Лекции по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:02, курс лекций

Краткое описание

1. Предмет экономической теории и этапы ее развития.
2. Система методов и функций экономической науки.
3. Ограниченность экономических ресурсов и проблема выбора оптимального решения в экономике. Кривая производственных возможностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по экономики Прикладная информатика в экономике.docx

— 425.95 Кб (Скачать файл)

Инструменты гос. регулирования:

    • экономическое прогнозирование
    • экономическое программирование
    • бюджетирование
    • индикативное и стратегическое планирование

Экон.прогнозирование – научное предвидение возможного состояния экономики в будущем.

 Экон.программирование – процесс разработки и раелизации программ экономики или отдельных сфер (развивается после 2 мировой войны)

 Бюджетирование –процесс разработки и реализации гос.бюджета страны (региона на рег. уровне)

 Индикативное планирование – процесс формирования системы показателей, отражающих состояние целей развития страны, совокупность мер гос. воздействия на экономику страны для достижения поставленных целей. (Заставить частный бизнес получить показатели невозможно)

Индикативное план-е имеет особенности:

1) рекомендательный  характер (частный бизнес будет выполнять рекомен-и при наличие стимула)

2) оно имеет  вариантный характер ( разрабатывается как минимум 3 варианта: пессимистический, оптимистический, реальный)

Методы - административные и экономические.

Административные - базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы государственного регулирования подразделяются на методы денежно-кредитной и бюджетной политики.

Основные инструменты  государственного регулирования: фискальная политика; денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика; государственное регулирование  ценообразования; внешнеэкономическое  регулирование. При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения  на финансовом рынке в нужном направлении.

Налоги широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. (налоговая система, налоговые ставки, льготы).

 Основные экономические  инструменты денежной политики - регулирование учетной ставки; установление  и изменение размеров минимальных  резервов; операции государственных  учреждений на рынке ценных  бумаг, такие как эмиссия государственных  обязательств, торговля ими и  погашение.

 Прямое государственное  хозяйственное регулирование осуществляется  средствами бюджетной политики. Государственные капиталовложения  направляются в государственный  сектор экономики - комплекс хозяйственных  объектов, принадлежащих государству,  функционирование которых необходимо  для экономики страны, но не  выгодно с точки зрения частного  капитала.

Внешнеэкономическое регулирование - меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры по привлечению  или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение  в страну иностранной рабочей  силы, участие в международных  экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях.

 Отдельные инструменты  государственной экономической  политики могут употребляться  в различных целях, в разных  сочетаниях и с разной интенсивностью.

 

3.Дж.М.Кейнс  о необходимости государственного  регулирования экономики.

Итогом своего исследования Дж. М. Кейнс считал создание качественно новой экономической теории. Последняя, на его взгляд, указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе.

Государство должно будет  оказывать свое руководящее влияние  на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы  налогов, частично фиксированием нормы  процента и, возможно, другими способами», ибо «именно в определении  объема занятости, а не в распределении  труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной». Вот почему, по убеждению Дж. М. Кейнса, «учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости потребует, конечно, значительного расширения традиционных функций правительства... Но все же остаются широкие возможности для проявления частной инициативы и ответственности».

Эффективность регулирования  государством экономических процессов, на взгляд Дж. М. Кейнса, зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения снижения и фиксирования нормы процента. Он писал: «Рикардо и его преемники просмотрели тот факт, что даже в долгосрочном периоде занятость не обязательно стремится к уровню полной занятости, что уровень занятости может изменяться и что каждой отдельной банковской политике соответствует отличающийся от других уровень занятости. Таким образом, существует много состояний долгосрочного равновесия, соответствующих различным мыслимым вариантам процентной политики органа, регулирующего денежную систему».

Как полагал Дж. М. Кейнс, государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, по концепции Дж. М. Кейнса, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что, в свою очередь, расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы. При этом исходным для себя он считал такое положение о количественной теории денег, в соответствии с которым в реальной действительности «вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно растущие по мере увеличения занятости факторов».

По оценкам многих экономистов, «Общая теория» Дж. М. Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время.

Ее главная и новая  идея состоит в том, что система  рыночных экономических отношений  отнюдь не является совершенной и  саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. Восприятие этой идеи прогрессивной общественностью как должной и правильной обусловлено, по словам современного американского экономиста Дж. К. Гэлбрейта, тем, что тезис о существовании конкуренции между многими фирмами, которые неизбежно являются мелкими и выступают на каждом рынке, стал несостоятельным, поскольку «неравенство, возникающее в результате существования монополии и олигополии, распространяется на сравнительно узкий круг людей и в силу этого в принципе может быть исправлено вмешательством государства».

Во многом аналогичным  образом расценивают главную  идею великого труда Дж. М. Кейнса и многие другие ученые, в их числе М. Блауг и др.

Новаторство экономического учения Дж. М. Кейнса в части предмета изучения и в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшего его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании (исходя из некоего «психологического закона») концепции так называемого «эффективного спроса», т. е. потенциально возможного и стимулируемого государством спроса. Опираясь на собственную, «революционную» по тем временам методологию исследования Дж. М. Кейнс в отличие от своих предшественников и наперекор господствовавшим экономическим воззрениям утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов.

 

Заслуга Кейнса состоит в том, что он предложил новый подход, разработал новую теорию регулирования производства и занятости. Он показал, что в современных условиях автоматического восстановления нарушенных пропорций между основными параметрами воспроизводственного процесса не происходит, рыночные регуляторы оказываются неспособными обеспечить равновесность.

 
10.   Деньги: их сущность и функции.

 Современные  виды денег. 

Денежно-кредитная  политика государства.

 

Деньги – это единственный товар, который используется исключительно для того, чтобы от него избавляться. Сами деньги не дают никаких благ, они лишь средство для получения товаров и услуг. Деньги – это интернациональный язык рынка всего мира, он приводит в действие весь кругооборот ресурсов и товаров. Сущность, функции и роль денег во всемирном товарообороте оказывают огромное влияние на формирование и развитие экономики в целом и в отдельно взятых странах. Именно поэтому возникла необходимость тщательно изучить сущность функции и виды, такого гениального открытия, как деньги.

Сущность  денег

Деньги являются самым  активным элементом экономики, важнейшей  частью экономической деятельности, связующим звеном между участниками  рынка и производством. Деньги обладают свойством «обмениваемости» на товары, включая недвижимость, драгоценности и художественные произведения. Особенно заметно это свойство при прямом обмене товарами, т.е. бартере.

Функции денег

Если рассматривать функции  денег внутри страны, то можно назвать  следующие:

    • деньги являются мерой стоимости;
    • деньги являются средством платежа;
    • деньги являются средством обращения;
    • деньги являются средством накопления.

Если выйти за рамки  экономики одной страны, то появляется пятая функция денег – мировые  деньги, которая состоит из всех вышеперечисленных.

Виды  денег

Существует 3 основных вида денег:

    • вексель;
    • чек;
    • банкнота.

Но сами деньги, их сущность, функции и виды постоянно эволюционируют, поэтому возникли современные виды денежных средств, такие как электронные деньги и кредитные карты.

Сущность  и функции денег как единое понятие в экономике

Когда человечество выдумало деньги, их возникновение породило желание изучить их сущность и  функции, потому что деньги начали активно  развиваться и меняться с момента  своего появления. Экономическая сущность и функции денег составляют основу рыночных отношений, а также экономики  в целом во всем мире. Ниже мы подробнее  рассмотрим влияние этих факторов на экономику:

Сущность и функции  денег видны при установлении цен на товары. В условиях рыночной экономики они (цены) формируются  на основе стоимости самих товаров, учитываются показатели спроса, предложения, а также конкуренция. Благодаря  этим показателям производители  могут снижать цены на товар. Также  большую роль деньги играют в процессе денежного оборота, при этом раскрываются функции денег как средства платежа  и обращения. Покупатель контролирует цены и качество на рынке, покупая  товары, тем самым заставляя производителей все время повышать качество продукции  и снижать на нее цены.

В различных рыночных условиях сущность, функции и роль денег  постоянно меняются. В рыночной экономике  значение денежных средств заметно  увеличивается. Сфера их применения расширяется при приватизации недвижимости, включая предприятия и имущество.

Экономика, изучив сущность и функции денег, имеет возможность  определять суммарные издержки производства для каждой продукции, совокупный объем  издержек, а также получать результаты производства, исходя из цен каждого  вида продукции, объема и полученной прибыли.

На хозяйственную деятельность предприятий и функционирование органов государства деньги оказывают  огромное влияние. Они усиливают  заинтересованность людей развивать  и повышать эффективность производства, а знания в области сущности и  функций денег позволяют рационально  экономить ресурсы.

Разумное использование  знаний сущности, функций и роли денег в экономике, дают возможность  не только пользоваться деньгами, но и  согласовывать денежные доходы, расходы, что в результате приводит к экономному расходу средств. Важно использовать устойчивую валюту, т.к. на нее воздействие инфляции не велико.

Таким образом, сущность, формы  и функции денег играют огромную роль в экономике каждой страны и  в международных отношениях, они  позволяют определить выгоды экспорта и импорта товаров и удобного расчета между странами (безналичный  расчет кредитными деньгами).

Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический  рост, безработицу) осуществляется посредством  денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная  политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса  национальной валюты и обеспечение  устойчивости платежного баланса страны.

 

 
11.  Экономическое содержание государственного бюджета и его структура. Государственный бюджет России 2003 года.

 

1 Содержание  и структура государственного  бюджета

В формировании и развитии экономической и социальной структуры  общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе  политики. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в  ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие  на образование и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Основу финансовой базы государственного регулирования  рыночной экономики составляет бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных  органов власти всех уровней. Государственный бюджет - это счетный план государства, позволяющий контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов, с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов - с другой. Роспись государственных доходов и расходов делается на определенный срок и утверждается в законодательном порядке.

Информация о работе Лекции по "Экономике"