Конкурентные и не конкурентные рынки в микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России характеризуется все более широким использованием терминов «монополия», «конкуренция» и целым рядом других, связанных с конкурентностью рынков. Очень важно различать все эти понятия. В современной России существуют разные виды рынков, которые разделены на конкурентные и неконкурентные. Каждый потребитель должен хорошо владеть информацией и использовать ее для максимизации своей выгоды на этих рынках, то есть покупатель должен умело ориентироваться в конкурентной и неконкурентной среде, тогда он удовлетворит свои потребности, уменьшив расходы.

Содержание

Введение
Глава I. Структура и сущность рынка
1.1 Понятие и структура рынка……………………………………………………………………………………..6
1.2 Виды рынков: конкурентный и неконкурентный рынки……………………………………… 9
Глава II. Конкурентный рынок
2.1 Понятие конкурентного рынка, его основные черты………………………………..………….12
2.2 Условия существования конкурентных рынков…………………………………………………….15
2.3 Виды конкурентных рынков…………………………………………………………………………………..16
Глава III. Неконкурентный рынок
3.1 Понятие неконкурентного рынка и его основные черты …………………………………….19
3.2 Условия возникновения…………………………………………………………………………………………21
3.3Виды неконкурентных рынков ……………………………………………………………………………...22
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая исправленная.docx

— 66.21 Кб (Скачать файл)

Говоря  о таких рынках, надо иметь в  виду способность участников или  участника влиять на уровень цены. Иногда попытка повысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цены приносит убытки и затрудняет возмещение издержек.

Основа  конкурентного рынка - это участие  независимых товаропроизводителей с разными условиями производства и особыми характеристиками товара в конкуренции.

Основа  неконкурентного рынка - это наличие  узкой группы производителей одного, конкретного товара. Здесь присутствуют сговор, стандарт качества и др.

Сочетание между конкурентным и неконкурентным рынком должно быть оптимальным. А именно - максимум конкуренции при минимуме монополии. Сдвиг этого оптимума для общества обернется большими потерями.

Чтобы долее рассматривать  конкурентные и неконкурентные рынки, надо вспомнить, какие рыночные структуры  выделяются в экономических науках.

Структура рынка по определению, данному  в законе РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках»,- это «совокупность  количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих  субъектов и доли, занимаемые ими  на рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа и выхода на рынок; открытость рынка для международной  торговли».

Существует несколько структур рынка

  • Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.
  • Олигополия— рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, обычно от 2 до 7, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.
  • Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.
  • Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.
  • Монополия— рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
  • Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узкоспециализированных компаний.
  • Монопсония— рынок, на котором присутствует только один покупатель.
  • Совершенная конкуренция- теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.

Количественными показателями, используемыми для оценки структуры  товарного рынка данным ведомством, являются:

    1. Численность продавцов, действующих на данном товарном рынке;
    2. Доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;
    3. Показатели рыночной концентрации.

Качественными показателями, характеризующими структуру рынка, согласно порядку проведения анализа  и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках являются барьеры входа в отрасль.

Итак, было сказано, что рынки  делятся на конкурентные и неконкурентные, основное отличие которых состоит  способности влияния на цену отдельных  участников рыночного процесса.

В последующих главах курсовой работы будет рассмотрено, какие  из структур рынка являются конкурентными, а какие нет, что их отличает друг от друга и почему государство  вынуждено вмешиваться, ограничивая  монопольную власть. Но вначале разберемся с конкурентным рынком.

 

Глава II. Конкурентный рынок

 

2.1 Понятие конкурентного  рынка, его основные черты

 

Конкуренция - экономическое  состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение  как можно большего числа покупателей  и получения благодаря этому  максимальной выгоды.

А.Смит трактовал конкуренцию  как поведенческую категорию, когда  индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более  выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

В федеральном законе «  О защите конкуренции» №135 от 26 июля 2006 дается следующее определение, конкуренция  – это соперничество хозяйствующих  субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается  или ограничивается возможность  каждого из них в одностороннем  порядке воздействовать на общие  условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Итак, конкурентный рынок - это  свободный рынок, без входных  барьеров и препятствий конкуренции. Это параметры инфраструктуры рынка, оказывающие влияние на условия  реализации товара и на его цену.   Чем меньше фирмы могут оказывать влияние на рынок, где они реализуют свой товар, тем более конкурентным считается рынок. Если отдельные фирмы в состоянии воздействовать на условия продажи своего товара и на его цену, то фирмы ведут между собой конкурентную борьбу.

Понятие «конкурентная борьба»  включает в себя способы поведения  отдельных фирм на рынке. Победить в  конкурентной борьбе – значит склонить в свою сторону выбор потребителя.

Конкуренция – основной механизм рынка. Препятствий для  вступления в этот процесс или  выхода из него не существует. Его участники  постоянно стоят перед выбором: либо приложить огромные усилия, чтобы  «вписаться» в виражи прогресса  и опередить тех, кто добился успехов, либо смириться с потерей доходов.

Первой чертой конкурентного рынка  является рыночная цена.

Рынки делают возможными сделки между продавцами и покупателями. Различные количества товаров продаются  по определенным ценам. На конкурентных рынках обычно господствует единая цена — это и есть рыночная цена.

Рыночная цена — это  цена, преобладающая на конкурентном рынке, при которой количество товаров  и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители  желают предложить.

При равновесной (рыночной) цене:

– цена, при которой спрос и  предложение равны друг другу;

– цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

– цена, которая не обнаруживает тенденцию  к росту или снижению.

Конкуренция, взаимосвязь спроса и  предложения привели к установлению равновесия цен на рынке. Цены на рынке  находятся в постоянном движении, так как спрос и предложение  не постоянны, происходят изменения. Эти  изменения взаимосвязаны. Каждое изменение  цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Часто такие  изменения происходят довольно быстро.

Например, фондовый рынок – это  высококонкурентный рынок, так как  на каждую акцию существует множество  продавцов и покупателей. Каждый, кто инвестирует в ценные бумаги, знает, что цена каждой отдельной  бумаги изменяется каждую минуту и  может заметно вырасти или  упасть всего за один день.

Так как на конкурентном рынке производители  не могут влиять на ценообразование, то рыночную цену так же задают не они, цена считается заданной рынком. Они  приспосабливаются к таким ценам, как и покупатели, то есть выступают  ценополучателями. Именно поэтому, например, кривая спроса в условиях совершенной  конкуренции на продукцию всегда горизонтальна, то есть спрос абсолютно  эластичен.

Можно привести пример: тысячи фермеров производят пшеницу, которую  покупают тысячи покупателей, чтобы сделать из нее муку и другие продукты. В результате ни один фермер и ни один покупатель пшеницы не могут заметно повлиять на ее цену.

Другой чертой конкурентного  рынка является большое количество покупателей и продавцов.

Общий же критерий такой  классификации – это количество участников. Штакельберг занимался  этим вопросом, и выделил несколько  структур.

Типы строения рынков по Штакельбергу:

Покупатели

Продавцы

 

Много

Несколько

Один

Много

Двухсторонняя 
полиполия

Олигополия

Монополия

Несколько

Олигопсония

Двусторонняя олигополия

Монополия, ограниченная олигопсонией

Один

Монопсония

Монопсония, ограниченная олигополией

Двухсторонняя монополия


  

        

            В конкурентном рынке существует множество или несколько продавцов и покупателей. Их доля на рынке не велика, и воздействие на цену товара любого экономического агента в условиях конкурентного рынка ничтожно.

Это хорошо можно увидеть на многих рынках природных ресурсов, а именно угля, стали, древесины.

Существуют рынки, которые  характеризуются небольшим количеством  производителей, и все же могут  рассматриваться как конкурентные с точки зрения их анализа. Например, американская авиационная отрасль  включает в себя десятки фирм, но большинство маршрутов обслуживает  лишь несколько фирм. Тем не менее, поскольку конкуренция между  этими фирмами зачастую является жесткой, при решении каких-то задач этот рынок можно рассматривать как конкурентный.

Таким образом, конкурентному  рынку присущи некоторые черты: формирование рыночной цены, большое  количество субъектов (покупателей  и продавцов). Но без понятия «конкуренции»  нельзя говорить о какой-либо конкурентности рынков, потому что именно она является основой их возникновения. Рассмотрим подробно условия, при которых они  возникают.

 

2.2 Условия существования конкурентных  рынков

 

На экономическом рынке существуют четыре условия возникновения конкуренции:

– наличие на рынке большого количества производителей любого конкретного  продукта или ресурса;

– свобода выбора хозяйственной  деятельности производителей;

– есть соответствие между тем, что  определяет спрос, и тем, что определяет предложение;

– наличие рынка средств производства.

Оптимального положения на рынке  хозяйствующие субъекты достигают  в результате получения ими экономической  самостоятельности. То есть, если они  получают право владения, пользование  и распоряжение выработанной продукцией.

В то же время экономическая  самостоятельность порождает: стремление выделяться среди равных, доказать свои преимущества, утвердить свое господство, обеспечить себе более  выгодное положение, большую прибыль. Это и порождает конкуренцию. Это жестокий и конфликтный метод  взаимодействия рыночных субъектов: достижение поставленных предпринимателем своих  целей возможное лишь за счет поражения  интересов других деловых людей.

Итак, мы выяснили, что основной причиной возникновения конкуренции, благодаря которой образуется конкурентный рынок, является свобода хозяйствующих  субъектов. А возникновение совершенной  конкуренции уже диктуется дополнительными  условиями, которые будут рассмотрены  далее.

рынок монополия  конкуренция ценовой

2.3 Виды конкурентных рынков

 

Совершенная (чистая) конкуренция.

Совершенная конкуренция предполагает выполнение следующих условий:

  1. На рынке имеется в наличии большое количество независимых производителей; размеры производства каждого малы относительно размеров рынкам - поэтому ни один из них не может оказать влияние на рыночную цену;
  2. Фирмы производят однородную продукцию;
  3. Покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах;
  4. Продавцы действуют независимо друг от друга, не сговариваясь о ценах;
  5. Фирмы могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.

Э.Чемберлин полагает, что  чистая конкуренция является нежизненной, искусственной абстракцией и  не может рассматриваться как  исходная база для описания реальности. Даже при любом большом числе  производителей и продавцов данного  вида товаров каждый из них предлагает покупателям по существу свой особый дифференцированный продукт.

Дж. Робинсон, крупнейший ученый, внесший значительный вклад в  теорию несовершенной конкуренции, считает, что понятие «совершенная конкуренция» слишком идеализирует реальную экономику.

Информация о работе Конкурентные и не конкурентные рынки в микроэкономике