Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:08, курсовая работа
Необходимым условием развития экономики является высокая
инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов
реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их
использования в приоритетных сферах материального производства и социальной
сферы.
План:
Введение……………………………………………………………2-3
Глава I. Сущность и классификация инвестиций.
Современный подход к определению инвестиций…………4-11
Виды инвестиций и их источники…………………………….12-22
Глава II. Инвестиции в российской экономике: условия и объёмы.
2.1.Нормативно-законодательная база инвестиционной деятельности………………………………………………………23-26
2.2.Внутренние и внешние инвестиции в российской экономике………………………………………………………….27-37
2.3. Современное состояние инвестиционного климата в Ростовской области………………………………………………38-47
Заключение………………………………………………………..48-51
Список использованной литературы………………………….52
3) Банковский кредит.
Долгосрочное кредитование,
особенно в условиях
зарождающегося
4) Средства населения.
Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путём продажи акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций -инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.
Основным фактором,
влияющим на состояние
внутренних возможностей
финансирования
К внешние источники инвестиций относятся:
1) Иностранные инвестиции в России.
В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем:
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов.
Прямые зарубежный инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации-производства и прямой выход на мировой рынок.
2) Отток капитала.
Рассмотрев в первую очередь инвестиции, приходящие из-за рубежа, мы можем сказать и о том, какие средства уходят нелегально за рубеж. За последние годы в России сложился слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости экономического положения в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках. Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической эры Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования крупных инвестиций по мере того, как страна перестраивается под действием рыночных сил. На этом основании было бы резонно предположить, что в России возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень сбережений). Однако этого не происходит.
Мотивация оттока капиталов - ощущение российскими бизнесменами политической и экономической нестабильности в России. Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом в силу инфляции и непрерывного падения курса рубля, боязни денежной реформы переправляется ими в западные банки или используется для покупки недвижимости и ценных бумаг.
Основные источники
оттока капиталов
могут быть как
легитимными, так
и не легитимными.
К числу легитимных
источников относятся
санкционированные
инвестиции в экономику
других стран в
форме создания
совместных предприятий
или дочерних фирм.
Общие масштабы оттока
валюты не поддаются
точному измерению,
поскольку финансовая
статистика, естественно,
учитывает только их
легальную часть. Отток
в крупных масштабах
иностранной валюты
за пределы России побудил
власть принять организационно-правовые
меры по ужесточению
контроля за возвращением
валютной выручки на
территорию страны.
Для того, чтобы российские
фирмы не боялись инвестировать
средства в экономику
своей страны, необходимо
создать условия для
снижения инвестиционного
риска. Степень риска
может быть уменьшена
за счет снижения инфляции,
принятия четкого экономического
законодательства, основанного
на рыночных потенциалах.
Глава
II. Инвестиции в российской
экономике: условия
и объёмы.
2.1.Нормативно-
Государство сформировало в 90-е годы систему нормативно – законодательных актов (более 30 документов), регулирующих инвестиционную деятельность в России.
Основные акты общего регулирования:
1) Гражданский кодекс Российской Федерации;
2) Земельный кодекс Российской Федерации;
Несколько законов специального регулирования:
Регулирование инвестиционной деятельности должно быть рациональным по результатам и сбалансированным по степени гибкости.
В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определены разнообразные формы и методы государственного участия в инвестиционной деятельности РФ.
Во-первых, это создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности:
Во-вторых, в законе предусмотрено прямое участие государства в инвестиционной деятельности. Форма этого участия следующие:
Вопрос о месте и роли государства в переходной экономике в целом и в инвестиционном процессе в частности является предметом оживлённой дискуссии среди российских учёных и практиков. Суть дискуссии сводится к поиску ответа на вопрос, какова должна быть роль государства в рыночной экономике. Следует признать, что к концу 90-х годов в России, образно говоря, «маятник качнулся в другую сторону»: по сравнению с высокой степенью огосударствления советской экономики роль государства в экономических процессах неоправданно снизилась до критических размеров.
Свою главную задачу в условиях либерализации экономической жизни государство видит в создании благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности, стимулировании частных инвестиций при ограничении своей деятельности в качестве непосредованного инвестора.
Однако негативная экономическая практика страны в прошедшее десятилетие показывает, что переходная экономика как система, выведенная из состояния равновесия, для стабилизации и перехода к экономическому росту требует более активной роли государства. Это касается не только создания институционально – правовой основы деятельности частных инвесторов, но и прямого инвестирования в реальный сектор для осуществления необходимых структурных сдвигов. В переходной экономике нельзя недооценивать особую роль государственных инвестиций как важнейшего рычага модернизации структуры народного хозяйства, преодоления значительных диспропорций в народном хозяйстве.
Снижение государственного участия в поддержке и регулировании инвестиционного процесса проявляется в том, что в последние годы постоянно недовыполняются федеральные инвестиционные программы и целевые программы развития регионов, отсутствуют четко обозначенные приоритеты государственной инвестиционной политики. Сокращение доли государственных инвестиций не было компенсировано инвестициями из других источников, в результате чего произошло резкое падение доли объёмов всех инвестиций в экономику.
О недооценке роли государственной поддержки инвестиционного процесса свидетельствует также то, что не получил развития такой инструмент государственной инвестиционной политики, как бюджет развития. В соответствии с Законом о бюджете развития он формировался в составе федерального бюджета Российской Федерации с 1998 г. для стимулирования привлечения средств частных инвесторов и инвестиционных институтов на реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики.
Для аккумулирования средств из внешних и внутренних источников и финансирования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики в 1998 г. создан Российский банк развития – агент правительства Российской Федерации по осуществлению инвестиций, в том числе за счёт средств бюджета развития. Основными принципами предоставления инвестиционных ресурсов Банком развития являются срочность, возвратность, платность выделяемых средств, приоритет государственных интересов над результатами коммерческой деятельности, а также приоритетность кредитования проектов, финансированных на смешанной основе.