Курс лекций по дисциплине « Международная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:23, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине « Международная экономика».

Вложенные файлы: 1 файл

mezhdunarodnoi_ekonomik (1).docx

— 3.60 Мб (Скачать файл)

3. Придает  большую динамичность национальным  рынкам, которые вынуждены адаптироваться  к ритму мирового рынка.

4. Позволяет  странам-участницам совместно решать  наиболее острые социальные проблемы:

- выравнивание  условий развития отсталых районов;

- смягчение  положения на рынке труда;

- предоставление  социальных гарантий малообеспеченным  слоям населения;

- дальнейшее  развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального  обеспечения.

В то же время интеграция может привести к ряду отрицательных последствий для развития национальных экономик стран-участниц и всей международной экономики. С одной стороны, усиливается давление конкурентной среды, давление на экологию в регионах роста производства, создается угроза национальной идентичности. С другой стороны, конфронтация региональных блоков, возведение барьеров для дальнейшего развития международного обмена и сотрудничества с третьими странами, появление разногласий по различным формам международных связей не могут способствовать укреплению международной экономики.

 

43. Эффекты и теории интеграции. Особенности развития процессов интеграции в условиях глобализации

Становление теории экономической интеграции, в частности, таможенных союзов, обычно связывают с именем канадского ученого Джекоба Вайнера. В основе анализа лежит сравнение торговли между странами в условиях существования у каждой из них собственного таможенного тарифа и в условиях заключения между ними соглашения о таможенном союзе, устраняющего тарифы во взаимной торговле. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:

- статические  эффекты – экономические последствия, проявляющиеся немедленно после  создания таможенного союза;

- динамические  эффекты – экономические последствия, проявляющиеся на более поздних  стадиях функционирования таможенного  союза.

Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты создания торговли и отклонения торговли. Эффект создания торговли – переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник (импорт), ставшая возможной в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.

Эффект отклонения торговли по сути противоположный эффекту создания торговли, поскольку источник поставки товаров из стран, участвующих в интеграции далеко не всегда является самым эффективным источником. Зачастую страны, не участвующие в интеграции, но отгороженные от нее общим таможенным барьером интегрирующихся стран, могли бы обеспечить поставки того же товара по значительно более низким ценам. Итак, отклонение торговли означает переориентацию местных потребителей с закупки товара у более эффективного внешнеинтеграционного источника поставки на менее эффективный внутриинтеграционный источник, произошедшую в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.

В случае появления эффекта создания торговли масштабы торговли, осуществляемой на свободной основе, возрастают, возрастает и благосостояние всех стран. Если возникает эффект отклонения торговли, то благосостояние неучаствующих в интеграции стран однозначно ухудшается, а стран-участниц либо ухудшается (если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам превзойдет эффект создания торговли), либо улучшается (если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта создания торговли).

В числе динамических эффектов интеграции, которые проявляются тогда, когда интеграция набирает силу, можно отметить возрастающую конкуренцию между производителями из разных стран; использование преимуществ экономики масштаба, что позволяет увеличивать объемы производства и сокращать издержки; возрастание притока иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в интеграционное объединение, стремятся сохранить за собой определенный сегмент закрытого общим таможенным барьером рынка за счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран.

В теории международной экономической интеграции существуют разные направления. Они отличаются, прежде всего, разными оценками интеграционного механизма. Так, сторонники раннего неолиберализма (В.Репке, М.Аллэ) представляли полную интеграцию как единое рыночное пространство в масштабе нескольких стран, где действуют стихийные рыночные силы. Представители позднего неолиберализма (Б.Баласса) большое внимание уделяли эволюции интеграции.

Сторонники корпорационализма (С.Рольф, У.Ростоу) считали, что интегрирование способно обеспечить не рынок, а международные корпорации. Представители структурализма  (Г.Мюрдаль) рассматривали международную экономическую интеграцию, как процесс структурных преобразований в экономике стран с центрами интеграции – крупными фирмами и целыми отраслями промышленности. В результате образуется качественно новое интеграционное пространство с более совершенным хозяйственным механизмом.

Неокейнсианцы (Р.Купер) считали, что для использования многообразных выгод интеграции необходимо согласование внутренней и внешней политики. Это согласование преследует цель достижения оптимального сочетания двух возможных вариантов развития экономической интеграции: 1) объединение государств с последующей утратой их суверенитета и взаимным согласованием экономической политики; 2) интеграция с максимальным сохранением национальной автономии.

Теоретики дирижизма (Я.Тинберг, Р.Санваль, И.Штоль), отрицая решающую роль в интеграционных процессах рынка, полагали, что функционирование международных интеграционных структур возможно на основе разработки их участниками общей экономической политики и согласованного социального законодательства с целью создания оптимальной структуры международной экономики, устраняющей искусственные преграды и сознательно вводящей желательные элементы координации и унификации.

Российские экономисты (М.М.Максимова, Н.П.Шмелев. Ю.В.Шишков и др.) обращали внимание на сущность региональной экономической интеграции как более высокой ступени интернационализации хозяйственной жизни, ее важнейшую предпосылку – достаточно высокий уровень экономического развитии и политических отношений интегрирующихся государств, ее первый этап – прямые хозяйственные связи на уровне первичных субъектов экономики, который в дальнейшем дополняется взаимоприспособлением национальных правовых, фискальных и прочих систем вплоть до определенного сращивания управленческих структур.

Центральный вектор современного мирового развития – глобализация.

Особенностью развития региональной интеграции в условиях глобализации является движение к более открытым моделям региональных торговых соглашений. Принцип открытого регионализма провозглашен в качестве основного странами АТЭС.

Региональная интеграция дает шанс слабым странам найти свое место в новой глобализированной международной экономике. В объединенной Европе примерами слабых стран, которые не имели шансов на успех в глобальной конкуренции, но стали на ноги благодаря поддержке других стран региона, является Испания, в меньшей степени Ирландия и Греция, из постсоциалистических – Словения.

Однако региональная интеграция успешна только тогда, когда ее двигателем становятся сильные участники глобальной конкуренции. Ведь чем слабее общество того или иного региона, тем более проницаемы его экономические границы для глобальной конкуренции, тем менее эффективна региональная интеграция.

 

 

44. Интеграция в Западной Европе. Европейский Союз (ЕС): этапы эволюции, механизм функционирования

Самым развитым регионом экономической интеграции оказалась Европа. Процесс создания интеграционного пространства в Европе шел непросто и занял около 30 лет. Развитие европейской интеграции началось с секторальной интеграции (объединения угля и стали на базе Парижского договора 1951 г.) с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти же 6 стран подписали в 1957 г. Римские договоры об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Сообщества по атомной энергии (Евратом). В 1967 г. произошло слияние руководящих органов ЕЭС и двух отраслевых интеграционных группировок – ЕОУС и Евратом, после чего вся интеграционная группировка стала официально называться Европейскими сообществами, или Европейским сообществом. Изменение названия отражало не только указанный факт слияния, но и то обстоятельство, что к этому моменту западноевропейская интеграция вышла за чисто экономические рамки, затронув политику, гуманитарные отношения и другие сферы общественной жизни.

На протяжении почти всей своей истории европейская интеграция развивается по двум направлениям: вглубь и вширь.

Этапы углубления интеграции:

1951-1957 гг. – секторальная интеграция (создание  общего рынка угля и стали);

1958-1968 гг. – создание таможенного союза  и общего рынка товаров;

1969-1984 гг. – кризисный период и последующее  формирование предпосылок перехода  к единому внутреннему рынку;

1985-1992 гг. – завершение формирования единого  внутреннего рынка;

1991-2002 гг. – создание экономического и  валютного союза.

Сильнейшие импульсы для углубления интеграции в Европе дал Маастрихстский договор (подписан в декабре 1991 г., вступил в силу в 1993 г.). Он санкционировал переименование Европейских Сообществ в Европейский Союз и включал три принципиально новых качественных момента:

- введение  с 1993 г. единого гражданства ЕС  параллельно с национальным;

- формирование  политического союза, что означает  проведение интегрированной внешней  политики, тесную увязку внутренних  политик;

- формирование  экономико-валютного союза во  главе с единой валютой.

Одновременно с углублением интеграции происходило ее расширение. С 6 стран-основателей (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург) ЕС дорос до 27 стран.

Этапы расширения интеграции:

1973 г. –  вступление в Европейские сообщества  Великобритании, Дании, Ирландии;

1981 г. –  Греции;

1986 г. –  Испании, Португалии;

1995 г. –  Австрии, Финляндии, Швеции;

2004 г. –  Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Литвы, Латвии, Эстонии, Кипра, Мальты;

2007 г. –  Болгарии, Румынии.

В связке «углубление-расширение» ведущим является углубление, но и расширение в свою очередь усиливает общий потенциал интеграции. В то же время взаимосвязь углубления и расширения интеграции, как показывает опыт ЕС, не представляет прямолинейного движения (особенно в свете последних расширений ЕС за счет стран ЦВЕ).

Механизм функционирования ЕС основывается на политико-правовой системе управления, которая состоит как из общих наднациональных и межгосударственных органов, так и из элементов национально-государственного регулирования. К основным структурам ЕС относятся следующие институты:

- Совет  министров – главный законодательный  орган ЕС, принимающий решения  по реализации единой политики  ЕС;

- Европейский  совет, состоящий из глав государств  и правительств стран – членов ЕС. Он определяет принципиальные экономические решения на основе консенсуса. Образован в 1974 г., большими полномочиями не обладал. В Маастрихстский договор включено положение о повышении статуса Европейского совета, согласно которому он «призван дать необходимый импульс развитию Союза и определять его общие политические принципы»;

- Европейская  комиссия (ЕК) – исполнительный орган, имеющий право представлять на  утверждение Совету министров  проекты законов. ЕК представляет  ЕС в ряде международных организаций. Комиссия обладает широкими полномочиями, в частности, осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, налоговой политики, аграрного рынка. Выполняет ряд функций, в том числе, финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, аграрного, регионального), самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, обладает правом распоряжаться общим бюджетом. Одно из важнейших направлений деятельности ЕК – приведение принятых решений в соответствие с национальными законодательствами, стандартами и нормами;

- Европейский  парламент избирается с 1979г. всеобщим  прямым голосованием  во всех  странах-членах сроком на 5 лет. Контролирующий  орган, однако его роль в законодательстве ЕС постепенно повышается. После вступления в силу Маастрихтского договора Европарламент получил дополнительные полномочия – право принятия решений совместно с Советом министров по отдельным вопросам законодательства, регулирующего единый рынок; право поручать ЕК разработку предложений по некоторым направлениям политики; право утверждать бюджет и др.

Согласно Лиссабонского договора (подписан 27 государствами ЕС 13.12.2007 г.), Европарламент получает больше полномочий в области законодательства по легальной миграции, сотрудничеству судов и полиции, а также в некоторых вопросах по торговле и сельскому хозяйству. Кроме того, без согласия Европарламента невозможно будет принимать многолетние бюджетные планы, а Совет ЕС совместно с парламентариями должен будет утверждать все виды расходов. Одобрение евродепутатов понадобится также для подписания всех международных договоров, которые лежат в плоскости обычной правовой структуры;

- Европейский  суд – высший судебный орган, обеспечивает соблюдение законности, выполнение соглашений, реализацию  принципов ЕС.

Помимо этих 5 основных органов ЕС, функционирует Палата аудиторов, задача которой – контроль за финансовой деятельностью, и два консультативных органа – экономический и социальный комитеты ЕЭС и Евратома и Консультативный комитет ЕОУС. В рамках Европейского союза существуют и другие вспомогательные учреждения – разного рода комитеты, комиссии, подкомиссии, фонды и т.п.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине « Международная экономика»