Лекции по "Планирование на предприятии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 11:56, курс лекций

Краткое описание

Тема I. Основы планирования деятельности предприятия
Лекция 1
Роль и значение планирования в экономике
Роль и значение планирования в экономике
1.1. Сущность и функции планирования
1.2. Планирование как функция управления предприятием
1.3. Виды и содержание внутрифирменного планирования
1.4. Оценка качества разрабатываемых планов
1.5. Организация плановой работы на предприятии
1.1. Сущность и функции планирования

Вложенные файлы: 1 файл

Планирвание на предприятии лекции.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Содержание  миссии включает следующие основные пункты:

• декларирование открытости миссии;

• желательные клиенты;

• описание и политика в области товаров и услуг  предприятия;

• характеристика рынка  и рыночная политика: основные потребители, география, клиенты, пользователи;

• цели предприятия, выраженные в понятиях выживания, роста и доходности;

• технология и технологическая  политика: процессы, оборудование, инновации;

• философия и этика  бизнеса: мотивация и принципы ведения  бизнеса, внешние и внутренние ценности организации;

• внутренняя концепция: описание собственного впечатления о себе, источники силы, степень конкурентоспособности и факторы выживания;

• концепция планирования и управления, конкурентные преимущества управления;

• внешний образ (имидж): экономическая и социальная ответственность  перед потребителями, партнерами и обществом в целом;

• обязательства перед  персоналом, ценность работника для  организации. В уставной документации предприятия содержание миссии отражается в положении о миссии (предприятии, уставе предприятия, учредительном  договоре). Последовательность пунктов и их сочетание определяются конкретной формой использования содержания миссии предприятия.

Формирование миссии стало распространенным явлением среди  крупных и средних фирм, полезно  и для предприятий малого бизнеса. Содержание миссии используется в составе бизнес-проектов создания нового предприятия (производства), бизнес-планов и инвестиционных проектов.

Наряду с представлением содержания миссии по пунктам используется прием представления содержания миссии одним предложением, в котором выделяется наиболее значимая цель фирмы (характерно для западного бизнеса и использования содержания миссии в рекламе).

Лозунговую форму представления  миссии, определяющую основное направление  действий предприятия, целесообразно  связывать с ее проработанной расширенной текстовой формой.

Миссия может включать несколько целей, но она не содержит исчерпывающей картины желаемого  будущего. Главное ее предназначение – указать направление. Формулировка миссии сама по себе может быть определена рядом причин: требованиями инвесторов, партнеров, представляющих особую важность, желанием обратить на себя внимание существующих и потенциальных клиентов, попыткой заявить свои претензии на лидерство и пределы рынка, стремлением мобилизовать внутренние ресурсы компании, следованием моде и др.

Разработка миссии предприятия  может быть проведена на основе технологии бизнес-инжиниринга. Формулирование миссии проводится по следующим этапам:

1. Формирование видения  компании относительно внешней  среды (макроокружение), рыночной среды (микроокружение) и внутренней среды предприятия. Результатом данного этапа являются разработка ценностных ориентиров, принципов, норм и правил компании; определение социально-значимых потребностей окружающей среды, возможностей и ограничений при реализации стратегии бизнеса.

2. Уточнение социальной  значимости миссии, формирование  базового рынка и базового  продукта. На данном этапе формируется  деловое кредо компании (виды  и характер коммерческой деятельности, варианты межфирменного сотрудничества  и кооперации).

3. Описание делового  кредо по целям, принципам и  идеалам взаимодействия со всеми  участниками внешней и внутренней  среды компании.

4. Формирование имиджа  компании.

В условиях стратегического  менеджмента разработка миссии позволяет:

• рассматривать компанию как открытую социально-экономическую систему;

• определить философию, принципы, ценностные ориентиры компании;

• разработать принципы организационной культуры;

• сформулировать предназначение и стратегические цели компании;

• выявить направления стратегического развития;

• сформировать стратегический характер деятельности организации, стремление к непрерывному развитию и совершенствованию;

• распределить ресурсы  и возможности компании для обеспечения  долгосрочных конкурентных преимуществ;

• внедрить технологии управления организационным развитием, основанные на упреждающих изменениях посредством стратегического видения перспектив.

4.7.2. Цели предприятия

 

Цели предприятия (общие, частные и особенные) выражают конкретизированные общие ориентиры, достижение которых намечается в планируемом периоде полностью или ограниченно.

Значение целей:

• руководство для  формирования системы конкретных плановых показателей;

• основа для принятия деловых решений;

• определяют способы  повышения эффективности предприятия;

• являются основой для  процесса менеджмента в целом  на предприятии.

Типы целей предприятия:

• по связи с результатами бизнеса: экономические и неэкономические;

• по связи с системой планирования: стратегические, тактические, текущие;

• по связи с периодом планирования: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;

• по связи со сферой деятельности: внутренние и внешние;

• по связи с пространством  целей: рыночные, инновационные, продуктивные, ресурсные, ценностные, менеджмента, организационные  и социальные.

Экономические цели выражаются в показателях производственно-хозяйственной деятельности предприятия и делятся на количественные (например, увеличение доли рынка) и качественные (например, достижение превосходства в качестве товаров).

Неэкономические цели: социальные (улучшение условий труда), поведенческие (ответственность, порядочность, законность, и т. п.), патриотичные.

Связь целей с системой планирования формирует упорядоченность  целей по видам и уровням планирования.

Долгосрочные цели в  большей степени связаны с миссией и обычно не имеют количественных характеристик. Краткосрочные цели обязательно имеют конкретное содержание и указывают, что, сколько, где, когда и кем должно быть достигнуто.

По значению цели классифицируют (по возможности) на внешние и внутренние.

Пространственные цели разнообразны, но наиболее общие из них классифицируются по наиболее типичным ключевым сферам деятельности.

Свое положение на рынке предприятие определяет как  позицию по отношению к конкурентам: достижение успеха в показателях конкурентоспособности.

Поддержание и рост показателей  конкурентоспособности требует  определения новых способов ведения  бизнеса с созданием инновационного пространства:

• производство товаров  нового качества и принципиально  новых товаров;

• внедрение на новые рынки;

• применение новых ресурсосберегающих технологий;

• использование новых  методов организации производства, внутреннего и внешнего менеджмента.

Инновационные цели связаны  с ростом продуктивности (производительности) предприятия и экономией используемых ресурсов.

Предприятие проводит оценку наличных ресурсов и будущей потребности  в них в сравнении с имеющимися и альтернативными.

Цели доходности направлены на формирование способности предприятия  не только покрывать свои расходы, но и генерировать часть доходов  для целей развития, перехода на более высокий качественный уровень деятельности.

Управленческие аспекты  целей выражаются в достижении требуемого качества менеджмента, эффективных  методов управления и высокой  квалификации менеджеров и исполнителей.

Предприятие несет ответственность перед работниками, государством и обществом по своим обязательствам, правовым актам, общественным ценностям, социальным и моральным нормам.

Всегда дискуссионен вопрос о том, какое из ключевых пространств  является главным. В итоге многолетних дискуссий и опросов специалисты сходятся в едином мнении: главными являются финансовые цели – прибыль, показатели доходности. Прибыль занимает лидирующее положение в иерархии экономических целей предприятия.

Формулируемые цели должны удовлетворять определенным требованиям. К критериям качества поставленных целей относятся:

• степень (уровень) конкретизации  целей (от максимально возможной  до минимальной);

• соответствие целей  возможному уровню усилий, потенциалу и развитию мотивации работников;

• гибкость целей и наличие пространства и возможностей их корректировки в связи с непредвиденными изменениями;

• измеримость целей;

• сопоставимость целей  разных ключевых пространств и уровней  иерархии.

Предприятие считается  стабильным, когда соблюдаются условия: 1) общая цель предприятия рассматривается как совокупность целей заинтересованных сторон; 2) совокупность целей заинтересованных сторон является расширением общей цели системы.

4.7.3. Стратегия – основной элемент стратегического планирования

 

Стратегия (греч. strategia) – первоначально военный, затем – философский, политэкономический и с 60-х гг. XX в. экономический термин. Определяется как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности9, или как логически интегрированная последовательная система принятия решения10.

Стратегию иногда определяют как выбор основных долгосрочных целей11, что сводит понятие стратегии к методу и процессу выбора. По определению существующая цель после произведенного выбора становится стратегической. Стратегия также включает необходимость оценочного подхода к выбору цели и направлений движения к ее достижению.

В современном изложении  можно определить, что под стратегией понимается не просто одна из целей, а  наиболее важная и определяющая долговременное развитие явления цель, способы движения к поставленной цели и средства ее достижения.

Использование стратегий  во всех приведенных смыслах этого  понятия имеет свои положительные  и отрицательные стороны12 (табл. 5).

В понятие стратегии  включается и ее более общее понятие – альтернатива, которую часто называют стратегией последнего средства.

 

Таблица 5

Преимущества  и недостатки использования стратегий

 

Любая стратегия обладает следующими отличительными чертами:

• процесс выработки  завершается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы;

• сформулированная стратегия  должна использоваться для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит  в том, чтобы, во-первых, сосредоточиться на определенных участках и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией;

• необходимость в  текущей стратегии отпадает, как  только реальный ход развития выведет  фирму на желаемые события;

• в ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все  возможности, в связи с чем  приходится пользоваться обобщенной, неполной и неточной информацией  о различных альтернативах;

• необходимость использования  обратной связи: как только в процессе поиска открываются новые альтернативы, появляется и более точная информация, которая может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора;

• ориентир – цель, которую  фирма стремится достичь, стратегия  – средство для достижения цели. Ориентиры – более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры фирмы будут изменяться;

• стратегия и ориентиры  взаимозаменяемы как в отдельные  моменты, так и на различных уровнях  организации. Поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри организации, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.

В процессе выбора и освоения стратегии предприятие может столкнуться со следующими трудностями:

• полная зависимость  от структуры власти;

• стратегия привносит  элемент рационализма, который разрушает  сложившийся в фирме тип взаимоотношений  и может подорвать политику руководства;

• появление коллизий между прежними видами деятельности, обеспечивающими прибыль, и новыми;

• отсутствие достаточной  для эффективного стратегического  планирования достоверной и полной информации.

На выбор стратегии  влияют разные факторы: риски, знание прошлых  стратегий, реакция на владельцев, фактор времени.

Стратегия характеризуется  относительно устойчивой линией поведения  организации в данной области  деятельности на достаточно длительном временном интервале и образом  действий в рамках определенной системы  принципов, правил и приоритетов, обусловливающих обстоятельства действия: места (где), времени (когда), причины (почему), способа (как) и цели (для чего).

Формирование  стратегии предприятия подчинено решению задач: какие направления деятельности предприятия необходимо развивать, какие необходимо привлечь для этого ресурсы и финансовые средства, какая будет экономическая и финансовая эффективность от реализации программы.

Формулирование целей  и стратегии предприятия определяется общим состоянием и развитием  экономики и отраслей, к которым относятся его виды деятельности, а также возможным периодом жизненного цикла (продукта, видов деятельности, предприятия).

Формулирование стратегии  следует за этапом стратегического  анализа и направлено на выбор  одной из стратегических альтернатив.

Уже в процессе стратегического анализа руководство начинает склоняться к выбору одного из возможных вариантов стратегии – того, который в наибольшей степени соответствует условиям внешней и внутренней среды, целям деятельности, в особенности если он совпадает с первоначальным профессиональным видением.

Однако методы стратегического  анализа и профессиональная интуиция не должны ни подменять, ни влиять косвенно на процессы фундаментального стратегического  исследования и мышления, ориентированного на объективные выводы. Главная слабость формальных методов поиска стратегии в невозможности учесть особенности каждого из видов бизнеса, что приводит к слишком общим и, по мнению специалистов предприятий, абстрактным выводам. Это легко устраняется при малейшей инициативе руководства и соответствии решаемой задачи уровню компетентности разработчиков.

Информация о работе Лекции по "Планирование на предприятии"