Кредитование юридических лиц в коммерческих банках,на примере ОАО КБ «Мордовпромстройбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучение теоретических и практических аспектов кредитования юридических лиц, а также разработка комплекса предложений и рекомендаций по совершенствованию процесса кредитования корпоративных клиентов.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
- исследование экономической сущности банковского кредитования;
- изучение этапов процесса кредитования юридических лиц;
- выявление проблем, в области банковского кредитования юридических лиц;
- анализ процесса кредитования юридических лиц в конкретном банке;
- выработка основных направлений совершенствования кредитования юридических лиц;
- исследование зарубежного опыта кредитования юридических лиц и возможности его применения в отечественной практике.

Содержание

В 40-е и 50-е годы производимые в США товары характеризовались низким уровнем качества. Даже ведущие американские компании, провозгласившие качество продукции основной целью, относились к качеству как к средству уменьшения издержек производства, а не как к способу удовлетворения нужд потребителей. Огромные затраты (20-25% всех текущих затрат среднестатистического предприятия) из-за низкого уровня качества уходили на обнаружение и устранение дефектов продукции. Суммарные затраты с учетом издержек на гарантийный ремонт и замену реализованных дефектных изделий доходили до 30 и более процентов от издержек производства.

Вложенные файлы: 1 файл

кредит юр лиц.doc

— 709.00 Кб (Скачать файл)

     Потенциальным средством для погашения долгов является дебиторская задолженность, которая при нормальном кругообороте средств должна превратиться в денежную наличность.

     Средством для погашения долгов могут служить  также имеющиеся у предприятия  запасы товарно-материальных ценностей. При их реализации предприятие получит  денежные средства.

     Иными словами, теоретически погашение задолженности  обеспечивается всеми оборотными средствами предприятия. Точно также теоретически можно было бы предположить, что если у предприятия оборотные средства превышают сумму задолженности, то оно готово к погашению долгов, т.е. платежеспособно. Однако, если предприятие действительно направит все оборотные средства на погашение долгов, то в тот же момент прекращается его производственная деятельность, т.к. из средств производства у него останутся только основные средства, а денег на приобретение материальных оборотных средств нет - они полностью ушли на выплату задолженности.

     Поэтому платежеспособным можно считать  предприятие, у которого сумма оборотных  средств  значительно превышает  размер задолженности.

     Платежеспособность - это готовность предприятия погасить долги в случае одновременного предъявления требования о платежах со стороны всех кредиторов предприятия. Ясно, что речь идет лишь о краткосрочных заемных средствах - по долгосрочным срок возврата известен заранее и не относится к данному периоду.

     Платежеспособность - это наличие у предприятия средств, достаточных для уплаты долгов по всем краткосрочным обязательствам и одновременно бесперебойного осуществления процесса производства и реализации продукции.

       Показатель, характеризующий уровень платежеспособности, это отношение ликвидных оборотных средств к сумме краткосрочной задолженности. Ликвидные оборотные средства включают данные 2 и 3 разделов актива баланса предприятия за вычетом расходов будущих периодов и прочих активов, т.к. средства по этим двум статьям не могут быть превращены в деньги для погашения долгов.

     Выше  было отмечено, что числитель данного показателя должен значительно превышать знаменатель. Соответственно уровень показателя платежеспособности должен значительно выше единицы. Эта качественная оценка уровня показателя платежеспособности  на каждом предприятии должна быть оценена количественно.

     В финансовой теории существуют примерные  нормативы для этого показателя, который называется общий коэффициент покрытия.

     В 2002-2003 гг. считалось, что он не должен быть ниже 2-2,5. В настоящее время в условиях сегодняшней экономики его минимальная величина оценивается выше - 3-4.

     Однако, именно нестабильность делает невозможным  какое-либо нормирование этого показателя вообще. Он должен оцениваться для каждого конкретного предприятия, по его балансовым данным. Для такой оценки надо определить сколько оборотных средств должно остаться в распоряжении предприятия после погашения текущих долговых обязательств на другие нужды - бесперебойное ведение производственного процесса, погашение долгосрочных обязательств и т.п. Кроме того следует учесть, что при определении общего коэффициента покрытия принималось в расчет источника погашения краткосрочных обязательств всю дебиторскую задолженность. Но среди дебиторов есть и неплатежеспособные покупатели и заказчики, которые по разным причинам не оплатят продукцию данного предприятия. Все эти обстоятельства и определяют, насколько должен быть выше единицы показатель общего коэффициента покрытия.

      Таким образом, применительно к ОАО «МПСБ» для повышения доходности кредитных вложений целесообразно проводить следующие мероприятия:

      - оценку кредитоспособности производить рейтинговым способом, что позволяет количественно выразить влияние каждого фактора и с достаточной степенью точности определить классность клиента. Каждому фактору в системе оценки кредитоспособности присваивается определенный балл (вес), который выражает значимость его в этой системе в целом и относительно других факторов. Для этого 100 баллов распределяются специалистами между показателями, входящими в систему. Показатель оценивается по 5-ти балльной системе, которая будет характеризовать уровень выполнения показателя. Оценка каждого показателя определяется путем умножения показателя на его уровень. А совокупная характеристика кредитоспособности получает количественное выражение в виде суммы оценок всех показателей. На основе этого количественного выражения определяется класс ссудозаемщика.

      - периодически необходимо производить оценку привлекательности отраслевых сегментов, отслеживать динамику коэффициентов, что позволит точно определить систему приоритетов и обеспечить адекватную ценовую политику. Анализ, произведенный тщательным образом, поможет позволить получить сравнительную характеристику отдельных сегментов рынка. Разовый расчет коэффициентов не представляет полностью наиболее привлекательных сегментов, поэтому существует потребность в динамике отслеживать и оценивать коэффициенты, чтобы определить доходность, размер риска и устранить проблему несоответствия приоритетов.

      - производить статистическое накопление данных для расчета вероятностей возникновения потерь определенного уровня в разрезе отраслевых сегментов и классов ссудозаемщиков. Это даст возможность более полно определить риск кредитных вложений в каждый сегмент и класс клиентов.

      - при установлении ставки процента закладывать уровень риска (рассчитанную вероятность), что позволит банку компенсировать потери и обеспечить каждому сегменту и классу заемщиков соответствующую ставку. 

      3.3 Пути совершенствования  кредитования юридических  лиц в ОАО АКБ  «МПСБ» 

      Для обеспечения более устойчивого  и стабильного развития банковского  сектора необходимо решить целый ряд проблем, связанных с развитием конкуренции на рынке банковских услуг, формированием долгосрочной ресурсной базы и совершенствованием кредитования.

     Укрупнение  банков и новый предел клиентской базы позволит по-новому оценить возможности банковской системы и подойти к вопросу кредитования с классической стороны. В этой связи, ОАО КБ «Мордовпромстройбанк» должен структурировать кредитование так, чтоб минимизировать подверженность выявленным рискам, обеспечить доходность и соответствие кредитного договора принципам кредитной политики, а также правильно оформить документы и осуществить перечисление средств.

         Необходимо существенно повысить  качество кредитных договоров.  Главным недостатком кредитных  договоров является их формализм.  В экономическом плане кредитные договора не содержат действенных мер по предотвращению просрочки платежа по основному долгу и процентам за кредит, в правовом отношении кредитные договора не позволяют обеспечить возврат выданных ссуд.

     Одной из основных определяющих тенденций 2007 года в банковской сфере является обострение конкуренции на рынке кредитования юридических лиц. Крупнейшие российские банки демонстрируют устойчивый рост кредитных портфелей. Крупные юридические лица очень требовательны. С крупными клиентами способны работать только банки с большим собственным капиталом, который бы сам по себе уже создавал значительные возможности при кредитовании юридических лиц.

     Поэтому ОАО КБ «Мордовпромстройбанк» планирует  решение следующей важной задачи, выполнение которой является условием дальнейшего роста кредитования юридических лиц - повышение капитализации.

     Это позволит еще больше увеличить лимиты кредитования на одного заемщика и расширить возможности партнерства с ведущими промышленными предприятиями республики. Повышение капитализации и возможность привлечения «длинных» ресурсов сейчас является серьезным конкурентным преимуществом и позволяет, в частности, на равных конкурировать с другими ведущими банками. Особый акцент банк предполагает сделать на расширение спектра услуг корпоративным клиентам, в том числе выведя на качественно новый уровень операции финансирования торговли.

     Повысить  уровень капитализации можно  за счет привлечения ряда дополнительных источников. Прежде всего, это использование средств институциональных инвесторов. Целесообразно внести изменения в действующее законодательство, которые бы позволили банкам осуществлять управление активами инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

          Несомненно, в ближайшем будущем  увеличится число юридических лиц банка. Уже сегодня в банке обслуживается свыше 150 юридических лиц, в среднесрочной перспективе это позволит наряду с прочими позитивными эффектами диверсифицировать и кредитный портфель. Ну и, конечно, для юридического лица важна репутация банка.

     Что касается субъектов малого бизнеса, они в ОАО КБ «Мордовпромстройбанк» являются частью клиентской базы. Однако при кредитовании банк сталкивается с рядом проблем. Большая часть предприятий применяет упрощенную систему учета, отчетности и налогообложения, в результате чего невозможно полностью проанализировать финансово-хозяйственную деятельность и стоимость имеющегося имущества. В этой связи необходимо, скорейшее сотрудничество с кредитными бюро по формированию информационной базы кредитных историй заемщика. Никакая самая совершенная методика анализа заемщика или оценка риска не даст надежных результатов, если исходная информация недостаточно полная или ненадежная.

     Также у большинства предприятий малого бизнеса, отсутствуют собственные средства, необходимые в качестве залога. В связи с этим у банков нет надежной гарантии возврата кредитов. Кроме этого, кредиты из-за этих факторов должны относиться к более высокой группе риска с созданием резерва на возможные потери от 20 до 100% от суммы кредита, что ухудшает финансовые показатели банка. Для решения этой задачи, по мнению Совета Ассоциации региональных банков России, необходимо, прежде всего, создать систему гарантий банковских кредитных вложений: федеральный центр и местные органы власти формируют целевой гарантийный фонд за счет средств бюджета для обеспечения вложения банков с пределом гарантий на один бизнес-проект.

     Важной  задачей является создание условий  удешевления самих кредитов для предприятий малого бизнеса.

          Основным направлением в создании кредитно-финансового механизма малого бизнеса должно стать развитие негосударственных небанковских организаций, которые должны осуществлять микрофинансирование. Они должны осуществлять поддержку субъектов малого предпринимательства, с помощью предоставления им небольших средств на короткий срок. Деятельность таких кредитных организаций может находиться под патронажем региональных коммерческих банков. В этом случае кредиты банков будут направлены на пополнение фондов кредитования кредитных организаций (кооперативов).

     Проведение  комплексного обслуживания клиента, осуществляемое в рамках единой банковской политики, сочетающее разнообразные (и не только банковские) услуги, разумную ценовую политику, оптимальную систему доставки (основанную на современных информационных технологиях), эффективную систему стимулирования сбыта услуг и рациональную систему скидок, позволит ежегодно получать высокую прибыль как обслуживающему банку, так и клиенту. Часто бывало, что выгоду получал только банк (за счет «эксплуатации» клиента).

     Следует особо отметить, что уровень бизнеса  обслуживаемого клиента возрастет качественно и количественно. Будет получена весомая прибыль за счет ведения активной инновационной и инвестиционной деятельности, огромный интеллектуальный капитал и обладание возможностью получения необходимого денежного капитала по первому требованию, несомненно, будут активно использованы клиентом банка в ближайшей перспективе.

     В свою очередь менеджеры ОАО КБ «Мордовпромстройбанка», получая новые  знания об инновациях в банковском обслуживании и приобретая новые практические навыки, инициативно и активно должны делиться ими с клиентами, в рамках консалтинга и корпоративного обучения. Выявленные новые потребности должны немедленно удовлетвориться банком.

     Отличительные особенности банка, ориентированного на клиента, должны заключаться в следующем:

  • банк должен  быть  информационно  открытым,  прозрачным для 
    клиентов;
  • банк должен быть финансово устойчивым;
  • у   банка   должна   быть   хорошая   репутация,   подтвержденная 
    аудиторской отчетностью;
  • должен         быть         высоким         уровень         менеджмента, 
    высококвалифицированный персонал с опытом работы в банковской сфере;
  • высокий уровень обслуживания клиентов;
  • участие в развитии бизнеса партнера;
  • индивидуальный подход к решению вопросов, не вписывающихся в 
    стандартные схемы обслуживания;
  • специально разработанная тарифная  политика по  отношению к 
    каждому клиенту;
  • банк должен проводить маркетинговые исследования, выявляя степень 
    удовлетворенности клиентов в банковском обслуживании,  определяя их 
    потребность  в  новых  услугах,  и  на  основе  результатов  исследований 
    корректировать свою клиентскую политику.

Информация о работе Кредитование юридических лиц в коммерческих банках,на примере ОАО КБ «Мордовпромстройбанк»