Качество продукции предприятия ОАО « Шарыповский ХПП», г. Шарыпово и эффективность его повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

К простым относятся масса, емкость, скорость и т.д. К сложным – надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и другие.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям её создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО « ШАРЫПОВСКИЙ ХПП», И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ……………………………………………………………………4
1.1. Понятие и показатели качества продукции………………………………..4
1.2. Контроль качества продукции………………………………………………8
1.3. Управление качеством продукции…………………………………………10
1.4. Международные стандарты и системы качества………………………….13
1.5. Политика предприятия в области качества…………………………..........16
2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО « ШАРЫПОВСКИЙ ХПП»……………………………………………………….18
2.1. Стимулирование повышения качества продукции……………………… .18
2.2. Опыт управления качеством…………………………………………….... .19
2.3. Современные проблемы управления качеством………………………… .21
2.4. Опыт зарубежных предприятий………………………………………….. .22
2.5. Методы обеспечения качества……………………………………………. .23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… .43 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… .44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономике предприятия.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Федеральное агентство по образованию

Филиал федерального государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

« Сибирский Федеральный университет» в городе Шарыпово

Экономический факультет

Кафедра экономики и финансов

 

 

 

 

Дисциплина « Экономика предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО « ШАРЫПОВСКИЙ ХПП», г. ШАРЫПОВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ 
ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

Специальность 080502

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шарыпово, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3

1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КАЧЕСТВО  ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО      « ШАРЫПОВСКИЙ ХПП», И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ……………………………………………………………………4

1.1. Понятие и показатели качества продукции………………………………..4

1.2. Контроль качества продукции………………………………………………8

1.3. Управление качеством продукции…………………………………………10

1.4. Международные стандарты и системы качества………………………….13

1.5. Политика предприятия в области  качества…………………………..........16

2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. ОБОСНОВАНИЕ  НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО           « ШАРЫПОВСКИЙ ХПП»……………………………………………………….18

2.1. Стимулирование повышения качества  продукции……………………… .18

2.2. Опыт управления качеством…………………………………………….... .19

2.3. Современные проблемы управления качеством………………………… .21

2.4. Опыт зарубежных предприятий………………………………………….. .22

2.5. Методы обеспечения качества……………………………………………. .23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… .43 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… .44

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Бухгалтерский баланс………………………………………45

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Отчёт о прибылях и убытках……………………………….46

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Приложение к бухгалтерскому балансу…………………..47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

    Проблема повышения качества  продукции является актуальной  для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.

 

 

   Эффект от повышения качества  продукции имеет разнообразные  формы выражения — прямая экономия материалов и энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости оборотных средств, ускорение экономического и социального развития предприятия и др.

 

   В повышении качества  продукции заинтересованы как  ее изготовители, так и потребители, а также государство. Выпуск качественных  изделий способствует увеличению  объема реализации и рентабельности  капитала, росту имиджа и престижа  фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО « ШАРЫПОВСКИЙ ХПП», И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

1.1. Понятие и показатели качества  продукции

 

     Качество продукции – это совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

     Свойство продукции – объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении. Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при её разработке, производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс (машина). Термин «потребление» относится к продукции, которая при её использовании по назначению расходуется сама ( продукты питания).

     Свойства могут быть  простыми и сложными. К простым  относятся масса, емкость, скорость и т.д. К сложным – надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и другие.

     Количественная характеристика  одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям её создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.

     По способу выражения  показатели продукции могут быть  натуральными (метры, километры), относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы), а также стоимостными.

     По стадии определения  – прогнозируемые, проектные, нормативные, фактические.

     По характеризуемым свойствам применяются следующие группы показателей: назначения, надежности, транспортабельности, безопасности, экономичности, патенто – правовые, технологические, эргономические, эстетические.

     Показатели назначения  характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначается.

     Надежность – это  свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта в зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

     Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт потребления ( эксплуатации) изделия на этапе функционального процесса в системе «человек – изделие – среда использования».

     К показателям технологичности  относятся: удельная трудоёмкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и обслуживания.

     Показатели транспортабельности  характеризуют приспособленность  продукции к транспортировке. Патенто  – правовые показатели свидетельствуют  о патентной чистоте, а также  возможности беспрепятственной  реализации продукции на мировом рынке.

     Экологические показатели  характеризуют уровень вредных  воздействий на окружающую среду.

     Показатель качества  продукции, характеризующий одно  из её свойств, называется единичным (мощность, калорийность и др.). Комплексным  называется показатель, характеризующий несколько её свойств. Комплексные показатели подразделяются на групповые и обобщенные. Групповой показатель определяется совокупностью единичных показателей. Например, групповой показатель надежности (К) зависит от ряда единичных показателей а1… ап..

 

     К = f (а1, а2, а3 … ап )

 

    Обобщенный показатель характеризуется совокупностью всех оцениваемых свойств изделия. Например, технический уровень автомобиля, который зависит от ряда показателей, выбранных для его характеристики с учетом международной практики. Если каждый частный показатель представлен в виде соотношения фактического значения и нормативного (оптимального и наилучшего), то обобщающий показатель рассчитывается как среднеарифметическое (ТУ’), средневзвешенная величина (ТУ”).

 

 

ТУ’ = ∑ К : n     или    ТУ” = ∑ (К * b)

 

Здесь  n – количество показателей,

            b -  значимость каждого показателя.

 

    Пример расчета. Каждую цифру сравнивают с соответствующими показателями наилучшего аналога, имеющегося на мировом рынке, и получают пять коэффициентов: 0,8; 0,7; 0,6; 0,9; 0,8.

      ТУ’ = (0,8 + 0,7 + 0,6 + 0,9 + 0,8) : 5 = 0,75

    Если первым двум показателям отдается предпочтение и их значение оценивается в 30 процентов, а остальным – 20 и 10 ( сумма значений всех показателей равна 100 процентам или 1)

      ТУ” = 0,8*0,3 + 0,7*0,3 + 0,6*0,2 + 0,9*0,1 + 0,8*0,1 = 0,74

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

    Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 1547 – 79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

    Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять.

    Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т.е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.

    Совокупность свойств не может быть плохой или хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким – то  э т а л о н о м . Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяются термин «уровень качества» (в зарубежной литературе - «относительное качество», «мера качества»).

     Но любой документ или эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик лишь на какой – то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно – технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя.

     Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентирует прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

     Следовательно, качество как экономическая категория – это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.

   

Показатели качества продукции

 

     Потребности обычно выражаются в свойствах, в их сравнении с аналогичными свойствами базового, или эталонного, образца. Такими свойствами могут быть вес, габариты, производительность, цвет, надежность, долговечность и др. Все свойства продукции выделены в группы: показатели назначения (производительность, модность, диапазон и измерения); показатели надежности и технологичности; показатели унификации и стандартизации; эстетические показатели; эргономические показатели; показатели транспортабельности, патенто – правовые показатели; экологические показатели; показатели безопасности.

     В зависимости от потребности используется тот или иной показатель. Так, например, в целях безопасности эксплуатации важен показатель безотказности; в целях экономии финансовых средств на проведение ремонтов – ремонтопригодность, а в целях снижения затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии – долговечность.

     ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Показатели надежности характеризуют изделие с точки зрения надежности эксплуатации – безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.д.

     ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ – показатели, обеспечивающие рациональное использование материалов, средств труда и времени в процессе технологического цикла. ПОКАЗАТЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все изделия могут быть подразделены на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше коэффициент стандартизации и унификации изделия, тем лучше с точки зрения производства и эксплуатации.

     ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия (сочетание цветов, выразительность формы).

     ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТИ отражают степень возможности транспортировки изделия различным транспортом без нарушения его свойств. ПАТЕНТО – ПРАВОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции. ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделия, т.е. обеспечивают безопасность при соблюдении условий эксплуатации, ремонта, простоя.

Информация о работе Качество продукции предприятия ОАО « Шарыповский ХПП», г. Шарыпово и эффективность его повышения