Курс лекций по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 08:22, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Экономике".

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ЭКОНОМИКА(1).docx

— 289.16 Кб (Скачать файл)

3. Системный  метод исследования появился в ХХ веке. К системным методам относятся:

1. Математические  и статистические приемы и  средства исследования. Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность, поэтому экономическая теория широко использует данные методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника, в том числе ЭВМ. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, их закономерности, последствия возможности и издержки влияния на ход изменений а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Экономическая модель представляет собой упрощенное описание действительности, свободное от всех тех элементов, которые в рамках данного исследования представляются исследователю несущественными. В экономической модели чрезвычайно важны предпосылки, на которых она основывается. Именно предпосылки экономической модели оговаривают степень ее абстрактности, т.е. оторванности от реального объекта моделирования.

Экономическая модель строится на базе информации о ходе экономических процессов. Устанавливая причинно-следственные связи, модель, позволяет объяснить наблюдаемый результат. Результатом построения модели является прогноз поведения экономических переменных, и соответствие этого прогноза истинному развитию событий является свидетельством правильности построенной модели. Модель должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее возможно было использовать для предсказания того, к чему могло бы привести изменение параметров модели (к примеру, модель должна давать ответ об изменении цены, вызванном применением различных ставок налогов, являющихся параметрами этой модели).

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, то величина спроса при прочих равных условиях на него уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос – зависимой переменной, или функцией. Таким образом, спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получило широкое распространение в XX в.

Большинство моделей, принципов экономической теории могут быть выражены графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении теории экономики важно знать математику и уметь составлять графики.

2. Экономический эксперимент. При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

 

Понятие полезности. Кардиналистский и ординалистский подходы к ее измерению.

Полезность – цель потребления, свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие потребителю.

Рациональный потребитель – рыночный субъект, который стремиться к максимальному удовлетворению своих потребностей путем потребления полезных свойств благ при ограничениях в доходе и ценах.

Для измерения и сопоставления полезности применяют два подхода: 1.

Количественный (кардиналистский) подход 2.

Порядковый (ординалистский) подход

Количественный (кардиналистский) подход (У.Джевонс, К.Менгери Л.Вальрас) основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах - ютилах (от английского слова utility -полезность)

Различают два вида полезности:

1. Общая полезность (TU) - это удовлетворение, которое индивид получает от потребления товаров и услуг в данном объеме.

Функция полезности:

TU=f(Qа,Qb,...,Qz),

где Qa,Qb,Qz- объемы потребления благ A,B,...,Z.

2. Предельная полезность (MU) - это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на единицу.

MU=TU/Q

Кардиналистский подход опирается на законы Госсена.

Первый закон Госсена - Закон убывающей предельной полезности:

1) в одном непрерывном  акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает;

2) при повторном акте  потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

Второй закон Госсена - Формулировка условия оптимума потребителя. Потребитель достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку различных товаров таким образом, что:

1) для всех реально  покупаемых им товаров А,В,С.

.. имеет место 

где, предельные полезности товаров А,В,С..., ?- коэффициент, который характеризует предельную полезность денег;

2) для всех непокупаемых им товаров Z,Y... имеет место:

Следствие из второго закона Госсена: увеличение цены какого-либо блага (при неизменных ценах на все прочие блага и том же доходе) ведет к падению соотношения предельной полезности от его потребления и цены. Снижение предельной полезности означает меньшую готовность индивида платить за данное количество, то есть более низкий спрос.

Недостатки количественного подхода: не существует единиц для объективного измерения полезности различных товаров; предельная полезность денег не постоянна, она изменяется с изменением дохода, а значит деньги не могут служить мерой полезности.

Порядковый (ординалистский) подход (Ф.Эджуорт, В.Парето, И.Фишер) не требует измерения полезности в абсолютных единицах и постоянства предельной полезности денег, от потребителя требуется только ранжировать наборы благ по степени предпочтения.

 

Аксиомы:

1. Полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель может сказать, что  А>В (набор А предпочтительнее  набора В), либо В>А; либо А~В (набор А и набор В равноценны).

2. Транзитивности: если А>~В>~С, то А>~С.

3. Ненасыщения: если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А>В.

4. Независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит  только от количества потребляемых  им благ и не зависит от  количества благ, потребляемых другими  потребителями.

В дальнейшем изложим этот подход при определении равновесия потребителя.


 

Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности

Полезность блага - это удовлетворение,  которое  испытывает  человек  в процессе потребления блага; в основе  полезности  лежат  разные  физические, химические и психологические свойства блага.

Предельная полезность— это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная): MU=dU/dQ.

где U — функция полезности, а Q — количество потребляемого блага.

Закон убывающей предельной полезности

Закон убывающей предельной полезности утверждает, что в непрерывном акте потребления предельная полезность блага начинает уменьшаться. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму и предельная полезность становится отрицательной.

Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональна объему потребления. Эту зависимость отражает закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность сокращается.

Из этого объяснения можно сделать вывод, что ценность товара (меновая стоимость) определяется субъективными представлениями о предельной полезности последней единицы товара, имеющейся в распоряжении потребителя. Поскольку предельная полезность блага по мере потребления снижается, то потребитель увеличивает объем покупок (объем спроса) лишь при снижении его цены.

Предельная полезность товаров при их изобилии равна нулю. Однако более типичной ситуацией является ограниченность (дефицит) определенных товаров и услуг. Тогда возникает проблема предпочтения тех или иных потребностей, которые могут быть удовлетворены с помощью ограниченного запаса благ.

 

 

Потребительские  предпочтения.

 

Для формирования ценовой политики предприятия, которая, в свою очередь влияет на допустимую структуру издержек, кроме целевого профиля продукта и «платежеготовности» потребителей решающее значение имеет потенциальная конкурентная ситуация на рынке. Ее следует изучать отдельно. В результате проведения подобного анализа в распоряжении предприятия оказываются данные, которые позволяют планировать конкретное техническое решение продукта, достаточно точно при этом определяя ее предельную плановую продажную цену, что позволяет уже на этом этапе видеть, насколько значительными могут быть плановые (полные) затраты, если предприятие хочет достигнуть намеченных показателей рентабельности.

Также можно определить и точную величину необходимого для этого планового снижения затрат. Расчет плановых целевых затрат, таким образом, отличается от других методов расчета плановых затрат тем, что предполагает возможность влиять на структуру и уровень планируемых издержек в той мере, в какой они еще не полностью сформировались (в силу того, что производство модификаций продукта, необходимых для успешных продаж, еше не освоено). Пусть необходимо определить плановые затраты (себестоимость продукции) за период, одновременно установив плановое задание по снижению этих затрат. Предполагается, что вновь осваиваемый продукт должен иметь рентабельность в 20% от валового дохода с продаж и обеспечивать покрытие 10 000 дсн. ед. постоянных (накладных) расходов предприятия.По итогам маркетинговых исследований и про результатам анализа потребительских предпочтений установлено, что можно рассчитывать на реализацию 1000 ед. продукции по цене (целевой) в 100 ден. ед. за единицу продукции. При таком обороте прямые целевые затраты по данному продукту должны составлять 70 000 ден. ед. В тот же самый момент внутрипроизводственный анализ предполагаемых прямых целевых затрат свидетельствует, что при сегодняшнем уровне организации и технологий фактические целевые прямые затраты достигли бы 85 000 ден. ед. Следовательно, чтобы достичь поставленных целей в части планируемых рентабельности продукции И величины покрытия ею постоянных издержек, надо снизить ожидаемые прямые целевые затраты на 15 000 ден. ед. 
Первоначально метод расчета плановых целевых затрат был разработан в Японии для промышленных предприятий. Однако, в принципе, он применим и для предприятий сферы услуг — на передний план выходит гораздо более углубленный анализ потребительских предпочтений по поводу услуг как продукта, строго ооиентироиаиного на конкретную клиентуру.

Кривая безразличия и ее свойства

Ординалистский принцип потребительских предпочтений иллюстрирован в виде функции безразличия, с помощью графика и соответствующей кривой, множество точек которой — это множество различных комбинаций наборов благ с одинаковой полезностью для потребителя.

Таким образом, кривая безразличия — это графическая интерпретация выбора потребителем того или иного набора благ. С помощью кривых безразличия изучают не количественные соизмерения потребностей, а ранжирование этих потребностей в соответствии с субъективными предпочтениями. Любая кривая безразличия — это наборы товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что потребителю как бы безразлично, какой из них выбрать.

Предпочтения субъективны и некоторые неравенства в одних вариантах окажутся для покупателей удовлетворительными, так как они уравновешены иным набором в других вариантах. Меньшее количество одного блага вполне компенсируется босльшим количеством другого, в результате потребительский эффект каждого варианта практически одинаков. Следовательно, все четыре варианта — это наборы безразличия, которые удовлетворительны для покупателя в равной степени.

Любая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, ранжированному в различных вариантах наборов благ. При этом наличие множества вариантов равнозначных наборов благ означает, что для потребителя они в определенной мере взаимозаменяемы. Количественная мера такой взаимозаменяемости измеряется

Предельной нормой замещения — MRS (от англ. — marginal rate of substitution)

При U = Const.

MRSy x — предельная норма замещения благ Y и X;

Qx, Qy — Количества взаимозамещаемых благ X И У;

РХ, Ру — Цены взаимозамещаемых благ;

U = const — фиксированный уровень полезности для достигнутого уровня благосостояния потребителя.

Предельную норму замещения чаще всего обосновывают, опираясь на графическую иллюстрацию кривой безразличия. Кривая безразличия имеет отрицательный наклон; во-вторых, ей свойственна выпуклость к началу координат; в-третьих, она имеет нисходящий, ниспадающий вид. Перечисленные характеристики графической иллюстрации кривой безразличия имеют весьма важную трактовку применительно к теоретическим категориям и практике потребительского поведения.

Так, нисходящий вид кривой безразличия отражает величину предельной нормы замещения, Показывающей количество единиц блага, от которого покупатель готов отказаться ради дополнительного 1 Приобретения и потребления другого блага с целью максимизации полезности набора благ. Используя графическую иллюстрацию кривой ; безразличия, величину предельной нормы замещения можно определить количеством единиц блага на вертикальной оси, от которого, потребитель готов отказаться ради замены его единицей благ, отмеченных на горизонтальной оси.

Таким образом, Обычная выпуклость кривой безразличия к началу координат графика означает, что Предельная норма замещения неуклонно уменьшается С увеличением потребления одного блага вместо другого | в процессе их взаимного замещения. Кривая безразличия приняла бы вид прямой линии (с более крутым наклоном, чем бюджетная линия) при выборе совершенно взаимозаменяемых благ. Практический смысл этой ситуации состоит в том, что при совершенной взаимозаменяемости благ потребители делают выбор в пользу того из них, цена которого ниже.

Факторы производства, их характеристика

 

Обычно выделяют четыре фактора производства: труд, капитал, землю, предпринимательство. Следует отметить, что средства производства распадаются на два фактора: капитал и землю (природные элементы), а рабочая сила как способность к труду в рыночной экономике может выступать двояко: либо в качестве рабочей силы, либо - предпринимательской деятельности.

В настоящее время наряду с основными факторами большое значение

приобретают научно-технический (информационный) и экологический прогресс.

Труд

Труд-это целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование природы и ее приспособление для удовлетворения собственных потребностей человека. По определению А. Маршалла, труд имеет своей целью произвести какой-либо результат. С точки зрения экономической науки под трудом как фактором производства подразумеваются умственные и физические усилия, направленные на изготовление благ и услуг. Виды, уровень и качество труда обусловлены образованием, профессиональной подготовкой, трудовыми навыками и производственным опытом. Высококвалифицированный труд требует значительных затрат, вложений в человеческий капитал, которые быстро окупаются и могут давать высокий экономический эффект. В последние десятилетия они все в большей степени определяют развитие экономики и ее эффективность прежде всего индустриальных странах.

Уровень квалификации работника оказывает влияние на производительность и интенсивность труда. Интенсивность труда характеризуется его напряженностью, которая определяется степенью расходования физических (энергетических, мышечных) и интеллектуальных (умственных) затрат в единицу времени. Интенсивность труда увеличивается при ускорении движения конвейера, увеличения перерывов в течение рабочего дня и т. д. В условиях высокомеханизированного и автоматизированного производства затраты физический энергии работников снижаются, но возрастают расходы умственной энергии (включая нервное напряжение).

Производительность труда показывает количество продукции, производимой в единицу времени. Рост производительности труда тесно связан с внедрением в производство достижений научно-технического прогресса, новых технологий и инструментов. Эти процессы привели к существенным изменениям в характере труда и востребованности квалифицированного труда, а значит, и на его профессиональную подготовку. Приоритетное значение получает умственный труд.

Капитал

Другим фактором производства является капитал. Капитал - запас материальных благ, используемых для создания товаров и услуг, другими словами - это средства производства, созданные и накопленные трудом и находящиеся в собственности различных экономических агентов, приносящих им доход. Такой подход к определению капитала восходит к трудам А. Смита и Д. Рикардо. Капитал состоит из благ длительного пользования, созданных экономической системой для производства других товаров. В состав капитала входят инструменты, машины, оборудование, здания, сооружения, складские помещения, транспортные средства, коммуникации, связь и др. К капиталу относятся также различные материалы, сырые, из которых создаются новые изделия. Техническое состояние капитала оказывает огромное влияние на экономическую эффективность производства.

Земля

Третьим (естественным) фактором производства считается земля, которая включает в себя не только территории, земельные площади, но и полезные ископаемые (недра), водные ресурсы и т.д. Значит, "земля" употребляется в широком смысле слова и охватывает все представленные природой ресурсы, над объемом предложения которых человек не властен, то есть он не в состоянии изменить количество (объем) земли, воды, полезных ископаемы ему усмотрению, поскольку главной особенностью земли являются ее ограниченность и невоспроизводимость.

Определенные участки земли являются условиями различной производственной деятельности человека, например, участки, богатые рудой, необходимы в добывающей промышленности, моря и реки применяют для рыболовства, земельные территории используют для строительства. Однако главным назначением земли остается сельское хозяйство.

Предпринимательская способность

Предпринимательская способность в качестве фактора производства признается не всеми представителями и направлениями экономической науки. Тем не менее ее важность доказана самой жизнью. Предпринимательство как вид деятельности человека предполагает

использование инициативы, предприимчивости и риска при организации производства.

 

Теория производства (Theory of production) – это теория, которая объясняет такую особенность экономической деятельности, как законы рыночного ценообразования на факторы производства, являющиеся, в свою очередь, ключевым звеном в понимании и объяснения процесса распределения ресурсов.

Современная теория производства базируется на существующей концепции сокращающейся доходности или, можно сказать, предельного продукта. Теория учитывает, что все факторы производства, а точнее, капитал, труд и земля, взаимосвязано участвуют в процессе создания продукта, причем эта связь проявляется как через уровень производительности каждого фактора производства, так и через установленную цену на него. Если цена труда меньше цены машины, при равной производительности, то на рынке больше будет спрос на труд, а не на машины и наоборот.

Теория производства является основой для теории распределения. Поэтому она всегда вызывала и по-прежнему вызывает наибольшее внимание общества, а самые разнообразные подходы к ней всегда становились «краеугольным камнем» в различных идеологиях. Так, например, ядром марксистской идеологии является предположение, что только труд создает продукт и, следовательно, только он имеет право им распоряжаться, причем под трудом, как правило, подразумевается только физический труд. Существуют и противоположные точки зрения, например, утверждения, что только капитал является создателем продукта и если бы его не было, то человечество еще до сего времени собирало бы корешки в голом виде. Эти взгляды рассматриваются современной теорией производства как крайности.

 

Таким образом, предпринимательская способность представляет собой способность отдельных лиц к деятельности по эффективной комбинации других факторов производства в целях создания товаров и услуг для получения прибыли или экономической выгоды в иной форме. Предпринимательская способность предполагает умение создать (изготовить) новые виды продукции, благ, внедрить новейшие технологии, совершенную систему управления производством в целях собственной выгоды при определенной степени риска и возможных убытков. Она может осуществляться как отдельными лицами (индивидуальная деятельность), так и группой лиц (корпоративная деятельность), объединенных правовыми отношениями и экономическими интересами.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"