Конкуренция и антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование политики антимонопольного регулирования, неотрывно связанной с понятием «конкуренция», как составляющие одного целого экономического процесса.
Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
- определить понятия конкуренции и антимонопольной политики;
- провести анализ факторов конкурентоспособности на рынке отечественного предприятия;
- изучить проблему формирования конкурентной среды и антимонопольного регулирования;
- высказать собственное мнение на исследуемую проблематику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….……3
1.КОНКУРЕНЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………..….5
1.1 Понятие и основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства………………………………..………5
1.2 Понятие и сущность конкуренции……………………………………….8
1.3. Понятие факторов конкурентоспособности…………….…………….11
2.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ..13
2.1. Характеристика исследуемого предприятия…………………….……13
2.2 Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь и использование антимонопольного регулирования………………………….…17
3.CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ…………………………..25
3.1. Предложения по формированию конкурентных преимуществ и
укреплению рыночной позиции исследуемого предприятия……………....25
3.2. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………..….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция и антимонопольная политика государства.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Также необходимо привлекать иностранные инвестиции и создавать  предприятия в монополизированной отрасли, что в свою очередь пошатнет выгодное положение монополиста, а  также будет способствовать созданию конкуренции в монополизированной отрасли. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.

Я считаю, что целесообразно  исключить из Реестра предприятия, которые испытывают сложности со сбытом продукции и которые заключили  соглашения с антимонопольным органом  о соблюдении определенных правил конкурентного поведения на рынке.

В целях совершенствования  антимонопольного регулирования в  Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере  государственной антимонопольной  политики. Активное использование опыта  стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Республики Беларусь в эффективный регулятор рыночных отношений.

Выбор правильного регулирующего  антимонопольного воздействия способствует получению позитивных социально-экономических результатов не только в краткосрочном, но и долгосрочном временном разрезе. Поэтому требуется непрерывное совершенствование антимонопольного законодательства, обусловленное комплексом причин как долговременного, так и конъюнктурно- оперативного характера, в том числе циклическими колебаниями не только в национальной экономике, но и в мировом хозяйстве.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив данную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации  экономики является избыточная власть государства-монополиста. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малом количестве от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Антимонопольная служба Республики Беларуси еще очень  молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще  предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с  усовершенствованием антимонопольного законодательства Республики Беларусь. В целях совершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики.

К актуальным перспективным  мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования относятся:

  • продолжение структурных преобразований в экономике Беларусь, особенно в отраслях естественных монополий;
  • совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;
  • регулирование и контроль инвестиционных программ;
  • создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее регулирование этих видов деятельности;
  • повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ – естественных монополий;
  • приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;
  • целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;
  • сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.

Для дальнейшего  развития антимонопольного регулирования  необходимо также упорядочение взаимоотношений антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти.

Окончательная цель заключается в том, чтобы  на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое  качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Все вышеизложенное позволяет сделать  вывод – антимонопольное законодательство в Республике Беларусь систематизировано, во многом соответствует международным  стандартам, но нуждается в дальнейшем его совершенствовании, что позволит эффективно регулировать соответствующие правоотношения.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное  законодательство является важнейшей  составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает  интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

1. Авдашева С. Модернизация антимонопольной политики в России / С. Авдашева; А. Шаститко // Вопросы экономики. – 2005. – № 5. – С. 100 – 116.

2. Бойко Т.  М. Социально – экономические  проблемы России. Справочник. / под  редакцией– Спб.: Норма, 2009. – 254с. 

3. Бондарь А.В., Воробьёв В.А. Микроэкономика.– Минск: БГЭУ, 2007. – 305 с.

4.Борисов Е.  Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2009. – 273с. 

5. Врублевский Б.И.  Практикум по основам предпринимательства  : учебное пособие для студентов  экон. спец. вузов / Врублевский Бронислав  Иванович, В.Б. Врублевский, И.В. Сенько; Центр науч.-техн. услуг "Развитие". – Гомель: Развитие, 2005. – 286с.

6. Власов Г.Н, Желтова А.М. Государственное регулирование экономики. – Минск: Информпресс, 2010. – 344 с.

7. Качалин В.В. Международные  аспекты антимонопольного регулирования / Владимир Викторович; В. Качалин // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – N 2.

8. Князева И.В. Антимонопольная  политика в России: учеб. пособие  для студентов /  – М.: Омега-Л, 2009. – 526 с. 

9. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учеб. пособие для вузов / Ред. Цыганова А.Г. – М.: Логос, 2010. – 366 с.

10.  Круглова Н.Ю.  Основы бизнеса: Учебник для  вузов по спец. 351000 "Антикризисное  управление" / Круглова Наталья  Юрьевна. – М.: РДЛ, 2005.  –  558 с.

11. Курс экономической  теории. Общие основы экономической  теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное  пособие / Руководитель авторского  коллектива и научный редактор  профессор А.В. Сидорович. –  М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 2007. –

736 c. 

12. Миронов В., Зимогляд А., Яковлев А. Российский  монополизм и приватизация / В.Миронов,  А.Зимогляд, А.Яковлев  // Экономист.  – 2009. - № 8. – С. 45 – 52

13. О государственном  регулировании естественных монополий  / Астапов К. // Общество и экономика. – 2010. – №4 – 5. С. 274 – 287

14. О роли монополизма  в современной экономике / В.  А. Волконский, Т. И. Корягина // Банковское дело. – 2009. – №4. –  С. 4 – 14

15.  Розанова Н. Эволюция  антимонопольной политики России: проблемы и перспективы / Н. Розанова // Вопросы экономики. – 2009. – № 5. – С. 117-131.

16. Розанова Н.М. Конкурентный  процесс в современной рыночной  экономике. М.:МАКС Пресс, 2010. – 229 с.

17. Санько Г.Г. Монополизм  и антимонопольное регулирование. Минск: Гривцов Паблишер, 2010. – 412с.

18.Специфика и эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь/ В. Каменков, Председатель Высшего Хозяйственного Суда РБ, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист, Мн. – 2009.

19. Санько Г.Г. Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике/ Бел. эконом. журнал. – 2009. – №2. – С.100-111

20.Хашукаев С.Ф.  Формирование конкурентной среды в условиях переходной экономики. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2002. 496с.

21. Хиль М. Правовое регулирование антимонопольного законодательства в Республике Беларусь и других государствах – членах ЕврАзЭС / М. Хиль; М. Хиль // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2006. – №5. – С. 34 – 44. 22.

23. Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика. – М.: Тандем. Гном-пресс, 2008. – 384 с.

 

 


Информация о работе Конкуренция и антимонопольная политика государства