Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 11:56, курс лекций
Тема I. Основы планирования деятельности предприятия
Лекция 1
Роль и значение планирования в экономике
Роль и значение планирования в экономике
1.1. Сущность и функции планирования
1.2. Планирование как функция управления предприятием
1.3. Виды и содержание внутрифирменного планирования
1.4. Оценка качества разрабатываемых планов
1.5. Организация плановой работы на предприятии
1.1. Сущность и функции планирования
Содержание миссии включает следующие основные пункты:
• декларирование открытости миссии;
• желательные клиенты;
• описание и политика в области товаров и услуг предприятия;
• характеристика рынка и рыночная политика: основные потребители, география, клиенты, пользователи;
• цели предприятия, выраженные в понятиях выживания, роста и доходности;
• технология и технологическая политика: процессы, оборудование, инновации;
• философия и этика бизнеса: мотивация и принципы ведения бизнеса, внешние и внутренние ценности организации;
• внутренняя концепция: описание собственного впечатления о себе, источники силы, степень конкурентоспособности и факторы выживания;
• концепция планирования и управления, конкурентные преимущества управления;
• внешний образ (имидж): экономическая и социальная ответственность перед потребителями, партнерами и обществом в целом;
• обязательства перед персоналом, ценность работника для организации. В уставной документации предприятия содержание миссии отражается в положении о миссии (предприятии, уставе предприятия, учредительном договоре). Последовательность пунктов и их сочетание определяются конкретной формой использования содержания миссии предприятия.
Формирование миссии стало распространенным явлением среди крупных и средних фирм, полезно и для предприятий малого бизнеса. Содержание миссии используется в составе бизнес-проектов создания нового предприятия (производства), бизнес-планов и инвестиционных проектов.
Наряду с представлением содержания миссии по пунктам используется прием представления содержания миссии одним предложением, в котором выделяется наиболее значимая цель фирмы (характерно для западного бизнеса и использования содержания миссии в рекламе).
Лозунговую форму
Миссия может включать
несколько целей, но она не содержит
исчерпывающей картины
Разработка миссии предприятия может быть проведена на основе технологии бизнес-инжиниринга. Формулирование миссии проводится по следующим этапам:
1. Формирование видения компании относительно внешней среды (макроокружение), рыночной среды (микроокружение) и внутренней среды предприятия. Результатом данного этапа являются разработка ценностных ориентиров, принципов, норм и правил компании; определение социально-значимых потребностей окружающей среды, возможностей и ограничений при реализации стратегии бизнеса.
2. Уточнение социальной
значимости миссии, формирование
базового рынка и базового
продукта. На данном этапе формируется
деловое кредо компании (виды
и характер коммерческой
3. Описание делового
кредо по целям, принципам и
идеалам взаимодействия со
4. Формирование имиджа компании.
В условиях стратегического менеджмента разработка миссии позволяет:
• рассматривать компанию как открытую социально-экономическую систему;
• определить философию, принципы, ценностные ориентиры компании;
• разработать принципы организационной культуры;
• сформулировать предназначение и стратегические цели компании;
• выявить направления стратегического развития;
• сформировать стратегический характер деятельности организации, стремление к непрерывному развитию и совершенствованию;
• распределить ресурсы и возможности компании для обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ;
• внедрить технологии управления организационным развитием, основанные на упреждающих изменениях посредством стратегического видения перспектив.
Цели предприятия (общие, частные и особенные) выражают конкретизированные общие ориентиры, достижение которых намечается в планируемом периоде полностью или ограниченно.
Значение целей:
• руководство для формирования системы конкретных плановых показателей;
• основа для принятия деловых решений;
• определяют способы
повышения эффективности предпр
• являются основой для процесса менеджмента в целом на предприятии.
Типы целей предприятия:
• по связи с результатами
бизнеса: экономические и
• по связи с системой планирования: стратегические, тактические, текущие;
• по связи с периодом планирования: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;
• по связи со сферой деятельности: внутренние и внешние;
• по связи с пространством целей: рыночные, инновационные, продуктивные, ресурсные, ценностные, менеджмента, организационные и социальные.
Экономические цели выражаются в показателях производственно-хозяйственной деятельности предприятия и делятся на количественные (например, увеличение доли рынка) и качественные (например, достижение превосходства в качестве товаров).
Неэкономические цели: социальные (улучшение условий труда), поведенческие (ответственность, порядочность, законность, и т. п.), патриотичные.
Связь целей с системой планирования формирует упорядоченность целей по видам и уровням планирования.
Долгосрочные цели в большей степени связаны с миссией и обычно не имеют количественных характеристик. Краткосрочные цели обязательно имеют конкретное содержание и указывают, что, сколько, где, когда и кем должно быть достигнуто.
По значению цели классифицируют (по возможности) на внешние и внутренние.
Пространственные цели разнообразны, но наиболее общие из них классифицируются по наиболее типичным ключевым сферам деятельности.
Свое положение на рынке предприятие определяет как позицию по отношению к конкурентам: достижение успеха в показателях конкурентоспособности.
Поддержание и рост показателей
конкурентоспособности требует
определения новых способов ведения
бизнеса с созданием
• производство товаров нового качества и принципиально новых товаров;
• внедрение на новые рынки;
• применение новых ресурсосберегающих технологий;
• использование новых
методов организации
Инновационные цели связаны
с ростом продуктивности (производительности)
предприятия и экономией
Предприятие проводит оценку наличных ресурсов и будущей потребности в них в сравнении с имеющимися и альтернативными.
Цели доходности направлены на формирование способности предприятия не только покрывать свои расходы, но и генерировать часть доходов для целей развития, перехода на более высокий качественный уровень деятельности.
Управленческие аспекты целей выражаются в достижении требуемого качества менеджмента, эффективных методов управления и высокой квалификации менеджеров и исполнителей.
Предприятие несет ответственность перед работниками, государством и обществом по своим обязательствам, правовым актам, общественным ценностям, социальным и моральным нормам.
Всегда дискуссионен вопрос о том, какое из ключевых пространств является главным. В итоге многолетних дискуссий и опросов специалисты сходятся в едином мнении: главными являются финансовые цели – прибыль, показатели доходности. Прибыль занимает лидирующее положение в иерархии экономических целей предприятия.
Формулируемые цели должны удовлетворять определенным требованиям. К критериям качества поставленных целей относятся:
• степень (уровень) конкретизации целей (от максимально возможной до минимальной);
• соответствие целей возможному уровню усилий, потенциалу и развитию мотивации работников;
• гибкость целей и наличие пространства и возможностей их корректировки в связи с непредвиденными изменениями;
• измеримость целей;
• сопоставимость целей разных ключевых пространств и уровней иерархии.
Предприятие считается стабильным, когда соблюдаются условия: 1) общая цель предприятия рассматривается как совокупность целей заинтересованных сторон; 2) совокупность целей заинтересованных сторон является расширением общей цели системы.
Стратегия (греч. strategia) – первоначально военный, затем – философский, политэкономический и с 60-х гг. XX в. экономический термин. Определяется как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности9, или как логически интегрированная последовательная система принятия решения10.
Стратегию иногда определяют как выбор основных долгосрочных целей11, что сводит понятие стратегии к методу и процессу выбора. По определению существующая цель после произведенного выбора становится стратегической. Стратегия также включает необходимость оценочного подхода к выбору цели и направлений движения к ее достижению.
В современном изложении можно определить, что под стратегией понимается не просто одна из целей, а наиболее важная и определяющая долговременное развитие явления цель, способы движения к поставленной цели и средства ее достижения.
Использование стратегий во всех приведенных смыслах этого понятия имеет свои положительные и отрицательные стороны12 (табл. 5).
В понятие стратегии включается и ее более общее понятие – альтернатива, которую часто называют стратегией последнего средства.
Таблица 5
Преимущества и недостатки использования стратегий
Любая стратегия обладает следующими отличительными чертами:
• процесс выработки завершается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы;
• сформулированная стратегия должна использоваться для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточиться на определенных участках и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией;
• необходимость в текущей стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет фирму на желаемые события;
• в ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, в связи с чем приходится пользоваться обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах;
• необходимость использования обратной связи: как только в процессе поиска открываются новые альтернативы, появляется и более точная информация, которая может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора;
• ориентир – цель, которую фирма стремится достичь, стратегия – средство для достижения цели. Ориентиры – более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры фирмы будут изменяться;
• стратегия и ориентиры
взаимозаменяемы как в
В процессе выбора и освоения стратегии предприятие может столкнуться со следующими трудностями:
• полная зависимость от структуры власти;
• стратегия привносит
элемент рационализма, который разрушает
сложившийся в фирме тип
• появление коллизий между прежними видами деятельности, обеспечивающими прибыль, и новыми;
• отсутствие достаточной для эффективного стратегического планирования достоверной и полной информации.
На выбор стратегии влияют разные факторы: риски, знание прошлых стратегий, реакция на владельцев, фактор времени.
Стратегия характеризуется относительно устойчивой линией поведения организации в данной области деятельности на достаточно длительном временном интервале и образом действий в рамках определенной системы принципов, правил и приоритетов, обусловливающих обстоятельства действия: места (где), времени (когда), причины (почему), способа (как) и цели (для чего).
Формирование стратегии предприятия подчинено решению задач: какие направления деятельности предприятия необходимо развивать, какие необходимо привлечь для этого ресурсы и финансовые средства, какая будет экономическая и финансовая эффективность от реализации программы.
Формулирование целей
и стратегии предприятия
Формулирование стратегии следует за этапом стратегического анализа и направлено на выбор одной из стратегических альтернатив.
Уже в процессе стратегического анализа руководство начинает склоняться к выбору одного из возможных вариантов стратегии – того, который в наибольшей степени соответствует условиям внешней и внутренней среды, целям деятельности, в особенности если он совпадает с первоначальным профессиональным видением.
Однако методы стратегического анализа и профессиональная интуиция не должны ни подменять, ни влиять косвенно на процессы фундаментального стратегического исследования и мышления, ориентированного на объективные выводы. Главная слабость формальных методов поиска стратегии в невозможности учесть особенности каждого из видов бизнеса, что приводит к слишком общим и, по мнению специалистов предприятий, абстрактным выводам. Это легко устраняется при малейшей инициативе руководства и соответствии решаемой задачи уровню компетентности разработчиков.