Лизинг и его роль в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:27, дипломная работа

Краткое описание

Поэтому цель работы состоит в том, чтобы на основе содержательного анализа лизинга как модифицированной системы отношений и особенной формы предпринимательской деятельности, экономико-правовых условий его организации и применения, выявить потенциальные возможности лизинга в процессе развития малого бизнеса в России.
Основные задачи исследования:
- Изучить теоретические и методологические основы лизинга;
- Рассмотреть практические аспекты осуществления лизинговых операций;
- Проанализировать особенности и перспективы использования лизинга в малом бизнесе в России на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические и методологические основы лизинга……………………….6
1.1.Понятие и общая характеристика лизинга………………………………….6
1.2.Финансовые особенности лизинговых отношений………………………11
1.3.Современные тенденции развития малого предпринимательства в России…………………………………………………………………………….19

2. Практические аспекты осуществления лизинговых операций…………….24
2.1.Функции и виды лизинга…………………………………………………..24
2.2.Организация лизинговой сделки…………………………………………..34
2.3. Некоторые отраслевые особенности лизинга…………………………….43
2.4.Проблемы малых предприятий, связанные с привлечением финансирования…………………………………………………………………52

3. Особенности и перспективы использования лизинга в малом бизнесе в России на современном этапе…………………………………………………..55
3.1. Перспективы использования лизинга в малом бизнесе в России на современном этапе………………………………………………………………55
3.2. Участие государства в лизинговых отношениях………………………...64

Заключение……………………………………………………………………….69

Список использованных источников………………………………………….69

Вложенные файлы: 1 файл

Лизинг и его роль в развитии малого бизнеса..doc

— 428.50 Кб (Скачать файл)

Так, в России начинающим фермерам предоставляется отсрочка лизинговых платежей. Установлены дифференцированные размеры первоначальных платежей за технику, при расчетах возможно применение и бартера. Платежи рассчитываются в соответствии с «Методическими рекомендациями по расчету лизинговых платежей», утвержденными Минэкономики РФ от 16 апреля 1996 года, на основе цены, действующей на день передачи объекта в лизинг, без учета инфляции4. В условиях инфляции это означает, что сумма лизинговых платежей окажется меньше, чем цены на технику в тот момент, когда она переходит в собственность лизингополучателя, хотя машины могут использоваться при благоприятных условиях еще в течение 4-5 лет.

Порядок осуществления  лизинговых платежей является одним  из преимуществ лизинговых сделок. В договоре могут быть оптимально учтены интересы всех сторон сделки, так как размеры и сроки выплат определяются на основе совместного соглашения.

Однако лизинг имеет  и недостатки, главный из них –  относительная дороговизна предмета лизинга для лизингополучателя  по сравнению с покупкой его за счет собственных или заемных  средств. При заключении договора лизинга стоимость привлекаемого заемного капитала будет больше, чем при использовании кредита, так как лизинговая компания получает вознаграждение за проведение лизинговой операции. Кроме того, на лизингодателя ложится риск морального старения имущества и получения лизинговых платежей.

Хотя лизинговые платежи  относят на себестоимость продукции  и тем самым уменьшают налогооблагаемую прибыль, но те же самые платежи, будучи завышенными, способны привести к росту  цены товара и снизить его конкурентоспособность. Вместе с тем, вышеперечисленные недостатки, присущие финансовому лизингу, не меняют общей положительной оценки применения этого эффективного метода инвестирования.

В современных условиях лизинг является дополнением к традиционными источникам средств для удовлетворения инвестиционных потребностей предприятий. Применение лизинга в хозяйственной практике позволяет активизировать инвестиционный процесс, улучшить финансовое состояние лизингополучателей, повысить конкурентоспособность.

 

 

1.3. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России

 

По последним данным Госкомстата России на 1 января 2005 года количество зарегистрированных малых  предприятий (МП) в России составило 875,5 тыс., или 27% общего числа предприятий и организаций, учитываемых Единым государственным регистром предприятий и организаций (ЕГРПО). Число замещенных рабочих мест на МП в январе 2005 г. равнялось 7568,9 тыс. человек, из которых списочный состав работников (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) включал 6582,8 тыс. человека, или 87%. В общем количестве замещенных рабочих мест всех категорий предприятий и организаций удельный вес работников МП составил 14,8%. В 2004 г. доля товаров, работ и услуг, произведенных МП,  ВВП России достигла 9,5%. Численность индивидуальных предпринимателей на начало 2005 г., по данным МНС России, находилась на уровне 4 млн. человек. По оценке, на доходы от малого предпринимательства живут 20% россиян.

Однако нынешние масштабы развития малого предпринимательства  в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами развитой рыночной экономикой: наша страна далеко отстает от них по вышеперечисленным  показателям (см. Приложение 1).

Подобные сопоставления свидетельствуют о том, что России находится в самом начале пути формирования сектора малого предпринимательства. Справедливости ради отметим, что на фоне стран СНГ Россия выглядит далеко на худшим образом. По оценкам Исполнительного комитета СНГ, доля населения, занятого в малом бизнесе, составляет в Азербайджане около 13%, в Армении, Беларуси, Казахстане – около 5, в Кыргызстане – около 4, в Туркменистане и Узбекистане – около 3, в Таджикистане – чуть более 1%. В производстве  ВВП Украины малый бизнес составляет 10%, Беларуси -9, Казахстана – 6, Узбекистана -4%.

Наиболее бурное развитие малого предпринимательства, выразившееся в увеличении числа МП и занятых  на них, повышении их удельного веса в ВВП, пришлось на конец 80-х –  начало 90-х годов. Так, за 1919-1993 гг. количество МП возросло с 268 тыс. до 865 тыс. (в этот период существовали иные, чем сейчас, критерии отнесения к МП), среднесписочная численность занятых – с 5,4 млн. до 8,6 млн. человек. Доля малого предпринимательства в ВВП повысилась за этот период с 11,3 до 15,5%.

В 90-х годах в России сложилась весьма специфическая  отраслевая структура МП, а также  выделился ряд сфер экономической  деятельности, где МП не проигрывают  в сравнении с крупными и средними предприятиями. Наибольше число зарегистрированных МП по-прежнему приходится на сферу торговли и общественного питания, более того, ее удельный вес продолжает возрастать. На 1 января 2005 г. число МП здесь составило 399,7 тыс. (рост на 3,4 % по сравнению с началом 1999 г.). В 1996-1999 гг. повысились доля МП этой сферы в общем количестве МП (с  42,7 до 44,9%) и удельный вес занятых в общей численности работников МП (с 27,3 до 33,4%). На  1 января 2005 г. количество МП данного сектора достигло 405,8 тыс., или 46,4% общего числа МП, а численность занятых составила 2,6 млн. человек, увеличившись по сравнению с 2004 г. на 3,9%.

Следующими  по численности  МП и количеству занятых являются промышленность и строительство. Удельный вес предприятий каждой из этих отраслей в общем количестве МП в 2004 г. составил 15,3%, в общем количестве занятых -21,8 и 21,9% соответственно. Наибольшее развитие МП получили в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка, легкая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, а также пищевая  промышленность. На эти отрасли  приходится свыше ¾  зарегистрированных  промышленных МП, так же, как и занятых на них. Видимо, размер для входа в перечисленные отрасли, то есть минимальный размер предприятия, способного эффективно функционировать и конкурировать с остальными, здесь ниже, чем в других отраслях.

Строительство – сфера, где предприятия малых размеров занимают самое видное место среди  всех предприятий отрасли: доля МП  в общей численности предприятий  на 1 января 2004 г.  здесь составила 39,7% (в промышленности – 35,2%, в торговле и общественном питании – 36,3%). Удельный вес МП в общем производстве промышленной продукции в 204 г. был равен всего 4,3%, но можно выделить легкую  промышленность, где этот показатель достигает 20%, а также пищевую, лесную, целлюлозно-бумажную и деревообрабатывающую, где МП производят примерно 1/10 продукции отрасли. В строительстве МП выполняют около 30% подрядных работ. В торговле, включая вещевые, смешанные и продовольственные рынки, свыше 60% розничного оборота приходится на субъекты малого предпринимательства.

Из отраслей с наименьшей долей МП в количестве всех предприятий  следует отметить сельское хозяйство, где этот показатель  составляет  только 4,5%. Вклад МП в производство сельскохозяйственной продукции вообще ничтожен -0,8% в 2004 г. Нишу МП в сельскохозяйственном производстве заняли личные подсобные хозяйства населения, производящие по некоторым видам до 2/3 сельскохозяйственной продукции. Значительная часть произведенной продукции принимает товарную форму и сбывается на рынках. Поэтому можно считать, что в сельском хозяйстве получило широкое развитие незарегистрированное малое предпринимательство.

Подавляющее большинство  МП находится в частной собственности, что в принципе  следует из критериев отнесения предприятия к МП, установленных в 1995 г.В 2003 г. в частной собственности находилось 89,6% общего количества МП, в смешанной  собственности – как российской, так и с иностранным участием – 10,4%. Наибольший удельный вес частный МП характерен для торговли и общественного питания, а также строительства -93% в обеих отраслях, жилищного   коммунального хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания населения -92%. Наименьшая доля частных МП в сфере финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения – 49%; пониженный удельный вес частных МП свойственен также образованию и связи – 70 и 72% соответственно. Средние размеры МП в различных сферах деятельности довольно серьезно различаются , что не в последнюю очередь обусловлено и принятыми в 1995 г. отраслевыми критериями выделения МП.

Распределение МП по сферам деятельности определяется рядом факторов, среди которых можно назвать  специфику конкурентной среды на разных отраслевых рынках, барьеры  для входа на рынок, в  том числе  и административные, особенности лицензирования деятельности, спрос на  соответствующую продукцию и услуги, рентабельность (в отношении МП можно говорить об официальной и неофициальной нормах), характер разгосударствления собственности. Последний фактор, по-видимому, сыграл решающую роль в том, что малое предпринимательство не получило масштабного развития в сельском хозяйстве. Некоторое воздействие на рассматриваемые показатели  оказывают и особенности статистического учета (прежде всего различные отраслевые критерии отнесения к МП).

В качестве основного  фактора развития малого предпринимательства  часто называют государственную  поддержку. Декларируемые государственные  приоритеты лежат в сфере материального  производства и инновационной деятельности. Но, как видно из складывающейся отраслевой структуры МП, сколь-либо заметных сдвигов в сторону промышленности и сельского хозяйства во второй половине 90-х годов не наблюдалось. Более того, удельный вес сельского хозяйства сокращается, так же как и науки и научного обслуживания. Отсюда  вывод: государственную политику по поддержке малого предпринимательства нельзя признать удовлетворительной.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практические аспекты осуществления лизинговых операций
  2. 2.1.  Функции и виды лизинга
  3.  

Сущность лизинга проявляется  в выполняемых им функциях, однако, по поводу которых у экономистов нет единого мнения. Так, Е.Н. Чекмарева называет финансовую, производственную, сбытовую функции и функцию получения значительных налоговых и амортизационных льгот. Финансовая функция лизинга, по мнению экономиста, выражена наиболее четко, поскольку лизинг является формой вложения средств в основные фонды для удовлетворения инвестиционных потребностей предприятий. Лизингополучатель, обращаясь к лизингу по финансовым мотивам, получает возможность пользоваться имуществом без единовременной мобилизации необходимых в полном объеме на эти цели собственных средств или банковского кредита. Производственная функция лизинга заключается в оперативном и гибком решении лизингополучателем своих производственных задач посредством временного использования, а не приобретения машин и оборудования в собственность. Лизинг наиболее эффективен в отношении дорогостоящей, с наибольшим риском морального старения техники и дает возможность лизингополучателю использовать в своей производственной деятельности не только отдельные виды оборудования, но и полностью укомплектованные техническими средствами производства.

Сбытовая функция лизинга проявляется  в случае, если к нему прибегают  в целях расширения круга потребителей и завоевания новых рынков сбыта. За рубежом, прежде всего в Англии и США, по утверждению Е.Н. Чекмаревой, последовательно и в широких масштабах осуществлялась функция предоставления значительных налоговых и амортизационных льгот. В лизинговом  предпринимательстве России реализуется главным образом финансовая и производственная функции.

По мнению В.А. Горемыкина, лизинг выполняет  многочисленные функции: финансовую, производственную, сбытовую, получения налоговых льгот, расширения зоны предпринимательства, развития конкурентных отношений, разгосударствления и приватизации имущества5.

М.Х. Суюнчев утверждает, что лизингу  присущи воспроизводственная, стимулирующая  и регулирующая функции. Воспроизводственная  функция реализуется через инвестиционно-кредитную  и сбытовую деятельность лизингодателя, в результате которой лизингополучатель на кредитной основе получает инвестиционный ресурс.

Вместе с тем, воспроизводственная  функция заключается в создании условий для воспроизводства  основных фондов и, косвенно,- для воспроизводства  рабочей силы. Приобретение техники и оборудования по лизингу позволяет оперативно решить производственные задачи путем использования, а не приобретения дорогостоящей  техники; а в случае полного лизинга воспользоваться услугами по техническому обслуживанию, страхованию, получить необходимое сырье и др. Вместе с тем, лизинг техники и оборудования, автотранспортных средств, недвижимости позволяет лизингополучателю не только повысить производительность труда, работоспособность, но и расширить границы свободного времени, улучшить комфортность условий труда и отдыха.

Финансовая функция лизинга  состоит в снижении потребности  в собственном капитале для организации  бизнеса или при его расширении, удовлетворении инвестиционных потребностей физических и юридических лиц; гибкости системы платежей и др .

Функция получения налоговых и  амортизационных льгот реализуется  при предоставлении государством различных  льгот участникам лизинговых сделок по сокращению размера налогооблагаемой прибыли, применению ускоренной амортизации, снижению таможенных пошлин, стимулированию использования современных достижений науки и техники.

Стимулирующая функция лизинга  заключается в активизации накопления капитала, производственных  инвестиций, ускорении научно-технического прогресса  и экономического роста. Получение современной высокопроизводительной техники и оборудования в лизинг создает мотивации к эффективному труду, развивает предпринимательство.

Регулирующая функция состоит  в создании условий по соединению развития отраслей, национального хозяйства в целом, включая обновление основных фондов как убыточных, так и перспективных отраслей. С помощью механизма лизинга можно изменять макроэкономические пропорции; расширить границы международного сотрудничества и международных экономических связей.

Все функции лизинга взаимосвязаны и взаимодействуют. Однако, в зависимости от различных макроэкономических факторов,  степень их  реализации может меняться: либо усиливаться, либо ослабляться.

Таким образом, сложная сущностная основа лизинга обнаруживается в  производственной, сбытовой, финансовой (кредитной), инвестиционной и других функциях, коренным образом отличающихся от функций соответствующих форм предпринимательской деятельности. Сущность лизинга, проявляемую в выполняемых им функциях, можно рассматривать в контексте конвергенции, то есть сближения функций на основе постоянного углубления и расширения взаимодействий.

Информация о работе Лизинг и его роль в малом бизнесе