Кредитование малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить современные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России и оценить перспективы его развития. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
рассмотреть теоретические аспекты кредитования: сущность, функции, формы, виды, принципы кредита;
рассмотреть сущность малого предпринимательства, определить роль и место малого бизнеса в социально-экономическом развитии России;
оценить современное состояние кредитования малого и среднего бизнеса в стране; выявить проблемы взаимодействия банков с субъектами малого предпринимательства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ
8
1.1. Сущность кредита, его экономическое значение
8
1.2. Функции и формы кредита
12
1.3. Виды кредита и принципы кредитования
19
ГЛАВА 2. КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
24
2.1. Место малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии общества
24
2.2. Кредит для малого бизнеса. Условия, формы, виды
32
2.3. Проблемы и перспективы кредитования малого и среднего бизнеса в России
48
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СБЕРБАНКЕ РОССИИ
76
3.1. Краткая характеристика Сбербанка России
76
3.2. Механизм кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Сбербанке России
83
3.3. Кредитная политика Сбербанка России в текущих экономических условиях
86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
91
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ДКБ.doc

— 580.50 Кб (Скачать файл)

Кредитование малого бизнеса сегодня предлагают многие банки. Малый бизнес и его представители в свою очередь очень нуждаются в денежных средствах, поскольку любому предприятию, чтобы справиться с конкуренцией, всегда есть, куда расти, расширяться, к чему стремиться. Однако существует проблема: банки предоставляют кредиты для бизнеса, предприниматели заинтересованы в привлечении дополнительного капитала, но на деле подавляющее большинство представителей малого бизнеса не участвуют в кредитных программах. Что же мешает развитию кредитных программ и активному участию в них малого бизнеса?  Банки имеют свою точку зрения на этот счет, и видят проблему несколько иначе. Дело все в том, что малый бизнес в России имеет свои характерные особенности, которые в значительной мере не способствуют активному развитию кредитования малого бизнеса в целом.

  1. Низкая легитимность малого бизнеса.

Низкий уровень прозрачности малого бизнеса не позволяет в полной мере подойти к его анализу и оценке. На многих предприятиях еще используются «серые» схемы ведения бизнеса, используется «черная» касса, а бухгалтерская отчетность направлена на минимизацию налоговых выплат. Получается, что многие предприниматели попросту не могут подтвердить необходимый официальный уровень своих доходов и подтвердить тем самым свою платежеспособность. Банковские программы не предусматривают индивидуального подхода к таким заемщикам, а развитие подобных программ не будет способствовать выходу «из тени» таких предпринимателей.

  1. Стереотипы и предубеждения малого бизнеса.

Часть предпринимателей довольно скептически относятся к кредитным продуктам для бизнеса, заранее считая их излишне дорогими и недоступными. Отсюда возникает понижение спроса на услуги кредитования малого бизнеса. Однако это неверно, возросшая конкуренция между банками в борьбе за малый бизнес способствует постоянному снижению процентных ставок и смягчению условий кредитования.

  1. Нестабильное финансовое положение.

Некоторые предприятия занимают неустойчивую позицию на рынке, имеют нерегулярный доход, таким образом, вызывая сомнения в своей платежеспособности. Это возникает и вследствие большой конкуренции, особенностей рынка, в результате низкого качества финансового планирования и т.д. Также укрываясь от уплаты налогов, предприятия не все свои обороты проводят по расчетному счету, вследствие чего снижается лимит кредитования или же предприятие получает отказ от банка.

  1. Отсутствие залогового обеспечения.

Часть предприятий не имеет своей собственности, которую можно было бы предложить в качестве залога. Помещения, оборудование, транспорт, как правило, арендуются (или используются подрядчики), а производимый товар не обладает достаточной степенью ликвидности. Если некоторые программы не предусматривают залоговое обеспечение, за это придется расплачиваться повышенными процентами, ограниченными суммами и сроками кредитования.

  1. Низкая финансовая грамотность малого бизнеса.

Многие предприниматели даже не имеют расчетного счета, и не могут предоставить необходимые для кредитования документы вследствие отсутствия правильно оформленной бухгалтерской отчетности. Часть заемщиков не планируют свои кредитные займы, другие даже не знают, как с умом можно было бы потратить денежные средства, третьи не могут составить бизнес-план и т.д. Банки же предпочитают работать с дисциплинированными и ответственными заемщиками, грамотно планирующими развитие своего бизнеса.

  1. Отсутствие должной поддержки на федеральном уровне.

Банкиры жалуются на недостаточную поддержку кредитования малого бизнеса со стороны государства. Поскольку принятые законопроекты содержат всего лишь общие тезисы о поддержке и развития малого бизнеса, конкретные же действия и меры, направленные на реализацию законопроектов, очень ограничены. Государственные Фонды содействия кредитования малого бизнеса недостаточно активно помогают начинающим предпринимателям, особенно в регионах.

Как видно, эти проблемы еще не решены и требуют решения на всех уровнях, начиная от самих представителей малого бизнеса, заканчивая представителями власти. Отметим, что за последние 2-3 года вследствие конкуренции между банками, произошло значительное улучшение условий кредитования. Теперь же банкам нужно активней пропагандировать и внедрять кредитные продукты для бизнеса, вести разъяснительную и консультационную работу с малым бизнесом.

Рассмотрим кредитование малого бизнеса в отраслевом разрезе по данным, представленным на рисунке 3.

Рисунок 3. Кредиты, выданные в 2006 году малым предприятиям по отраслям [23, С.43]

Несмотря на активизацию банков в сегменте малого бизнеса, конкуренция между ними по-прежнему ведется в основном за клиентов из традиционных отраслей и регионов. Наиболее охотно банки кредитуют бизнес, занимающийся торговлей. На его долю в 2006 году пришлось более 60% всех кредитов, выданных малому бизнесу. Торговые компании продолжают оставаться самым динамичным сектором нашей экономики и за счет быстрой оборачиваемости своих средств могут себе позволить взять кредит в банке даже под высокий процент [26, С. 39].

Более четверти всех кредитов, выданных малым предприятиям, приходится на Москву, по 20% - на Южный и Уральский федеральные округа [32,С.23].Распределение кредитов, выданных малым предпринимателям по регионам, примерно совпадает с территориальным распределением самих малых предприятий по стране. Более половины малых предприятий расположены в Центральном и Приволжском федеральных округах. Более 50% предприятий малого бизнеса из числа получивших кредит также располагаются в этих двух федеральных округах, и на сегодняшний день есть все предпосылки для стабильного увеличения количества субъектов МСБ (См. рис. 4).

 

Рисунок 4. Объем кредитов, выданных малому бизнесу в 2006 году по регионам России

Региональное развитие кредитования малого бизнеса будет идти по 2 направлениям – московские банки еще достаточно долго будут осваивать крупные региональные центры, а местные банки будут идти дальше и развивать кредитование непосредственно в небольших областных и районных центрах. Таким образом, в более перспективных регионах кредитование будет развиваться быстрее, чем в менее перспективных, за счет большей полноты охвата. Поэтому в среднесрочной перспективе неравномерность развития кредитования малого бизнеса в региональном разрезе будет только усиливаться.

Более активному и диверсифицированному развитию кредитования малого бизнеса препятствует целый ряд факторов [11, С. 212].

Во-первых, на данном этапе своего развития российские банки не обладают достаточной ресурсной базой для выдачи долгосрочных кредитов.

Сегодня 35% от общего объема кредитов выдается сроком до одного года, 27% – на срок от одного года до двух лет, 23% – на срок от двух до трёх лет. На срок свыше трех лет было выдано 15% кредитов (См. рис. 5).

 


 

 

 

Рисунок 5. Структура кредитов по срокам предоставления

 

Большинство финансовых посредников, особенно в регионах, существуют за счет краткосрочных вкладов. Учитывая краткосрочность и неустойчивость такой ресурсной базы, эти банки не могут предоставлять долгосрочные займы предпринимателям для обновления основных фондов. Таким образом, банки ограничиваются краткосрочным кредитованием на пополнение оборотных средств (на срок до одного года, а чаще – на три-шесть месяцев). Такая осторожность повышает надежность банковского сектора, но краткосрочные займы не дают возможности малому бизнесу модернизировать свое производство.

Во-вторых, при сравнимых операционных издержках на обслуживание крупного и мелкого заемщика крупному банку невыгодно работать с малым бизнесом. Трудозатраты, возникающие при работе с малым бизнесом, значительно выше, чем при работе с крупными корпоративными клиентами. Например, средний кредит крупного предприятия равен 20 млн. долл. США, среднего – 5 - 6 млн. долл. США, малого – 10 - 20 тыс. долл. США. Гораздо удобнее и менее затратно выдать один кредит крупному корпоративному клиенту, чем несколько сотен кредитов малому предприятию.

В-третьих, серьезным препятствием для увеличения объемов кредитования малого бизнеса являются высокие риски, отчасти обусловленные непрозрачностью малого бизнеса.

Банки для снижения кредитных рисков обычно выдвигают жесткие требования к обеспечению выдаваемых ссуд. Также часто банки требуют от предпринимателей перевести свои расчетные счета в банки-кредиторы. При действующей законодательной базе и условиях прохождения дел в арбитражных судах вернуть залог достаточно сложно, на это уходит много времени и средств. К тому же отсутствует адекватное залоговое законодательство и инфраструктура реализации залогов. При следовании действующим нормативным актам залог, как правило, реализуется не более чем за половину его действительной стоимости. Продажа залога осуществляется через систему тендеров, что и обусловливает резкое уменьшение его цены вследствие плохой организации торгов. Поэтому банки-кредиторы требуют от потенциальных заемщиков 200% залогового обеспечения кредита, что не под силу большинству малых предприятий [29, С. 209].

В 2007 году Ассоциация «Россия» проводила очередное  обследование банков на предмет кредитования ими малых предприятий. В нем приняли участие 85 банков из 36 субъектов РФ. Отвечая на вопрос анкеты о причинах, препятствующих увеличению объема кредитования малого бизнеса, 58% респондентов назвали основной причиной – высокие риски (См. Приложение № 2).

Однако данные ряда банков, специализирующихся на кредитовании малого бизнеса, опровергают мнение о высокой степени риска при работе с малыми заемщиками. Так, уровень просрочки взносов в КМБ-Банке никогда не поднимался выше 1,5%, в Сбербанке России – выше 1%. Этот же показатель, рассчитанный для 30 банков, лидирующих по выдаче кредитов негосударственным предприятиям, равен 1,9%. Доля невозвращенных малым бизнесом займов – примерно 1,3 - 1,5%.

Как же проходит сейчас кредитование банками предприятий реального сектора экономики и почему банки резко снижают объемы кредитования как корпоративных клиентов, так и малого бизнеса?

Для кредитования наступили трудные времена – ведь крупнейшие банки, получившие господдержку в первую очередь, имеют и самые крупные кредитные портфели, и их рост скрадывает стагнацию и уменьшение кредитных портфелей в средних и малых банках.

Кстати, еще когда в сентябре-ноябре «падал» российский фондовый рынок, принося текущие убытки банкам, имеющим на балансе большие пакеты акций и облигаций российских компаний, и одновременно ухудшая обеспечение и перспективу возврата кредитов, оформленных крупными российскими предприятиями под залог этих самых акций (еще вчера действительно ценных и высоколиквидных), перспективы значительного наращивания кредитных портфелей стали казаться делом весьма отдаленного будущего.

Все это накладывалось на процесс резкого снижения свободных денежных средств в банковской системе и «кризис доверия» самих банков друг к другу – был период, когда даже выдача межбанковских кредитов сроком «овернайт» была свернута крупнейшими операторами рынка.

Отток вкладов пережили как действительно «проблемные» банки, так и весьма солидные, не раз уже проверенные на устойчивость во время прошлых кризисов финансовые учреждения. За октябрь – самый «панический» месяц – вклады физических лиц снизились на 355 млрд. рублей или на 6% (с 5890 до 5535 млрд. рублей) [44].

Понятно, что в таких условиях наращивание кредитных портфелей стало для банков далеко не самой важной и своевременной задачей.

Банк России принял ряд экстренных мер по повышению ликвидности банковской системы. Но поддержка была оказана в первую очередь только самым крупным, системообразующим банкам.

Все вышеизложенные события привели к заметному удорожанию ресурсов, а, следовательно, к удорожанию выдаваемых банками кредитов. Впрочем, в тот период новые кредиты большинством банков фактически не выдавались, а кредитные подразделения по работе с корпоративными клиентами и малым бизнесом были заняты пересмотром процентных ставок по действующим договорам – естественно, в большую сторону.

Были повышены и процентные ставки по вновь выдаваемым кредитам. Официальные данные Банка России выглядят весьма прилично – подъем с июльских 11,4% до ноябрьских 15% годовых. В реальности же кредиты предоставлялись на несколько других условиях – даже довольно крупные предприятия кредитовались под 16-18% годовых, средние – под 20-22%, а ставка по кредитам малому бизнесу в регионах поднялась в размере до 25-30%. Более того – многие предприятия не смогли получить кредит даже на таких условиях!

Поэтому финансовые директора предприятий были вынуждены более тщательно управлять оставшимися еще в их распоряжении денежными средствами, что привело как к уменьшению остатков на расчетных счетах предприятий, так и к изъятию депозитов – и предприятий, и частных лиц – владельцев бизнеса. Это еще более сузило ресурсную базу банков [44].

Жесткая конкуренция на рынке корпоративного кредитования и насыщение потребительскими кредитами заставляют банки искать свободные ниши. Кредитование малого и среднего бизнеса, пожалуй, самый перспективный сектор. Темпы роста в этом сегменте ставят рекорд за рекордом. Например, в 2008 году портфель корпоративных кредитов в среднем увеличился на 49 %, объем ссуд, выданных физическим лицам, – на 57%, а кредиты малому и среднему бизнесу увеличились на 62% – до 54,1 миллиарда долларов.

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса