Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:44, курс лекций

Краткое описание

Предмет микроэкономики
Микроэкономика- составная часть эконимич. Науки, которая изучает экономические взаимоотношения между людьми и определяет общие закономерности хоз. Деятельности. Микроэкономика рассматривает принципы принятия решений хоз-ными субъектами, при этом отмечается, что каждый экономич. Субъект действует в условиях рыночной экономики, принимает решения и обладает свободой и суверенитетом. Микроэкономика изучает поведение субъектов хоз. деятельности, когда они выступают в различных ролях (продавец-покупатель) и разных рыночных ситуациях. Она формулирует те принципы, которыми руководствуются субъекты хоз. дея-ти при принятии решений.

Вложенные файлы: 1 файл

mikroekonomika_111_m_-_kopia.doc

— 911.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике.

Конкуренция — это многогранное явление, которое экономисты рассматривают в разных аспектах. В условиях рынка она проявляется в борьбе между субъектами рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Рыночная структура — это совокупность организационных признаков рынка, которые предопределяют тип конкуренции между фирмами и способ установления рыночного равновесия. Выделяют два типа рыночных структур, которые в свою очередь являются критериями для выявления двух типов конкуренции — совершенной и несовершенной. Совершенная конкуренция — это такая организация рынка, при которой функционирует множество мелких фирм, не способных оказывать влияние на цены и рыночное равновесие.  Несовершенная конкуренция — это организация рынка, при которой фирмы могут оказывать влияние на цены и рыночное равновесие.

 В рамках несовершенной конкуренции выделяют несколько видов рыночных структур: 1) Совершенная конкуренция является исторически первой рыночной структурой. При ней на рынке функционирует много покупателей и продавцов товара, каждый из которых продает (покупает) настолько малую долю рыночного объема, что не может повлиять на условия заключения сделок и рыночное равновесие; товар совершенно однороден с точки зрения покупателей, а все покупатели одинаковы с точки зрения продавцов. 2) Олигополия — тип рыночной структуры, при котором наблюдается взаимозависимость и стратегическое взаимодействие нескольких довольно крупных фирм, обладающих значительной долей рынка (судо- и автомобилестроение, производство бытовой техники). 3) Чистая (абсолютная) монополия — тип рыночной структуры, при котором функционирует, с одной стороны, один продавец, а с другой — множество мелких покупателей его продукта. Монополист, производя уникальный продукт, обладает большой властью на рынке и способен диктовать ему свои условия (аэропорты, железная дорога, нефте- и газопроводы). 4) Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, при котором фирмы могут влиять на цену продукта в рамках отдельного рыночного сегмента. Степень их влияния детерминирована уровнем дифференциации и уникальности продукта, который они производят (ресторанный бизнес, рынок одежды, обуви, книгопечатания). Эффективность конкуренции рассматривается экономистами в двух аспектах, во-первых, как способность рационально разместить ресурсы (аллокативная эффективность), и, во-вторых, как способность наилучшим образом их использовать (производственная эффективность). Качество конкуренции прямо зависит от интенсивности соперничества между фирмами, которое, в свою очередь, тем выше, чем больше фирм функционирует в отрасли. Отсюда вытекает, что индикатором степени интенсивности конкуренции выступает количество субъектов хозяйствования, находящихся на данном рынке.

 

  1. Признаки совершенной конкуренции, особенности спроса, валагого и предельного доходов в совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция- вид организации рынка, при которой степень рыночной власти отдельных субъектов стремится к нулю. Другими словами, это ситуация на рынке, при которой множество продавцов и покупателей торгуют однородными товарами, при этом доля каждого из них в общем объеме продаж чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок.

Конкуренция является совершенной при наличии следующих  условий:

Большое число  фирм, производящих однородную продукцию.

-Однородность  продукции разных предприятий  в составе сектора.

- Равный доступ  ко всем видам информации.

- Свободный прилив  капиталов из отрасли в отрасль.

Ситуация на рынке, когда конкуренция совершенная, сейчас довольно редка.

Основой конкурентного  рынка явл большое число не зависящих друг от друга предприятий  производителей (продавцов) ( рынок с/х продукции, рынок наличной валюты – чисто конкурентные рынки)

Фирма производят незначительную часть от общего производимого  объема продукции и не может в  значительной степени повлиять на цены (на общий объем продукции и  на общий объем предложения).

  Когда на  рынке реализуется идентичная  продукция, то покупателю не  важно, у какой фирмы он покупает  продукцию. 

Кривая спроса на рынке с совершенной конкуренцией совершено эластична по цене

Предельный доход  фирмы чистого конкурента равен  рыночной цене (MR=P)

 Основой рынка  является большое число независимых  продавцов.

Пример: рынок  с/х продукции, рынок наличной иностранной  валюты

 

  1. Равновесие фирмы – совершенного конкурента в краткосрочном периоде.

Важнейшей целью функционировния любой фирмы явл. Получение прибыли. Каждая фирма стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки.

 Самым простым  и очевидным методом определения  точки максимальной прибыли явл.  Метод сравнения общего дохода  и общих издержек.

 Прибыль представляет  собой разницу между общим доходом и общими издержками

T=TR-TC

Общий доход  есть произведение цены и объема продаж. Поскольку цена не находится в  зоне влияния фирмы, то изменение  общего дохода возможно только путем  изменения объема продаж. Общая прибыль  будет максимальной при объеме пр-ва, обеспечивающем превышение общего дохода над общими издержками на максимальную величину.

Точку, максимизирующую  прибыль фирмы, можно найти сравнивая  издержки на пр-во каждой дополнительной ед-цы продукции с доходом от ее продажи.

Разница между предельным доходом и предельными издержками- дополнительная прибыль, которая добавляется в копилку общей экономической прибыли. Увеличение объема пр-ва следует остановить, когда MR-MC=0 или MR=MC.

 

 

  1. Равновесие фирмы – совершенного конкурента в долгосрочном периоде.

 

Долгосрочный  период отличается от краткосрочного тем, что здесь все затраты  принимают переменый характр. Отрасль  в условиях сов конкуренции-это  большое число конкурирующих  фирм,продающих продукт на рынке.Равновесие в отрасли означает,что фирмы удовлетворены состоянием дел и не стремятся ее покинуть.Но прибыль в отрасли не привлекает конкурентов из др отраслей.По аналогии с к\срочным периодом фирмы получают макс прибыль при равенстве цены предельным издержкам.Поэтому в д\срочном периоде расширение объема выпуска может происходить не за счет его роста на предприятиях,а за счет вступления вотрасль новых.Это произойдет,если фирмы в отрасли получают экономическую прибыль,что привлечет новые фирмы.

 

  1. Совершенная конкуренция и эффективность

Экономисты считают, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, совершенно конкурентная экономика приводит к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. То есть экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченное количество ресурсов таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей.

Действительно, для эффективного использования  ограниченных ресурсов необходимо выполнение двух условий: 1. Производственная эффективность  требует, чтобы каждый товар производился наименее дорогостоящим способом, т.е. при равенстве цены минимальным средним общим издержкам. Это наиболее желательная ситуация для потребителя, когда используется наилучшая технология и мин. Количество ресурсов. 2. Эффективность распределения ресурсов предполагает создание товаров, которые необходимы потребителям, т.е. ассортимент продукции должен наилучшим образом соответствовать предпочтениям потребителей. Это условие выполняется при равенстве цены предельным издержкам.

В условиях чистой конкуренции производство осуществляется до точки равенства цены предельным издержкам. Произвести меньше означает получение прибыли меньше максимально возможной для фирмы и недораспределение ресурсов для общества.

Если цена превышает  предельные издержки, то это будет  означать, что общество оценивает дополнительные единицы товара более высоко, чем альтернативные продукты, которые могли бы быть произведены из рассматриваемых ресурсов. Производство товара, превышающее точку равенства цены и предельных издержек, означает получение прибыли меньше максимально возможной и излишнее распределение ресурсов с точки зрения общества. Производство в точке, где предельные издержки превышают цену, означает, что ресурсы для производства данного товара используются за счет альтернативных товаров, которые оцениваются обществом выше, чем данный товар.

Следовательно, в условиях чистой конкуренции предприниматели  будут производить товар до того уровня, при котором цена и предельные издержки уравниваются, что и будет  означать эффективность распределения ресурсов с точки зрения общества.

Дополнительным  свойством совершенно конкурентных рынков является их способность восстанавливать  эффективность использования ресурсов в случае ее нарушения, что достигается  путем перегрупповки ресурсов. Высокоэффективное распределение ресурсов в условиях чистой конкуренции достигается потому, что предприятия и поставщики ресурсов свободно стремятся к достижению личной выгоды. Конкурентная система цен организует частные интересы продавцов по направлениям, которые полностью соответствуют интересам общества в целом.

Недостатки рынка  совершенной конкуренции: – в  долгосрочном периоде отсутствует  экономическая прибыль, как главный  источник НТП; – способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя; – не может распространяться на производство общественных благ; – вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.

Экономическая эффективность- отношение фактического производства к тому объему производства, который возможен при существующих ресурсах, знаниях и способностях субъекта.

  1. Основные черты чистой монополии. Особенности спроса, валового и предельного доходов в совершенной конкуренции.

 

Чистая монополия  – тип рынка, на котором некоторая  фирма является единственным продавцом или производителем продукта, у которого нет субститута. Можно выделить следующие характерные черты чистой монополии:

- наличие одной  фирмы

- уникальный  характер продукции

- Жёсткие барьеры  для вступления новых фирм  в отрасль

- Значительные  ограничения доступа к информации о продукции фирмы

причиной и  условием возникновения чистой монополии  является наличие различных серьёзных  преград на пути создания новых фирм отрасли.

Предельный (дополнительный) доход(MR) – это добавочный доход к валовому доходу фирмы, полученный от производства и продажи одной  дополнительной единицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, т.к. показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу.

  1. Предельный  доход (MR) позволяет оценить возможность  окупаемости каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции.
  2. В сочетании с показателем предельных издержек он служит стоимостным ориентиром возможности и целесообразности расширения объема производства данной фирмы.

 

MR =TR– TRn-1  (Величина предельного дохода представляет собой разность между валовой выручкой от продажи n и n-1 единиц продукции.)

Валовой доход – (общий доход)это совокупная денежная сумма, полученная от продажи  определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на его количество: 

TR=Q x P

  1. В условиях чистой (совершенной) конкуренции фирма продает продукцию по постоянной цене. Следовательно, ее доход будет находиться в прямой пропорциональной зависимости от количества проданной продукции.
  2. Поэтому кривая общего дохода (TR) имеет вид прямой восходящей линии
  3. Общий доход (TR) растет по мере увеличения количества продаваемой продукции.
  4. Любая проданная единица товара увелич  общий доход на величину, равную цена продажи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение цены объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном периоде.

В краткосрочном периоде  фирма-монополист максимизирует прибыль, либо минимизирует убытки, либо получает нормальную прибыль.

Максимизируя прибыль, монополист выбирает цену на эластичном участке кривой спроса, причем цена должна быть выше средних общих издержек Р˃АС. Объём производства он определяет согласно правилу равенства предельного дохода и предельных издержек МR=МС.

 

Рис.1. Максимизация прибыли фирмы в условиях чистой монополии

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"