Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование политики антимонопольного регулирования, неотрывно связанной с понятием «конкуренция», как составляющие одного целого экономического процесса.
Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
- определить понятия конкуренции и антимонопольной политики;
- провести анализ факторов конкурентоспособности на рынке отечественного предприятия;
- изучить проблему формирования конкурентной среды и антимонопольного регулирования;
- высказать собственное мнение на исследуемую проблематику.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….……3
1.КОНКУРЕНЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………..….5
1.1 Понятие и основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства………………………………..………5
1.2 Понятие и сущность конкуренции……………………………………….8
1.3. Понятие факторов конкурентоспособности…………….…………….11
2.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ..13
2.1. Характеристика исследуемого предприятия…………………….……13
2.2 Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь и использование антимонопольного регулирования………………………….…17
3.CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ…………………………..25
3.1. Предложения по формированию конкурентных преимуществ и
укреплению рыночной позиции исследуемого предприятия……………....25
3.2. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………..….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...32
За многие годы
машины с маркой «Амкодор» завоевали
репутацию высокого качества и надежности,
они неприхотливы, выносливы и
производительны в жестких
Популярность техники предприятий ОАО «Амкодор» высока. Компания имеет торговые связи со многими государствами мира. Создана и функционирует дилерская сеть по продаже и сервисному обслуживанию выпускаемой техники.
ОАО «Амкодор» использует комбинацию всех видов продвижения своей продукции на рынках. Прим этом, делается акцент на рекламу и участие совместно с дилерами в выставках специальной техники.
В настоящее время с обществом работают более 50 дилеров в странах СНГ и Прибалтики, дальнего зарубежья. Создавая дилерскую сеть, общество организовывает предпродажное обслуживание продаваемой техники, гарантийный и послегарантийный сервис, капитальный ремонт, поставку запасных частей, как на самом ОАО «Амкодор», так и на станциях технического обслуживания дилеров. Применяется гибкая система расчетов.
На базе экспериментального цеха, расположенного на территории завода «Ударник», идет освоение новых машин. В последние годы созданы малогабаритные погрузчики с бортовым поворотом, шасси с телескопической стрелой, вилочный автопогрузчик грузоподъемностью 3 тонны и высотой подъема груза до 7 метров.
Для создания современной техники необходимо прогрессивное оборудование. Перевооружение завода «Ударник» началось в 2003 году, когда стало поступать оборудование зарубежного производства. В 2004 г. было закуплено и внедрено в производство 12 металлорежущих станков американской фирмы HAAS и корейской фирмы DOOSAN, в их числе 3 обрабатывающих центра и 9 токарных станков с ЧПУ.
В 2005 г. к ним
добавилось 2 обрабатывающих центра и
2 токарных станка с ЧПУ фирмы HAAS.
В 2006 году участок станков с ЧПУ пополнился
6 токарными станками фирмы HAAS; еще один
токарный станок с контурной системой
управления был установлен на инструментальном
участке инструментально-
Основными конкурентами являются следующие предприятия в РФ:
- максимальная длина бурения:
завод «Стройдормаш» - 2 м;
УП «Амкодор-НТЦ» - 3 м;
завод «Стройдормаш» - 0,5 м;
УП «Амкодор-НТЦ» - 0,8 м.
завод «Стройдормаш» - 1000 кг;
УП «Амкодор-НТЦ» - 1400 кг;
завод «Стройдормаш» - 9000$
УП «Амкодор-НТЦ» - 11500$
2) г. Рыбинск, завод
«РАСКАТ», который выпускает каток
вибрационный асфальтовый ВА-
завод «Раскат» - 11 т
УП «Амкодор-НТЦ» - 11,5 т
завод «Раскат» -2100 см
УП «Амкодор-НТЦ» -2250 см
завод «Раскат» -31000$.
Оценка положения конкурентов
в отношении конкурирующей
Таблица 2.1 - Оценка конкурентов
Характеристика конкурирующей продукции |
Основные конкуренты предприятия | ||
завод «Стройдормаш» |
завод «РАСКАТ |
ОАО «Амкодор» | |
Занимаемая доля рынка, % |
9,23 |
5,77 |
2,15 |
Финансовое положение |
устойчивое |
устойчивое |
устойчивое |
Уровень технологии |
средний |
средний |
средний |
Качество продукции |
среднее |
среднее |
среднее |
Расходы на рекламу |
осуществляет |
осуществляет |
осуществляет |
Привлекательность внешнего вида |
средняя |
средняя |
средняя |
Время деятельности на рынке, лет |
25 |
20 |
28 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Рассмотрим такой
Возможности погрузчиков с бортовым поворотом (или мини-погрузчиков) поистине неисчерпаемы. При соответствующем навесном оборудовании их используют и на складе: как для строительных работ, уборки дорог и территории от мусора и снега, так и для погрузки-разгрузки насыпных грузов и грузов на поддонах.
Такая универсальность при очень компактных размерах и предопределила постоянно растущую популярность этой техники в нашей стране. Итоги 2011 г. показали, что отечественный рынок мини-погрузчиков увеличился на 30%. Для него характерна тенденция опережающего роста импортной техники, тогда как доля погрузчиков марки «Амкодор» уменьшается, невзирая на рост ее продаж. В 2011 г. доля погрузчиков «Амкодор» снизилась с 35 до 30%. И в последние годы тенденции поставок в Республику Беларусь показывают, что желание покупать качественную надежную технику (не самую дешевую) возрастает.
Рассматривая эконом-класс
Росту продаж техники эконом-класса в Беларуси способствует система государственных закупок. Она направлена на то, чтобы избежать необоснованных финансовых расходов. Главное при таком подходе – низкая цена. Хотя в мировых рейтингах опросов покупателей, которые эксплуатируют подобную технику, на первом месте стоит надежность, а стоимость занимает только пятую позицию.
Вслед за ценой при потребители выборе обращают внимание и такой очень важный показатель погрузчиков, как моторесурс. Он рассчитывается в моточасах или годах наработки до капитального ремонта. Так у техники ведущих японских производителей моторесурс выше китайских машин примерно в 2-2,5 раза, а разница в цене составляет всего 20%-30%. Моторесурс у японской техники установлен как минимум 15-20 лет.
Сегодня в Беларуси представлено пять официальных поставщиков новых погрузчиков, а неофициальных, продающих подержанную технику из европейских стран, значительно больше. У них погрузчики продаются, как правило, без гарантии, и покупатель берет на себя определенные риски. Тем не менее, в прошлом году бывшая в употреблении техника пользовалась неплохим спросом из-за своей дешевизны, поскольку покупательская способность наших субъектов хозяйствования снизилась. Сейчас она занимает порядка 15-20% рынка.
После надежности, цены и качества учитывается такой фактор, как система обслуживания, обеспеченность запчастями или ремонтопригодность погрузчиков. Если с этим все в порядке, то риск остановки производства из-за их поломки минимальный. Японские и европейские производители предпочитают продавать технику через своих официальных дистрибьютеров или дилеров. Соответственно, эти предприятия наделяются полномочиями сервисного обслуживания и несут все гарантийные обязательства на территории страны. У них должно быть наличие площадей для ремонта и обслуживания, обученные специалисты и сервисная техника. Хотя по большому счету, хорошая сервисная сеть для обслуживания погрузчиков в Беларуси существует только у двух зарубежных производителей.
Примерно 60-65% белорусского рынка занимают автопогрузчики с двигателями внутреннего сгорания, в основном – дизельные. Это преимущество не случайное, поскольку дизельные двигатели очень надежны, менее требовательны в эксплуатации и предназначены для проведения интенсивных погрузочно-разгрузочных работ. Кроме того, такие двигатели легче ремонтируются.
С 2008 года, когда в Беларуси
началось строительство логистических
центров с современной
2.2 Проблема
формирования конкурентной
В трансформационной экономике Беларуси появились разнообразные виды конкуренции в сфере товарного (оптовая и розничная торговля) и денежного обращения, на рынке банковских и страховых услуг, среди предприятий общественного питания и сферы услуг вместо здоровой конкуренции возникла «теневая» - между монопольными группами «дельцов», монопольными структурами по проведению ростовщических и спекулятивных операций.
Кроме того, имеет место конкуренция между иностранными экспортерами и белорусскими производителями на рынке производственной и бытовой электронной аппаратуры; между самими иностранными экспортерами на рынке транспортных средств (микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности, экскаваторы) в связи с отсутствием отечественных производителей; между ведущими автомобилестроительными фирмами республики, что обусловило создание на Минском автозаводе ПО «Белавтомаз» дилерской сети (здесь используются услуги посредников, системы гарантийного и сервисного обслуживания, принимаются новые управленческие решения), а также между действующими предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции и появляющимися мелкими и средними предприятиями (цехами) колхозов и совхозов. Однако данную конкуренцию нельзя назвать ни совершенной, ни эффективной.
Появление и развитие конкуренции на отдельных товарных рынках (потребительских товаров, торговых, бытовых, медицинских и строительных услуг, связи, автомобильного транспорта) обусловливает смену стратегии поведения отдельных хозяйствующих субъектов.
Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производительного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличению доходов коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения и, как следствие, росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Это ведет к банкротству ряда небольших коммерческих банков и укрепляет монополию крупных.
Сегодня на первый план в рыночной борьбе выступает уже не столько ценовая конкуренция, сколько конкуренция новых товаров и услуг, что весьма актуально и проблематично для предприятий промышленности Беларуси. На большинстве предприятий есть сложности в обеспечении производств современным оборудованием, использовании новых технологий, без чего изначально невозможно делать конкурентоспособную продукцию.
Немало производственников из-за боязни экономического риска предпочитают применять уже испытанные технологии для производства продукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы производить новую, конкурентоспособную продукцию, нужны деньги, а чтобы их заиметь — необходимо продать качественные изделия. В данной ситуации предприятиям важно не столько ждать помощи от государства, сколько самим производственникам проводить активную маркетинговую стратегию: изучать спрос, емкость рынка, динамику конкурентоспособности аналогичных товаров, мгновенно реагировать на изменения рынка и т.д.
За десять лет конкурентоспособность
отечественных предприятий
Однако уже в ближайшие годы эти резервы будут сокращаться, а только внутренние накопления не обеспечат требуемого наращивания производственного потенциала, особенно в части выпуска конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Вхождение республики в мировую экономику неизбежно потребует ее вовлечения в процесс глобализации, использования прямых иностранных инвестиций и опыта транснациональных корпораций.
Кризисные явления в
Беларуси не носят необратимого характера,
поскольку в определенной степени
сохранены потенциальная
Информация о работе Конкуренция и антимонопольная политика государства