Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:27, дипломная работа
Поэтому цель работы состоит в том, чтобы на основе содержательного анализа лизинга как модифицированной системы отношений и особенной формы предпринимательской деятельности, экономико-правовых условий его организации и применения, выявить потенциальные возможности лизинга в процессе развития малого бизнеса в России.
Основные задачи исследования:
- Изучить теоретические и методологические основы лизинга;
- Рассмотреть практические аспекты осуществления лизинговых операций;
- Проанализировать особенности и перспективы использования лизинга в малом бизнесе в России на современном этапе.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и методологические основы лизинга……………………….6
1.1.Понятие и общая характеристика лизинга………………………………….6
1.2.Финансовые особенности лизинговых отношений………………………11
1.3.Современные тенденции развития малого предпринимательства в России…………………………………………………………………………….19
2. Практические аспекты осуществления лизинговых операций…………….24
2.1.Функции и виды лизинга…………………………………………………..24
2.2.Организация лизинговой сделки…………………………………………..34
2.3. Некоторые отраслевые особенности лизинга…………………………….43
2.4.Проблемы малых предприятий, связанные с привлечением финансирования…………………………………………………………………52
3. Особенности и перспективы использования лизинга в малом бизнесе в России на современном этапе…………………………………………………..55
3.1. Перспективы использования лизинга в малом бизнесе в России на современном этапе………………………………………………………………55
3.2. Участие государства в лизинговых отношениях………………………...64
Заключение……………………………………………………………………….69
Список использованных источников………………………………………….69
Так, в России начинающим фермерам предоставляется отсрочка лизинговых платежей. Установлены дифференцированные размеры первоначальных платежей за технику, при расчетах возможно применение и бартера. Платежи рассчитываются в соответствии с «Методическими рекомендациями по расчету лизинговых платежей», утвержденными Минэкономики РФ от 16 апреля 1996 года, на основе цены, действующей на день передачи объекта в лизинг, без учета инфляции4. В условиях инфляции это означает, что сумма лизинговых платежей окажется меньше, чем цены на технику в тот момент, когда она переходит в собственность лизингополучателя, хотя машины могут использоваться при благоприятных условиях еще в течение 4-5 лет.
Порядок осуществления лизинговых платежей является одним из преимуществ лизинговых сделок. В договоре могут быть оптимально учтены интересы всех сторон сделки, так как размеры и сроки выплат определяются на основе совместного соглашения.
Однако лизинг имеет
и недостатки, главный из них –
относительная дороговизна
Хотя лизинговые платежи
относят на себестоимость продукции
и тем самым уменьшают
В современных условиях лизинг является дополнением к традиционными источникам средств для удовлетворения инвестиционных потребностей предприятий. Применение лизинга в хозяйственной практике позволяет активизировать инвестиционный процесс, улучшить финансовое состояние лизингополучателей, повысить конкурентоспособность.
1.3. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России
По последним данным Госкомстата России на 1 января 2005 года количество зарегистрированных малых предприятий (МП) в России составило 875,5 тыс., или 27% общего числа предприятий и организаций, учитываемых Единым государственным регистром предприятий и организаций (ЕГРПО). Число замещенных рабочих мест на МП в январе 2005 г. равнялось 7568,9 тыс. человек, из которых списочный состав работников (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) включал 6582,8 тыс. человека, или 87%. В общем количестве замещенных рабочих мест всех категорий предприятий и организаций удельный вес работников МП составил 14,8%. В 2004 г. доля товаров, работ и услуг, произведенных МП, ВВП России достигла 9,5%. Численность индивидуальных предпринимателей на начало 2005 г., по данным МНС России, находилась на уровне 4 млн. человек. По оценке, на доходы от малого предпринимательства живут 20% россиян.
Однако нынешние масштабы развития малого предпринимательства в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами развитой рыночной экономикой: наша страна далеко отстает от них по вышеперечисленным показателям (см. Приложение 1).
Подобные сопоставления свидетельствуют о том, что России находится в самом начале пути формирования сектора малого предпринимательства. Справедливости ради отметим, что на фоне стран СНГ Россия выглядит далеко на худшим образом. По оценкам Исполнительного комитета СНГ, доля населения, занятого в малом бизнесе, составляет в Азербайджане около 13%, в Армении, Беларуси, Казахстане – около 5, в Кыргызстане – около 4, в Туркменистане и Узбекистане – около 3, в Таджикистане – чуть более 1%. В производстве ВВП Украины малый бизнес составляет 10%, Беларуси -9, Казахстана – 6, Узбекистана -4%.
Наиболее бурное развитие малого предпринимательства, выразившееся в увеличении числа МП и занятых на них, повышении их удельного веса в ВВП, пришлось на конец 80-х – начало 90-х годов. Так, за 1919-1993 гг. количество МП возросло с 268 тыс. до 865 тыс. (в этот период существовали иные, чем сейчас, критерии отнесения к МП), среднесписочная численность занятых – с 5,4 млн. до 8,6 млн. человек. Доля малого предпринимательства в ВВП повысилась за этот период с 11,3 до 15,5%.
В 90-х годах в России сложилась весьма специфическая отраслевая структура МП, а также выделился ряд сфер экономической деятельности, где МП не проигрывают в сравнении с крупными и средними предприятиями. Наибольше число зарегистрированных МП по-прежнему приходится на сферу торговли и общественного питания, более того, ее удельный вес продолжает возрастать. На 1 января 2005 г. число МП здесь составило 399,7 тыс. (рост на 3,4 % по сравнению с началом 1999 г.). В 1996-1999 гг. повысились доля МП этой сферы в общем количестве МП (с 42,7 до 44,9%) и удельный вес занятых в общей численности работников МП (с 27,3 до 33,4%). На 1 января 2005 г. количество МП данного сектора достигло 405,8 тыс., или 46,4% общего числа МП, а численность занятых составила 2,6 млн. человек, увеличившись по сравнению с 2004 г. на 3,9%.
Следующими по численности МП и количеству занятых являются промышленность и строительство. Удельный вес предприятий каждой из этих отраслей в общем количестве МП в 2004 г. составил 15,3%, в общем количестве занятых -21,8 и 21,9% соответственно. Наибольшее развитие МП получили в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка, легкая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, а также пищевая промышленность. На эти отрасли приходится свыше ¾ зарегистрированных промышленных МП, так же, как и занятых на них. Видимо, размер для входа в перечисленные отрасли, то есть минимальный размер предприятия, способного эффективно функционировать и конкурировать с остальными, здесь ниже, чем в других отраслях.
Строительство – сфера,
где предприятия малых размеров
занимают самое видное место среди
всех предприятий отрасли: доля МП
в общей численности
Из отраслей с наименьшей долей МП в количестве всех предприятий следует отметить сельское хозяйство, где этот показатель составляет только 4,5%. Вклад МП в производство сельскохозяйственной продукции вообще ничтожен -0,8% в 2004 г. Нишу МП в сельскохозяйственном производстве заняли личные подсобные хозяйства населения, производящие по некоторым видам до 2/3 сельскохозяйственной продукции. Значительная часть произведенной продукции принимает товарную форму и сбывается на рынках. Поэтому можно считать, что в сельском хозяйстве получило широкое развитие незарегистрированное малое предпринимательство.
Подавляющее большинство
МП находится в частной
Распределение МП по сферам деятельности определяется рядом факторов, среди которых можно назвать специфику конкурентной среды на разных отраслевых рынках, барьеры для входа на рынок, в том числе и административные, особенности лицензирования деятельности, спрос на соответствующую продукцию и услуги, рентабельность (в отношении МП можно говорить об официальной и неофициальной нормах), характер разгосударствления собственности. Последний фактор, по-видимому, сыграл решающую роль в том, что малое предпринимательство не получило масштабного развития в сельском хозяйстве. Некоторое воздействие на рассматриваемые показатели оказывают и особенности статистического учета (прежде всего различные отраслевые критерии отнесения к МП).
В качестве основного фактора развития малого предпринимательства часто называют государственную поддержку. Декларируемые государственные приоритеты лежат в сфере материального производства и инновационной деятельности. Но, как видно из складывающейся отраслевой структуры МП, сколь-либо заметных сдвигов в сторону промышленности и сельского хозяйства во второй половине 90-х годов не наблюдалось. Более того, удельный вес сельского хозяйства сокращается, так же как и науки и научного обслуживания. Отсюда вывод: государственную политику по поддержке малого предпринимательства нельзя признать удовлетворительной.
Сущность лизинга проявляется в выполняемых им функциях, однако, по поводу которых у экономистов нет единого мнения. Так, Е.Н. Чекмарева называет финансовую, производственную, сбытовую функции и функцию получения значительных налоговых и амортизационных льгот. Финансовая функция лизинга, по мнению экономиста, выражена наиболее четко, поскольку лизинг является формой вложения средств в основные фонды для удовлетворения инвестиционных потребностей предприятий. Лизингополучатель, обращаясь к лизингу по финансовым мотивам, получает возможность пользоваться имуществом без единовременной мобилизации необходимых в полном объеме на эти цели собственных средств или банковского кредита. Производственная функция лизинга заключается в оперативном и гибком решении лизингополучателем своих производственных задач посредством временного использования, а не приобретения машин и оборудования в собственность. Лизинг наиболее эффективен в отношении дорогостоящей, с наибольшим риском морального старения техники и дает возможность лизингополучателю использовать в своей производственной деятельности не только отдельные виды оборудования, но и полностью укомплектованные техническими средствами производства.
Сбытовая функция лизинга
По мнению В.А. Горемыкина, лизинг выполняет многочисленные функции: финансовую, производственную, сбытовую, получения налоговых льгот, расширения зоны предпринимательства, развития конкурентных отношений, разгосударствления и приватизации имущества5.
М.Х. Суюнчев утверждает, что лизингу
присущи воспроизводственная, стимулирующая
и регулирующая функции. Воспроизводственная
функция реализуется через
Вместе с тем, воспроизводственная функция заключается в создании условий для воспроизводства основных фондов и, косвенно,- для воспроизводства рабочей силы. Приобретение техники и оборудования по лизингу позволяет оперативно решить производственные задачи путем использования, а не приобретения дорогостоящей техники; а в случае полного лизинга воспользоваться услугами по техническому обслуживанию, страхованию, получить необходимое сырье и др. Вместе с тем, лизинг техники и оборудования, автотранспортных средств, недвижимости позволяет лизингополучателю не только повысить производительность труда, работоспособность, но и расширить границы свободного времени, улучшить комфортность условий труда и отдыха.
Финансовая функция лизинга
состоит в снижении потребности
в собственном капитале для организации
бизнеса или при его
Функция получения налоговых и
амортизационных льгот
Стимулирующая функция лизинга
заключается в активизации
Регулирующая функция состоит в создании условий по соединению развития отраслей, национального хозяйства в целом, включая обновление основных фондов как убыточных, так и перспективных отраслей. С помощью механизма лизинга можно изменять макроэкономические пропорции; расширить границы международного сотрудничества и международных экономических связей.
Все функции лизинга взаимосвязаны и взаимодействуют. Однако, в зависимости от различных макроэкономических факторов, степень их реализации может меняться: либо усиливаться, либо ослабляться.
Таким образом, сложная сущностная основа лизинга обнаруживается в производственной, сбытовой, финансовой (кредитной), инвестиционной и других функциях, коренным образом отличающихся от функций соответствующих форм предпринимательской деятельности. Сущность лизинга, проявляемую в выполняемых им функциях, можно рассматривать в контексте конвергенции, то есть сближения функций на основе постоянного углубления и расширения взаимодействий.