Лекции по «Экономическая оценка инвестиций»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 13:46, курс лекций

Краткое описание

Тема № 1. Понятие экономической оценки инвестиций. Задачи, решаемые в ходе оценки инвестиций

Вложенные файлы: 1 файл

Экономические инвестиции.doc

— 712.50 Кб (Скачать файл)

Поэтому применение данного  метода ограничено для сопоставления  различных проектов: большее значение NPV не всегда будет соответствовать более эффективному использованию инвестиций.

В такой ситуации целесообразно рассчитывать показатель рентабельности инвеcтиций (PI – Profitability Index):

,

или в обобщенном виде:

,

где PVP (Present Value of Payments) – дисконтированный поток денежных средств;

PVI (Present Value of Investment) – дисконтированная стоимость инвестиционных затрат.

 

Показатель внутренней нормы  прибыли.

На практике внутренняя норма  прибыли (IRR – Internal Rate of Return) представляет собой такую ставку дисконта, при которой эффект от инвестиций, т.е. чистый дисконтированный доход (NPV) равен нулю.

Это означает. Что предполагается полная капитализация полученных чистых доходов, т. е. все образующиеся свободные  денежные средства должны быть реинвестированы  или направлены на погашение внешней задолженности.

В общем виде IRR определяется как решение следующего уравнения:

.

Существуют и другие трактовки  расчета внутренней норы прибыли.

Показатель IRR определяет максимальную ставку платы за привлеченные источники финансирования, при котором проект остается безубыточным.

Вместе с тем его  можно рассматривать как минимальный  гарантированный уровень прибыльности инвестиционных затрат. Если IRR превышает среднюю стоимость капитала в данной отрасли с учетом инвестиционного риска конкретного проекта, то данный проект может быть рекомендован к реализации.

 

 

Тема № 7. Виды эффективности.

 

Оценка эффективности  ИП обычно складывается из двух этапов: определения эффективности проекта  в целом и эффективности проекта  для каждого из участников.

С позиции формализованных  принципов все виды эффективности  оцениваются по одной и той  же системе показателей.

Что же касается содержательной направленности методики оценки эффективности, то она диктуется критерием и  сущностью каждого вида эффективности, которая проявляется в конкретном составе потоков денежных средств, присущих только данному виду эффективности, и информационных предпосылках (условиях) их измерения (т.е. характере применяемых цен на продукцию и ресурсах, трактовки налогов, субсидий и дотаций), а также уровнем нормы дохода.

Оценка эффективности  ИП в целом проводится по двум направлениям. Первое – с позиции общества (общественная эффективность) и второе – с коммерческих позиций (коммерческая эффективность). При этом в обоих случаях мы исходим из того, что проект рассматривается с точки зрения единственного участника, реализующего проект за счет собственных средств.

 

 

Оценка эффективности  инвестиционного проекта в целом

 

Общественная  эффективность.

 

Общественная эффективность  отражает эффективность проекта для общества.

Предполагается, что оно  получит все результаты и несет  все затраты, связанные с реализацией  проекта.

Необходимость оценки и последующего анализа общественной эффективности  предопределена макроэкономической концепцией ограниченности производственных ресурсов. В соответствии с этой концепцией потребности в осуществлении мероприятий, направленных на удовлетворение общественного спроса (а следовательно, и в необходимых для этого ресурсах), безграничны, а доступные в каждый данный момент ресурсы ограничены. Поэтому, располагая определенными ресурсами, можно произвести больше какой-либо продукции, но лишь за счет уменьшения выпуска другой. В связи с этим всегда приходится выбирать между конкурирующими вариантами решения производственных задач.

Оценить общественную эффективность  инвестиционного проекта означает проверить разумность с позиции  общества выделения ресурсов на осуществление именно этого проекта из числа конкурирующих.

Определение общественной эффективности  обязательно для крупномасштабных проектов, существенно затрагивающих экономику страны и влияющих на широкие слои населения, к которым, в частности, можно отнести строительство металлургических заводов, разработку и освоение крупных месторождений газа, нефти и других видов полезных ископаемых, строительство газо- и нефтепроводов, авто- и железнодорожных магистралей и др. Немаловажное значение оно имеет и для других проектов, есои проектоустроители рассчитывают на государственную поддержку своего проекта.

Для оценки общественной эффективности проекта используются потоки от инвестиционной и операционной деятельности. Вместе с тем из статей операционной деятельности следует исключить перечисление налогов. С позиции национальной экономики отчисление государству части прибыли не является затратой. Поэтому при оценке общественной эффективности все трансфертные платежи должны быть исключены из потоков по проекту как не отражающие реальных выгод и затрат страны.

Совсем по-иному мы учитываем  налоги в потоках при расчете  других видов эффективности – коммерческой, участия в проекте. В этих расчетах налоги увеличивают платежи (оттоки по проекту, а любые субсидии (льготы) ведут к росту доходов. Так, налог на прибыль, как и другие налоги, уменьшает чистую прибыль, а следовательно, сокращает положительный поток реальных денежных средств, формирующих, например, коммерческую эффективность по проекту.

В то же время выплата налоговых  сумм предприятием не снижает национальный доход страны, поскольку происходит лишь передача дохода от предприятия  государству.

При оценке общественной эффективности  в потоках следует предусмотреть  доходы и расходы, возникающие в  результате внешних по отношению  к ИП последствий в других отраслях, от экологических и социальных изменений, вызываемых осуществлением ИП. При формировании потребности в инвестициях в составе оборотного капитала учитываются только запасы и резервы денежных средств.

Имеет свои особенности определение  производственных затрат по статье «Затраты на заработную плату» (с установленными начислениями). Они рассчитываются исходя из средней годовой заработной платы одного работника для Российской Федерации, для региона, в котором осуществляются затраты труда, или из усредненной для данной отрасли производства.

Оценка потоков для  определения общественной эффективности должна проводиться в «экономических» или «теневых» ценах, учитывающих, наряду с рыночными, и внешние эффекты, и общественные блага. Теневая цена – это цена, отражающая реальную экономическую стоимость товара, т.е. ценность единицы этого товара с точки зрения общества. Теневая цена совпадает с рыночной лишь в условиях совершенной конкуренции (когда под воздействием многочисленных факторов устанавливается баланс спроса и предложения на товар и услуги).

Однако во многих случаях  рыночные цены отражают экономическую стоимость искаженно и их использование для оценки общественной эффективности может привести к решениям, не отвечающим интересам общества.

В экономической литературе справедливо отмечается, что мы больше знаем о негативных последствиях отклонения рыночных цен от экономических, чем о методике установления последних.

Известно, например, что при  ценах на нефть выше $65 за баррель (сорт «Брент») становится экономически выгодным производство жидкого моторного топлива путем использования дорогостоящей технологии гидрогенизации каменного угля, возрождение давно исчерпавших свой дебетовый ресурс нефтяных скважин. С позиции общества инвестиции по этим направлениям недопустимы, но нынешняя конъюнктура вводит в заблуждение многих инвесторов.

Методика установления цен относится к числу дискуссионных. Наиболее распространенным на практике является подход, согласно которому стоимостная оценка товаров производится по-разному, в зависимости от их роли во внешнеторговом обороте страны. Так, продукция, предназначенная для экспорта, оценивается по реальной цене продажи на границе за вычетом таможенных сборов, акцизов и расходов на доставку до границы (т.е. по цене ФОБ). Товары, предназначенные к реализации на внутреннем рынке, оцениваются на основе рыночных цен с НДС, но без акцизов. Импортозамещающая продукция и материалы оцениваются по цене замещаемой с добавлением затрат на их доставку.

Состав статей бюджета (исключая трансфертные платежи), их оценка в  экономических ценах означают, что  экономическим содержанием разности притоков и оттоков выступает вся прибыль по проекту. Это соответствует критериальному требованию для оценки эффективности с общественных позиций.

Такому же критериальному требованию должен соответствовать  и другой параметр, участвующий в  оценке эффективности, - требуемая норма дохода с позиции общества.

Вопрос о методах установления такой нормы дохода является дискуссионным.

Возможен такой подход.

В качестве исходного пункта возможного решения принимается  норма дохода для собственного (акционерного) капитала. Эта норма ориентирована на чистую прибыль. Если критерием общественной эффективности является валовая прибыль, то норма дохода для этого вида эффективности должна быть выше, по меньшей мере, на величину налогообложения прибыли (налогооблагаемой базы).

Если, например, обоснованная норма дохода для оценки эффективности  по собственному капиталу составляет 0,1, то для оценки общественной эффективности  она не может быть ниже следующей  величины:

.

Сравнение с расчетами  коммерческой эффективности свидетельствует, что показатели общественной эффективности могут существенно отличаться.

Все определяется соотношением меры увеличения чистого дохода при  оценке общественной и, например, коммерческой эффективности и мерой сокращения ЧДД при оценке общественной эффективности в сравнении с коммерческой из-за более высоких требований к уровню нормы доходы для оценки общественной эффективности.

 

Коммерческая  эффективность.

 

Коммерческая эффективность  ИП отражает соотношение результатов  и затрат с позиции проектоустроителя, реализующего проект за счет единственного участника, т.е. за счет собственных средств.

Оценить коммерческую эффективность  ИП означает охарактеризовать в целом  с экономической точки зрения технические, технологические и  организационные решения, принятые в проекте.

По этой причине показатели эффективности определяются на основании  денежных потоков только от инвестиционной и операционной деятельности. Денежные потоки от финансовой деятельности в расчет коммерческой эффективности не включаются.

Необходимо еще раз  обратить внимание на то, что расчет коммерческой эффективности имеет  основной целью поиск инвесторов и может быть опущен, если источники  и условия финансирования ИП уже  известны на момент составления проекта.

Исходные данные те же, что и в таблице, с учетом особенностей формирования потоков для оценки коммерческой эффективности. Так как при определении коммерческой эффективности предполагается, что проект реализуется лишь за счет собственных средств, то отсутствуют затраты по обслуживанию кредита. Это сказывается на расчетах прибыли, в том числе на размере налога на прибыль, а также на величине прироста потребности в оборотном капитале (из состава пассивов выпадает возможность временного использования в обороте выплат % по кредиту).

 

Оценка эффективности  участия в проекте.

 

Оценка эффективности  участия в проекте для акционерного (собственного) капитала.

 

Определение эффективности  участия в проекте относится  ко второму этапу оценки. Его выполняют  лишь в том случае, если доказана общественная и коммерческая эффективность.

Участниками проекта могут  быть:

- акционеры;

- банки, осуществляющие  кредитование проекта;

- лизинговые компании, передающие  проектоустроителям движимое имущество  в лизинг.

В тех случаях, когда проект затрагивает интересы структур более высокого уровня (холдинговых структур, финансово-промышленных групп и т.д.), необходимо оценить как скажется реализация проекта на эффективности их деятельности. Это тем более важно, что такие структуры могут существенно повлиять на реализацию проекта, оказав ему соответствующую организационно-экономическую поддержку.

Для аналогичных целей определяют экономические последствия реализации проектов для бюджетов разного уровня (федерального, регионального, местного). В этих целях оценивают так называемую бюджетную эффективность.

В создании и реализации проекта  могут принимать участие несколько  взаимосвязанных групп-участников, локализованных по предметному или  технологическому принципу организации  производства. Например, проект может включать производство по добыче сырья и его обогащению, а затем производство готовой продукции. Между ними производственные и финансовые связи. Поэтому здесь встает непростая задача распределения общего эффекта по проекту с учетом их вклада в достижение общего эффекта.

Вариант, когда в реализации проекта принимает участие один участник и коммерческий банк, называется оценкой эффективности инвестиционного проекта с позиции проектируемого предприятия (или проектоустроителя объекта предпринимательской деятельности). Данный вариант еще называют оценкой эффективности собственного (акционерного) капитала, привлеченного в проект. При этом имеется в виду, что эффективность определяется не по всему капиталу (куда включают и средства коммерческого банка), а лишь по привлеченному в проект акционерному капиталу.

Расчет соответствующих  показателей эффективности для  участников инвестиционного проекта  базируется на той же исходной информации, что и для расчета эффективности  проекта в целом, с привлечением дополнительной информации об источниках и схеме финансирования проекта.

В отличие от расчетов эффективности  проекта в целом здесь дополнительно  учитываются привлечение акционерного (собственного) капитала, денежные потоки от финансовой деятельности – получение и погашение займов (что влияет на размер налога на прибыль).

Информация о работе Лекции по «Экономическая оценка инвестиций»