Конкуренция и антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование политики антимонопольного регулирования, неотрывно связанной с понятием «конкуренция», как составляющие одного целого экономического процесса.
Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
- определить понятия конкуренции и антимонопольной политики;
- провести анализ факторов конкурентоспособности на рынке отечественного предприятия;
- изучить проблему формирования конкурентной среды и антимонопольного регулирования;
- высказать собственное мнение на исследуемую проблематику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….……3
1.КОНКУРЕНЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………..….5
1.1 Понятие и основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства………………………………..………5
1.2 Понятие и сущность конкуренции……………………………………….8
1.3. Понятие факторов конкурентоспособности…………….…………….11
2.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ..13
2.1. Характеристика исследуемого предприятия…………………….……13
2.2 Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь и использование антимонопольного регулирования………………………….…17
3.CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ…………………………..25
3.1. Предложения по формированию конкурентных преимуществ и
укреплению рыночной позиции исследуемого предприятия……………....25
3.2. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………..….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция и антимонопольная политика государства.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

За многие годы машины с маркой «Амкодор» завоевали  репутацию высокого качества и надежности, они неприхотливы, выносливы и  производительны в жестких условиях эксплуатации на самых разных работах. Качество продукции подтверждено сертификатами СТБ ИСО 9001-2001 и DIN EN ISO 9001-2000. Техника ОАО «Амкодор» выгодно отличается от продукции конкурентов своим дизайном и дополнительным оборудованием, комфортностью - мягкие сидения, отопление и кондиционеры в кабинах.

Популярность техники предприятий ОАО «Амкодор» высока. Компания имеет торговые связи со многими государствами мира. Создана и функционирует дилерская сеть по продаже и сервисному обслуживанию выпускаемой техники.

ОАО «Амкодор»  использует комбинацию всех видов продвижения своей продукции на рынках. Прим этом, делается акцент на рекламу и участие совместно с дилерами в выставках специальной техники.

В настоящее  время с обществом работают более 50 дилеров в странах СНГ и  Прибалтики, дальнего зарубежья. Создавая дилерскую сеть, общество организовывает предпродажное обслуживание продаваемой техники, гарантийный и послегарантийный сервис, капитальный ремонт, поставку запасных частей, как на самом ОАО «Амкодор», так и на станциях технического обслуживания дилеров. Применяется гибкая система расчетов.

На базе экспериментального цеха, расположенного на территории завода «Ударник», идет освоение новых машин. В последние годы созданы малогабаритные погрузчики с бортовым поворотом, шасси  с телескопической стрелой, вилочный автопогрузчик грузоподъемностью 3 тонны и высотой подъема груза до 7 метров.

Для создания современной  техники необходимо прогрессивное  оборудование. Перевооружение завода «Ударник» началось в 2003 году, когда  стало поступать оборудование зарубежного  производства. В 2004 г. было закуплено и внедрено в производство 12 металлорежущих станков американской фирмы HAAS и корейской фирмы DOOSAN, в их числе 3 обрабатывающих центра и 9 токарных станков с ЧПУ.

В 2005 г. к ним  добавилось 2 обрабатывающих центра и 2 токарных станка с ЧПУ фирмы HAAS. В 2006 году участок станков с ЧПУ пополнился 6 токарными станками фирмы HAAS; еще один токарный станок с контурной системой управления был установлен на инструментальном участке инструментально-экспериментального цеха.

Основными конкурентами являются следующие предприятия в РФ:

  1. г.Аланаевск, завод Стройдормаш», который также изготавливает бурильно-крановую машину БКМ-208В на базе трактора МТЗ-82. Параметры сравнения изготавливаемых машин:

- максимальная длина  бурения:

завод «Стройдормаш»   - 2 м;

УП «Амкодор-НТЦ»  - 3 м;

    • диаметр бурения:

завод «Стройдормаш»  - 0,5 м;

УП «Амкодор-НТЦ»  - 0,8 м.

    • грузоподъемность кранового бурения:

завод «Стройдормаш»   - 1000 кг;

УП «Амкодор-НТЦ»  - 1400 кг;

    • цена бурильно-крановой машины:

завод «Стройдормаш»  - 9000$

УП «Амкодор-НТЦ»  - 11500$

2) г. Рыбинск, завод  «РАСКАТ», который выпускает каток  вибрационный асфальтовый ВА-9002. Параметры сравнения изготавливаемых  катков:

    • общая масса:

завод «Раскат»  - 11 т

УП «Амкодор-НТЦ» - 11,5 т

    • ширина укатки асфальта:

завод «Раскат»  -2100 см

УП «Амкодор-НТЦ» -2250 см

    • цена катка вибрационного асфальтового ВА - 9002;

завод «Раскат»  -31000$.

Оценка положения конкурентов  в отношении конкурирующей продукции  представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Оценка конкурентов

Характеристика конкурирующей  продукции

Основные конкуренты предприятия

завод «Стройдормаш»

завод

«РАСКАТ

ОАО «Амкодор»

Занимаемая доля рынка, %

9,23

5,77

2,15

Финансовое положение

устойчивое

устойчивое

устойчивое

Уровень технологии

средний

средний

средний

Качество продукции

среднее

среднее

среднее

Расходы на рекламу

осуществляет

осуществляет

осуществляет

Привлекательность внешнего вида

средняя

средняя

средняя

Время деятельности  на рынке, лет

25

20

28


Примечание. Источник: собственная  разработка.

 

Рассмотрим такой быстрорастущий рынок  как рынок погрузчиков.

Возможности погрузчиков  с бортовым поворотом (или мини-погрузчиков) поистине неисчерпаемы. При соответствующем  навесном оборудовании их  используют и на складе: как для строительных работ, уборки дорог и территории от мусора и снега, так и для погрузки-разгрузки насыпных грузов и грузов на поддонах.

Такая универсальность при очень  компактных размерах и предопределила постоянно растущую популярность этой техники в нашей стране. Итоги 2011 г. показали, что отечественный рынок мини-погрузчиков увеличился на 30%. Для него характерна тенденция опережающего роста импортной техники, тогда как доля погрузчиков марки «Амкодор» уменьшается, невзирая на рост ее продаж. В 2011 г. доля погрузчиков «Амкодор» снизилась с 35 до 30%. И в последние годы тенденции поставок в Республику Беларусь  показывают, что желание покупать качественную надежную технику (не самую дешевую) возрастает. 

Рассматривая эконом-класс новой  техники, необходимо отметить, что он сегодня в первую очередь представлен погрузчиками китайского производства. В прошлом году такие машины заняли достаточно крупный сегмент рынка (приблизительно треть) из-за своей относительно низкой стоимости. Основная же часть продаж  приходится на погрузчики, которые уже не первый год сходят с конвейеров известных мировых производителей  напольного транспорта (японских большей частью и немецких) и хорошо себя зарекомендовали  в условиях интенсивной работы, которые уже можно отнести к элит-классу.

Росту продаж техники эконом-класса в Беларуси способствует система государственных закупок. Она направлена на то, чтобы избежать необоснованных финансовых расходов. Главное при таком подходе – низкая цена. Хотя в мировых рейтингах опросов покупателей, которые эксплуатируют подобную технику, на первом месте стоит надежность, а стоимость занимает только пятую позицию.

Вслед за  ценой при потребители  выборе обращают внимание  и такой  очень важный показатель погрузчиков, как моторесурс. Он рассчитывается в моточасах или годах наработки до капитального ремонта. Так у техники ведущих японских производителей моторесурс выше китайских машин примерно в 2-2,5 раза, а разница в цене составляет всего 20%-30%. Моторесурс у японской техники установлен как минимум 15-20 лет.

Сегодня в Беларуси представлено пять официальных поставщиков новых погрузчиков, а неофициальных, продающих подержанную технику из европейских стран, значительно больше. У них погрузчики продаются, как правило, без гарантии, и покупатель берет на себя определенные риски. Тем не менее, в прошлом году бывшая в употреблении техника пользовалась неплохим спросом из-за своей дешевизны, поскольку покупательская способность наших субъектов хозяйствования снизилась. Сейчас она занимает порядка 15-20% рынка.

После надежности, цены и качества учитывается такой фактор, как система обслуживания, обеспеченность запчастями или ремонтопригодность погрузчиков. Если с этим все в порядке, то риск остановки производства из-за их поломки минимальный. Японские и европейские производители предпочитают продавать технику через своих официальных дистрибьютеров или дилеров. Соответственно, эти предприятия наделяются полномочиями сервисного обслуживания и несут все гарантийные обязательства на территории страны. У них должно быть наличие площадей для ремонта и обслуживания, обученные специалисты и сервисная техника. Хотя по большому счету, хорошая сервисная сеть для обслуживания погрузчиков в Беларуси существует только у двух  зарубежных производителей.

Примерно 60-65% белорусского рынка занимают автопогрузчики с двигателями внутреннего сгорания, в основном – дизельные. Это преимущество не случайное, поскольку дизельные двигатели очень надежны, менее требовательны в эксплуатации и предназначены  для проведения интенсивных погрузочно-разгрузочных работ. Кроме того, такие двигатели легче ремонтируются.

С   2008 года, когда в Беларуси началось строительство логистических  центров с современной технологией  погрузочно-разгрузочных работ, начали изменяться и подходы потребителей к выбору техники. Так, погрузчики теперь выбираются с дополнительным навесным оборудованием (рулонные и киповые захваты, различные  размеры мачт и т. д.), позволяющим максимально сократить применение  ручного труда в погрузочно-разгузочном  процессе.  Важна и экология, поэтому все последние модели автопогрузчиков ведущих производителей оборудованы каталитическими нейтрализаторами выхлопных газов, перешли на двигатели стандарта Евро 3 и выше. Теперь их можно использовать даже в закрытых помещениях, что прежде запрещалось. Становится более привлекательным и дизайн – это тоже очень важно, покупатели обычно учитывают данный фактор.

 

 

 

2.2 Проблема  формирования конкурентной среды  в Республике Беларусь и использование  антимонопольного регулирования

 

В трансформационной  экономике Беларуси появились разнообразные виды конкуренции в сфере товарного (оптовая и розничная торговля) и денежного обращения, на рынке банковских и страховых услуг, среди предприятий общественного питания и сферы услуг вместо здоровой конкуренции возникла «теневая» - между монопольными группами «дельцов», монопольными структурами по проведению ростовщических и спекулятивных операций.

Кроме того, имеет место конкуренция  между иностранными экспортерами и  белорусскими производителями на рынке  производственной и бытовой электронной аппаратуры; между самими иностранными экспортерами на рынке транспортных средств (микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности, экскаваторы) в связи с отсутствием отечественных производителей; между ведущими автомобилестроительными фирмами республики, что обусловило создание на Минском автозаводе ПО «Белавтомаз» дилерской сети (здесь используются услуги посредников, системы гарантийного и сервисного обслуживания, принимаются новые управленческие решения), а также между действующими предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции и появляющимися мелкими и средними предприятиями (цехами) колхозов и совхозов. Однако данную конкуренцию нельзя назвать ни совершенной, ни эффективной.

Появление и развитие конкуренции  на отдельных товарных рынках (потребительских товаров, торговых, бытовых, медицинских и строительных услуг, связи, автомобильного транспорта) обусловливает смену стратегии поведения отдельных хозяйствующих субъектов.

Возникающая конкуренция между  банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производительного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличению доходов коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения и, как следствие, росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Это ведет к банкротству ряда небольших коммерческих банков и укрепляет монополию крупных.

Сегодня на первый план в рыночной борьбе выступает уже не столько  ценовая конкуренция, сколько конкуренция  новых товаров и услуг, что весьма актуально и проблематично для предприятий промышленности Беларуси. На большинстве предприятий есть сложности в обеспечении производств современным оборудованием, использовании новых технологий, без чего изначально невозможно делать конкурентоспособную продукцию.

Немало производственников из-за боязни экономического риска предпочитают применять уже испытанные технологии для производства продукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы  производить новую, конкурентоспособную  продукцию, нужны деньги, а чтобы их заиметь — необходимо продать качественные изделия. В данной ситуации предприятиям важно не столько ждать помощи от государства, сколько самим производственникам проводить активную маркетинговую стратегию: изучать спрос, емкость рынка, динамику конкурентоспособности аналогичных товаров, мгновенно реагировать на изменения рынка и т.д.

За десять лет конкурентоспособность  отечественных предприятий снизилась, финансовых возможностей для улучшения  ситуации не имеется. Предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества с транснациональными корпорациями не были созданы.

Однако уже в ближайшие  годы эти резервы будут сокращаться, а только внутренние накопления не обеспечат требуемого наращивания  производственного потенциала, особенно в части выпуска конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Вхождение республики в мировую экономику неизбежно потребует ее вовлечения в процесс глобализации, использования прямых иностранных инвестиций и опыта транснациональных корпораций.

Кризисные явления в  Беларуси не носят необратимого характера, поскольку в определенной степени  сохранены потенциальная управляемость  экономическими процессами, а также  экономический, кадровый и интеллектуальный потенциал.

Информация о работе Конкуренция и антимонопольная политика государства