Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:40, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России характеризуется все более широким использованием терминов «монополия», «конкуренция» и целым рядом других, связанных с конкурентностью рынков. Очень важно различать все эти понятия. В современной России существуют разные виды рынков, которые разделены на конкурентные и неконкурентные. Каждый потребитель должен хорошо владеть информацией и использовать ее для максимизации своей выгоды на этих рынках, то есть покупатель должен умело ориентироваться в конкурентной и неконкурентной среде, тогда он удовлетворит свои потребности, уменьшив расходы.
Введение
Глава I. Структура и сущность рынка
1.1 Понятие и структура рынка……………………………………………………………………………………..6
1.2 Виды рынков: конкурентный и неконкурентный рынки……………………………………… 9
Глава II. Конкурентный рынок
2.1 Понятие конкурентного рынка, его основные черты………………………………..………….12
2.2 Условия существования конкурентных рынков…………………………………………………….15
2.3 Виды конкурентных рынков…………………………………………………………………………………..16
Глава III. Неконкурентный рынок
3.1 Понятие неконкурентного рынка и его основные черты …………………………………….19
3.2 Условия возникновения…………………………………………………………………………………………21
3.3Виды неконкурентных рынков ……………………………………………………………………………...22
Заключение
Список используемых источников
Содержание
Введение
Глава I. Структура и сущность рынка
1.1 Понятие
и структура рынка…………………………………
1.2 Виды рынков: конкурентный и неконкурентный
рынки……………………………………… 9
Глава II. Конкурентный рынок
2.1 Понятие конкурентного рынка,
его основные черты………………………………
2.2 Условия существования
2.3 Виды конкурентных рынков………………
Глава III. Неконкурентный рынок
3.1 Понятие неконкурентного рынка
и его основные черты ………………………
3.2 Условия возникновения………………………
3.3Виды неконкурентных рынков
…………………………………………………………………………….
Заключение
Список используемых источников
Корректурный лист
Введение
Актуальность темы исследования.
Развитие рыночных отношений в России
характеризуется все более
Для решения принципиальных
вопросов развития экономики нашей
страны государство проводит определенную
политику в сфере ограничения
монопольной власти. Антимонопольная
политика заключается в поддержании
конкуренции в нормативно-
Таким образом, исследование проблем конкурентности рынков актуально в наше время. Это обусловлено тем, что конкурентные и неконкурентные рынки, а именно, какой из них будет господствовать рыночной системе, определяют процесс экономического роста страны в целом.
Степень разработанности
проблемы. Изучение сущности конкурентных
и неконкурентных рынков занимает особое
место в теоретических и
Цель и задачи исследования. Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные различия конкурентного рынка от неконкурентного, то есть провести сравнительный анализ этих видов рынка. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- дать понятие «рынок» и определить его сущность;
- определить роль конкуренции на рынках;
- определить понятия «
- рассмотреть основные черты таких рынков;
- описать структуры рынка,
подходящие под описание
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретическую и методологическую базу данной работы составляют такие общенаучные методы, как логический, сравнительный, системный, историко-генетический анализ, структурно-функциональный и также специальные методы экономического анализа: субъективно-объективный, категориальный.
Эмпирической базой послужили статистические материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати, материалы Государственного комитета по статистики РФ.
Нормативно-правовую базу составили закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ.
Структура работы. Поставленная цель, задачи и используемые методы исследования обусловили структуру данной курсовой работы. Она состоит из введения, из восьми параграфов, объединенных в три главы, и списка используемых источников.
Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, ставится цель и задачи исследования.
Первая глава «структура
и сущность рынка» посвящена рынку,
его составляющим, и значению, которое
он играет в жизни людей, а также
рассматривается понятие «
Во второй главе «конкурентный рынок» говорится об особенностях такого рынка, какие черты ему присущи, и при каких условиях он может образоваться, а также приводятся примеров такого рынка.
В третьей главе «неконкурентный рынок» рассматриваются особенности монополизированных структур, их черты, и какие условия нужны для их появления, а также барьеры для вступления в такие отрасли рынка.
В заключении подводится общие итоги работы, и формулируются выводы.
Глава I. Структура и сущность рынка
Вопрос о том, как скоординировать усилия людей, добиться, чтобы они тратили свои силы и ресурсы природы на изготовление именно того, что нужно обществу был одним из главных еще для Адама Смита, много размышлявшего о механизмах координации экономической жизни. Смит пришел к выводу, что такая координация деятельности миллионов людей становится возможной благодаря стремлению человека к выгоде и его склонности к обмену. Эти черты человеческой природы и лежат в основе экономического механизма нашей цивилизации. Именно этот механизм заставляет людей действовать так, как необходимо обществу в целом. Смит писал об этом: «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, как и во многом другом, приведет к результату, о котором он сам и не помышлял».
Загадочным термином «невидимая рука» со времен Адама Смита экономисты называют механизм рыночных отношений между людьми, или, короче говоря, механизм рынка. Говоря о рынке, мы имеем в виду не какую-то конкретную площадь, где собираются продавцы и покупатели, а явление куда более сложное и объемное, очень древнее и притом жизненно важное для человечества и по сей день. Нет страны, в которой нельзя было бы найти тех или иных элементов рыночных отношений.
Рынок - это вся совокупность форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, предназначенных для того, чтобы свести вместе в коммерческих целях продавцов и покупателей и дать возможность первым продать, вторым – купить товары.
В понятие «рынок» входят и продовольственные базары, и вещевые «толкучки», и дорогие универмаги, и всевозможные биржи, ярмарки, банки, транспортные организации и т.д. Иными словами, все организации, которые помогают производителю и покупателю найти друг друга, и все юридические документы, регулирующие их отношения, - все это элементы рынка.
В рыночной экономике любой товар (в том числе и способность к труду) меняется на деньги, а деньги меняются на товар. Даже в тех случаях, когда товар меняют прямо на товар (это часто называют бартерными сделками), незримым фоном обмена выступают деньги, через которые обе стороны соизмеряют выгодность своего поведения.
В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия своих рук, собственный земельный участок или умение организовывать коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям наилучший товар и на наиболее выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе и открывает себе дорогу к росту благосостояния.
«Невидимая рука» рынка заставляет каждого думать об интересах других, потому что иначе его товар может оказаться ненужным и вместо выгоды получаются одни убытки. Адам Смит писал: « Предприниматель имеет в виду лишь собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». При этом все – и продавцы, и покупатели – каждый день ищут лучший вариант компромисса между своими интересами. Именно потому можно без особого преувеличения назвать рынок коллективным разумом человечества.
К сожалению, рыночный «мыслительный процесс» тоже не безупречен – он вовсе не обеспечивает идеального решения всех проблем. Метод работы рынка – метод проб и ошибок. Не случайно экономическая история полна примеров тяжелейших неурядиц, кризисов и даже катастроф, которые поражали многие страны, несмотря на их многовековые рыночные традиции.
И все
же механизм рынка допускает куда
меньше ошибок, чем самые мудрые
плановики. Причина проста – рынок
позволяет экономике гибко
Как ни упорядочен, как ни регулируем современный рынок, его природа остается в основном неизменной – это столкновение продавцов и покупателей, обладающих полной свободой хозяйственной деятельности потом абсолютно самостоятельно решающих для себя главные вопросы экономики: что, как производить и кому и по какой цене продавать, а также как использовать полученные доходы.
Итак, как мы выяснили, рынок представляет собой совокупность субъектов и объектов рыночных отношений.
Субъектами рыночных отношений выступают участники рыночных сделок, а именно: покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица, юридические лица, к которым относятся разного рода предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.
Покупатели — это потребители, которые приобретают товары и услуги, а также фирмы, которые покупают труд, капитал, сырье и материалы, используемые ими для производства товаров и услуг. К продавцам относятся фирмы, продающие товары и услуги; работники которые продают свои трудовые услуги; а также владельцы ресурсов, которые предоставляют в аренду землю или продают минеральные ресурсы фирмам. Взаимодействия продавцов и покупателей, взятые вместе, формируют рынки.
А объекты рынка – это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Это материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства - средства производства; рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшества и идеи.
Жизнь рыночной экономики – это постоянное взаимодействие двух факторов, двух сил: с проса и предложения.
Именно это взаимодействие и позволяет находить ответы на 3 главных экономических вопроса: Что, для кого и как производить.
Рынок – место добровольных сделок, а потому продажа товаров происходит лишь в том случае, если обе стороны – продавец и покупатель – ухитряются найти обоюдовыгодный компромисс. И имя этого компромисса – цена.
Суть рыночного процесса – свободный и добровольный поиск партнеров по сделке и цены, при которой владелец товара будет согласен его продать , а покупатель – решится купить. Процесс согласования цен вовсе не обязательно предполагает встречу владельца товара лицом к лицу с покупателем. Когда вы бросаете взгляд на витрину магазина и, решив, что указанная на ярлыке цена слишком высока для вас, проходите мимо, вы тоже формируете рыночную цену. Ведь отсутствие покупателей в магазине заставляет продавца задуматься над тем, почему его товары так плохо продаются.
Дух соперничества служит в экономике вспомогательным «двигателем» развития. Наиболее ярким проявлением этой особенности человеческой натуры является конкуренция.
А. Смит связывает конкуренцию с эгоистической природой человека. Отождествляя конкуренцию со «злом», Смит в основу экономических знаний закладывает модель поведения «экономического человека», наделяя его алчными и эгоистическими свойствами, стараясь, таким образом, в основу поведения человека положить рациональные принципы поведения.
Конкуренция - экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получения благодаря этому максимальной выгоды.
Значение конкуренции
Рынок можно классифицировать по многим критериям и выделить различные его виды. Но в данной курсовой речь будет идти о рынках, критерием классификации которых будет являться конкуренция.
Итак, рынок может быть как стихийным, речь идет о конкурентном рынке, так и организующим, неконкурентным.
Информация о работе Конкурентные и не конкурентные рынки в микроэкономике