Лекции по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:02, курс лекций

Краткое описание

1. Предмет экономической теории и этапы ее развития.
2. Система методов и функций экономической науки.
3. Ограниченность экономических ресурсов и проблема выбора оптимального решения в экономике. Кривая производственных возможностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по экономики Прикладная информатика в экономике.docx

— 425.95 Кб (Скачать файл)

По существу, приватизирующиеся  предприятия переходного периода - это основная ячейка, где совершается  главное таинство рыночной трансформации  экономики. Успешность и темпы трансформации  зависят как от общей логики и  последовательности проводимой экономической  политики (внешние условия и среда  функционирования капитала), принципов  и методов самих реформ отношений  собственности (подходы к приватизации и реформированию госсектора), так  и от рыночной реструктуризации экономики (консолидация и эффективный перелив  капиталов). При этом именно рынок  капитала является ключевой проблемой  создания эффективного комплекса рыночных механизмов в переходной экономике.

Конкретные методы проведения реформы собственности зависят  от того, на каких принципах передается государственное имущество новым  собственникам. Это, прежде всего, выбор  между платной (за полную стоимость  или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро  перед началом приватизации стоял  вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных  предприятий - все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах  допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам шли  острые дискуссии социально-политического  и экономического плана.

 

5. Сущность, функции  и структура рынка. Рыночная  инфраструктура.

 

Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном безличностном механизме ценовый сигналов. В рыночной экономике действуют три субъекта:

    • Домохозяйство, функционирующее в потребительской сфере экономики;
    • Бизнес или предпринимательство - это предприятия, функционирующие с целью получения прибыли;
    • Правительство (государство) представлено различными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики.

 Взаимодействие этих  субъектов осуществляется через  рыночный механизм, который представляет  собой спрос и предложение,  цены и конкуренцию.

Условия возникновения рынка:

    • Общественное разделение труда;
    • Экономическое обособление производителей;
    • Самостоятельность производителя, свободы предпринимательства.

Функции рынка:

Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров и услуг, которые поступают на рынок.

Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Только рынок позволяет сделать это и определить взаимную выгоду отношений.

Ценообразующая. Поступившие на рынок товары одинакового назначения содержат не одинаковое количество материальных и трудовых затрат. Рынок признает только затраты, которые согласен оплатить покупатель.

Санирующая. Жесткая конкуренция на рынке очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц. Он оставляет лишь эффективно-предприимчивых, что повышает уровень производства и эффективность отношений между покупателем и продавцом.

Регулирующая. Самая важная функция, связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Воздействие оказываются рыночным механизмом.

Рыночная конъюнктура - это временная ситуация, характеризующая состояние производства и потребления в определенный период времени.

Основные  показатели конъюнктуры:

    • динамика производства и строительства;
    • величина товарных запасов;
    • движение цен, процента курса ценных бумаг;
    • изменение в уровне прибыли, зарплаты и издержек производства;
    • соотношение между численностью занятых и безработных.
    • Факторы увеличения рыночной конъюнктуры:
    • регулирование масштабов инвестиций;
    • изменение условий и масштабов государственных заказов;
    • пересмотр уровня налоговых и процентных ставок;
    • регулирование величины денежных сбережений населения.

Рыночная инфраструктура - это совокупность институтов, специализированных организаций, функционирующих в рамках особого рынка. Рынок труда и услуг - это товарная биржа, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, магазины, выставки, рекламные агентства, посреднические компании, сервисные службы.

Рынок капиталов - состоит из двух частей: кредитного рынка и рынка ценных бумаг.

Кредитный рынок - это банки, страховые компании, инвестиционные компании, различные фонды.

Рынок ценных бумаг - это фондовые биржи.

Рынок труда - это биржа труда, бюро по трудоустройству, бюро занятости.

 

6. Система национальных  счетов (СНС). ВВП и ВНП страны  и методы их подсчета.

Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе  национальных счетов. Система национальных счетов представляет собой совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики.

СНС содержит три основных показателя совокупного  выпуска (объема производства):

    • валовой национальный продукт (ВНП);
    • валовой внутренний продукт (ВВП);
    • чистый национальный продукт (ЧНП)

три показателя совокупного дохода:

    • национальный доход (НД);
    • личный доход (ЛД);
    • располагаемый личный доход (РЛД)

В современных условиях в  связи с интернационализацией экономических  и хозяйственных связей и трудностями  подсчета валового национального продукта (ВНП), поскольку национальные факторы  производства каждой страны используются во многих других странах мира, основным показателем совокупного объема выпуска стал валовой внутренний продукт (ВВП).

Валовой внутренний продукт (Gross National Product) - это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года.

Для расчета  ВВП может быть использовано три  метода:

      • по расходам (метод конечного использования);
      • по доходам (распределительный метод);
      • по добавленной стоимости (производственный метод).

 

ВВП «ПО  РАСХОДАМ»

ВВП, подсчитанный по расходам, представляет собой сумму расходов всех макроэкономических агентов, поскольку  в данном случае учитывается, кто  выступил конечным потребителем произведенных  в экономике товаров и услуг, кто израсходовал средства на их покупку. При подсчете ВВП по расходам суммируются:

расходы домохозяйств (потребительские расходы - С) + расходы фирм (инвестиционные расходы – I) + расходы государства (государственные закупки товаров и услуг – G); + расходы иностранного сектора (расходы на чистый экспорт), обозначаемые Xn (net export)

 

 

 

ВВП «ПО  ДОХОДАМ»

 

Вторым способом расчета  ВВП является распределительный  метод или метод расчета по доходам. В этом случае ВВП рассматривается  как сумма доходов собственников  экономических ресурсов (домохозяйств), т.е. как сумма факторных доходов.

ВВП по доходам = заработная плата + арендная плата (включая условно-начисленную арендную плату) + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги + амортизация

 

ВВП «ПО  ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ»

Третьим методом расчета  ВВП является суммирование добавленных  стоимостей по всем отраслям и видам  производств в экономике (метод  расчета по добавленной стоимости). Например, российская экономика делится  на 7 крупных секторов, такие как промышленность, сельское хозяйство, строительство, сфера услуг и т.п.. По каждому из секторов подсчитывается добавленная стоимость и затем суммируется.

ВНП, методы расчёта ВНП.

Исходным показателем  в СНС является валовой национальный продукт.

ВНП– это показатель СНС, отражающий совокупную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых национальными экономическими агентами в течение одного года.

ВНП является важным показателем, исчисляемым на основе сложившихся рыночных цен. Для его определения необходимо из общей стоимости произведённых товаров и услуг исключить стоимость промежуточного продукта и получить, таким образом, стоимость конечного продукта или добавленную стоимость.

Промежуточный продукт – это совокупность всех товаров подлежащих дальнейшей переработке или перепродаже, т.е. товаров, не поступающих в сферу личного и производительного потребления, а остающихся в хозяйственном обороте.

Конечный продукт – это совокупность всех товаров вышедших из хозяйственного оборота и поступивших в сферу потребления.

Таким образом, ВНП представляет собой сумму всей добавленной  стоимости созданной на предприятиях, в которую не входит стоимость  сырья, материалов и полуфабрикатов, приобретённых на стороне. Делается это с целью исключения повторного (двойного) счёта, поскольку в стоимости  конечных товаров уже учтена стоимость  всех промежуточных операций.

При расчёте  ВНП  исключаются непроизводительные сделки, к которым относят финансовые сделки и сделки связанные с продажей подержанных вещей. Финансовые сделки, например, купля-продажа ценных бумаг, не создают конечных товаров и услуг, а лишь перераспределяют имеющееся в экономике имущество между различными собственниками. Подержанные вещи, например - автомобили, являются конечными товарами, однако их стоимость уже была учтена в ВНП при первичной продаже.

Метод расчёта  ВНП по добавленной стоимости представляет собой суммирование добавленной стоимости, созданной всеми производственными единицами данной национальной экономики в течение одного года.

 

7. Совокупный спрос  и совокупное предложение,  и  их взаимосвязь. Сущность и  условия макроэкономического равновесия.

Совокупный  спрос и факторы, его определяющие.

Неценовые факторы совокупного спроса

На реальном рынке встречаются  множество продавцов и покупателей. Цены, по которым здесь предлагаются любые товары устанавливаются на основе не единичных, а массовых сделок. В соответствии с регулирующей ценой  устанавливаются объемы предложения  и спроса.

Поскольку речь идет не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении  какого-то конкретного товара, а  о совокупных, агрегированных спросе и предложении в данном национальном рынке, то все конкретные товары объединяются в совокупную массу товаров, которые  выражаются в виде совокупной цены, т.е. в стоимостном выражении.

В свою очередь спрос здесь  выступает как совокупный платежеспособный спрос в масштабе национальной экономики. Наблюдается совокупный спрос потребителей, предприятий и государства. Такой показатель исчисляется обычно в масштабе года. С другой стороны, он представляет собой предложение годового национального продукта, соответствующего объему годового производства.

Следовательно, совокупный спрос представляет собой спрос на общий объем товаров и услуг, представленных при данном уровне цен и при прочих  равных условиях. Поэтому совокупный спрос выражает желаемую величину расходов на потребление, частные внутренние инвестиции, государственные закупки товаров и услуг и чистого экспорта.

Например, объем потребления (С) определим как величину располагаемого дохода, равного личному доходу частных  лиц за вычетом налогов, которые  уже выплачены.

В свою очередь инвестиции (I) включают частные закупки оборудования, запасов недвижимости. В целом объем инвестиций определяется стоимостью капитала, ожиданием будущей конъюнктуры, уровнем выпуска.

В то же время государственные  закупки товаров и услуг (G) включают различного рода приобретения. Например, приобретенных правительством строительного оборудования, оружия или финансирования школ, больниц и т.д.

Чистый экспорт (Х) представляет собой разность между стоимостью экспорта и импорта. В свою очередь  объем импорта зависит от величины внутренних доходов и объема производства в стране, а также соотношения  цен на внешнем и внутреннем рынках, а также обменного курса национальной валюты. Тогда как экспорт определяется доходами и объемом производства за рубежом, валютным курсом и соотношением цен.

Информация о работе Лекции по "Экономике"