Конкурентоспособность экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является определение сути современного понимания конкурентоспособности экономики, особенностей и факторов на нее воздействующих как внешних - со стороны мировой экономики, так и внутренних, направлений развития теории конкурентоспособности.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач, последовательно раскрывающих тему:
- Выявление сущности конкуренции и её видов;
-Рассмотрение уровней конкурентоспособности и факторов, на нее влияющих;

Вложенные файлы: 1 файл

mirovaya_ekonomika_kursovaya_tipa.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Для оценки степени монополизации рынков в установленных товарных и географических границах в мировой и отечественной практике чаще всего используются коэффициент Херфиндаля – Хиршмана и коэффициент концентрации.

Коэффициент Херфиндаля – Хиршмана (НН1) рассчитывается по формуле:

          ННI = 3 (А),

      где: А – доля 1-ой компании в% на рынке определенного товара;

п – количество компаний на рассматриваемом рынке.

Для верхнего уровня монополизации, когда на рынке работает один товаропроизводитель, ННI составляет 10000. Критерием допустимой монополизации рынка в США принят ННI = 1000, что соответствует 10 участникам рынка с равными долями.

Из других показателей  чаще всего используется Коэффициент  концентрации, представляющий собой  сумму долей (в процентах) 3-х (СR-3), 4-х (СR-4), 7-и (СR-7), 20-и (СR-20) или другого принятого количества крупнейших компаний на рынке данного товара.

Для оценки степени монополизации  рынка на практике чаще используется трехпороговая оценочная шкала  Бейна. В соответствии с ней выделяются 4 типа рынка: а) высококонцентрированные олигополии, где СR. – 4 выше 65% и СR. – 8 выше 85%; б) умеренно концентрированные олигополии при 50%<СR-4<65% и 70%<СR-8<85%; в) низкоконцентрированные олигополии при 35%<СR-4<50% и 45%<СR-8<70%; г) неконцентрированный рынок при СR-4<35% и СR-8<45%.

В соответствии с Законом  РФ «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» монополизированным признается рынок с долей на нем  одного хозяйствующего субъекта или  связанной экономическими и / или организационными отношениями группы хозяйствующих субъектов 65% и более. В интервале между 35% и 65% использование доминирующего положения должен доказать МАП РФ. Доля менее 35% как признак монополизации рынка не рассматривается.

Рассмотрим основные формы борьбы с монополизацией рынков.

Контроль слияний. Наибольшее значение при контроле монополизации рынков имеет контроль слияний хозяйствующих субъектов, работающих на одном рынке товаров и услуг. Под контроль чаще всего подпадают крупные корпорации, занявшие достаточно большую долю рынка (в соответствии с установленными критериями), близкую к контролируемому государством уровню концентрации.

Пресечение доминирующего  положения. Для рассмотрения антимонопольными органами дела об использовании доминирующего положения необходимо письменное обращение потерпевшего с указанием существа нарушения и финансовых потерь. Возбуждение дела возможно по отношению к любой фирме, нарушающей антимонопольное законодательство. Однако, как правило, интерес антимонопольных органов вызывают достаточно крупные фирмы с долей на рынке около 50% в установленных границах. Доказательства нарушения и обращение в суд при достаточных основаниях возлагается на антимонопольные органы (ФТК).

Чаще всего использование  доминирующего положения заключается в установлении монопольно высокой или низкой цены на товар или ограничении доступа на рынок конкурентов.

Недопущение ограничения  конкуренции. Ограничение конкуренции не допускается любыми возможными способами. Например, нельзя установить одному участнику рынка более высокие цены за аренду помещений, чем его конкурентам. Для этого проводится конкурс между желающими войти в круг арендаторов. Не допускается устанавливать для какой-либо фирмы более высокие цены на товары, сырье, материалы и т.п., чем ее конкурентам и т.д.

Монополизация рынков допускается  законодательством только владельцам интеллектуальной собственности (патента), так называемая «патентная монополия».

Противодействие сговору. Наиболее распространено нарушение антимонопольного законодательства в виде сговора с целью установления монопольно высоких (низких) цен, недопущения конкурентов на рынок или других способов его монополизации. Как правило, сговор не оформляется документально, поэтому его трудно доказать. Вместе с тем, определенные приемы доказательства сговора разработаны и применяются.

В случае наличия документа, подтверждающего сговор решение  антимонопольных органов не требует  дополнительного обоснования.

Разделение монополиста  на несколько частей. Эта мера на практике используется достаточно редко. Вместе с тем, в мировой практике она имеет место.

Защита конкуренции  на конкурсных торгах. Конкурсные торги - наиболее эффективный метод реализации преимуществ свободной конкуренции при покупке и продаже, позволяющий исключить фаворитизм, коррупцию, нечестные сделки.

Конкурсные торги при  публичном распределении контрактов на поставки или работы, в том  числе, для нужд правительства, являются важным методом защиты интересов  общества. Сравнительный анализ конкретных случаев заключения контрактов на поставки при одном участнике и при проведении конкурса показали, что цены, предложенные правительству в отсутствие конкуренции были существенно ниже, чем при конкурсе. При увеличении числа заявок предлагаемая стоимость проекта повышается от 2 до 18% '. В США ежегодно раскрываются сотни контрактов с фальсифицированными заявками, и Правительство взыскивает с виновных миллионы долларов. Значительное число фальсифицированных заявок было выявлено и в других странах, в том числе в Германии и Японии.

Фальсификация заявок - достаточно распространенный метод нарушения правил конкуренции не только в мировой практике, но и в России. Под фальсификацией заявок понимается ситуация, при которой заявители приходят к соглашению не конкурировать между собой на конкурсе, и контракт достается определенному ими по сговору участнику. В сущности, заявители соглашаются сообща действовать в качестве монополии. Для противодействия этому выработана процедура проведения конкурсов, применяемая и в России. Ответственность за нарушение правил проведения конкурсов различна в разных странах.

Обязательным условием конкурса является четкое установление его условий, изложенных в объявлении о конкурсе. Это побуждает фирмы-заявители  к конкуренции. К тому же Правительство  получает возможность требовать от победителя полного их выполнения. В заявке заявитель указывает свою компетентность в сфере выполнения конкурсных работ, опыт выполнения аналогичных контрактов и / или предложения о путях реализации намеченных контрактом работ.

Нередко образуются долгосрочные картели фальсификаторов, которые работают на серию контрактов. Они используют различные тактические схемы фальсификации заявок.

Ротация заявок. Участники картеля договариваются по очереди выигрывать конкурс. Остальные подают дополняющие заявки, не претендующие на выигрыш.

Деление рынка. Заявки могут быть разделены по географическому или иным признакам.

Выплаты. Победитель торгов делает выплаты остальным участникам из «дополнительной» прибыли, полученной вследствие фальсификации. Выплаты могут принять форму субподрядов.

Сдерживание заявок. Некоторые из вероятных участников договариваются не подавать заявок, это позволяет одному из них подать выигрывающую заявку.

 Угрозы. В некоторых случаях конкурентам, которые не хотят вступать в картель, угрожают физическими или экономическим неприятностями.

Коррупция. Устроители торгов государственные чиновники заведомо создают определенному заявителю условия для выигрыша конкурса (например, информируют о необходимом для выигрыша содержании заявки или не допускают к участию в конкурсе конкурентов).

Все отмеченные нарушения  при проведении конкурсных торгов имели  место в России при проведении приватизации. Примером может служить  конкурс на приобретение государственного пакета акций АО «Норильский никель».

Существуют меры по пресечению или существенному ограничению  фальсификации конкурсов.

  1. Желательно, чтобы конкурсы были открытыми (каждый желающий имел бы право подать заявку) и чтобы участники торгов не знали друг друга.
  2. Целесообразно, чтобы в торгах участвовало как можно больше заявителей. В этом случае сложнее сговориться и больше вероятности проведения честных конкурентных торгов.

Все заявки должны включать заявление за подписью участника  о том, что заявка подготовлена самостоятельно и в соответствии с антимонопольным законодательством, подана независимо от других, не обсуждалась с другими потенциальными участниками торгов. По законодательству США и некоторых других стран ложное заявление подобного характера рассматривается как мошенничество и карается в соответствии с уголовным законодательством.

4. Полезно анализировать заявки и другую информацию о предыдущих конкурсах, субподрядах и похожих контрактах. Из них, иногда, можно выявить участников картеля фальсификаторов.

  1. Следует четко устанавливать количественные и качественные критерии отбора победителей. Иногда, кроме цены, критерием может выступать качество выполненных аналогичных контрактов, финансовое состояние заявителя и т.д. В этом случае, оценка будет производиться более квалифицированно.
  2. При равных заявках, возникают сложности отдания предпочтения одному заявителю. По возможности, не следует делить контракт поровну. В этом случае фальсификаторы могут подавать идентичные заявки. Предпочтительнее присуждать контракт наугад, например, подбросив монетку.
  3. При организации торгов необходимо сохранять недоступность сведений об их участниках. Это затрудняет сговор и воздействие фальсификаторов на остальных. При этом, сама процедура проведения конкурса должна быть открытой.

Антимонопольные органы обладают достаточно большими полномочиями. Они имеют право доступа к любым необходимым им документам фирм, на которые возбуждено дело, имеют право проведения обследований, направляют дело в суд. При этом антимонопольные органы отвечают за конфиденциальность полученной информации и не могут осуществлять действий, следствием которых может быть нанесение фирмам какого бы то ни было финансового ущерба. Окончательное решение о нарушении антимонопольного законодательства и применении санкций принимает суд.

Размещено

 

 

 

2.2. КОНКУРЕНТНЫЕ  ПРЕИМУЩЕСТВА И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ  ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

 

Необходимо понять, как  страна создаёт и удерживает конкурентное преимущество. На современном этапе  возможности стран не ограничены.

Для понимания природы  конкуренции основной единицей является отрасль (неважно, перерабатывающая или из сферы услуг), либо отрасли, т.е. группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя продукты со сходными источниками конкурентного преимущества. Кроме того, могут быть родственные отрасли, у продукции которых- те же показатели, технология производства или каналы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу. На практике границы всегда весьма расплывчаты.

Разрабатывая конкретную стратегию, страны стремятся найти  и воплотить способ выгодно и  долговременно конкурировать в  своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает страна, может принести успех.

Конкретная стратегия  должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли  и процесса её изменения. В любой  отрасли экономики- неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже- как было замечено ранее - конкуренцию в отрасли определяют следующие факторы:

1) конкурентоспособность  страны;

2) конкурентоспособность  отросли;

3) конкурентоспособность  смежных отраслей;

4) конкурентоспособность донного рынка;

5) конкурентоспособность  изготовителя и его конкурентов;

6) конкурентоспособность  поставщиков;

7) конкурентоспособность  товаров на рынке;

8) конкурентоспособность товаров - заменителей;

9) форма рынка, количество  изготовителей (продавцов) и покупателей;

10) размер (объем) рынка;

11) среднеотраслевая норма  прибыли;

12) стадия жизненного  цикла рынка;

13) доступ на рынок  (высота барьеров);

14) качество правового  обеспечения;

15) сила конкуренции  на рынках продавцов и покупателей;

16) политика ценообразования;

17) качество сервиса;

18) качество подготовки  специалистов в отрасли;

19) качество управления (менеджмента).

Экономика нынешней России, приобретя некоторые черты рыночной, сохранила и черты старой системы. В итоге круг тех, кто может успешно вести бизнес, сужается, что и делает монополистичной целиком всю экономику.

Поэтому не случайно, что  все более распространенным становится мнение, что деньги можно зарабатывать, только имея «особые отношения» с  властью (например, муниципальной), которая рассматривает любой бизнес на своей территории как свою вотчину и, ограждая «свои» фирмы от конкуренции, получает экономическую ренту.

Одним из факторов низкой конкурентоспособности России на мировом  рынке является коррупция в высших эшелонах власти и несознательность большинства наших граждан. В “карманах и кошельках” высоких чиновников незаконным образом накоплены большие средства, и эти средства “работают” лично на них, в то время как должны быть включены в оборотный капитал какого либо промышленного предприятия и работать на государство.

Необходимо также обозначить еще одну большую проблему - ограничения, наложенные на конкуренцию на рынке рабочей силы. В первую очередь это ограничения, сдерживающие ее мобильность. На сегодняшний день в России рабочая сила прикована к индустриальным городам системой регистрации и связанной с ней системой социальных благ. Семья безработного, живущая в экономически неблагоприятном районе, имеет пособие по безработице и экономические субсидии, все члены семьи лечатся бесплатно, а дети получают бесплатное среднее образование и бесплатно пользуются услугами детских садов.

Информация о работе Конкурентоспособность экономики