Кредитно-денежная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование кредитной системы России. Данная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение сущности, функций, механизма функционирования кредитно - денежной системы;
- выявление особенностей кредитно - денежной системы России;
- анализ состояния кредитно - денежной системы России в условиях кризиса 2008-2009 г, а также рассмотрение мер, принятых Банком России совместно с правительством для стабилизации сложившейся ситуации;
- анализ состояния кредитно – денежной системы России в настоящее время;
- анализ проблем и перспектив развития кредитной системы России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРЕДИТНО – ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность и структура кредитно – денежной системы……………………………………....5
1.2Функции кредитно – денежной системы и ее роль в экономике ……………………….....…6
1.3. Регулирование кредитно – денежной системы в России………………………………..….10
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КРЕДИТНО – ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ…….16
2.1 Особенности кредитно - денежной системы России………………………………….……16
2.2. Кредитно - денежная система России в условиях кризиса 2008-2009гг…………………………………………………………………………………………...…..18
2.3. Анализ состояния кредитно – денежной системы России в настоящее время…………...25
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНО - ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ………..34
3.1. Проблемы развития денежно – кредитной системы РФ………………………………..…..34
3.2. Перспективы развития кредитно – денежной системы России…………………………....38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………...……47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 450.83 Кб (Скачать файл)

Важнейшей задачей является развитие внутреннего финансового рынка. Без полноценного финансового рынка невозможно достижение полной конвертируемости рубля – снижается эффективность реализации денежно-кредитной политики и уменьшается действенность процентных ставок. В этих условиях возможности процентной политики Банка России ограничены. Перед Банком России стоит важная задача по расширению возможностей использования кредитными организациями  инструментов рефинансирования. При существующей в настоящее время структурной и временной неравномерности в образовании свободной ликвидности это позволит повысить роль процентной ставки в механизме реализации денежно-кредитной политики. Расширение временного горизонта формирования денежно-кредитной политики и установление среднесрочных (трехлетних) целевых ориентиров по приросту потребительских цен послужит обеспечению последовательности макроэкономической политики и формированию позитивных ожиданий населения и предприятий. Стратегия денежно – кредитной политики, ориентированная на среднесрочную перспективу, расширит возможности маневра в случае непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.

Основополагающей целью денежно  – кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит  в изменении денежного предложения  с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен. Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии – уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк. Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка – поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.

Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства. Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен. Предположим,  экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах. Во – первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во – вторых, необходимо провести понижение учетной ставки. В – третьих, нужны нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет.

Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость. Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом.

Во – первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку.

Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах  данная политика изолирована от политического  давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении. Но существует и ряд негативных моментов. Политика «дорогих денег», если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика «дешевых денег» может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. При дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. Общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. Следовательно, при политике дешевых денег, скорость обращения денежной массы падает, а общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег. Таким образом, для России возможно применение следующих инструментов ДКП: − процентная и валютная политика; − антиинфляционная политика; − развитие внутреннего финансового рынка; − фискальная политика.

 

 

 

3.2. Перспективы развития кредитно – денежной системы России

 

Итак, можно выделить следующие  проблемы  кредитно – денежной системы  в России:

1. Неразвитость банковской системы. 

ЦБ РФ монопольно устанавливает  курсы иностранной валюты. Банк России настаивает на необходимости сохранения валютных ограничений тем, что они позволяют ему бороться с вывозом капитала из страны, валютными спекуляциями и необходимы для поддержания курса рубля, противодействия инфляции.

Так же Банк России обладает монопольным  правом на денежную эмиссию – увеличение денежной массы. Фактические размеры денежной массы определяются исключительно объемами денежной эмиссии (денежных обязательств) Банка России. Поступающая в качестве доходов экспортеров или средств инвесторов иностранная валюта заменяться на какое-то количество рублей, курс обмена директивно устанавливает ЦБ РФ. Увеличиваются издержки российских предпринимателей.

Необходимо  совершенствование законодательной базы. Устранение валютных ограничений и, исходя из сложившегося реального курса иностранных валют, определение необходимой эмиссии денежной массы – как способ борьбы с инфляцией. Что так же даст возможность бороться с другими проблемами: девальвацией и неконвертиремостью рубля.

Серьезной причиной, порождающей проблемы в  денежно-кредитной сфере России, является отсутствие правовых норм, устанавливающих  взаимосвязанную систему институтов, образующих единый согласованный механизм регулирования денежно-кредитных  отношений, разграничивающих их компетенцию, определяющих порядок взаимодействия и распределения ответственности  между ними. В результате возникают  серьезные внутрисистемные противоречия.

О существовании  особого рода государственных органов  денежно-кредитного регулирования  упоминает федеральное бюджетное  законодательство. Согласно ст. 151 БК РФ органом денежно-кредитного регулирования  в современной России признается только Банк России, который, кроме  того, обеспечивает устойчивость национальной валюты (ст. 75 Конституции РФ). Однако и Правительство России в соответствии с п. «б» ст. 114 Конституции РФ тоже «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной  и денежной политики», которую в  реальности невозможно отделить от политики, направленной на обеспечение устойчивости рубля. Действительно, обеспечить проведение в России единой денежно-кредитной  политики и не оказать при этом прямого или косвенного влияния  на состояние национальной валюты просто невозможно. В то же время из ст. 75 Конституции России следует, что  защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, включая Правительство России.

 Некоторая  нестыковка конституционных правовых  норм, регулирующих компетенцию  Правительства России и Банка  России в денежной и кредитной  сфере, очевидна. Неслучайно банковское  законодательство более осторожно  формулирует роль Банка России  и Правительства России в процессе  осуществления государственной  денежно-кредитной политики и  обеспечения устойчивости рубля.  Так, в федеральном банковском  законодательстве установлено, что разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, - функция Банка России, осуществляемая им во взаимодействии с Правительством РФ (ст. 4, 16 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Несмотря  на несогласованность некоторых  норм, из Конституции России следуют  важные выводы: 1) государственное регулирование  денежной и кредитной сферы отнесено к исключительному ведению РФ[8]; 2) регулирование денежной и кредитной  сферы не является исключительной компетенцией только какого-либо одного федерального органа государственной власти, только Правительства России или только Банка России. Более того, из Конституции  России следует, что и Правительство, и Банк России не являются единственными  государственными институтами федерального уровня, регулирующими денежную и  кредитную сферу. Например, государственные  регулирующие полномочия в денежной и кредитной сфере, выражающиеся в принятии соответствующих законодательных  актов, предоставлены Федеральному Собранию Российской Федерации и  Президенту России.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы – сложное многоплановое явление. С одной стороны, это регулирование макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями, когда государство воздействует на все структурные элементы денежно-кредитной системы, включая Центральный банк РФ: принимаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты; утверждаются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики; устанавливаются единые государственные стандарты организации и функционирования денежно-кредитной системы; осуществляются иные меры, прямо или косвенно влияющие на устойчивость национальной валюты, состояние рынка денежных и кредитных услуг. С другой стороны, государственное регулирование проявляется в непосредственном воздействии (регистрация, лицензирование, надзор, контроль) на организации, функционирующие в денежно-кредитной сфере, но без вмешательства в их оперативную деятельность. Речь идет о государственном регулировании предпринимательской и некоммерческой деятельности конкретных лиц в сфере денег, денежного обращения и кредита. Например, применительно к кредитным организациям такое регулирование осуществляется Банком России на основе федерального законодательства и в рамках единой банковской системы, центральным элементом которой он является по закону.

2. Инфляция 

Люди начинают меньше сберегать  и больше тратить: наблюдается тенденция  снижения объема денежных вкладов населения  в банках.

Необходима эффективная антиинфляционная политика, которая будет учитывать  реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с участием государственного регулирования.  Основным фактором в борьбе с инфляцией являются улучшение общей экономической ситуации в стране, повышение инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Необходимо стимулирование граждан делать сбережения. Ситуация может переломиться, только если ставки по вкладам будут превышать инфляцию.

3. Девальвация, т.е. понижение курса национальной валюты по отношению к другим валютам. Причиной девальвация может быть инфляция, а может и принудительное снижение курса валюты Центробанком страны. Необходимо стимулирование развития собственного производства товаров, сырья и материалов с учетом использования кредитов, выгодных производителю. Особое значении приобретает поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулирование диверсификации экспорта продукции, разумная протекционистская политика и политика валютного курса, что будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров.

В результате этих преобразований может  быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики по формированию и развитию единого общероссийского рынка  товаров,  кредита, валюты, фондового  рынка, рынка недвижимости, земли, труда  и т.д.

В соответствии со сценарными условиями  функционирования экономики Российской Федерации Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2013 году до 5–6%, в 2014 и 2015 годах – до 4–5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,7–5,7% в 2013 году, 3,6–4,6% в 2014 и 2015 годах. Расчеты по денежной программе на 2013–2015 годы проведены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и других макроэкономических показателей, а также прогноза платежного баланса и параметров проекта федерального бюджета. В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2013 году может составить 9–18%, в 2014 и 2015 годах – 14–19% в год.

 В условиях повышения гибкости курсовой политики ожидается постепенный переход к формированию денежного предложения все в большей степени за счет рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России при снижении влияния динамики чистых международных резервов (ЧМР). При этом большое значение для осуществления денежно-кредитной политики будут иметь показатели исполнения федерального бюджета и меры, направленные на повышение равномерности расходования бюджетных средств. В соответствии с бюджетными проектировками в предстоящем трехлетнем периоде ожидается, что федеральный бюджет будет сформирован с некоторым дефицитом. Планируется, что в среднесрочной перспективе его финансирование будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств Резервного фонда в 2013–2015 годах.

Информация о работе Кредитно-денежная система