Значение туризма и реакрационной деятельности в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Предмет моей курсовой работы – место и роль туризма в социально – экономическом развитии страны. Объект, направления развития туристического потенциала Вологодской области.
Актуальность проблемы выявила основные задачи которые необходимо решить:
1. Изучить историю становления и развития туристического потенциала России.
2. Классифицировать основные виды туризма.
3. Характеризовать рынки туризма наиболее развитых регионов России.
4. Выявить социально – экономическое значение туризма.
5. Рассмотреть рынок туризма вологодской области.
6. По окончанию работы сделать выводы и изложить их в заключении.

Содержание

Введение.
I. Место и роль туризма в социально – экономическом развитии страны.
1.1 История становления и развития туристического потенциала России. ……………………………………………………………………. 5
1.2 Классификация видов туризма……………………………………….10
1.3 Характеристика рынков туризма наиболее развитых регионов России……………………………………………………………………...12
1.4 Опыт зарубежных стран в развитии туризма…………………….....21
1.5 Социально – экономическое значение туризма…………………….25
II. Анализ современного состояния туристической сферы в регионе на примере Вологодской области.
2.1Направления развития туристического потенциала Вологодской области . …………………………………………………………………..28
2.2Перспективы развития проекта "Великий Устюг – родина Деда Мороза". …………………………………………………………………..36
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик извененный.doc

— 71.97 Кб (Скачать файл)

     1.2 Классификация видов туризма.

       Классификация в туризме обозначает выявление  его отдельных форм и видов  в зависимости от основного показателя - критерия. Как всякая другая классификация, классификация видов туризма помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции.

       По  существующей в мировой практике оценке масштабов туристского движения, к туристам “относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме деятельности, вознаграждаемой в месте временного проживания”. Лиц, пребывающих в свободное время в какой-либо местности менее 24 ч, считают экскурсантами. Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием “внутренний (национальный) туризм”, а за её пределами – “иностранный туризм”. По форме и содержанию туризм разнообразен: прогулки, походы, экскурсии, лагеря, слеты и др.

       В зависимости от цели путешествий  туризм подразделяется на:

  • Экскурсионный обзор привлекательных мест, осмотр культурных, исторических, природных достопримечательностей;
  • спортивный туризм - участие в спортивных мероприятиях;
  • любительский - охота, рыболовство и прочее;
  • пригородный туризм - массовые краткосрочные выезды больших коллективов, отдельных групп и лиц за город, в том числе в специальные зоны отдыха;
  • с социальными целями - участие в общественных мероприятиях;
  • деловой - посещение объектов, представляющих профессиональный интерес;
  • религиозный - посещение «святых».

       В международной статистике туристические  поездки на курорты, в дачные местности  к родственникам, знакомым, на ярмарки, конгрессы также принято считать  туристскими. Турист, как правило, преследует несколько целей (например, поездку на курорт и осмотр достопримечательностей), в которых доминирующая цель обусловливает туристский маршрут, время года, продолжительность путешествия, способ передвижения, тип временного жилья (гостиница, туристская база, палатка), с группой или индивидуально, с семьей, с собственным туристским снаряжением, на принципах самообслуживания. Цели и условия путешествия, в свою очередь, определяются материальными возможностями туриста, состоянием его здоровья, возрастом, профессией, культурным уровнем и др., а также материально-технической базой туризма и социальной поддержкой (выплаты и дотации из общественных и частных фондов, различные льготы туристам и туристским организациям).

       Принято различать туризм организованный - путешествие по программе, намеченной туристским учреждением, с предоставлением  комплекса услуг, и неорганизованный, так называемый самодеятельный - путешествие  по плану, разработанному самим туристом, с более или менее значительной долей самообслуживания.

 

     1.3  Характеристика рынка туризма наиболее развитых регионов России

       Первые  места по развитию туризма в России держат Москва, Санкт-Петербург и  Сочи. По данным Российского союза туристической индустрии, равным со столицами потенциалом по приему иностранных туристов сейчас обладают Карелия, Камчатка, район озера Байкал.

       Центральный федеральный округ (ЦФО) является географическим и финансовым центром России.

       Рынок гостиничной недвижимости ЦФО развивается  в городах Золотого кольца: Ярославле, Владимире, Суздале, Сергиевом Посаде, Переславле-Залесском, Ростове, Александрове. Так, в 2004 году в гостиницах Ярославля  останавливалось 165 000 туристов. По оценкам  местной администрации, годовая  емкость туристического рынка Ярославля - $39,6 млн.

       Тот факт, что исторический центр Ярославля  недавно был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, также должен привлечь в Ярославль  иностранных туристов.

       Поток туристов по городам Золотого кольца имеет серьезную тенденцию к  увеличению. Такие города Золотого кольца, как Владимир и Ярославль, являются также центрами делового туризма. Однако, несмотря на интерес российских и иностранных туристов и огромный туристический потенциал городов  Золотого кольца, основными препятствиями  для его развития остаются дефицит  качественных гостиниц, невысокий уровень  сервиса и неразвитая транспортная инфраструктура.

       В течение последних двух лет в  крупных городах ЦФО отмечено появление новых либо реконструированных качественных гостиниц, соответствующих  категории 3* и 4*. Так, в начале года в  центре Воронежа собственником - компанией  «Стройсервис» была открыта 4* гостиница  «Арт-Отель» на 56 номеров.

       В Ярославле в ноябре 2004 года открылась  первая 4* гостиница на Золотом кольце - Ring Premier Hotel на 122 номера. Инвестором проекта выступило ЗАО «Балканская звезда» (Ярославская табачная фабрика), вложив в объект 14 млн. евро. Среди действующих гостиниц Ярославля надо отметить «Волгу» на ул. Кирова, «Юбилейную» на Которосльной набережной, «Которосль» на Большой Октябрьской и мини-отель «Ярославль-Эксетер». В Ярославской области Правительство Москвы строит три новые гостиница категории 4* на 100 номеров каждая.

       В августе 2005 года открылась гостиница  в Ростове Великом, в сентябре - «Москва» в Угличе, в конце года - в Переславле-Залесском.

       Владимирский  отель «Золотое кольцо» вошел  в первую российскую сеть отелей AMAKS Grand hotels, объединяющую 13 гостиниц в крупных  городах России. В Рязани в 2005 году после капитального ремонта открылась  крупнейшая в городе гостиница «Ловеч»  на 200 номеров. Инициатором реконструкции  выступила группа компаний «Атрон», в которую входит ЗАО «Рязань-Интурист». В Твери можно отметить такие  гостиницы, как «Оснабрюк» и «Тверь-Парк-Отель», относящиеся к категории 3*, а также  загородный клуб «Эммаус» и сельский отель «Дафна» категории 4* в Тверской области.

       В 2004 и первой половине 2005 года было анонсировано рекордное количество проектов в  области гостиничной недвижимости в городах Золотого Кольца. Однако до их реализации пока еще далеко.

       Несмотря  на большой туристический потенциал  Пскова, данная сфера в городе развита  недостаточно. В городе действует 9 гостиниц, рассчитанных на 1200 мест. Большинство  туристических маршрутов предусматривает  однодневное посещение Пскова. Это  связано с недостаточной комфортностью  гостиничных номеров и неразвитостью  сопутствующего сервиса.

       Северо-Западный регион России занимает лидирующие положение  в стране по динамике развития туристской индустрии. Так, средняя стоимость  одного дня пребывания в Санкт-Петербурге для иностранца составляет около  100 долларов США (исходя из существующих цен на путевки для иностранных туристов) и порядка 100-150 долларов тратит один турист в день на дополнительные расходы (сувениры, питание в ресторанах города, развлечения и т.п.). Средняя продолжительность пребывания туристов в Петербурге составляет: 3-5 дней - 58% посетителей города; 1-2 дня - 24% неделя - 12%; две недели - 6%. Если подсчитать доходы, которые приносит въездной туризм Санкт-Петербургу, то получится, что в Петербург ежегодно ввозится около 1,5 млрд. долларов без учета туристов из регионов России. Таким образом, на одного жителя города приходится по 330 долларов дохода от въездного иностранного туризма ежегодно (около 1-го доллара в день).

       Благодаря продуманной политике органов государственной  власти в ряде субъектов региона  улучшился инвестиционный климат в  сфере туризма, однако существующий рекреационно-туристский потенциал  региона используется в настоящее  время в далеко не полной степени.

       Осознавая необходимость дальнейшего развития туризма на Северо-Западе России, как  одного из главных факторов процветания  региона и учитывая его важность, главной задачей представляется усиление координации органов законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, научных и образовательных учреждений сферы туризма по обеспечению  дальнейшего развития туризма в  регионе.

       Основная  цель СЗФО состоит в формировании конкурентоспособной туристско-рекреационной  отрасли в качестве одной из ведущих  отраслей территориальной специализации, обеспечивающей, с одной стороны, спрос потребителей (как российских, так и зарубежных), на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных  услугах, а с другой - значительный вклад в социально-экономическое  развитие региона за счет увеличения доходной части областного и муниципальных  бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшение  здоровья населения, сохранения и рационального  использования культурно-исторического  и природного наследия.

       Санкт-Петербург  занимает 8-е место в рейтинге городов мира по туристской привлекательности  и остается одним из самых привлекательных  туристских центров России для Европы. Уже несколько лет остаётся стабильной структура въездного туризма  Санкт-Петербурга: 55% иностранцев приезжают  в город в рамках делового туризма, 30% - конгрессный туризм, 15% - деловые  поездки, 10% - инсентив-туры, 45% иностранцев  приходится на экскурсионные и прочие туры. Въездной поток туристов стабилизировался в последние годы на уровне 2,7-2,95 млн. чел. в год. Дальнейший рост въездного  потока ограничивается, в первую очередь, емкостью номерного фонда и общим  слабым развитием туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга. Поток деловых  туристов находится на стабильном уровне около 0,9-1,2 млн. чел. в год.

       Нехватка  гостиничных мест касается только высокого сезона. Зимой, отели, в большинстве  своем незагружены.

       В последние два года в Петербурге наблюдается бум открытия новых  мини-отелей. Их емкость составляет от 4 до 10 номеров, а уровень комплектации удобствами и цены значительно различаются. Сейчас в городе таких отелей уже  несколько десятков. Среднегодовая  загрузка мини-отелей находится на высоком уровне 75-80%. Комитет по инвестициям  ставит задачу до 2010 года довести число  гостиничных мест в Петербурге до европейских стандартов, а именно до 14-15 номеров на 1000 жителей, путем  строительства в Петербурге к 2010 году 150 гостиниц на 15 тысяч номеров.

       Южный федеральный округ характеризуется  высоким развитием рынка туризма.

       Крупные города ЮФО в силу индивидуальных особенностей являются точками ростами  различных сегментов рынка коммерческой недвижимости. Так, в Ростове-на-Дону идет активное строительство офисных  объектов, в Краснодаре развивается  торговая недвижимость, в Сочи и  городах Кавказских Минеральных  Вод - гостиничная, рекреационная и  санаторно-курортная отрасль.

       В ЮФО основными городами, где развивается  туризм и гостиничное дело, являются Сочи и города Кавказских Минеральных  Вод. Сочи - город-курорт федерального значения, сравнимый по своим уникальным характеристикам с лучшими курортами  юга Франции, а Красная Поляна за последние 2 года превратилась в  фешенебельный горнолыжный курорт.

       Число гостиниц в Сочи и Красной Поляне достигает 240 (включая мини-отели), среди  которых - отеля под управлением  международного гостиничного оператора Radisson SAS: «Лазурная» - 4*, 300 номеров; «Парк-отель» - 4*, 447 номеров; «Пик-отель», на горнолыжном  курорте «Красная Поляна», - 4*, 116 номеров.

       Средняя стоимость проживания в гостинице  высокого уровня в сезон - 200-400 долларов США в день. Стабильно высокий  спрос наблюдается на номера повышенной комфортности. В сезон уровень  загрузки гостиничных предприятий  Сочи достигает 100%. Огромный туристический  потенциал Сочи и Красной Поляны сделал их особенно привлекательными для инвестиций со стороны российских и зарубежных компаний. Компания «Юмако»  разработала 58 перспективных проектов на территории города Сочи и прилегающих  курортов емкостью 37 тыс. мест, в числе  которых - многофункциональные центры «Сочи-лаза» и «Чайка-плаза) (реконструкция  гостиниц «Москва» и «Чайка»), «Сочи  Гольф» и «Кантри Клаб».

       Единый  проект развития курорта Геленджика курируется южноафриканской компанией  «Виктория и Альфред Уотерфрант»  и британской «Дейли Тест Энтерпрайсиз Лимитед». Объем предполагаемых инвестиций составит более 100 млн. долларов США.На федеральном уровне курируется развитие горнолыжного курорта «Красная Поляна»  на 20 тыс. мест с 57 горнолыжными трассами.

       Основными инвесторами курорта выступили  «Газпром», «Юмако» и РАО «ЕЭС России». Предполагается, что суммарные  инвестиции участников проекта горнолыжного курорта должны составить 1,5 млрд. долларов США за 15 лет.

Информация о работе Значение туризма и реакрационной деятельности в экономике страны