Информация как фактор производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена исследованию роли информации в экономических отношениях.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня информация занимает особое положение в экономике. До недавнего времени ученые-экономисты выделяли четыре основных фактора: труд, землю, капитал и предпринимательские способности. В настоящий момент происходит становление и развитие постиндустриального общества с информационной (или, как ее еще называют, «новой») экономикой, в котором доминирующим фактором становится информация.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Основы информационной экономики
1.1 Основы информационной революции……………………………………………………………..4
1.2 Изменение роли материальных факторов производства……………………………………….5
1.3 Экономическая информация и информационная экономика…………………………………..6

Глава 2. Информационный рынок
2.1 Основные понятия и категории современного информационного рынка……………………8
2.2 Объектно-субъектный состав информационного рынка………………………………………….11
2.3 Формирование и взаимодействие спроса и предложения на информационном рынке………...14

Глава 3. Неопределенность и риск полученной информации……………………………………..18

Глава 4. Статистический анализ основных показателей деятельности информационного рынка..19
4.1 Российская Федерация……………………………………………………………………………22

Заключение………………………………………………………………………………………….....23

Список использованной литературы………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 109.24 Кб (Скачать файл)

К качественным характеристикам товара «информация» также можно отнести  такие свойства, как объективность; достоверность; актуальность; адекватность.

Информация  объективна, если она не зависит  от чьего-либо мнения, информация достоверна, если она отражает истинное положение  дел. Под актуальностью информации понимают важность и существенность информации для настоящего времени. Адекватность информации означает определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению. Циркулирующую в обществе информацию можно разделить на две большие группы: экономическая и неэкономическая информация. К экономической относят всю информацию, порождаемую в сфере общественного производства и управления им, а также создаваемую в результате изучения экономики. Экономическая информация отражает макро- и микроэкономические процессы, движение труда, товаров, капитала, состояние и тенденции рынка производства и потребления. Вся же остальная информация, используемая обществом, может быть отнесена к неэкономической информации - это объекты художественной культуры (текстовая, визуальная, аудиопродукция), информация, распространяемая средствами массовой информации, сообщения общеориентационного характера.

В настоящем исследовании изучается  только экономическая информация и  предлагается следующая ее классификация, где в качестве критерия классификации  рассматривается сфера производства информации:

- рыночная;

- внутриорганизационная;

- нерыночная.

Причем  каждый раздел этой классификации может  быть расшифрован и представлен  в следующем виде (рис. 1).

Рис. 1. Классификация экономической  информации.

 

 

 

2.2 Объектно-субъектный состав информационного рынка

Одним из важнейших способов распространения  информации выступает рынок. Всякий рынок (товарный, факторов производства, недвижимости) имеет особенности, отличные от других рынков признаки, однако вместе с тем подвержен некоторым  общим законам функционирования. Рынок информационных продуктов  и услуг особый, здесь действуют  закономерности, не характерные для  рынков обычных физических товаров  и услуг. Экономическое поведение  агентов этого рынка в большинстве  случаев также отличается от таковых на других рынках. Все это требует осмысления и соответствующего подхода при решении вопросов организации, подготовки персонала, регулирования, прогнозирования последствий функционирования информационного рынка. Начав формироваться в середине 50-х гг. XX столетия, к началу 90-х рынок информационных продуктов и услуг более или менее отчетливо проявил собственные, присущие только ему закономерности развития, требующие обстоятельного исследования.

При анализе  информационного рынка необходимо отметить, что этот рынок рассматривается как отдельный рынок. Он не является сектором или совокупностью секторов в рамках существующих рынков (товаров, капиталов, труда ценных бумаг и т. д.).

Особенностью  информационного рынка является, прежде всего, то, что не всякая информация пригодна для торговли. Еще лет 40-50 назад обсуждался вопрос, является ли информация по природе своей товаром.

Доля  продаваемой на данном рынке информации есть величина переменная. В СССР в  отличие от нынешней России большая  часть экономической информации вряд ли могла рассчитывать на коммерческий успех. Никто не стал бы покупать ее в условиях плановой экономики.

Для дальнейшего исследования информационного  рынка необходимо выделить субъекты и объекты данного рынка. Поэтому  при исследования субъектно-объектной  структуры важно различать такие  понятия, как «информация», «носитель  информации», «проводник информации»  и «знание». Эти термины не являются тождественными, однако их часто употребляют  как синонимы.

Носитель  информации - тот (или то), от кого (чего) передается сообщение.

Информация, носителем которой является человек, может не иметь вещественных форм, то есть не быть зафиксирована тем  или иным образом и отделена от своего естественного носителя. Со временем по мере развития технических средств хранения, обработки и передачи данных большая часть информации, носителем которой первоначально мог выступать только человек, фиксируется на каких-то вещественных носителях: печатных текстах, электронных носителях, но всегда была и есть информация, не поддающаяся кодификации, например интуиция, основанная на житейском или профессиональном опыте. Такая информация неизбежно утрачивается со смертью носителя.

Вещественные  носители информации создаются человеком, именно поэтому мы называем их вторичными, или производными. В принципе, любые  вещи, продукты, товары, созданные в  процессе человеческой деятельности, несут в себе определенную информацию. Но информация должна снижать неопределенность ситуации (или иначе, словами Дж. Стиглера, неопределенность есть степень  неинформированности), следовательно, ее носителем все-таки может быть не совсем любая вещь. Поэтому носителем  является вещь или предмет, на котором  в закодированном тем или иным способом виде размещено сообщение, представляющее профессиональный или личный интерес для субъекта.

Проводники  информации - это каналы, по которым  субъект получает необходимое ему  сообщение. Они могут быть естественными  и искусственными. Естественные проводники можно разделить на две группы:

- созданные природой и используемые человеком для своих целей, в том числе для передачи сообщений, например река, связывающая несколько населенных пунктов;

- также данные природой, но специально приспособленные человеком для передачи сообщений, например голубиная почта.

Искусственные проводники созданы человеком. Главная  их отличительная особенность по сравнению с естественными заключается  в предсказуемости поведения, человек  полностью контролирует и регулирует их функционирование.

Искусственными  проводниками в настоящее время  являются почта, радио, телефон, телевидение, магнитофон, видеомагнитофон и компьютерные сети. Обобщенно характеристика, или  классификация, носителей и проводников  информации представлена в табл. 1.

 

Носители

Проводники

Биосоциальные

Вещественные

Естественные

Искусственные

1-й класс

2-й класс

3-й класс

Бумажные

Аудио, видеозаписи

Компьютерные носители

Пассивные

Активные

Молекулы ДНК,

Растительная  и животная клетки

Животные, птицы, насекомые

Человек и сообщества людей

Рукописи, книги, журналы и прочая печатная продукция

Аудио- и видеокассеты, киноленты

Дискеты и CD диски

Река, дупло дерева ДЛЯ передачи сообщения и др.

Голубиная почта, служебные собаки

Почта, радио, телефон, телевидение, магнитофон, электронные сети




 

Таблица 1. Классификация  носителей и проводников информации

Источник: Николаева  Т. П. Информационная экономика: тенденции  развития за рубежом и в России. СПб, 2008

 

Информационным  рынком, или рынком информации, являются отношения между собственниками (производителями) информации и платежеспособными  лицами, нуждающимися в ней (потребителями), по поводу купли-продажи любых возможных  сведений, данных и т. п. в приемлемой для потребителя форме и в  ограниченные сроки. Это пятый сектор, по определению российского ученого  В. Л. Тамбовцева, в структуре современного рыночного хозяйства (после рынков потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг), но он играет базовую роль в функционировании всех других рынков.

Как любой другой товар, информация обладает полезностью. Под полезностью понимаются не только познавательные свойства и  новизна, но главным образом ее свойство снижать неопределенность наших  знаний о том или ином предмете или процессе. Потребитель не может  заранее объективно оценить полезность информации. Сначала оценивается  ее потенциальная полезность, тогда  как реальную полезность и затем  потребительную стоимость он может  оценить лишь в процессе ее потребления, использования, переработки. Качество товара «информация» далеко не всегда очевидно и часто определяется исключительно  субъективно, с точки зрения заказчика, который весьма редко бывает массовым. Следует заметить, что именно смысловые  характеристики информации являются определяющими  при принятии решений о ее покупке. Общая характеристика товара «информация» представлена в табл. 2.

 

 

Таблица 2 Характеристики информации и их оценочные параметры

Характеристики информации

Оценочные параметры

Количество информации

1. Техническое измерение: количество (биты, байты), скорость передачи, дальность  распространения и т.п.

2. Рыночное  измерение: продажная единица,  услуга (например, время пользования,  копия)

Смысловые характеристики

1. Количественная сторона: достаточность  - недостаточность

2. Качественная  сторона: достаточность - недостаточность

3. Психологическая  сторона: ожидаемость - неожидаемость


Источник: Пещанская  И.В. Рынок, информация, информатизация. М, 2005

 

 

Субъектами  информационного рынка являются лица, участвующие в процессе создания, хранения, преобразования, передачи и  получения информации. Эти лица могут  быть как физическими, так и юридическими. В число субъектов входят практически  все фирмы, государственные органы, граждане, общественные организации  и т. п. Столь широкий состав субъектов  информационного рынка объясняется  необходимостью обеспечить взаимодействие всех хозяйствующих субъектов.

Собственник информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, а полном объёме реализующий полномочия владения, пользования и распоряжения ими. В случае, если информация предназначена для безвозмездного открытого распространения, её собственник отказывается от прав на нее и ограничивается ролью заказчика информации, то есть субъекта, который оплачивает её производство и распространение, но не является её собственником. В качестве собственников информации на информационном рынке выступают товаропроизводители, консалтинговые фирмы, информационные агентства, государственные информационные службы, собственники патентов и программной продукции. Заказчиками информации выступают PR-агентства, телеканалы и радиостанции, органы пропаганды и предвыборной агитации.

Производитель информации - субъект, осуществляющий переработку информационных ресурсов, выпускающий новые информационные продукты и создающий при этом новую стоимость. В качестве производителей информации могут быть аудиторы, органы статистики, законодательная власть, информационные службы товаропроизводителей, информационные агентства, аналитические  отделы компаний, бирж, ярмарок, производители  программного обеспечения.

Хранитель информации - субъект, обеспечивающий сохранение информационных продуктов  и своевременный доступ к ним  собственников, владельцев и потребителей. Хранители информации - это библиотеки, архивы, базы данных, картотеки, Интернет-серверы.

 

 

2.3 Формирование и взаимодействие спроса и предложения на информационном рынке

Ценообразование на информационные товары и услуги, как и на все прочие товары, зависит  от соотношения спроса и предложения. Издержки, представляющие нижнюю границу  цены, назначаемой продавцом, в случае с информацией зачастую не покрывают  назначенной цены, и продавец вынужден продавать свой товар по цене ниже себестоимости. На рынках других товаров  такая ситуация является исключительной, в то время как на рынке информации это очень распространенное явление. Для покупателя цена информации представляет собой верхнюю границу, определяемую возможным эффектом использования купленной информации для принятия решения. Платить за нее больше, чем ожидаемая выгода от ее использования, нет смысла. Для покупателя информации ее ценность может быть определена как разница между результатом решений, принятых с использованием данной информации, и результатами решений, которые были бы получены без ее использования.

Характерной особенностью информации является концентрация основных затрат в продукте как таковом  в его первом экземпляре, поскольку  на его создание расходуется интеллектуальный творческий труд самый высоко-ценимый в развитых странах. Производство копий стоит существенно дешевле, так как нуждается главным образом в материальных затратах и не требует сложного труда.

Цены  на информацию зависят от тарифов  на услуги связи, качество работы которой  влияет на некоторые характеристики этого специфического товара, например на достоверность или оперативность. В настоящее время важнейшим  способом доставки информации становятся компьютерные сети, следовательно, цена информации и тарифы на услуги сетей  также взаимосвязаны.

Поиск объективных основ оценки информационных продуктов очень важен для  механизма ценообразования на рынке. В производстве информации нет прямой связи между материальными затратами  на ее получение и ценностью полученного  продукта, как в производстве большинства  материальных благ. Таким образом, в  оценке информации при сделках важную роль (а может быть, и решающую) играет субъективная оценка качества и количества информационного продукта потребителем.

Информация о работе Информация как фактор производства