Инвестиционная привлекательность региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка предложений по повышению инвестиционной привлекательности РК.
Постановка цели определяет ряд задач курсовой работы:
рассмотреть инвестиционную привлекательность региона как экономическую категорию и ее составляющие;
рассмотреть методические и методологические основы изучения инвестиционной привлекательности региона;
дать краткую характеристику РК;
изучить организационно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в РК;
проанализировать динамику основных показателей оценки инвестиционной привлекательности РК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА 4
1.1. Инвестиционная привлекательность региона как экономическая категория. Составляющие инвестиционной привлекательности 4
1.2. Методы и методологии оценки инвестиционной привлекательности региона 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ 13
2.1. Краткая характеристика региона 13
2.2. Организационно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Республике Коми 15
2.3. Динамика основных показателей оценки инвестиционной привлекательности Республики Коми 20
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

    1. Краткая характеристика региона
 

  Республика Коми (далее РК) — динамично развивающийся регион Северо-Западного федерального округа РФ. В республике проживает 958 544 жителей (54-е место по РФ). По площади РК занимает 13 место среди регионов РФ (415 900 км²) [24, С. 14].

  На  западе, северо-западе и севере РК граничит с Архангельской областью и входящим в ее состав Ненецким автономным округом, на востоке — с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами Тюменской области, на юго-востоке — со Свердловской областью, на юге — с Пермским краем, на юго-западе — с Кировской областью. Общая длина границ республики составляет 4 415 км.

  Главные промышленные центры — города Сыктывкар, Воркута, Инта, Ухта, Сосногорск, Печора.

  Основные  сильные стороны экономики РК, которые могут привлечь потенциальных инвесторов:

  1. Высокий уровень экономического развития. Большинство макроэкономических показателей в пересчете на душу населения превышают общероссийский уровень, что свидетельствует об интенсивности экономических процессов и эффективности экономической деятельности. В частности, РК существенно опережает среднероссийский уровень в пересчете на душу населения по объемам: валового регионального продукта; инвестиций в основной капитал; денежных доходов (см. Приложение 7). Однако, по нашему мнению, такой высокий уровень экономического развития сложился по причине специализации региона на ресурсно-экспортных отраслях.
  2. Значительные запасы природных ресурсов РК, представленные комплексом горючих, металлических и неметаллических полезных ископаемых, а также подземных вод. В разведанных на территории республики месторождениях сосредоточено около 3% общероссийских запасов нефти, 4,5% угля, 13% барита, 30% бокситов, 50% титана 80% кварцево-жильного сырья. По экспертным данным, валовая ценность запасов полезных ископаемых РК достигает $11 трлн., или 8% прогнозного потенциала РФ [28].
  3. РК  — один из ведущих лесопромышленных регионов РФ. Общая площадь лесов лесного фонда составляет 38,9 млн. га, из них покрытая лесом — 30 млн. га, или 3,5% площади всех лесов РФ, и около 50% площади лесов Европейского Севера РФ [28].

  Основные слабые стороны экономики РК, отталкивающие потенциальных инвесторов:

  1. Низкий уровень отраслевой диверсификации экономики. Промышленность РК, на долю которой приходится 43,0% ВРП РК, представлена более чем 30 отраслями, но при этом 73,4% промышленного производства обеспечиваются двумя отраслями (Рис. 1). На долю топливной промышленности приходится 60,6% от общего объема промышленного производства в 2008 г. Второе место по доле в структуре промышленного производства занимает лесопромышленный комплекс (12,8%) (Рис. 2).

    Рисунок 1 — Структура ВРП РК по видам деятельности в 2008 г.*

  *составлен  автором работы на основании данных [24]

    Рисунок 2 — Структура промышленного производства РК в 2008 г.*

*составлен автором  работы на основании данных [24]

  Крупнейшие  промышленные предприятия РК заняты именно в топливной и лесной промышленности: ОАО «Коминефть» (добыча нефти, попутного газа), ООО «Газпром трансгаз Ухта» (природный газ, газоконденсат), ОАО «Лукойл» (добыча и транспортировка нефти), ОАО "Воркутауголь", ОАО «Комилеспром» (деловая древесина), ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» (высококачественная бумага, картон, обои), Ухтинский нефтеперерабатывающий завод (моторное топливо, мазут, смазочные масла), Сосногорский газоперерабатывающий завод (технический углерод, резинотехнические изделия, сжиженный газ), Жешартский фанерный комбинат (клеёная фанера, древесно-стружечные плиты), Княжпогостский завод древесно-волокнистых плит, Сыктывкарский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат (пиломатериалы, стройдетали) и др. [28]

  Невысокий уровень отраслевой диверсификации обуславливает низкий уровень диверсификации налоговой базы, что рассматривается  в качестве фактора риска, так  как свидетельствует о зависимости  доходной части бюджета от финансового состояния крупнейших налогоплательщиков, в частности нефтедобывающих предприятий.

  1. Экспортно-сырьевая направленность экономики. Это обуславливает зависимость экономики от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, в частности рынка нефти, что повышает неопределенность в формировании налоговых поступлений бюджета и снижает уровень диверсификации налоговой базы.
  2. Низкий уровень развития инфраструктуры. РК относится к запертым, тупиковым регионам: из РК есть только один железнодорожный и два автомобильных выезда.

  Таким образом, высокий уровень экономического развития РК является следствием экспортно-сырьевой направленности экономики РК. По этой же причине в РК наблюдается низкий уровень отраслевой диверсификации экономики.

    1.   Организационно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Республике Коми
 

  Одним из факторов, определяющих ИР региона, является организационно-правовое обеспечение ИД в регионах, которое должно быть основано на органичности и непротиворечивости федерального и регионального законодательства в этой области.

  Роль  правового обеспечения ИД на федеральном уровне состоит в определении общих правовых и экономических основ ИД на территории РФ и установлении гарантий равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов. Перечень нормативно-правовых актов РФ, регулирующих вопросы ИД, приведен в Приложении 8. Основными являются Конституция РФ, федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях в РФ».

  По  мнению Киреевой А.В., основные недостатки федерального законодательства по вопросам ИД состоят в следующем:

  1. Отсутствие единообразного понятийного аппарата, позволяющего четко определить такие понятия, как «инвестиции», «капитальные расходы», «адресная инвестиционная программа» и т.д.;
  2. Отсутствие единой концепции инвестиционной политики и единой концепции формирования и развития правовых основ регулирования ИД;
  3. Отсутствие четкого разграничения полномочий в сфере ИД меду федеральными, региональными и местными органами власти;
  4. Недостаточная регламентация порядка оценки социально-экономической целесообразности, общественной значимости, общественной полезности и бюджетной эффективности инвестиционных проектов [16].

  Региональные органы власти вынуждены устранять негативные для региона несовершенства федерального законодательства, а также дополнять правовое обеспечение ИД в целях повышения ИП региона. Этому способствует активизация разработки региональных стратегий и программ, создание новых инструментов регулирования ИД. В целом региональное законодательство регулирует инвестиционный процесс, устанавливает дополнительные гарантии для инвесторов, а также преследует цель снижения рисков инвестирования в экономику регионов.

  В сфере регионального инвестиционного  законодательства в большинстве субъектов РФ выстроена система правовых актов, не одинаковых по своей юридической силе, масштабам действий и тематике. В середине 2008 г. 81 субъект РФ имели законы о государственном регулировании ИД, позволяющие в одном правовом акте системно предусмотреть все преференции и ограничения для инвестора [21, с. 75].

  Таким образом, региональное правовое обеспечение  ИД относится к числу важных факторов, определяющих его ИП. Результаты опроса инвесторов подтверждают: именно законодательство в наибольшей степени определяет ИП региона [27].

  Основной стратегической целью инвестиционной политики в РК является создание условий и предпосылок для накопления и использования инвестиционного потенциала, обеспечивающего устойчивый экономический рост, а также повышение ИП РК [7]. Достижению данной цели способствует наличие соответствующей нормативно-правовой базы.

  Нормативно-правовые акты РК, регулирующие вопросы ИД, можно классифицировать на 4 группы (см. также Приложение 9):

  1. Нормативно-правовые акты, регулирующие формы и методы государственного регулирования ИД.

  Закон РК «Об инвестиционной деятельности на территории РК» от 28.06.2005 года № 71-РЗ (ред. от 06.03.2009) предусматривает 12 различных форм и методов государственного регулирования ИД органами государственной власти РК (см. Приложение 10).

  Наличие в региональном законодательстве налоговых льгот является принципиальным для потенциальных инвесторов. К сожалению, предоставление ряда налоговых льгот для субъектов ИД является относительно недавним нововведением в законодательстве РК. Они начали действовать с 1 января 2008 г. (закон  РК от 17.09.2007 № 61-РЗ «О внесении изменений и дополнения в Закон РК «О налоговых льготах на территории РК и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах»). Власти РК освободили инвесторов от уплаты 30% налога на имущество в отношении основных средств в рамках реализации инвестиционных проектов. Также субъекты ИД, осуществляющие инвестиции на территории республики стали применять пониженную ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в республиканский бюджет. Ее размер составляет 13,5% .

  Инвесторам, чтобы воспользоваться этими льготами, нужно выполнить ряд условий. Во-первых, необходимо осуществлять инвестиции в приоритетных видах экономической деятельности, определяемых Правительством РК в основных направлениях бюджетной и налоговой политики РК. На 2009 г. перечень включает 52 приоритетных вида экономической деятельности. Во-вторых, инвестиционный проект должен быть включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов, утверждаемый в порядке, определяемом Правительством РК. В-третьих, компания должна финансировать объекты социальной сферы, дорожной инфраструктуры республики, участвовать в реализации республиканских или муниципальных целевых программ в объемах финансирования, составляющих не менее 50% от суммы предоставленных налоговых льгот по платежам в бюджет республики.

  Однако  стимулирующая функция установленных  льгот, по нашему мнению, является в РК пока слабо реализуемой. Анализ законодательства РК в части предоставления налоговых льгот субъектами ИД и инвестиционной деятельности на территории РК вывил проблему: налоговые льготы предоставляются узкому кругу субъектов ИД только в ведущих отраслях экономики РК.

  1. Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок оценки эффективности и отбора инвестиционных проектов РК, претендующих на получение государственной инвестиционной поддержки. Включают Постановления Правительства РК, направленные на упорядочивание процедуры государственного регулирования ИД, позволяющие снизить влияние субъективных факторов при проведении конкурса инвестиционных проектов, сделать оценку и процесс отбора проектов более прозрачными и способствующие повышению эффективности бюджетных расходов в инвестиционной сфере.
  2. Нормативно-правовые акты, направленные на повышение ИП и стимулирование ИД на территории РК. Основным документом является Постановление Правительства РК «Об утверждении Плана мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности РК и активизации инвестиционной деятельности в РК на 2007-2010 гг.» №107 от 28.05.2007г. (ред. от 10.07.2009), определяющее меры по улучшению инвестиционной сферы республики.

  План  мероприятий включает в себя такие  направления, как: мероприятия по презентации и повышению делового имиджа РК; совершенствование системы государственного управления инвестиционными процессами; содействие снижению инвестиционных рисков; содействие развитию субъектов ИД; создание условий для притока иностранного капитала.

  1. Правовые акты, направленные на активизацию инвестиционных процессов.

  Большая часть проблем, ограничивающих эффективность  реализации инвестиционной политики в  субъектах РФ связаны с отсутствием четкого разграничения полномочий в сфере ИД между федеральными, региональными и местными органами власти; слабой обратной связью между исполнительной и законодательной ветвями власти в регионах; распределением полномочий между региональными органами исполнительной власти. Поэтому необходимо наличие эффективной системы организационного обеспечения ИД на федеральном и региональном уровнях.

  В системе федеральных органов, осуществляющих организационное обеспечение ИД, основными институтами являются:

Информация о работе Инвестиционная привлекательность региона