Курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 22:29, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)».

Вложенные файлы: 1 файл

ChISTOVAYa_ShPORA_EKONOMIKA_1.docx

— 151.61 Кб (Скачать файл)
  1. ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

 

Экономика — это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

Хотя конечной естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство.

Производство - это процесс преобразования исходных сырья и материалов в продукцию (товары и услуги), предназначенную для конечного потребления или для дальнейшей обработки.

Для осуществления процесса производства необходимы не только сырье и материалы, но и труд, физический и финансовый капитал, т. е. производственные ресурсы (факторы производства

 Без  развития произ-ва не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу.

Производство, описание и объяснение всей хозяйственной деятельности предприятия и являются предметом изучения вкурса «Экономика организации (предприятия)».

Таким образом, экономика предприятия является самостоятельной экономической дисциплиной, предметом изучения которой является деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.

 

 

 

  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

 

В условиях инновационной экономики и рыночной конкуренции существенно возрастает роль не только общеэкономических знаний, но и специальных знаний в области экономического анализа и прогнозирования показателей хозяйственной деятельности организации, её ресурсных возможностей, доходов и расходов, составления и обоснование бизнес-плана, экономических решений, оценке рисков. Поэтому экономика организации является одной из профилирующих специальных дисциплин для студентов и слушателей экономических специальностей.

Данная дисциплина связана с рядом других дисциплин, которые подразделяются на два блока- общеэкономические и специальные.

Общеэкономические изучают законы функционирования рыка в мировой и национальных экономиках. К ним относятся эконом. теория, нац. экономика РБ, макроэкономика, макроэкономика, мировая экономика, а также статистика, которые являются основой для изучения экономики организации.

Специальные дисциплины взаимосвязаны с изучением экономики организации, к ним относятся: финансы, коммерческая деятельность, основы менеджмента, мг и бух. учёт

 

 

 

 

 

  1. БИБЛИОГРАФИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Библиография дисциплины представляет собой перечень литературных источников для изучения данной дисциплины. Библиография подразделяется на два блока:

  1. Нормативно - правовая документация - представляет собой законодательные акты РБ, касающиеся регулирования деятельности организации по вопросам собственности, ценообразования, налогообложения, кредитного регулирования, оплаты труда. Это указы и декреты Президента РБ, постановления совета министров, приказы и постановления министерств и ведомств( министерство экономики, мин. финансов, мин труда и соц. защиты населения, мин. торговли, национального статистического комитета, белкоопсоюза)
  2. Учебно - методическая литература – относятся учебники, учебные пособия, практикумы, тексты лекций по вопросам изучения экономии организаций.

 

 

 

4. ПОНЯТИЕ ТОРГОВЛИ,ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ,ФУНКЦИИ  И ВИДЫ

 

 

Торговля — это особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.

Основные функции торговли:

1.Реализация произведенной потребительной стоимости (товаров).

2.Доведение предметов потребления до потребителей.

3.Поддержание баланса между предложением и спросом.

4.Сокращение издержек обращения в сфере

Значение торговли:

1. Торговля  важное звено в осуществлении  распределения по труду.

2. Торговля  способствует сближению уровня  жизни населения разных социальных  групп, разных регионов и стран.

3. Торговля  способствует рациональному денежному  обращению.

4. Торговля  является плательщиком налогов  и поэтому учувствует в формировании  государственных доходов.

5. Торговля  активно влияет на народное  потребление, определяя набор потребительских благ, их качество и влияя на способ потребления.

Характеристика видов торговли:

- По месту купли-продажи(по пространственному признаку) торговля делится на:

* внутреннюю(товар не переходит границы государства)

* внешнюю(товар  переходит границы государства)

При этом различают три формы торговли: импортную, экспортную и транзитную.

- По объемам купли-продажиторговля делится на:

* оптовую

* розничную 

* общественное  питание

- По хозяйственно-правовому признаку:

*Государственная (республиканская, коммунальная)

*Квазигосударственная (торговля потреб. Кооперации)

*Частная (ип, организации)

 

5. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ  ТОРГОВЛИ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

 

 Организация торговли представляет  собой совокупность упорядоченных  и взаимодействующих организационных  элементов (торговых предприятий, организаций, подсистем), создают целостную систему, а также комплекс действий, обеспечивающих  функционирование торговли. Организацию  торговли можно рассматривать  в двух аспектах - статики и  динамики.

Объектом изучения является сфера торговли как целостная социально-экономическая система и составляющие ее организационной структуры.

Предметом являются отношения и связи, а также процессы и действия.

Основные признаки организации-:

Экономическая обособленность предполагает изоляцию ресурсов, возмещение затрат за счёт собственных средств, присвоение результатов(всех или части)

Экономическая самостоятельность- способность хозяйственного субъекта влиять на организацию своей деятельности

 

 

 

 

6. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ  ТОРГОВЛИ

 

Классификация организаций:

- по формам собственности (частные, государственные, муниципальные, унитарные, кооперативные и др.);

- по видам торговли (предприятия  оптовой (мелкооптовой) торговли, предприятия розничной торговли);

- по специализации торговой  деятельности (универсальные, специализированные, неспециализированные: с комбинированным  ассортиментом, со смешанным ассортиментом, оптово-розничные, питания, комбинированные);

- по формам хозяйствования (ОАО, ЗАО, ООО, ОДО, унитарное предприятие, кооператив, товарищество);

- по участию иностранного капитала( совместные, зарубежные, иностранные)

- по отраслевому признаку ( материального производства- промышленность, строительство, сх, связь, транспорт и нематериального производства – здравоохранение, культура)

- по видам объединений входят  в производственные, региональные, национальные или транснациональные  компании- концерн, холдинг и т.д.

По целям деятельности организации подразделяются на:

-коммерческие(основная цель извлечение  и увеличение прибыли): хоз. Товарищества, хоз. Общества, кооперативы(артели), унитарные  предприятия

-некоммерческие (не предполагают извлечение прибыли в качестве основной цели): потреб. кооперативы, общественные организации, учреждения, фонды, религиозные организации, жилищно-строительные кооперативы)

Торговая организация- организация, основным видом деятельности явл торговля. Классификация: по цели, по форме собственности, по деятельности, по капиталу, по специализации (специализированные, универсальные)

 

 

7. ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ  ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Хозяйственно- правовая форма - комплекс правовых и хозяйственных норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений между работниками и собственником предприятия, между предприятием и др. субъектами хозяйствования и органами власти.

Все организации в зависимости от основной цели своей деятельности делятся на:

Некоммерческие организации - ставят своей целью выполнение определенных функций, не связанных с получением прибыли и ее распределением.

Коммерческие организации - ориентированы на получение прибыли и её распределение.

Характеристика хозяйственно-правовых форм организаций:

1. Хозяйственные товарищества - организационно оформленное добровольное сотрудничество юридических или физических лиц в какой-либо сфере деятельности.2 вида:-полное -коммандитное

2. Хозяйственные общества- объединения капиталов, не требующие обязательного личного участия в деятельности общества. Виды хозяйственных обществ:

---ООО ;Уставный фонд(УФ) ;ОДО ;Акционерное общество (АО) - В зависимости от способа распространения акций различают ОАО и ЗАО

3. Предприятия на основе  единоличного владения - реализуются в 2 формах:

-индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица

-частное предприятие, принадлежащее гражданину или членам его семьи на праве собственности ; соответственно этому выделяют единоличные и семейные предприятия.

4. Производственный кооператив - коммерческая организация, основанная на имущественно-паевых взносах участников, их личном трудовом участии в деятельности кооператива.

5. Государственное предприятие- предприятие, имущество которого принадлежит государству.

Виды государственныхых предприятий:

---основанные на республиканской  собственности (собственности РБ)

---основанные на коммунальной  собственности (собственности местных  органов управления).

6. Унитарное предприятие (коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество).

 

 

8. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЁ ВИДЫ И ЭЛЕМЕНТЫ.

 

Внешнее окружение следует рассматривать как совокупность двух сред – макро окружения и непосредственного окружения.

Макроокружение (среда косвенного воздействия) создает общие условия существования организации. Осн.факторы макроокружения, влияющие на деятельность орг-ции:

 -экономич.факторы-позволяют определить как формируются и распределяются ресурсы (тмп инфляции, налог.ставки, ур.занятости, производительность труда, величина и динамика ввп)

-политич.факторы (финансов-кредитная политика гос-ва, гос.программы в области политики и экономики, изменения в законодательной и нормативной базе)

-рыночные факторы (ур.конкуренции, ур.и динамика доходов населения, жизненные циклы изделий и хозяйствующих субъектов)

-технологич.факторы – это развитие науки и техники.

-международные факторы (деятельность иностранных фирм, создание совместных орг-ций, изменение валютного курса, инвестирование)

-соц.факторы (ур.образования, обычаи и традиции, ценности, отношения людей к работе и качеству жизни)

Непосредственное окружение (среда прямого воздействия) вкл.покупателей, поставщиков, конкурентов, гос.регулирование и проф.союзы.

 

 

 

10. ПОТРЕБИТЕЛИ И ИХ  ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ КАК ОСНОВА  ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО  СПРОСА. БАЛАНС ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ.

 

Ден.доходы населения выступают как средство связи производства с потреблением, а также дом.хозяйств с организациями и государством.

Доходы населения – средств, поступающие населению в ден.форме для удовлетворения потребностей.

Ден.доходы выступают в качестве оценочного показателя, характеризующего уровень населения, его благосостояние. Вместе с ценой и предложением ден.доходы выступают как основа формирования платежеспособного спроса.

К ден.доходам населения отн.: -зп рабочих и служащих; -доходы от колхозов (зп колхозникам в ден.и нат.форме, а также работников, привлеченных на с/х работы); -поступления от продажи продуктов с/х; -пенсии и пособия; -степендии; -дивиденды (дох., полученные по акциям); -поступления с фин.системы (кредиты, проценты по депозитам, выигрыши и погашения по займам и лотереи, возмещение по страхованию); -проч.поступления (напр.доходы от продажи валюты).

К ден.расходам отн.: -покупка товаров; -оплата услуг; -обяз.платежи, добровольные взносы (налоги и сборы, взносы на гос.и ком.страх-ие); -покупка жилых помещений; -покупка ЦБ и валюты).

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»