Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:07, дипломная работа
Целью настоящего исследования систематизировать и аккумулировать имеющиеся отечественные и зарубежные источники, рассматривающие методики анализа инновационного потенциала, определить возможность их применения в условиях трансформационной экономики, рассчитать и проанализировать эффективность инновационной политики на ПАО "НКМЗ"
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
─ определить экономическую сущность инноваций
─ изучить виды инновационных процессов и их классификации
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ .............
1.1. Экономическая сущность инноваций и их классификация. .......
1.2. Основы организации управленческих инноваций .......................
1.3. Организационные основы стратегического управления инновационной деятельностью предприятия .....................................
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ....................................................................................
2.1. Виды инновационных проектов и оценка их эффективности ....
2.2. Методические основы оценки эффективности инновационной деятельности ..........................................................................................
2.3. Проблемы развития инновационной деятельности в Украине ..
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПАО "НКМЗ" ...................................................................
3.1. Общая характеристика ПАО "НКМЗ" ..........................................
3.2. Анализ состояния инновационной деятельности ПАО "НКМЗ" за 2009-2011 годы .................................................................................
3.3. Факторный анализ динамики интегрального показателя инновационной деятельности ПАО "НКМЗ" .....................................
РАЗДЕЛ 4. ОХРАНА ТРУДА ..............................................................
4.1. Анализ опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте с ПЭВМ .........................................................................
4.2. Разработка мероприятий для обеспечения безопасных и комфортных условий труда...................................................................
4.3. Расчет эффективности мероприятий по охране труда ................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ..................................
─ наука;
─ сфера услуг;
─ социальная сфера.
6. Область применения инновации:
─ инновации для внутреннего применения на предприятии;
─ инновации для накопления на предприятии;
─ инновации, предназначенные для продажи.
7. Форма инновации:
─ открытия, изобретения, патенты;
─ рационализаторские предложения;
─ ноу-хау;
─ товарные знаки, торговые марки, эмблемы;
─ лновые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы.
8. Вид эффекта, получаемого в результате внедрения инновации:
─ экономический;
─ экологический;
─ научно-технический;
─ социальный;
─ интегральный.[23]
П.Н. Завлин предлагает классифицировать инновации по 12 признакам: по значимости; по направленности; по отраслевой структуре жизненного цикла; по глубине изменения; по отношению к разработке; по масштабам распространения; по роли в процессе производства; по характеру удовлетворяемых потребностей; по степени новизны; по времени выхода на рынок; по причинам возникновения; по предмету и сфере приложения.
Рис. 1.2. Классификация инноваций
1.2. Основы организации управленческих инноваций
Организация управленческих инноваций осуществляется посредством методов, которые обеспечивают разработку и реализацию нововведений в сфере административной деятельности. В данном случае методы представляют собой выработанные и апробированные способы воздействия на объект инноваций с целью получения инновационного эффекта. Воздействуя на объект, субъект инновационного процесса выбирает способы изменения объекта инноваций в соответствии с задачами организационного развития административной деятельности. Этот выбор проводится по определенному критерию и организует деятельность субъекта инноваций по определенному принципу. Все названные компоненты в совокупности составляют метод распространения инноваций. Данный метод включает в себя набор действий субъекта инноваций в процессе целенаправленного изменения структуры и методов управленческой деятельности.
Методы инновационной деятельности вырабатываются двумя путями: как результат специальных научных исследований и как набор подтвержденных опытом правил. Универсальный метод применения управленческих инноваций отсутствует. Его место занимает набор методов. Целесообразность применения того или иного метода зависит от задачи, которая стоит на данном этапе организации инновационного процесса.
Диагностическое обследование призвано установить уровень фактического расхождения между реальной готовностью административного учреждения к совершенствованию управленческой деятельности и нормативным состоянием. Диагностика позволяет получить оперативную и объективную информацию о наличии организационных проблем. Инновационный потенциал административной деятельности необходимо оценивать по основным показателям инновационного климата, таким, как:
─уровень централизации (децентрализации) полномочий принятия управленческих решений в организации;
─ наличие (отсутствие) механизмов стимулирования и координации участия коллектива в инновационном процессе;
─ уровень компетентности персонала в области подготовки и реализации управленческих нововведений.
На основе полученных данных выносится решение о необходимости применения конкретного вида управленческих нововведений. Диагностика создает информационную базу для принятия таких решений.
Для проведения диагностики инновационного климата органов управления необходимо применять все доступные средства сбора и анализа эмпирической информации. К ним относятся: анализ документов; наблюдение; опрос; эксперимент.
Каждый из указанных методов обладает рядом преимуществ и недостатков. Поэтому целесообразно применять эти методы в комплексе.[24]
Анализ документов предполагает сбор и обобщение
информации, закрепленной в виде текстов.
Эти тексты имеют вид официальных документов,
регулирующих деятельность органа управления.
Отобранные для анализа организационно-
Наблюдение, в качестве метода диагностики, состоит в том, что в течение определенного периода времени регистрируются все явления, которые каким-либо образом выражают состояние инновационного климата организации. В специально составленном дневнике наблюдения фиксируются такие события, как подготовка письменных (устных) указаний о необходимости внедрения управленческих нововведений, формы участия коллектива в разработке и внедрении новшества, действия руководства учреждения в процессе подготовки и внедрения нововведения. Этот метод не позволяет избежать субъективизма в оценках.
Опрос дает возможность получить картину индивидуальных и групповых мнений служащих по поводу перспектив проведения управленческих инноваций в их учреждении. Опрос может проводиться в форме интервью и анкетирования. В первом случае фиксируются устные ответы респондентов на заданные вопросы. Вопросник для интервью составляется таким образом, чтобы можно было получить однозначное высказывание государственных и муниципальных служащих об их отношении к применению управленческих инноваций. Во втором случае респонденты дают ответы на вопросы специальной анкеты в соответствии с предложенными вариантами ответов. Все полученные в ходе опроса данные обобщаются и представляются в табличной или графической форме.
Наибольшее
накопление качественной информации происходит
при использовании метода эксперимента,
который позволяет адекватно
диагностировать состояние
─создания экспериментальной ситуации (воздействие на экспериментальный объект);
─ измерения состояния экспериментального и контрольного объектов, сравнения результатов;
─ анализа полученных данных, подготовки выводов и рекомендаций.
Другим методом организации управленческих инноваций является интенсификация инновационного процесса. Этот метод решает проблему повышения эффекта нововведения при последовательном снижении издержек, связанных с его разработкой и реализацией. Результаты инновационного процесса будут соответствовать целям организационного развития органов государственного и муниципального управления при условии, что социальные и организационные издержки применения данного нововведения окажутся минимальными. Добиться такого эффекта можно посредством апробации разработанного проекта управленческого нововведения на ограниченном числе компонентов административной деятельности.
Организация управленческих инноваций предполагает создание организационного механизма реализации нововведения. Этот механизм создается опытным путем, потому что самый идеальный проект изменений сопровождается отклонениями. Выявленные отклонения и специфические реакции управленческой системы на внедрение конкретного вида управленческого нововведения образуют основу для корректировки программы организационных изменений в учреждении.
Процесс организации управленческих инноваций определяется задачами, которые необходимо решить в ходе управления развитием административных учреждений. Структура инновационного процесса отражает состав и последовательность мероприятий, направленных на организацию управленческих инноваций.
В системе административной деятельности управленческие инновации складываются из следующих этапов:
─ формирование организационной среды внедрения;
─ методическое обеспечение нововведения;
─ мониторинг инновационного процесса.
На первом этапе необходимо сформировать орган управления инновационным процессом и подготовить необходимые организационные условия для успешного внедрения нововведения. На этом этапе выполняются следующие операции:
─ создание комиссии по совершенствованию управления;
─ подготовка персонала к внедрению новшества;
─информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение нововведения.
Для выполнения первой операции необходимо подготовить положение о комиссии по совершенствованию управления, в котором регламентируются функции, полномочия и организация ее работы. Комиссия считается образованной и приступает к работе с момента издания приказа (распоряжения) руководителя органа управления.
Для выполнения второй операции следует провести обучение персонала, чтобы служащие органа управления приобрели необходимые знания и навыки профессиональной деятельности в условиях изменения структуры и методов руководства. Обучение позволит снять значительную часть социально-психологических барьеров на пути внедрения новшества и повысит заинтересованность сотрудников в реализации нововведений.
Для выполнения третьей операции важно установить каналы коммуникации в процессе разработки и реализации управленческого нововведения и создать материальную и финансовую базу реализации проекта. Как разработчики, так и пользователи новшества должны обладать информацией необходимого количества и качества. Для реализации запланированных мероприятий понадобятся денежные и технические средства. На эти цели должна быть предусмотрена статья расходов (расходы на совершенствование управления).[25]
На втором этапе основной задачей является применение научных методов организации инновационного процесса на системной основе. Для этого выполняются следующие операции:
─ разработка программы диагностического исследования;
─ выбор проекта нововведения;
─ подготовка программы внедрения нововведения.
Для выполнения первой операции требуется определить процедуру сбора эмпирической информации о состоянии инновационного климата в органе управления. Следует указать и описать предмет и методы сбора информации. Программа диагностики должна отвечать требованиям, которые предъявляются к программе социологического исследования.
Для выполнения второй операции необходимо подготовить альтернативные варианты нововведения и выбрать из них наиболее оптимальный. Критерием оптимальности будет служить способность нововведения решить актуальные для бюрократической организации организационно-управленческие проблемы. Проект управленческого нововведения должен основываться на результатах диагностики.
Для выполнения третьей операции необходимо разработать механизм реализации нововведения. В программе фиксируются: состав мероприятий, ответственные исполнители, порядок ресурсного обеспечения, график реализации нововведения. С момента утверждения программа приобретает обязательный характер и подлежит незамедлительному исполнению. На третьем этапе требуется организовать текущий контроль инновационного процесса в органе управления. На этом этапе выполняются следующие операции: организация обратной связи и оценка результатов нововведения.
Для выполнения первой операции важно систематически собирать информацию о ходе внедрения новшества, о том, как реагирует на него коллектив. Ответственные за реализацию инновации должностные лица должны быть готовы к конструктивной критике со стороны пользователей новшества и должны стимулировать высказывание оценочных суждений, касающихся результативности управленческого нововведения и слабых мест его реализации.
Для выполнения второй операции необходимо оценить эффективность нововведения, чтобы скорректировать план организационных изменений. Измеряются результаты, которые удалось достичь в ходе внедрения новшества. Полученные результаты анализируются для того, чтобы определить, насколько достигнута цель нововведения. Выделяются условия и факторы, которые отрицательно влияли на реализацию инновации. На основе данных анализа результатов внедрения вносятся изменения в процесс подготовки и реализации управленческих нововведений в системе административной деятельности с целью повышения ее эффективности.[6]
Методы и инструментарий стратегического управления инновационной деятельностью крупных предприятий
Применение традиционных
оптимизационных методов
Информация о работе Инновационная деятельность предприятия ПАО "НКМЗ"