Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение сущности конкурентных и неконкурентных рынков, их места и роли в микроэкономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и механизм рынка;
рассмотреть виды и функции конкуренции;
понять, как конкуренция влияет на рынок товаров и услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ……………………………………………………………………..……..….4
1.1. Сущность и условия возникновения рынка……………………………….……4
1.2. Функции и механизм рынка……………………………………………………..5
1.3. Черты рынка………………………………………………………………….…...7
1.4. Рынок и конкуренция……………………………………………………….…....8
2. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………….…13
2.1. Условия возникновения и функции конкуренции………………………...…..13
2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, виды монополий…….…..…..15
2.3. Факторы, влияющие на конкуренцию…………………………………………18
2.4. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования ………………………………………………….21
2.5 Защита конкуренции в России. ФАС…………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………25
Библиографический список…………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работадд.docx

— 84.65 Кб (Скачать файл)

    Среди появлений неравенства условий  конкуренции можно также выделить неодинаковый режим налогообложения, неравные условия распределения  земли и государственных заказов, неравенство цен на энергоресурсы  для разных компаний одной отрасли, неравенство административных требований и условий применения законов, неравные условия доступа к инфраструктуре и к кредитам банков.

    Неравные  условия конкуренции помогают многим неэффективным фирмам избежать банкротства, поглощение более эффективными командами. Более того, нередко более эффективные  фирмы оказываются менее прибыльными.

    «В современных условиях перед российским государством в процессе развития, в рамках совершенствования развития конкуренции, стоят следующие задачи:

  • создать подлинно равные условия конкуренции;
  • осуществлять эффективную антимонопольную политику;
  • активизировать развитие малого и среднего бизнеса;
  • усилить контроль над деятельностью естественных монополий;
  • способствовать развитию импортозаменяющих  отраслей хозяйства;
  • противодействовать тому, чтобы финансово-промышленные группы стали крупным источником антиконкурентного поведения в экономике России;
  • принять действенные меры, препятствующие росту цен путем государственного регулирования их;
  • способствовать увеличению количества поставщиков путем создания конкурирующих производств с помощью нового строительства;
  • способствовать стимулированию эволюции финансовой системы;
  • улучшить правовую базу регулирования и повышения эффективности судопроизводства и исполнения судебных решений.» [стр.11, 3]
 

 

     2.5 Защита конкуренции в России. ФАС.

    Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких  слоев населения.

    Антимонопольное регулирование - важнейшая составная  часть экономической политики государства  во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная  деятельность, осуществляемая на основании  и в пределах, допускаемых действующим  законодательством, по установлению и  реализации правил ведения экономической  деятельности на товарных рынках с  целью защиты добросовестной конкуренции  и обеспечения эффективности  рыночных отношений.

    Основной  орган, который контролирует исполнение законов, способствующих свободной  конкуренции на товарных рынках, теперь называется Федеральной антимонопольной  службой (ФАС).

    В соответствии со ст.39 Федерального закона 26.07.2006 N 135-ФЗ “О конкуренции” Федеральная  антимонопольная служба в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает  дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам  их рассмотрения решения и выдает предписания.  Дела о защите конкуренции возбуждаются по заявлениям юридических или физических лиц и иным основаниям предусмотренным законом о защите конкуренции. 

    В области проведения государственной  политики развития конкуренции функции  и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

    Рассмотрим  работу ФАС на примере нарушений  антимонопольного законодательства нефтяных компаний.

    Действующими  законами РФ не предусмотрено государственное  регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного  механизма конкуренции.

    Но  развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих  мощностей и нефтехранилищ, высокие  экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость  строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного  законодательства).

    До  тех пор, пока существуют труднопреодолимые  искусственные барьеры для входа  на рынки, которые препятствуют появлению  новых предпринимателей, ФАС России отслеживает действия монополистов и присекает их злоупотребления, которые в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. Федеральная антимонопольная служба вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов. По выявленным ценовым сговорам, доказанным фактам установления монопольно высоких цен Федеральная антимонопольная служба принимает соответствующие меры.

    «Картельные сговоры крупных нефтяных компаний, таких как ОАО "Лукойл", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Газпромнефть" и ОАО "ТНК-BP Холдинг" были выявлены в 2009г.  ФАС Всего 2008-2009 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд. рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании:

ОАО "ТНК-ВР Холдинг" - 1 112 448 795,36 рублей, 
ОАО "Газпромнефть" - 1 356 560 819,53 рублей, 
ОАО "ЛУКОЙЛ" - 1 443 072 960,13 рублей, 
ОАО "НК "Роснефть" - 1 508 688 396,37 рублей

    По  делам в регионах совокупный размер штрафов приближалось к 1,5 млрд. рублей.»[http://www.fas.gov.ru/,13] 
Кроме того, законность и обоснованность решений антимонопольных органов во многих случаях подтверждаются судами, порядка 10 решений уже прошли три судебные инстанции, десятки других - арбитражными и апелляционными судами.

    На  сегодняшний день ФАС вновь подозревает  нефтяные компании в картельном сговоре. По информации Минэнерго в 10 регионах России  ощущается нехватка бензина(26 апреля 2011г.)

    Нефть в стране, естественно не закончилась. Нефтяные компании просто отправляют бензин на экспорт. Экспорт увеличился сразу на 67%. В итоге на российской бирже практически пусто. И это  притом, что в 2010г. Россия заняла первое место по добыче нефти. Премьер-министр  России Владимир Путин  пообещал,  что люди не будут испытывать дефицит  нефти и нефтепродуктов. Он предложил  перейти на «Евро-3»

    28 апреля 2011г. дефицит топлива уже  более, чем в 20 районах России. Непомерные налоги привели к тому, что сырая нефть на внутреннем оптовом рынке подскочила до 11 тысяч рублей за тонну, приближаясь к критическим показателям кризисного 2008 года – 13 тысяч рублей за тонну»

    В нефтекомпаниях уже успели заявить  о своей непричастности к топливному кризису и принятии экстренных мер  для стабилизации ситуации. 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций  сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров  и услуг. Важнейшая функция рынка состоит в эффективном удовлетворении потребностей людей, и осуществляется она благодаря конкуренции через механизм спроса и предложения.

    Если  цены устанавливаются с учетом спроса и предложения, то такие отношения  можно назвать рыночными, именно цены являются регулятором рынка. Цена стимулирует производство и потребление, определяет издержки производства, влияет на бюджет хозяйствующих субъектов, а также на ставки заработной платы наемных работников и прибыль фирм.

    Отношения между людьми в рыночном хозяйстве  определяются через спрос и предложение, этот механизм чутко реагирует на возникающие потребности людей  и лучше способствует их удовлетворению. Учитывая спрос, рынок содействует  расширению производства необходимых  для потребителя товаров, для  чего производители начинают осваивать  достижения научно-технического прогресса, улучшать качество товаров, способствуя  тем самым уменьшению или полной ликвидации дефицита.

      Рынок не является идеальным  механизмом регулирования, но  все-таки он обеспечивает эффективное  распределение ресурсов и экономический  прогресс.

    Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ. Но конкуренция иногда приводит к диспропорциям между спросом и предложением, замедлению технического прогресса, а следовательно, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества.

    Для существования конкуренции нужны  определенные условия: наличие на рынке большого количества производителей любого конкретного продукта или ресурса; свобода выбора хозяйственной деятельности производителей; соответствие между спросом и предложением; наличие на рынке средств производства.

    Различается четыре типа рыночных структур: совершенная  конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

    Совершенная конкуренция существует в  таких  сферах деятельности,  где действуют  достаточно  много  мелких  продавцов и покупателей идентичного товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять  на цену товара.

    На  несовершенно  конкурентных  рынках  индивидуальные  продавцы могут  влиять на цену, которую они получают за свою  продукцию. Самым крупным  случаем  несовершенной  конкуренции  является  монополия, т.е. рынок с  единственным продавцом и исключающий  возможность  вхождения  в него других. В реальной жизни монополия - это всегда вопрос меры власти над  рынком.    Монополистической   конкуренции свойственны черты  и монополии, и совершенной  конкуренции.  Как  и  в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию,  которую  покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов,  однако  здесь  имеет место  и  конкуренция,  поскольку  множество  других  продавцов  предлагают близкие, хотя  и  не  полностью  взаимозаменяемые,  продукты.  По  существу монополистическая  конкуренция   -   это   совершенная   конкуренция   плюс дифференциация продукции.

    Олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии,  но  цена  определяется   действиями,   предпринимаемыми   всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции.  Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм  на  других типах рынков.

    На  современном рынке большую роль играют монополистические объединения, которые, пользуясь своим могуществом  в производстве товаров, могут устанавливать  на них более высокие, монопольные  цены и тем самым препятствовать конкуренции и установлению равновесной  цены 

    Рыночная  экономика сама по себе не генерирует «оптимальную» с точки зрения технического развития степень конкуренции, поэтому такую задачу должно взять  на себя государство.

    Политика  государства должна быть направлена, во-первых, на поддержку конкуренции  в плане антимонопольной деятельности, а во-вторых, на формирование эффективно хозяйствующих организаций, которым  было бы невыгодно пользоваться доминирующим положением, не обусловленным их собственным  экономическим развитием. Это служит основой для эффективного государственного регулирования.

    В современных условиях перед российским государством в процессе развития, в рамках совершенствования развития конкуренции, стоит множество задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Библиографический список 

  1. Хорошун К. Н. Микроэкономика – Мн.: БГЭУ, 2005. – 122 с..
  2. Майкл Портер Исправленное издание «Конкуренция» 2005 г. - 376с.
  3. Шпалтаков В. П. Конкурентоспособность фирмы: Монография/ В.П. Шпалтанов, Е.В. Севостьянова; ОмГУПС, 2006г.,5-36 с.
  4. Микроэкономика. Макроэкономика: сборник кейсов. Серегина С.Ф., Савицкая Е.В., Аносова А.В., Касаткина А.А., Ким И.А., Лебединская Е.В., Лукин М.Ю., Протасевич Т.А., Пястолов С.М., Розанова Н.М., Щукина Л.Б. // Москва: Market DS, 2010. 384 с.
  5. Микроэкономика.// Роберт Пиндайк Даниэль Рубинфельд Москва— 1992 504 с.
  6. Макконнелл К.Р. Брю С.Л /Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. М., 1992
  7. Попов А. И. Экономическая теория: Учебник для вузов. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.
  8. Поиск оптимального соотношения рыночных и государственных механизмов регурилования экономических процессов Серегина С.Ф. //Экономика и менеджмент: проблемы теории и практики: МИМ Линк - Жуковский, 2004
  9. Принципы микроэкономики. Н. Грегори Мэнкью. - 2-е изд. – Москва, 2005. - 555 с. : ил. - (Учебник для вузов).
  10. Современная микроэкономика: анализ и применение. в 2 т. : пер. с англ. / Д. Н. Хайман; под ред., с предисл. и послесл. С. В. Валдайцева. - Москва : Финансы и статистика. 2002 С. 364 с.
  11. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия// Мировая экономика и международные отношения.2006. №12. - 17-26 с.
  12. Экономическая теория/Микроэкономика - Роберт Пиндайк, Даниэль Рубинфельд 54с.
  13. . Федеральная Антимонопольная Служба [Электронный ресурс]/ Анализ рынков. - Электронные данные. - М.: Федеральная Антимонопольная Служба, 2009-2011. - Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/

Информация о работе Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике