Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 22:29, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)».
Экономика — это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.
Хотя конечной естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство.
Производство - это процесс преобразования исходных сырья и материалов в продукцию (товары и услуги), предназначенную для конечного потребления или для дальнейшей обработки.
Для осуществления процесса производства необходимы не только сырье и материалы, но и труд, физический и финансовый капитал, т. е. производственные ресурсы (факторы производства
Без развития произ-ва не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу.
Производство, описание и объяснение всей хозяйственной деятельности предприятия и являются предметом изучения вкурса «Экономика организации (предприятия)».
Таким образом, экономика предприятия является самостоятельной экономической дисциплиной, предметом изучения которой является деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.
В условиях инновационной экономики и рыночной конкуренции существенно возрастает роль не только общеэкономических знаний, но и специальных знаний в области экономического анализа и прогнозирования показателей хозяйственной деятельности организации, её ресурсных возможностей, доходов и расходов, составления и обоснование бизнес-плана, экономических решений, оценке рисков. Поэтому экономика организации является одной из профилирующих специальных дисциплин для студентов и слушателей экономических специальностей.
Данная дисциплина связана с рядом других дисциплин, которые подразделяются на два блока- общеэкономические и специальные.
Общеэкономические изучают законы функционирования рыка в мировой и национальных экономиках. К ним относятся эконом. теория, нац. экономика РБ, макроэкономика, макроэкономика, мировая экономика, а также статистика, которые являются основой для изучения экономики организации.
Специальные дисциплины взаимосвязаны с изучением экономики организации, к ним относятся: финансы, коммерческая деятельность, основы менеджмента, мг и бух. учёт
Библиография дисциплины представляет собой перечень литературных источников для изучения данной дисциплины. Библиография подразделяется на два блока:
4. ПОНЯТИЕ ТОРГОВЛИ,ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ,
Торговля — это особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.
Основные функции торговли:
1.Реализация произведенной потребительной стоимости (товаров).
2.Доведение предметов потребления до потребителей.
3.Поддержание баланса между предложением и спросом.
4.Сокращение издержек обращения в сфере
Значение торговли:
1. Торговля важное звено в осуществлении распределения по труду.
2. Торговля
способствует сближению уровня
жизни населения разных
3. Торговля
способствует рациональному
4. Торговля
является плательщиком налогов
и поэтому учувствует в
5. Торговля
активно влияет на народное
потребление, определяя набор
Характеристика видов торговли:
- По месту купли-продажи(по пространственному признаку) торговля делится на:
* внутреннюю(товар не переходит границы государства)
* внешнюю(товар переходит границы государства)
При этом различают три формы торговли: импортную, экспортную и транзитную.
- По объемам купли-продажиторговля делится на:
* оптовую
* розничную
* общественное питание
- По хозяйственно-правовому
*Государственная (республиканская, коммунальная)
*Квазигосударственная (торговля потреб. Кооперации)
*Частная (ип, организации)
5. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
Организация торговли
Объектом изучения является сфера торговли как целостная социально-экономическая система и составляющие ее организационной структуры.
Предметом являются отношения и связи, а также процессы и действия.
Основные признаки организации-:
Экономическая обособленность предполагает изоляцию ресурсов, возмещение затрат за счёт собственных средств, присвоение результатов(всех или части)
Экономическая самостоятельность- способность хозяйственного субъекта влиять на организацию своей деятельности
6. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ТОРГОВЛИ
Классификация организаций:
- по формам собственности (частные, государственные, муниципальные, унитарные, кооперативные и др.);
- по видам торговли (предприятия оптовой (мелкооптовой) торговли, предприятия розничной торговли);
- по специализации торговой деятельности (универсальные, специализированные, неспециализированные: с комбинированным ассортиментом, со смешанным ассортиментом, оптово-розничные, питания, комбинированные);
- по формам хозяйствования (ОАО, ЗАО, ООО, ОДО, унитарное предприятие, кооператив, товарищество);
- по участию иностранного
- по отраслевому признаку ( материального производства- промышленность, строительство, сх, связь, транспорт и нематериального производства – здравоохранение, культура)
- по видам объединений входят
в производственные, региональные,
национальные или
По целям деятельности организации подразделяются на:
-коммерческие(основная цель
-некоммерческие (не предполагают извлечение прибыли в качестве основной цели): потреб. кооперативы, общественные организации, учреждения, фонды, религиозные организации, жилищно-строительные кооперативы)
Торговая организация- организация, основным видом деятельности явл торговля. Классификация: по цели, по форме собственности, по деятельности, по капиталу, по специализации (специализированные, универсальные)
7. ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ
Хозяйственно- правовая форма - комплекс правовых и хозяйственных норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений между работниками и собственником предприятия, между предприятием и др. субъектами хозяйствования и органами власти.
Все организации в зависимости от основной цели своей деятельности делятся на:
Некоммерческие организации - ставят своей целью выполнение определенных функций, не связанных с получением прибыли и ее распределением.
Коммерческие организации - ориентированы на получение прибыли и её распределение.
Характеристика хозяйственно-правовых форм организаций:
1. Хозяйственные товарищества - организационно оформленное добровольное сотрудничество юридических или физических лиц в какой-либо сфере деятельности.2 вида:-полное -коммандитное
2. Хозяйственные общества- объеди
---ООО ;Уставный фонд(УФ) ;ОДО ;Акционерное общество (АО) - В зависимости от способа распространения акций различают ОАО и ЗАО
3. Предприятия на основе единоличного владения - реализуются в 2 формах:
-индивидуальная
-частное предприятие, принадлежащее гражданину или членам его семьи на праве собственности ; соответственно этому выделяют единоличные и семейные предприятия.
4. Производственный кооператив - коммерческая организация, основанная на имущественно-паевых взносах участников, их личном трудовом участии в деятельности кооператива.
5. Государственное предприятие- п
Виды государственныхых предприятий:
---основанные на
---основанные на коммунальной собственности (собственности местных органов управления).
6. Унитарное предприятие (
8. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЁ ВИДЫ И ЭЛЕМЕНТЫ.
Внешнее окружение следует рассматривать как совокупность двух сред – макро окружения и непосредственного окружения.
Макроокружение (среда косвенного воздействия) создает общие условия существования организации. Осн.факторы макроокружения, влияющие на деятельность орг-ции:
-экономич.факторы-позволяют определить как формируются и распределяются ресурсы (тмп инфляции, налог.ставки, ур.занятости, производительность труда, величина и динамика ввп)
-политич.факторы (финансов-кредитная политика гос-ва, гос.программы в области политики и экономики, изменения в законодательной и нормативной базе)
-рыночные факторы (ур.конкуренции, ур.и динамика доходов населения, жизненные циклы изделий и хозяйствующих субъектов)
-технологич.факторы – это развитие науки и техники.
-международные факторы (деятельность иностранных фирм, создание совместных орг-ций, изменение валютного курса, инвестирование)
-соц.факторы (ур.образования, обычаи и традиции, ценности, отношения людей к работе и качеству жизни)
Непосредственное окружение (среда прямого воздействия) вкл.покупателей, поставщиков, конкурентов, гос.регулирование и проф.союзы.
10. ПОТРЕБИТЕЛИ И ИХ ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА. БАЛАНС ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ.
Ден.доходы населения выступают как средство связи производства с потреблением, а также дом.хозяйств с организациями и государством.
Доходы населения – средств, поступающие населению в ден.форме для удовлетворения потребностей.
Ден.доходы выступают в качестве оценочного показателя, характеризующего уровень населения, его благосостояние. Вместе с ценой и предложением ден.доходы выступают как основа формирования платежеспособного спроса.
К ден.доходам населения отн.: -зп рабочих и служащих; -доходы от колхозов (зп колхозникам в ден.и нат.форме, а также работников, привлеченных на с/х работы); -поступления от продажи продуктов с/х; -пенсии и пособия; -степендии; -дивиденды (дох., полученные по акциям); -поступления с фин.системы (кредиты, проценты по депозитам, выигрыши и погашения по займам и лотереи, возмещение по страхованию); -проч.поступления (напр.доходы от продажи валюты).
К ден.расходам отн.: -покупка товаров; -оплата услуг; -обяз.платежи, добровольные взносы (налоги и сборы, взносы на гос.и ком.страх-ие); -покупка жилых помещений; -покупка ЦБ и валюты).
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»