Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:03, курсовая работа
Предмет моей курсовой работы – место и роль туризма в социально – экономическом развитии страны. Объект, направления развития туристического потенциала Вологодской области.
Актуальность проблемы выявила основные задачи которые необходимо решить:
1. Изучить историю становления и развития туристического потенциала России.
2. Классифицировать основные виды туризма.
3. Характеризовать рынки туризма наиболее развитых регионов России.
4. Выявить социально – экономическое значение туризма.
5. Рассмотреть рынок туризма вологодской области.
6. По окончанию работы сделать выводы и изложить их в заключении.
Введение.
I. Место и роль туризма в социально – экономическом развитии страны.
1.1 История становления и развития туристического потенциала России. ……………………………………………………………………. 5
1.2 Классификация видов туризма……………………………………….10
1.3 Характеристика рынков туризма наиболее развитых регионов России……………………………………………………………………...12
1.4 Опыт зарубежных стран в развитии туризма…………………….....21
1.5 Социально – экономическое значение туризма…………………….25
II. Анализ современного состояния туристической сферы в регионе на примере Вологодской области.
2.1Направления развития туристического потенциала Вологодской области . …………………………………………………………………..28
2.2Перспективы развития проекта "Великий Устюг – родина Деда Мороза". …………………………………………………………………..36
Заключение.
Список использованной литературы.
1.2 Классификация видов туризма.
Классификация в туризме обозначает выявление его отдельных форм и видов в зависимости от основного показателя - критерия. Как всякая другая классификация, классификация видов туризма помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции.
По существующей в мировой практике оценке масштабов туристского движения, к туристам “относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме деятельности, вознаграждаемой в месте временного проживания”. Лиц, пребывающих в свободное время в какой-либо местности менее 24 ч, считают экскурсантами. Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием “внутренний (национальный) туризм”, а за её пределами – “иностранный туризм”. По форме и содержанию туризм разнообразен: прогулки, походы, экскурсии, лагеря, слеты и др.
В зависимости от цели путешествий туризм подразделяется на:
В
международной статистике туристические
поездки на курорты, в дачные местности
к родственникам, знакомым, на ярмарки,
конгрессы также принято
Принято различать туризм организованный - путешествие по программе, намеченной туристским учреждением, с предоставлением комплекса услуг, и неорганизованный, так называемый самодеятельный - путешествие по плану, разработанному самим туристом, с более или менее значительной долей самообслуживания.
1.3 Характеристика рынка туризма наиболее развитых регионов России
Первые места по развитию туризма в России держат Москва, Санкт-Петербург и Сочи. По данным Российского союза туристической индустрии, равным со столицами потенциалом по приему иностранных туристов сейчас обладают Карелия, Камчатка, район озера Байкал.
Центральный федеральный округ (ЦФО) является географическим и финансовым центром России.
Рынок гостиничной недвижимости ЦФО развивается в городах Золотого кольца: Ярославле, Владимире, Суздале, Сергиевом Посаде, Переславле-Залесском, Ростове, Александрове. Так, в 2004 году в гостиницах Ярославля останавливалось 165 000 туристов. По оценкам местной администрации, годовая емкость туристического рынка Ярославля - $39,6 млн.
Тот факт, что исторический центр Ярославля недавно был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, также должен привлечь в Ярославль иностранных туристов.
Поток
туристов по городам Золотого кольца
имеет серьезную тенденцию к
увеличению. Такие города Золотого
кольца, как Владимир и Ярославль,
являются также центрами делового туризма.
Однако, несмотря на интерес российских
и иностранных туристов и огромный
туристический потенциал
В течение последних двух лет в крупных городах ЦФО отмечено появление новых либо реконструированных качественных гостиниц, соответствующих категории 3* и 4*. Так, в начале года в центре Воронежа собственником - компанией «Стройсервис» была открыта 4* гостиница «Арт-Отель» на 56 номеров.
В Ярославле в ноябре 2004 года открылась первая 4* гостиница на Золотом кольце - Ring Premier Hotel на 122 номера. Инвестором проекта выступило ЗАО «Балканская звезда» (Ярославская табачная фабрика), вложив в объект 14 млн. евро. Среди действующих гостиниц Ярославля надо отметить «Волгу» на ул. Кирова, «Юбилейную» на Которосльной набережной, «Которосль» на Большой Октябрьской и мини-отель «Ярославль-Эксетер». В Ярославской области Правительство Москвы строит три новые гостиница категории 4* на 100 номеров каждая.
В августе 2005 года открылась гостиница в Ростове Великом, в сентябре - «Москва» в Угличе, в конце года - в Переславле-Залесском.
Владимирский отель «Золотое кольцо» вошел в первую российскую сеть отелей AMAKS Grand hotels, объединяющую 13 гостиниц в крупных городах России. В Рязани в 2005 году после капитального ремонта открылась крупнейшая в городе гостиница «Ловеч» на 200 номеров. Инициатором реконструкции выступила группа компаний «Атрон», в которую входит ЗАО «Рязань-Интурист». В Твери можно отметить такие гостиницы, как «Оснабрюк» и «Тверь-Парк-Отель», относящиеся к категории 3*, а также загородный клуб «Эммаус» и сельский отель «Дафна» категории 4* в Тверской области.
В
2004 и первой половине 2005 года было анонсировано
рекордное количество проектов в
области гостиничной
Несмотря
на большой туристический
Северо-Западный регион России занимает лидирующие положение в стране по динамике развития туристской индустрии. Так, средняя стоимость одного дня пребывания в Санкт-Петербурге для иностранца составляет около 100 долларов США (исходя из существующих цен на путевки для иностранных туристов) и порядка 100-150 долларов тратит один турист в день на дополнительные расходы (сувениры, питание в ресторанах города, развлечения и т.п.). Средняя продолжительность пребывания туристов в Петербурге составляет: 3-5 дней - 58% посетителей города; 1-2 дня - 24% неделя - 12%; две недели - 6%. Если подсчитать доходы, которые приносит въездной туризм Санкт-Петербургу, то получится, что в Петербург ежегодно ввозится около 1,5 млрд. долларов без учета туристов из регионов России. Таким образом, на одного жителя города приходится по 330 долларов дохода от въездного иностранного туризма ежегодно (около 1-го доллара в день).
Благодаря продуманной политике органов государственной власти в ряде субъектов региона улучшился инвестиционный климат в сфере туризма, однако существующий рекреационно-туристский потенциал региона используется в настоящее время в далеко не полной степени.
Осознавая
необходимость дальнейшего
Основная
цель СЗФО состоит в формировании
конкурентоспособной туристско-
Санкт-Петербург занимает 8-е место в рейтинге городов мира по туристской привлекательности и остается одним из самых привлекательных туристских центров России для Европы. Уже несколько лет остаётся стабильной структура въездного туризма Санкт-Петербурга: 55% иностранцев приезжают в город в рамках делового туризма, 30% - конгрессный туризм, 15% - деловые поездки, 10% - инсентив-туры, 45% иностранцев приходится на экскурсионные и прочие туры. Въездной поток туристов стабилизировался в последние годы на уровне 2,7-2,95 млн. чел. в год. Дальнейший рост въездного потока ограничивается, в первую очередь, емкостью номерного фонда и общим слабым развитием туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга. Поток деловых туристов находится на стабильном уровне около 0,9-1,2 млн. чел. в год.
Нехватка гостиничных мест касается только высокого сезона. Зимой, отели, в большинстве своем незагружены.
В последние два года в Петербурге наблюдается бум открытия новых мини-отелей. Их емкость составляет от 4 до 10 номеров, а уровень комплектации удобствами и цены значительно различаются. Сейчас в городе таких отелей уже несколько десятков. Среднегодовая загрузка мини-отелей находится на высоком уровне 75-80%. Комитет по инвестициям ставит задачу до 2010 года довести число гостиничных мест в Петербурге до европейских стандартов, а именно до 14-15 номеров на 1000 жителей, путем строительства в Петербурге к 2010 году 150 гостиниц на 15 тысяч номеров.
Южный
федеральный округ
Крупные
города ЮФО в силу индивидуальных
особенностей являются точками ростами
различных сегментов рынка
В
ЮФО основными городами, где развивается
туризм и гостиничное дело, являются
Сочи и города Кавказских Минеральных
Вод. Сочи - город-курорт федерального
значения, сравнимый по своим уникальным
характеристикам с лучшими
Число гостиниц в Сочи и Красной Поляне достигает 240 (включая мини-отели), среди которых - отеля под управлением международного гостиничного оператора Radisson SAS: «Лазурная» - 4*, 300 номеров; «Парк-отель» - 4*, 447 номеров; «Пик-отель», на горнолыжном курорте «Красная Поляна», - 4*, 116 номеров.
Средняя стоимость проживания в гостинице высокого уровня в сезон - 200-400 долларов США в день. Стабильно высокий спрос наблюдается на номера повышенной комфортности. В сезон уровень загрузки гостиничных предприятий Сочи достигает 100%. Огромный туристический потенциал Сочи и Красной Поляны сделал их особенно привлекательными для инвестиций со стороны российских и зарубежных компаний. Компания «Юмако» разработала 58 перспективных проектов на территории города Сочи и прилегающих курортов емкостью 37 тыс. мест, в числе которых - многофункциональные центры «Сочи-лаза» и «Чайка-плаза) (реконструкция гостиниц «Москва» и «Чайка»), «Сочи Гольф» и «Кантри Клаб».
Единый
проект развития курорта Геленджика
курируется южноафриканской компанией
«Виктория и Альфред
Основными инвесторами курорта выступили «Газпром», «Юмако» и РАО «ЕЭС России». Предполагается, что суммарные инвестиции участников проекта горнолыжного курорта должны составить 1,5 млрд. долларов США за 15 лет.
Информация о работе Значение туризма и реакрационной деятельности в экономике страны