Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:42, научная работа
Важное место среди них занимает и география, в структуре которой в 80-е годы возникло новое направление, получившее название геоглобалистики. Его организационным началом следует, очевидно, считать совместную сессию Секции глобальных проблем Научного совета по философии и социальным проблемам науки и техники при Президиуме АН СССР, которая проходила в апреле 1984 года. Доклады на этой сессии сделали академик И. П. Герасимов, В. С. Преображенский, В. М. Котляков и другие видные ученые академического института.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 8
1.1. Проблема войны и мира 8
1.2. Проблемы экологии: 9
1.2.1. Химическое загрязнение биосферы 10
1.2.2. Аэрозольное загрязнение биосферы 11
1.2.3. Фотохимический туман (смог) 13
1.2.4. Химическое загрязнение природных вод 13
1.2.5. Неорганическое загрязнение 14
1.2.6. Органическое загрязнение 15
1.2.7. Загрязнение почвы 16
1.2.8. Пестициды как загрязняющий фактор 17
1.2.9. Кислые атмосферные выпады на сушу 17
1.3. Энергосырьевая проблема 18
1.3.1. Нефтяная промышленность России 19
1.3.2. Перспективы развития нефтяной промышленности России 20
1.4. Проблемы Мирового океана 21
1.4.1. Что такое Мировой океан 22
1.4.2. Проблема загрязнения Мирового океана 24
ГЛАВА 2.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 26
2.1. Основные функции и принципы экологической политики 26
2.2. Экономические методы охраны окружающей среды 27
2.3. Контроль за состоянием окружающей среды 28
2.4. Экономическое регулирование охраны окружающей среды 29
2.4.1. Эмиссионный налог 30
2.4.2. Налоги и платежи за ресурсы 31
2.4.3. Экологические фонды 32
2.4.4. Метод соглашения о компенсации ущерба и постоянный мониторинг 33
2.5. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе 34
2.5.1. Использование природных ресурсов и его последствия 35
2.5.2. Загрязнение окружающей природной среды 35
2.5.3. Истощение и разрушение природной среды 38
2.5.4. Причины истощения, разрушения и загрязнения природной среды 39
2.5.5. Охрана природной среды – закономерная форма взаимодействия общества и природы 42
2.6. Экологические функции государства и права 46
ГЛАВА 3 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРАБОТКИ 49
3.1.Теоретические аспекты понятий, сущность целевых экологических программ 49
3.1.1. Понятие и сущность целевых экологических программ 49
3.1.2. Порядок разработки целевых экологических программ 50
3.1.3. Организационно-технологическая схема формирования программы 54
3.2. Региональные целевые экологические программы 60
3.2.1. Обзор существующих целевых экологических программ регионов Российской Федерации 60
3.2.2. Зарубежная практика применения целевых экологических программ (на примере США) 62
3.3. Проблемы и перспективы развития процесса становления и реализации экологических программ 67
ГЛАВА 4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 70
4.1.Ухудшение экологической ситуации в мире 70
4.1.1.Влияние НТП 70
4.1.2.Воздействие человека на окружающую среду 71
4.1.3. Основные факторы экологических проблем 71
4.1.4. Международно-правовые принципы охраны окружающей среды 76
4.2. Международные экологические организации. 87
4.3.Деятельность международных организаций по решению глобальной экологической проблемы:»Человек и биосфера» 93
4.3.1. .Глобальная экологическая проблема: взаимовлияние человека и биосферы 93
4.3.2. .Международные организации и защита окружающей среды 97
4.4.Программа мав - человек и биосфера 100
4.4.1.ИСТОРИЯ КОНЦЕПЦИИ «ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА» 100
4.4.2. .Опыт реализации Программы «Человек и биосфера» 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
108
2.5.5.Охрана природной среды — закономерная форма взаимодействия общества и природы.
Загрязнение природной среды вредными для человека отходами, истощение природных ресурсов и угроза разрушения экологических связей в природе породили другую форму взаимодействия общества и природной среды, которая называется охрана природы. Эта форма — реакция на разрушительную деятельность человека в окружающей среде. В отличие от потребления, это осознанная форма общественной и государственной деятельности, направленная на сохранение и воспроизводство природных ресурсов.
Идея охраны природы возникла еще в XIX в. и рассматривалась как защита памятников природы, ее реликтовых и достопримечательных объектов от разрушения, повреждения человеком.
Постепенно идея консервативной охраны природной среды перерастала в другие формы природоохранительной деятельности. Будучи вторичной формой взаимодействия общества и природы, охрана природы возникает и совершенствуется по мере роста потребления и использования природной среды. Разумеется, нет надобности охранять природу, если ей никто и ничто не угрожает повреждением или уничтожением. Охрана появляется и совершенствуется там, где возникает угроза уничтожения природной среды, где возникает и развивается потребление природы. Исторически подтверждается, что охрана природы как форма природоохранительной деятельности государства, как его функция развивалась и совершенствовалась по мере роста производительных сил, увеличения масштабов производства, усиления экономического пресса над природной средой.
Отсюда наряду с консервативной охраной природной среды в XX в. развивается вторая форма охраны окружающей среды, которая получила название рационального использования природных ресурсов. В понятие «рационального» вкладывается не только экономическое, но и экологическое содержание. Иначе говоря, рациональное — это экономное, бережное использование источников природного сырья, природных ресурсов с учетом требований охраны окружающей среды. Поэтому нельзя считать рациональным такое бережное, экономное, эффективное использование природных ресурсов, которое оставляет глубокий отрицательный след на состоянии окружающей среды.
В середине XX в. (50—60-е гг.) проблема
рационального использования
Постепенно эта форма защиты становится главной и определяющей. В глобальном отношении проблема охраны и оздоровления окружающей человека среды прошла три этапа. Постановочный этап (50—60-е гг.), когда учеными и специалистами, общественными объединениями были обнародованы те глобальные негативные последствия, которые наступают в результате игнорирования требований охраны природной среды.
Второй этап — программный (60—70-е
гг.), когда мир от постановки вопроса
об оздоровлении окружающей среды, от
обнародования отрицательных
Третий этап — реализации программы, т.е. конкретные действия, направленные на охрану окружающей среды. Его современный мир переживает сейчас. Очень точно специфика этого этапа отразилась в названии международной конференции в Рио-де-Жанейро, которая проходила в июне 1992 г.,— «Окружающая среда и устойчивое развитие».
Надо отметить, что ряду развитых капиталистических стран в результате принятых мер по охране окружающей среды удалось в определенной степени стабилизировать состояние окружающей среды и реализовать основные направления программы по охране и оздоровлению окружающей природной среды. Еще не все эти проблемы решены. Литературные источники и другая информация свидетельствуют о том, что и в западных странах многие вопросы охраны природной среды до сих пор не получили правильного разрешения. Но, несмотря на это, можно констатировать определенные успехи в реализации программ действия по обеспечению экологической безопасности в Соединенных Штатах Америки, Франции, Германии, Японии, других развитых в экономическом отношении странах.
В итоге можно сказать, что проблема охраны окружающей природной среды во всех ее трех формах — консервативной, рационального использования природных ресурсов и оздоровления окружающей человека среды — из региональной постепенно превращается в национальную, а затем и международную проблему, решение которой зависит от совместных усилий всего международного сообщества. Для глобального решения проблемы необходимо обеспечить взаимодействие международной охраны окружающей среды, связанной с выполнением международных обязательств и договоров, и национальной и региональной охраны природы.
Для характеристики современного этапа развития проблемы охраны окружающей природной среды отметим такие важные направления. Первое — гуманизация охраны окружающей среды. В центре внимания охраны окружающей природной среды становится человек, его жизнь и здоровье, его благосостояние, его генетическая программа. Через призму охраны прежде всего здоровья человека решаются проблемы охраны всей окружающей природной среды (в отличие от охраны природы, когда человек, его здоровье, охранялись как результат защиты всей экологической цепочки, в конце которой находился человек).
Второе направление —
Третье направление —
Наконец, четвертое направление, занимающее отнюдь не последнее место,— острая антивоенная направленность природозащитных мероприятий второй половины XX века. Приведем такие цифры: затраты всех государств со времени окончания Второй мировой войны на военные нужды составили 17,5 триллиона долларов. За это время (период до 1989 г.) произошло более 120 вооруженных конфликтов, в которых погибло свыше 20 млн человек. Численность всех армий к 1990 г. составляла 29 млн военнослужащих, а в военных отраслях промышленности было занято около 20 млн человек. Военные расходы не только несли в себе угрозу развязывания новой войны, но и отрывали огромные средства, необходимые для оздоровления и улучшения окружающей человека среды.
Таким образом, наносился двойной ущерб, не считая нравственного, при котором сотни и тысячи самых талантливых ученых работали в закрытых лабораториях и городах над проблемами усовершенствования оружия массового уничтожения человека и глобального уничтожения природной среды.
На этом фоне происходящие в 90-х гг. в нашей стране и в других странах мира процессы сокращения вооружения, армии, перевода военной промышленности на производство товаров мирного назначения имеют, помимо общего широкого, крупномасштабного значения, и большое экологическое значение. Во-первых, снимается угроза разрушения окружающей природной среды в результате военных действий; во-вторых, снижается значительная доля загрязнений, которые давала и, к сожалению, еще дает военная промышленность в окружающую среду; в-третьих, снижение в перспективе расходов на военные нужды, чтобы освобождающиеся средства можно было использовать на благо природы и иные социальные нужды.
2.6. Экологические функции государства и права
Экологическая функция государства.
Экологическая функция государства требует своего рассмотрения в системе всех функций, выполняемых государством как политической организацией общества. Экологическая функция возникла недавно, вместе с обострением проблемы охраны природной среды. До этого времени вопросы использования и охраны природы решались в рамках экономической деятельности государства и рассматривались как проявление его экономической функции. Обострение экологической обстановки, возрастание роли и значения сферы взаимодействия общества и природы привели к необходимости появления в числе внутренних функций государства самостоятельной экологической функции.
Главное назначение экологической
функции государства выражается
в том, чтобы обеспечить научно обоснованное
соотношение экологических и
экономических интересов
Под природопользованием понимается деятельность, связанная с извлечением полезных свойств природной среды и использованием их для удовлетворения экономических, экологических, оздоровительных, культурных интересов человека. Регулируя природопользование, государство стремится придать ему рациональный (разумный) характер. Рациональность природопользования означает достижение не только экономического, культурно-оздоровительного эффекта, но и охрану окружающей природной среды.
Охрана окружающей природной среды
как вид экологической
Обеспечение экологической безопасности нацелено на охрану жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности и окружающей природной среды.
Экологическая функция права.
Экологическая функция государства
выполняется через
Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отражающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания.
В отличие от иных функций, выполняемых системой права, экологическая функция имеет свои особенности. Эти особенности проистекают из специфики предмета правового регулирования, т.е. из сферы взаимодействия общества и природы как особой сферы общественных отношений. Данная особенность обусловлена тем, что экологическая функция по своей форме относится к системе права, а по содержанию — к системе экологии.
Вся система экологических наук подразделяется условно на две крупные части .Это — общая экология и социальная экология. В социальной экологии наряду с экономикой, урбанистикой и тому подобными отраслями выделяется правовая экология как совокупность норм, регулирующих общественные отношения в области взаимоотношений человека и природной среды. Правовая экология как совокупность норм, в свою очередь, состоит из нескольких частей. Во-первых, экологические отрасли права: природно-ресурсовые права и природоохранительное право. Во-вторых, сюда относятся и те нормы советского права, которые регулируют земельные, хозяйственные, финансовые, административные и т.п. отношения с учетом конкретных экологических требований. Такие «экологизированные» нормы, размещенные в других отраслях права, входят в состав правовой экологии.