиционные охраняемые территории.

Программа «Человек и биосфера» вступила в следующий этап после Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, которая оказала огромное влияние на все международные природоохранные программы. Например, на Конвенцию по биологическому разнообразию, которая выдвинула «экосистемный подход» в сохранении биоразнообразия и подчеркнула необходимость анализа проблем окружающей среды с глобальной точки зрения, фокусируя внимание, как на отдельных частях системы, так и на динамике процессов которые их объединяют. Несмотря на свое название, «экосистемный подход» может быть применен не только к природным, но так же к социальным и экономическим системам. Программа МАБ впоследствии одобрила этот подход и предложила пять основных пунктов по приложению этой концепции к биосферным резерватам. Более того, в Повестке XXI века «Плана действий» подчеркнута важность улучшения, как состояния окружающей среды, так и взаимодействия с общественностью на местном уровне. Так как биосферные резерваты уже сконцентрировали свое внимание на прирородоохранной деятельности на местном уровне, то наблюдалась тесная взаимосвязь между выполнением «Плана действий» и концепцией биосферных резерватов.

Концепция устойчивого развития на базе биосферных резерватов получила дальнейшее обоснование на большой международной конференции в Севилье в 1995 году. Стратегия для будущих действий, названная «Севильской стратегией», обосновала изменения в концепции биосферных резерватов и стала основополагающей доктриной для программы «Человек и биосфера»2. Функции биосферных резерватов, которые казались достаточно смутными, начали становиться более понятными, по мере того, как делегаты определили десять ключевых моментов в управлении резерватами, выдвинули много подробных рекомендаций и создали список параметров, по которым можно было провести оценку выполнения поставленных задач. Рассматривая биосферные резерваты как территории, где достижение цели устойчивого развития есть результат соглашений между местным населением и обществом в целом эта стратегия продвинула вперед новое понимание их роли в обществе. Более того, Положение о Всемирной сети биосферных резерватов подготовленное на конференции было впоследствии ратифицированно странами членами ЮНЕСКО, став своего рода уставом программы МАБ, укрепляя ее юридически и предоставляя новый взгляд и большее доверие к организации.

Межграничные биосферные резерваты, которые стали создаваться недавно, стали предметом особого интереса. Значительные успехи достигнуты в сфере информационного обмена, который осуществляется посредством регулярных заседаний в региональных центрах МАБ в Европе, Африке, Юго-Восточной Азии и других регионах. В заключение, следует отметить, что концепция биосферных резерватов получила широкое одобрение и признание в мире.

В будущем, считают ученые, биосферные резерваты могут стать показательными территориями примирения человека и природы, изучая взаимосвязь экономики, социальных наук и экологии в мире, в котором все возрастает влияние человеческого фактора3.

Перечислим основные вехи в Истории Программы «Человек и Биосфера».

►1970: Генеральная Конференция ЮНЕСКО. Делегаты поддержали создание программы  Человек и Биосфера, цель которой  поддержать гармоничное сосуществование сельского населения и окружающей среды, из которой они получают средства к существованию.

►1971: Первое заседание Международного Координационного Комитета. Как Официальная дата основания программы Человек и Биосфера рассматривается образование 13 (позднее 14) исследовательских программ, целью которых была оценка влияния человека на различные природные системы.

►1972: Конференция ООН по Окружающей Человека Среде, Стокгольм. Даны рекомендации по формированию глобальной сети охраняемых территорий для сохранения эталонных образцов экосистем по всему миру.

►1976: Заседание ЮНЕСКО по определению понятия Биосферные Резерваты. Около 59 биосферных резерватов основываются в восьми странах.

►1983: Первый Международный Конгресс по Биосферным Резерватам. Делегаты выработали детальный план действий по развитию биосферных резерватов, включая исследование, мониторинг, обучение, образование и взваимодействие с местными сообществами.

►1992: Саммита Планеты Земля, Рио-де-Жанейро. Конвенция по Биологическому Разнообразию, представившая "экосистемный подход", подчеркнула необходимость глобального анализа не только проблем окружающей среды, но так же и социальных и экономических. Параграф 21 Плана Действий продвигает идею сохранения местной окружающей среды и вовлечение местного населения в ее сохранение и развитие.

►1995: Севильская Конференция ЮНЕСКО. Принята Севильская стратегия, которая подчеркивает важность устойчивого развития в создании и управлении биосферными резерватами. Принимается Положение о Биосферных Резерватах в котором определяются процессы номинации, утверждения, формирования сети, периодического пересмотра, и исключения биосферных резерватов из сети биосферных резерватов ЮНЕСКО.

►2000: Заседание Seville +5, Памплона. Делегаты рассматривают реализацию Севильской Стратегии за последние 5 лет на международном уровне

.

4.4.2.Опыт реализации Программы «Человек и биосфера»

К настоящему моменту биосферные резерваты  прошли путь от идеи о необходимости  охраны и изучения нетронутых территорий до средства разрешения конфликтов в использовании земли во всех типах экосистем и одновременной защиты биологического и культурного разнообразия

Информация о работе Земля как фактор производства