Конкурентные и не конкурентные рынки в микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России характеризуется все более широким использованием терминов «монополия», «конкуренция» и целым рядом других, связанных с конкурентностью рынков. Очень важно различать все эти понятия. В современной России существуют разные виды рынков, которые разделены на конкурентные и неконкурентные. Каждый потребитель должен хорошо владеть информацией и использовать ее для максимизации своей выгоды на этих рынках, то есть покупатель должен умело ориентироваться в конкурентной и неконкурентной среде, тогда он удовлетворит свои потребности, уменьшив расходы.

Содержание

Введение
Глава I. Структура и сущность рынка
1.1 Понятие и структура рынка……………………………………………………………………………………..6
1.2 Виды рынков: конкурентный и неконкурентный рынки……………………………………… 9
Глава II. Конкурентный рынок
2.1 Понятие конкурентного рынка, его основные черты………………………………..………….12
2.2 Условия существования конкурентных рынков…………………………………………………….15
2.3 Виды конкурентных рынков…………………………………………………………………………………..16
Глава III. Неконкурентный рынок
3.1 Понятие неконкурентного рынка и его основные черты …………………………………….19
3.2 Условия возникновения…………………………………………………………………………………………21
3.3Виды неконкурентных рынков ……………………………………………………………………………...22
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая исправленная.docx

— 66.21 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение

 

Глава I. Структура и сущность рынка                                                                                               

1.1 Понятие  и структура рынка……………………………………………………………………………………..6                                                                                 

1.2 Виды рынков: конкурентный и неконкурентный рынки……………………………………… 9                                                   

Глава II. Конкурентный рынок

2.1 Понятие конкурентного рынка,  его основные черты………………………………..………….12

2.2 Условия существования конкурентных  рынков…………………………………………………….15

2.3 Виды конкурентных рынков…………………………………………………………………………………..16

Глава III. Неконкурентный рынок

3.1 Понятие неконкурентного рынка  и его основные черты …………………………………….19

3.2 Условия возникновения…………………………………………………………………………………………21

3.3Виды неконкурентных рынков  ……………………………………………………………………………...22

Заключение

Список используемых источников

Корректурный лист

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России характеризуется все более широким  использованием терминов «монополия», «конкуренция» и целым рядом  других, связанных с конкурентностью  рынков. Очень важно различать  все эти понятия. В современной  России существуют разные виды рынков, которые разделены на конкурентные и неконкурентные. Каждый потребитель  должен хорошо владеть информацией  и использовать ее для максимизации своей выгоды на этих рынках, то есть покупатель должен умело ориентироваться  в конкурентной и неконкурентной среде, тогда он удовлетворит свои потребности, уменьшив расходы.

Для решения принципиальных вопросов развития экономики нашей  страны государство проводит определенную политику в сфере ограничения  монопольной власти. Антимонопольная  политика заключается в поддержании  конкуренции в нормативно-правовом поле, в создании условий для эффективной  и результативной конкурентной борьбы, в интенсификации научно-технического прогресса.

Таким образом, исследование проблем конкурентности рынков актуально  в наше время. Это обусловлено  тем, что конкурентные и неконкурентные рынки, а именно, какой из них будет  господствовать рыночной системе, определяют процесс экономического роста страны в целом.

Степень разработанности  проблемы. Изучение сущности конкурентных и неконкурентных рынков занимает особое место в теоретических и практических работах многих экономистов. Были описаны  структуры рынков с отличных точек  зрения исследователей-экономистов. Большой  вклад был внесен в зарубежных странах, где происходили потрясения экономики в 20-30-х годах. Это стало  стартом для нового понимания  конкуренции в условиях разраставшейся монополии в экономике. "Великая  Депрессия" была последней каплей того, что господствовавшая тогда  «совершенная» конкуренция не состоятельна. Родилось новое учение о конкуренции  и монополии, которое основывалось на теории несовершенной конкуренции Дж.Робинсона и Э.Чемберлина. Позже появились новые представления о проблемах конкуренции. В 1990-х были такие ученые, как: М.В.Бойко, В.В.Громыко, Г.П. Журавлева, И.В. Липсиц, Л.Л.Любимов, Е.М. Майбурд, Б.Мильнер, С.С. Носова, Р.М.Нуреев, Ю.Я.Ольсевич, В.Сорокина, К.Ю.Тотьев, Р. А. Фатхутдинов, А.Г. Худокормов, В.Л. Шейнис, Р.М.Энтов, и др.

Цель и задачи исследования. Цель данной курсовой работы состоит  в том, чтобы показать основные различия конкурентного рынка от неконкурентного, то есть провести сравнительный анализ этих видов рынка. Поставленная цель обусловила необходимость решения  следующих задач:

- дать понятие «рынок»  и определить его сущность;

- определить роль конкуренции  на рынках;

- определить понятия «конкурентный  рынок» и «неконкурентный рынок»;

- рассмотреть основные  черты таких рынков;

- описать структуры рынка,  подходящие под описание данных.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретическую  и методологическую базу данной работы составляют такие общенаучные методы, как логический, сравнительный, системный, историко-генетический анализ, структурно-функциональный и также специальные методы экономического анализа: субъективно-объективный, категориальный.

Эмпирической базой послужили  статистические материалы, опубликованные в научной литературе и периодической  печати, материалы Государственного комитета по статистики РФ.

Нормативно-правовую базу составили  закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «о конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон  «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ.

Структура работы. Поставленная цель, задачи и используемые методы исследования обусловили структуру  данной курсовой работы. Она состоит  из введения, из восьми параграфов, объединенных в три главы, и списка используемых источников.

Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, ставится цель и задачи исследования.

Первая глава «структура и сущность рынка» посвящена рынку, его составляющим, и значению, которое  он играет в жизни людей, а также  рассматривается понятие «конкуренция», взаимосвязь ее и рынка.

Во второй главе «конкурентный  рынок» говорится об особенностях такого рынка, какие черты ему присущи, и при каких условиях он может  образоваться, а также приводятся примеров такого рынка.

В третьей главе «неконкурентный  рынок» рассматриваются особенности  монополизированных структур, их черты, и какие условия нужны для  их появления, а также барьеры  для вступления в такие отрасли  рынка.

В заключении подводится общие  итоги работы, и формулируются  выводы.

 

 

Глава I. Структура и сущность рынка

 

    1. Понятие и структура рынка

 

Вопрос  о том, как скоординировать усилия людей, добиться, чтобы они тратили  свои силы и ресурсы природы на изготовление именно того, что нужно  обществу был одним из главных  еще для Адама Смита, много  размышлявшего о механизмах координации  экономической жизни. Смит пришел к  выводу, что такая координация  деятельности миллионов людей становится возможной благодаря стремлению человека к выгоде и его склонности к обмену. Эти черты человеческой природы и лежат в основе экономического механизма нашей цивилизации. Именно этот механизм заставляет людей действовать  так, как необходимо обществу в целом. Смит писал об этом: «Каждый человек  мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его  направляет, как и во многом другом, приведет к результату, о котором  он сам и не помышлял».

Загадочным  термином «невидимая рука» со времен Адама Смита экономисты называют механизм рыночных отношений между  людьми, или, короче говоря, механизм рынка. Говоря о рынке, мы имеем в виду не какую-то конкретную площадь, где  собираются продавцы и покупатели, а явление куда более сложное  и объемное, очень древнее и  притом жизненно важное для человечества и по сей день. Нет страны, в  которой нельзя было бы найти тех  или иных элементов рыночных отношений.

Рынок - это вся совокупность форм и  организаций сотрудничества людей  друг с другом, предназначенных для  того, чтобы свести вместе в коммерческих целях продавцов и покупателей  и дать возможность первым продать, вторым – купить товары.

В понятие  «рынок» входят и продовольственные  базары, и вещевые «толкучки», и  дорогие универмаги, и всевозможные биржи, ярмарки, банки, транспортные организации  и т.д. Иными словами, все организации, которые помогают производителю  и покупателю найти друг друга, и  все юридические документы, регулирующие их отношения, - все это элементы рынка.

В рыночной экономике любой товар (в том  числе и способность к труду) меняется на деньги, а деньги меняются на товар. Даже в тех случаях, когда  товар меняют прямо на товар (это  часто называют бартерными сделками), незримым фоном обмена выступают  деньги, через которые обе стороны  соизмеряют выгодность своего поведения.

В рыночной экономике благосостояние каждого  определяется тем, насколько успешно  он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия своих рук, собственный  земельный участок или умение организовывать коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям  наилучший товар и на наиболее выгодных условиях, оказывается победителем  в конкурентной борьбе и открывает  себе дорогу к росту благосостояния.

«Невидимая  рука» рынка заставляет каждого  думать об интересах других, потому что иначе его товар может  оказаться ненужным и вместо выгоды получаются одни убытки. Адам Смит писал: « Предприниматель имеет в  виду лишь собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила  в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более  действенным способом служит интересам  общества, чем тогда, когда сознательно  стремится служить им». При этом все – и продавцы, и покупатели – каждый день ищут лучший вариант  компромисса между своими интересами. Именно потому можно без особого  преувеличения назвать рынок  коллективным разумом человечества.

К сожалению, рыночный «мыслительный процесс» тоже не безупречен – он вовсе не обеспечивает идеального решения всех проблем. Метод  работы рынка – метод проб и  ошибок. Не случайно экономическая  история полна примеров тяжелейших неурядиц, кризисов и даже катастроф, которые поражали многие страны, несмотря на их многовековые рыночные традиции.

И все  же механизм рынка допускает куда меньше ошибок, чем самые мудрые плановики. Причина проста – рынок  позволяет экономике гибко перестраиваться  и быстро выходить из тупиковых ситуаций. И это не удивительно, поскольку  решения принимаются быстро и именно там, где возникают проблемы. Кроме того, тут на полную мощность включаются личные интересы каждого из его участников.

Как ни упорядочен, как ни регулируем современный  рынок, его природа остается в  основном неизменной – это столкновение продавцов и покупателей, обладающих полной свободой хозяйственной деятельности потом абсолютно самостоятельно решающих для себя главные вопросы  экономики: что, как производить  и кому и по какой цене продавать, а также как использовать полученные доходы.

Итак, как мы выяснили, рынок представляет собой совокупность субъектов и объектов рыночных отношений.

Субъектами рыночных отношений  выступают участники рыночных сделок, а именно: покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица, юридические лица, к которым относятся разного рода предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.

Покупатели — это потребители, которые приобретают товары и  услуги, а также фирмы, которые  покупают труд, капитал, сырье и материалы, используемые ими для производства товаров и услуг. К продавцам  относятся фирмы, продающие товары и услуги; работники которые продают  свои трудовые услуги; а также владельцы  ресурсов, которые предоставляют  в аренду землю или продают  минеральные ресурсы фирмам. Взаимодействия продавцов и покупателей, взятые вместе, формируют рынки.

А объекты рынка – это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Это материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства - средства производства; рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшества и идеи.

Жизнь рыночной экономики – это  постоянное взаимодействие двух факторов, двух сил: с проса и предложения.

Именно это взаимодействие и  позволяет находить ответы на 3 главных  экономических вопроса: Что, для  кого и как производить.

Рынок – место добровольных сделок, а потому продажа товаров происходит лишь в том случае, если обе стороны  – продавец и покупатель – ухитряются найти обоюдовыгодный компромисс. И  имя этого компромисса – цена.

Суть рыночного процесса – свободный  и добровольный поиск партнеров  по сделке и цены, при которой  владелец товара будет согласен его  продать , а покупатель – решится  купить. Процесс согласования цен  вовсе не обязательно предполагает встречу владельца товара лицом  к лицу с покупателем. Когда вы бросаете взгляд на витрину магазина и, решив, что указанная на ярлыке цена слишком высока для вас, проходите  мимо, вы тоже формируете рыночную цену. Ведь отсутствие покупателей в магазине заставляет продавца задуматься над  тем, почему его товары так плохо  продаются.

Дух соперничества служит в экономике вспомогательным  «двигателем» развития. Наиболее ярким  проявлением этой особенности человеческой натуры является конкуренция.

А. Смит связывает конкуренцию  с эгоистической природой человека. Отождествляя конкуренцию со «злом», Смит в основу экономических знаний закладывает модель поведения «экономического  человека», наделяя его алчными  и эгоистическими свойствами, стараясь, таким образом, в основу поведения  человека положить рациональные принципы поведения.

Конкуренция - экономическое  состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение  как можно большего числа покупателей  и получения благодаря этому  максимальной выгоды.

Значение конкуренции выражается в понятиях конкурентного и неконкурентного  рынков. Эти понятия, их различия будут  рассмотрены далее.

 

    1. Виды рынков: конкурентный и неконкурентный рынки

 

Рынок можно классифицировать по многим критериям  и выделить различные его виды. Но в данной курсовой речь будет  идти о рынках, критерием классификации  которых будет являться конкуренция.

Итак, рынок может быть как стихийным, речь идет о конкурентном рынке, так  и организующим, неконкурентным.

Информация о работе Конкурентные и не конкурентные рынки в микроэкономике